Понимание души вашего предприятия
Очень существенный фактор, который следует понимать, когда мы говорим о побудительных мотивах, состоит в том, что каждая сущность, будь то предприятие или страна, имеет свою "душу" - некую уникальную черту. Эту душу составляют люди, история и видение. Подлинная природа и сила этой души становится очевидной во время кризисов, поскольку именно перед лицом опасности всё внешнее уходит и обнажается сущность. В этом смысле даже незначительный кризис может дать руководителю представление о сути его предприятия, и он сможет выполнять свою роль более успешно при более серьёзном кризисе или когда всё нормально.
Без понимания души предприятия положение его руководителя не просто слабое, но и неправильное. Те, кто принимают близко к сердцу душу предприятия, являются последователями; руководитель - это тот, кто даёт определение душе предприятия. Успех всякого дела зависит от того, как действуют люди. Если на вашем предприятии есть люди, которые отождествляют себя с его душой и местом, значит, вы держите в руках ключ к успеху и долголетию вашего дела. Помочь вашим людям привязаться к душе вашего дела - самая первостепенная задача для руководителя, который хочет добиться успеха. Чтобы сделать это, он должен чётко определить цель своего предприятия, так чтобы люди могли её понять и стать её частью.
Наполеон испытал душу Британии и был ею побеждён. Около века спустя Гитлер снова подверг Британию проверке на прочность, и эта великая страна снова одержала победу. Эти же двое проверили на крепость душу России и были повержены. Военный конфликт в Афганистане не был настоящим испытанием для России, так же как и Вьетнам для Америки, поскольку люди привязаны к территориям и именно на родной почве можно идентифицировать душу. Уберите человека с его родной земли, и его решимость тает, поскольку размывается его идентичность. Британия отдала бы без боя все свои колонии, но горе тому, кто покусится на британские острова! На своей территории армия конфедератов в гражданскую войну была непобедима до тех пор, пока в ней оставались бойцы. На территории южан солдаты армии Потомака (унионисты) не могли продемонстрировать той решительности, которую они проявляли, когда угрозе подвергалась их территория.
Душа армии, очевидно, связана с нацией, которую она представляет, но также может быть связана и с идеалами свободы, демократии и т. п. Если душа армии построена на таких идеалах, то надо понимать, что её моральные устои распадутся, если конфликт, в котором она участвует, не затрагивает её души. Для США оказалось невозможным поддерживать моральный дух армии, воюющей во Вьетнаме, поскольку душа её была связана с защитой идеалов свободы и не могла сохранить такую мотивацию при защите диктаторского правительства. Если ваше предприятие выходит за рамки присущей ему души, то вам следует произвести некоторые существенные изменения и часто смириться с фактом, что эффективность снизится.
Душа предприятия непосредственно связана с продуктом производства. Производительность тесно связана со способностью руководителя идентифицировать своих работников с производимой продукцией. Хороший способ состоит в том, чтобы связать продукцию с городом, районом или более крупной организацией. Автомобильная промышленность удачно использовала этот принцип в Детройте; корпорация "Боинг" - в Сиэтле, и т. п. Люди, работающие на этих предприятиях, знают, что выпускают продукцию, представляющую в мире их город, состоящий из их друзей и родственников.
Душа спортивной команды связана со спортивной игрой. Чемпионаты, слава и награды, несомненно, помогают в мотивации игроков, но всё это должно быть основано на первичной мотивации - любви к самой игре. Если игрок утрачивает любовь к игре, другие побудительные мотивы позволят ему неплохо выступать, но он никогда не сможет полностью реализовать свой потенциал. Первоочередная задача для тренера - привить игрокам любовь к игре и поддерживать её в них.
Вторая задача тренера состоит в том, чтобы привязать команду к городу, району или клубу, за который она играет. Мудрый тренер передаст команде сильное чувство того, что они защищают честь школы, которая представляет их штат, всех выпускников и т. п. Дальновидные владельцы профессиональных команд стараются укоренить своих игроков в обществе, поскольку понимают, что это для них добавочный стимул. Постоянная перекупка игроков разрушает эту мотивировку и снижает их стремление к наивысшим показателям, что ощущают болельщики, и это влияет на их верность любимым командам. Поэтому некоторые из команд-победителей не могут наполнить зрителями стадионы родных городов, особенно если поблизости есть другие места для развлечений.
