Факторы, препятствующие успеху предпринимательской деятельности, и их нейтрализация
Вместо слова «проблема», которое часто используют предприниматели, лучше использовать слово «препятствие», так как оно отражает факт движения к определенной цели, что позволяет быстрее находить
выходы в сложных ситуациях. В то время как проблема может казаться неясной и труднопреодолимой, цель всегда конкретна и, следовательно, для ее достижения, несмотря на трудности, можно подобрать конкретные методы. При этом нужно научиться не бояться препятствий, а радоваться им, ибо именно они превращают нашу жизнь из серых скучных будней в интересное и увлекательное приключение.
Одна из часто встречающихся ошибок при столкновении с препятствием - это чрезмерная фиксация на нем до такой степени, что из виду теряется стратегическая цель. На самом деле препятствие,
как правило, отделяет вас от цели промежуточной, которая является лишь одним из возможных вариантов достижения стратегической цели. Если же препятствие очень серьезно, то можно подобрать иную,
более достижимую промежуточную цель. В этом случае предприниматель должен задать себе ряд важных вопросов:
· А для чего я это делаю?
· Какова моя стратегическая цель?
· Могу ли я достичь своей цели иным способом?
Дело в том, что достичь своей главной цели при столкновении с препятствием можно разными способами. Самый простой из них (но не всегда самый удачный) заключается в том, чтобы добавить ресурсов
и пробить препятствие. Кроме этого, существуют и другие, часто более удачные способы: обойти препятствие, убрать его с дороги, договориться с препятствием (если это человек), подключить других
людей, чтобы убрать препятствие, сменить промежуточную цель или даже цель стратегическую.
Возможные варианты преодоления препятствий на пути к цели изображены на схеме:
1 — пробить препятствие; 2 — обойти препятствие; 3 — убрать препятствие; 4 — договориться с препятствием; 5 — подключить других людей, чтобы убрать препятствие; 6 — использовать препятствие как опору для толчка; 7 — сменить промежуточную цель; 8 — сменить конечную цель;
Главный итог этой схемы заключается в том, что на любом этапе движения важно помнить о своей стратегической цели, достижению которой подчинены все промежуточные шаги. На этом пути нет и не
может быть прямой столбовой дороги, вместо этого предпринимателю придется не раз менять курс, намечать иные промежуточные цели, совершать обходные маневры. Но в любой ситуации его внутренний
компас должен указывать на главную цель данного отрезка жизни. Тактика действий будет различаться в зависимости от того, на что нацелен предприниматель:
· достижение максимальной рентабельности;
· получение максимальной прибыли;
· захват определенной части рынка;
· создание имиджа своей компании и т. д.
Предпринимательский риск.
Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан
до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, главное --- не повторять оплошностей и постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Предприниматель должен стараться действовать так, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только об уменьшении прибыли, но не стоял вопрос о банкротстве.
Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий.
Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска. Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы — объекта управления и управляющей подсистемы — субъекта управления.
Объектомуправления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. д.
Субъектомуправления в риск-менеджменте выступает сам предприниматель, который управляет своим
бизнесом. Этот процесс может осуществляться только при условии получения необходимой информации обо всех компонентах системы бизнеса. Приобретение надежной и достаточной информации для выбора правильного решения в данных условиях играет главную роль. Ее можно получать из различных источников: статистических отчетов, средств массовой информации, интернета, компьютерных баз данных и т. д. Иногда необходимо навести справки о своих контрагентах или будущих сотрудниках в коммерческой среде или из оперативных источников. Степень подробности и полноты требуемой информации определяется важностью предстоящего действия. В указанную информацию также могут входить сведения о вероятности того или иного страхового случая, данные о наличии и устойчивости спроса на товары, о платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов. Как утверждают специалисты, тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Наличие у предпринимателя достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принимать финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Однако в любом случае полностью избежать риска невозможно, особенно если деятельность новая. Поэтому речь идет о том, чтобы сделать риск оправданным, т. е. таким, когда предполагаемая прибыль с лихвой покрывает возможные потери.
В настоящее время наиболее сложной и актуальной является проблема оптимального варианта инвестирования средств. Предприниматель в этом случае сталкивается с различными видами неопределенностей. В суммарном виде они образуют критическую неопределенность, при которой и возникает элемент риска. Тогда перед предпринимателем возникает сложная задача — определить степень
риска по уровню допустимости, учитывая конъюнктуру рынка и другие факторы.
Для предвидения величины возможных рисков без применения сложных математических моделей (как правило, недоступных предпринимателям) используется «дерево событий». Данный метод представляет
собой графический способ прослеживания отдельных возможных инцидентов с оценкой вероятности каждого из возможных событий и вычислением суммарной вероятности главного события, приводящего к выводу из строя всей системы.
Конечно, математически точно вычислить вероятность того или иного события в реальном бизнесе весьма трудно, однако примерно оценить возможность наступления некоторых событий можно и нужно.
Составление подобного «дерева», во-первых, покажет предпринимателю возможные риски, а во-вторых, позволит наметить профилактические меры, заблаговременное применение которых поможет предотвратить наступление некоторых неблагоприятных событий. На схеме обычно отражаются события, вероятность наступления которых достаточно велика.