История путешествий и гостеприимства стран Запада
В XVII—XVIII вв. Испания и Португалия постепенно оттесняются на периферию в области исследования и открытия новых земель. Ведущими государствами в этих приоритетных областях мировой политики и экономики становятся Голландия и Англия.
Вскоре после Голландии на путь новых географических открытий и колониальных захватов вступила Англия.
Еще в правление королевы Елизаветы английские купцы в середине XVI в. начинают искать как новые земли (объект для колонизации), так и новые рынки.
В частности, их интересует возможность Северо-восточного прохода: наличие морского пути из Атлантического океана в Тихий вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Таким путем они хотели добраться к берегам Восточной Азии, проникнуть в Китай и Индию.
Индустрия гостеприимства на рубеже XIX-XX вв. становится важной сферой экономики многих стран. Проблемы строительства гостиниц, подготовки персонала, ценообразования решали бизнес союзы, акционерные общества, концерны. В начале XX в. из других отличается Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз владельцев гостиниц. В 1906 г. возникает Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 средств размещения в разных странах.
C 1900-х гг. деревенские гостиницы Англии были открыты заново велосипедистами, а затем мотоциклистами, и красивые гостиницы деревень Англии, Уэльса и Шотландии вновь обрели былую значимость для путешественников.
В 1906 г. организовывается Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира. Этот Союз служил общим задачам гостиничного движения, созданию единой классификации гостиниц и решению иных важных вопросов этой отрасли.
Особенно интенсивно росло число гостиниц и ресторанов в Европе. Так, в Германии 1913 г. насчитывалось 90 тыс. отелей, Австро-Венгрии - 15 тыс., России 1910 г. - 4685 гостиниц и т. д.. Строительство новых гостиниц привело четкую дифференциацию в размерах, условиях проживания, обслуживания. В крупных новых гостиницах созданы комфортные условия проживания - их сооружали в центре городов вблизи важных транспортных коммуникаций - вокзалов, магистралей. Часто новые гостиницы строили на месте разрушенных старых, которые не отвечали необходимым требованиям того времени.
Престижные районы крупных городов имели специализированные отели с максимальными удобствами, вышколенным персоналом для особо богатых клиентов - бизнесменов, политиков, деятелей искусства. В Лондоне 1905-1908 pp. открыто отель "Piccаdilly", в Амстердаме (Нидерланды) - отель "Victoriа", "Аmericаn Hotel", в Москве - "Метрополь", "ГрандТотель", "Париж" и др..
В Австро-Венгрии в 1913 г. существовало уже 15 тыс. гостиниц. В основном это были небольшие гостиницы, но наряду с ними строились и крупные. Эти гостиницы имели общую емкость номерного фонда 500 000 мест, то есть вместимость каждой гостиницы составляла 30-35 мест. Одно гостиничное место приходилось на 80 жителей страны.
В Германии в том же 1913 г. было 90 тыс. гостиниц, как правило, тоже мелких. Важным событием явилось открытие в Дюссельдорфе института гостиничного дела [4, C. 33].
Швейцария и Италия начинают усиленно разрабатывать золотую жилу туризма, широко используя исторические и архитектурные памятники, богатство и колорит природной среды. Именно в Италии и Швейцарии впервые появились туристские гостиницы. В больших масштабах осуществлялось строительство гостиниц в курортных местах. Приоритетными в размещении курортных гостиниц становятся природные факторы: гостиницы строились в наиболее живописных местах возле озер, рек, морских пляжей, минеральных источников и др.
Этапы развития туризма
Тури́зм —временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
Четыре основные стадии (этапы) в истории развития туризма
Первая - от древнейших времен до конца XVIII - начала XIX в Это стадия начала развития мирового туризма
Вторая - начало XIX века до конца Первой мировой войны - период становления организованного туризма
Третья - от 1918 г до конца Второй мировой войны - этап индустриализации туризма
Четвертая - с 1945 г до наших дней Связанная с массовым развитием туризма и процессом глобализации
Первая стадия: развитии туризма стало использование минеральных вод, грязей с лечебно-оздоровительной целью, их применение издревле свидетельствуют археологические раскопки, описания в Библии, например,, об использовании священного озера Бенарес под Иерусалимом с лечебной целью
Вторая стадия,которую еще называют железнодорожной эрой, она связана с первым взрывом большого спроса на путешествия и их влиянием на общественные привычки и экономику стран. Рост скорости перемещения с помощью пароходов и поездов, а также увеличение количества населения и его финансово-экономических возможностей создали заметный туристический рынок. Появились путешествия, а с ними - туристические центры с туристической торговлей агентами, туроператор, которые предлагали организованные туры, турпакеты и даже туристическая литература. Организованные поездки стимулировали строительство крупных гостиниц в городах возле вокзалов и на популярных курортах Спрос на туристические услуги стимулировал развитие курортов, основанные на использовании м минеральных источников, грязей.
Третий (межвоенный) период: технические усовершенствования, ускоренные потребностями военного времени.
Четвертый период -стадия массовых путешествий - начинается от 1945 р и продолжается до наших дней. На этом этапе внедряется научно-техническая революция, которая реализовалась ростом благосостояния всех слоев населения мира, с увеличением доходов и свободного времени, что повлияло на образ жизни и поведение людей.