Церковь (настоящая церковь, а не бизнес) идентифицирует себя с Господом, Которому поклоняется. Очевидно, что настоящий продукт, производимый многими христианскими церквами, не Христос, а скорее определённое учение, личность пастора или некоторые проекты и цели, которые пасторы пытаются достигнуть. У них душа более похожа на душу типичной корпорации, чем на библейскую веру, а их руководители скорее управляющие, чем пророки. Многие из лидеров в этой области начинают высказываться об этом более откровенно, заявляя о своём неверии, но если производимый ими продукт или цель не Христос, то не будет ли честнее вообще не упоминать Его имя? Использовать Христову церковь, чтобы распространять философию часто противоположную учениям Христа, настолько бесчестно, что легко понять, почему в церкви так много сегодня сумятицы, неверности и лицемерия. Глубокая мотивация и долговременный успех всегда прочно связаны с честностью. Это не означает, что не существует истинных христианских церквей, честных церковных лидеров и настоящих верующих, и вполне понятно, почему такие церкви беспрецедентно растут, в то время как другие усыхают.
В любой организации будет сохраняться преданность, если в ней существуют "душевные узы". Есть и другие стимулы, вроде премий, признания персональных заслуг и т. п., но это никогда не может рассматриваться в качестве первичной мотивации. Не имеет значения, насколько велика наша харизма как лидеров, но мы не можем передать другим субстанции, которой сами не имеем. Эффективный лидер не может ослабить контакт со своей основной задачей или продуктом. Солдат должен любить свою страну, если от него требуется рисковать ради неё жизнью, и побуждать других к этому. Если спортсмен утратил страсть к игре, успех тренера, в лучшем случае, будет ограничен. Если вы сами потеряли любовь и веру в Благую Весть, у вас будет мало новообращённых. Успешный лидер должен остерегаться специализации во второстепенном. Познайте сердце, или "душу", вашего предприятия и держитесь его крепкой хваткой, какую только смерть сможет ослабить.
Источник авторитета
Наш авторитет может быть определён как мера нашего руководства и пределы нашей юрисдикции. Например, директор корпорации может рассчитывать на высокий уровень уважения со стороны работников фирмы в деловой области, но иметь мало власти влиять на их политические убеждения.
Существует две важных стороны авторитета. Первую назовём формальной стороной. Этот авторитет осязаем, поскольку определяется должностью, такой, например, как прораб, капитан судна, президент, судья и т. п. Вторую сторону авторитета назовём духовной. Духовный авторитет больше неосязаемый, поскольку это уважение, которое надо заслужить. Мастеру в цехе дана власть руководить производством, и рабочие будут его слушаться из-за его должности. В то же время, если этого мастера не любят или не уважают, то у него будет мало духовного авторитета среди своих рабочих, и поэтому, вероятнее всего, они не будут для него делать всё, на что способны.
После того как достигнут определённый уровень формального авторитета, делом лидера становится приложить усилия к тому, чтобы построить прочное основание авторитета духовного, если он хочет добиться высоких результатов. Во многих случаях духовный авторитет оказывает на людей большее воздействие, чем авторитет формальный. Все, кто когда-либо служил в армии, знают, что иногда сержант, который не имеет формальной власти, данной лейтенанту или капитану, обладает большим влиянием на солдат в разгар сражения, чем офицеры. Поэтому опытные офицеры работают обычно через сержантов, стараясь завоевать авторитет или получить влияние среди них.
Формальный авторитет вытекает напрямую из занимаемой должности. Основа авторитета духовного лежит в опыте, цельности характера и любви к цели или результату всего предприятия. Именно опыт часто даёт больше реальной власти сержанту, чем менее опытным, но более высокопоставленным офицерам. Более высокий уровень авторитета может быть просто данью уважения, которое люди испытывают к человеку неизменно честному и благородному.
