Особенности функционирования СМСП
Функционирование СМСП характеризуется следующими особенностями:
1. Производственный процесс на малом предприятии отличается узкой специализацией (выпуск определенных видов товаров или услуг), ограниченностью масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, а также упрощенностью системы сбыта.
2. Малое предприятие имеет свои особенности в системе управления. Это объясняется тем, что сам владелец собственности непосредственно руководит предприятием. Предприниматель кровно заинтересован в процветании своего дела, тем более он рискует своей собственностью, поэтому он непосредственно включен практически во все функциональные области. Последним указанным фактом объясняется компактность управленческой команды, многофункциональность менеджеров, отсутствие громоздких управленческих структур, неформальный характер планирования и контроля, а также быстрота принятия решений.
3. Отношения между работниками малого предприятия носят чаще всего неформальный характер, что благотворно сказывается на психологическом климате в коллективе. Небольшие масштабы производства позволяют малому предприятию оставаться гибким, быстро реагировать на спрос, изменения вкусов потребителей и быть восприимчивым к нововведениям.
4. Небольшой размер используемых финансовых ресурсов определяет низкую капитализацию (расширение основного капитала), но высокую оборачиваемость капитала. Нельзя проигнорировать и такой аспект, как влияние семейных и родственных связей на хозяйственную деятельность. Это связано с тем, что часто на предприятии работают члены семьи.
5. Локальность ресурсных и сбытовых рынков способствует формированию неформальных взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей. Ограниченность источников финансирования и постоянная нехватка капиталов приводит к значительной зависимости малого предприятия от системы поддержки малого предпринимательства, а в системе кооперационных связей с крупными предприятиями ставит их в подчиненное положение.
6. Сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки и изменениям законодательства, что делает малые предприятия уязвимыми и неустойчивыми в рыночных условиях.
7. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства.
К основным преимуществам малого и среднего бизнеса можно отнести следующее:
1. Близость к клиенту. В отличие от предприятий крупного бизнеса малые предприятия практически всегда находятся в тесном контакте с клиентом, почти в повседневном. Это отлично позволяет данным предприятиям наиболее быстро адаптироваться и проялвять гибкость в зависимости от желаний клиентов, и, как результат, они могут добиться того, что именно их продукции потребитель в итоге отдаст свое предпочтение:
2. Способность поcтоянно изменяться и адаптироваться. Предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления своей деятельности приходится постоянно «бороться за выживание», так как велика вероятность вытеснения со стороны крупных и средних предприятия. Помимо этого они сильно зависят от своей клиентуры и поставщиков, так что они вынуждены постоянно искать различные новые способы снижения издержек;
3. Низкие накладные расходы. Является фактом то, что в традиционной организации в процессе ее расширения круг управленческих задач, которые необходимо решать в кратчайшие сроки, постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается и рост удельных накладных расходов на все время увеличивающийся аппарат администрации. Небольшие компании, которые лишены внутренней бюрократии, могут держать эти расходы на относительно низком уровне;
4. Испoльзование «мaлых ниш». В процечее насыщения рынков сбыта все более растет необходимость поиска новых товарных ниш. В сравнении с крупными предприятиями, которые в основном гонятся за увеличением масштаба деятельности, мелкие предприятия наоборот видят необходимость в поиске микрониш. Рабoтая на первoм этaпе с минимaльной пpибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, котoрая с течением врeмени мoжет стать нoвым, крyпным истoчником дохода;
5. Иннoвационный пoтенциал. Как было отмечено выше, предприятия малого бизнеса имеют необходимость постояннно адаптироваться к изменениям в бизнес-среде, в технологиях производства, а также в потребностях покупателей. Более того, мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей сфере, которые вполне готовы к риске, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации;
6. Вoзможность oбъединять уcилия. Для того, чтобы предприятия малого бизнеса были способны оказать сопротивление своих крупных и средним конкурентам, целесообразно для них образовывать различного рода объединения как краткосрочного, так и долгосрочного характера.