Хорошим примером того, как любовь к конечному результату может перерасти в духовную власть, служит школьный опыт моего друга. Для учителя конечным продуктом его труда является способность передавать полезные знания своим ученикам. У моего друга возникли такие трудности в освоении математики, что и он сам, и преподаватель стали думать, что он безнадёжно невосприимчив к этому предмету. Но в седьмом классе он попал к другой учительнице математики. Она так любила свой предмет, что заражала других этой любовью. Она не просто преподавала предмет, но передавала своим ученикам такую любовь, что они сами потом становились учителями. Мой друг преуспел в занятиях не только в тот год, но и во все последующие годы своего обучения, и продолжает любить математику сейчас до такой степени, что в свободное время занимается решением сложных математических задач. Учитель, который был подлинным лидером, превратил то, что было мучением, в предмет страсти и достиг этого тем, что страстно любил математику сам.
У мастера, который любит своё ремесло и может сообщить свою любовь рабочим, всегда будет самая лучшая мастерская. У тренера, который любит игру и умеет внушать эту любовь другим, будет лучшая команда. И у капитана, любящего море и судно, будет лучшая команда. Те, кто испытывают любовь к результату своего труда, всегда будут лучшими руководителями, потому что они сами будут тратить больше времени и усилий, совершенствуясь в своём деле.
Когда я работал на полставки лётным инструктором, я познакомился с военным лётчиком, который помог мне значительно повысить мои навыки только благодаря его страстной любви к самолётам. Он летал на транспортном самолёте и в среднем проводил около 120 часов в воздухе ежемесячно. Все деньги, которые он зарабатывал (он не был женат), он потом тратил на аренду самолётов, чтобы полетать на них. Когда деньги у него кончались, он просился полетать со мной во время моих тренировочных полётов просто для того, чтобы побыть в воздухе. Если на аэродроме появлялся какой-нибудь необычный самолёт, этот лётчик был первым, кто знакомился с новой машиной и задавал владельцу кучу вопросов и в итоге обычно получал разрешение полетать немного на ней. Я видел, как его страсть к самолётам заражала и других лётчиков новым стремлением - лучше владеть своим мастерством. Вне всякого сомнения, он, сам того не сознавая, вёл нас к новым уровням освоения мастерства. Когда я вспоминаю замечательных лётчиков, которых я знал, он всегда первым приходит мне на память. Когда я думаю о великих лидерах, которых я знал, включая генералов и адмиралов, бывших великолепными боевыми лётчиками, я вспоминаю и об этом молоденьком лейтенанте.
Подлинная страсть, горящая в сердце лидера, заражает окружающих. Библейская поговорка гласит, что нить, скрученная втрое, не скоро рвётся. В вопросе о власти лидера этими тремя нитями являются должность, порядочность и любовь к делу. Должность - это формальность, а порядочность и любовь - духовные категории, которые дают гораздо больше власти, чем любые должности.
Хороший учитель не просто передаёт истины, но учит любви к правде. Такую силу подделать невозможно. Если у вас нет страстной любви к вашему делу, то вы не будете лидером, и неважно, насколько хорошо вы знаете принципы и формулы. Настоящее лидерство - это мощная духовная сила, которая может исходить только из сердца. Подлинное лидерство подразумевает передачу своей души другим. Понимание этой "души", которая одновременно и индивидуальна, и существует в единстве тех, кто собрался вместе для общего дела, является фундаментальным для понимания руководства и для его осуществления.
Всегда существуют политики, претендующие на престол подлинной власти и руководства. Чистый политик не может быть настоящим лидером. Настоящий лидер может участвовать в политике, но не будет при этом политиком. Настоящего лидера на политическом посту будет правильнее назвать государственным деятелем. Для политика побудительным мотивом служит политическая целесообразность - сила, которая разрушает подлинную убеждённость и совесть, которые составляют основание истинного лидера. Для политика пост является целью. Государственный муж будет мало тревожиться о положении или звании. Он будет ориентирован на результаты и воспринимает свой пост лишь как средство достижения своих целей.
В правительстве, особенно демократическом, политики нужны и полезны. В законодательных органах они могут точно отражать волю народа, к которой они столь восприимчивы. Законодательные органы штата и государства почти полностью составлены из последователей, а не лидеров. Очень малое число законодателей мыслят оригинально и изобретательно. Чаще всего они стараются плыть по течению. Из этого мало исключений. Лучших из национальных лидеров чаще всего можно обнаружить в бизнесе, спорте, армии или религии.
Истинных лидеров политика отталкивает, или их утомляет законодательная процедура. Исполнительная и судебная ветви власти намеренно спроектированы так, чтобы ими руководили люди назначенные. Обычно подразумевается, что президент будет лидером по характеру и назначит руководителей в министерстве и суде. Когда политик побеждает на президентских выборах, другие лидеры начинают представлять для него угрозу, и он в редких случаях будет назначать таких людей на высокие посты. Когда исполнительная и судебная власти возглавляются людьми, не являющимися подлинными лидерами, мы обречены платить высокую цену за неэффективность, нерешительность или что-либо худшее.
Собственность и мотивация
Падение социализма имеет свои корни в отсутствии частной собственности. Первые американские колонии были коммунами. Хотя их жизнь зависела от урожая в коллективном саду, многие голодали. Это происходило и от общей лености, и от недостатка старания как раз у тех, кто и голодал! Когда люди получили свои участки и смогли выращивать продукцию для себя, производство увеличилось многократно.
Когда страна пытается построить своё благосостояние на налогах, она, фактически, наказывает успех и поощряет посредственность и недостаток инициативы. Такой порядок неизбежно разбавляет "горючее", приводящее в движение "мотор" нации. Кроме того, душа человека привязана к собственности; производительность напрямую зависит от получаемого вознаграждения. Мотивация человека, энергия и целеустремлённость непосредственно связаны с этими двумя коренными принципами.
История социального обеспечения США тоже свидетельствует о силе собственности, даже если речь идёт о благотворительности. Бюрократическая благотворительность доказала, что она является образцом неэффективности. Лишь небольшая часть средств, выделенных на социальные нужды, фактически доходит до нуждающегося человека. Тот, кто был вознаграждён за свою инициативу и достижения, будет гораздо более эффективен во всём, что делает, включая помощь бедным. Не всякая благотворительность продуктивна, но та, которой руководят или распоряжаются предприниматели, во много раз более эффективна по сравнению с государственными службами. Это происходит потому, что добровольно жертвующие предприниматели воспринимают эту помощь как свою собственную и, как и во всём, стремятся достичь успеха в этом деле. Для них становится не так важно, сколько денег истрачено на благотворительность, а насколько удовлетворены потребности нуждающихся. Уинстон Черчилль однажды сказал: "Социализм будет хорошо работать только в двух местах - на небесах и в аду. Но на небесах в нём не нуждаются, а в аду он уже построен".
Люди, получившие богатство по наследству или имеющие власть и влияние по праву принадлежности к аристократии, исторически не проявляли заботы к менее удачливым соплеменникам. А добровольная благотворительность преуспевающего и самостоятельно достигшего всего предпринимателя удивительно щедра. Если мы будем меньше взимать налогов и, тем самым, не будем тратить деньги на неэффективные государственные службы социальной помощи, а вместо этого доверим налогоплательщику истратить эти средства на благотворительность, то, вероятно, у нас скоро не останется ни голодных, ни бездомных. Даже благотворительность зависит от собственности. Величайшая эмоциональная и духовная награда ждёт тех, кто жертвует менее удачливым. Этого нет, когда налоговая система вынуждает вас отдавать. Государство узурпировало благоприятную для вас возможность, внедрив безликую бюрократическую систему. Черчилль также говорил: "Если в двадцать лет вы не либерал, то, значит, у вас нет сердца. Если в сорок вы не консерватор, значит, у вас нет разума".
Фундаментальное назначение каждого истинного лидера - дать людям собственность. Их работа должна стать их работой. Компания должна стать их компанией. Миссия должна быть их миссией, и т. д. Чем больше людей признают предприятие своим, тем более производительным и успешным оно будет. Это не обязательно означает долевое участие для работников (хотя это и достаточно эффективно), здесь речь идёт не о теле, а о душе, которой они должны овладеть, отождествившись с ней.
Это не может быть спектаклем для повышения продуктивности, это должно быть подлинным действием. Реальное руководство всегда даёт реальные результаты. Это один из способов, которыми японцы достигли такого высокого уровня производительности. Их люди воспринимают свою компанию как продолжение своей семьи. Японцы более скрытны в вопросе об уходе из фирмы, чем американцы - о разводе. Зарплата среднего японского работника на сорок и более процентов непосредственно связана с продуктивностью или доходностью предприятия. Чем больше человек получает со своего собственного "дерева" (рабочего места), тем сильнее будет его мотивация.