Изнасилование и насильственные действия сексуального характера. Понятие. Квалифицирующие признаки. Проблемы квалификации.

Статья 131. Изнасилование. Основным объектом преступления являются при изнасиловании взрослой (совершеннолетней женщины) ее половая свобода (право женщины на самостоятельное принятие решения о вступлении в половое сношение с мужчиной, о выборе полового партнера, форм, без физического или психического принуждения), а при изнасиловании малолетней, несовершеннолетней или находившейся в беспомощном состоянии - половая неприкосновенность (защита от насильственного сексуального посягательства). При этом нарушение половой неприкосновенности всегда означает и нарушение половой свободы как составляющей части.

Дополнительным объектом является здоровье потерпевшей, ее честь и достоинство, а при изнасиловании малолетних или несовершеннолетних - их нормальное физическое, психическое, нравственное, половое развитие.

Потерпевшей при изнасиловании может быть только лицо женского пола. Для уголовного преследования не имеют значения ранее сложившиеся взаимоотношения потерпевшей с виновным лицом или предшествующее поведение потерпевшей (нахождение в зарегистрированном или гражданском браке, занятие проституцией, аморальное поведение и т.д.).

Объективная сторона изнасилования имеет сложный, структурный характер, состоит из обязательных действий:

1) полового сношения

2) насилия или угрозы его применения либо использования беспомощного состояния потерпевшей.

Отсутствие одного из указанных действий объективной стороны означает отсутствие состава изнасилования, или при наличии к тому оснований действия лица могут быть квалифицированы по ст. ст. 133 или 134 УК.

Не могут рассматриваться как изнасилование не указанные в законе действия, например, совершение лицом полового сношения с женщиной путем обмана, например, обещания заключить брак, представить какие-либо материальные блага или помочь избавиться от долгов в будущем и т.п. Однако не исключается признание обмана со стороны виновного лица как факта изнасилования, когда таким способом потерпевшая вводится в заблуждение относительно фактических обстоятельств. Например, женщина обманывается в личности, принимая виновное лицо за другого брата-близнеца, с которым она желала совершить половое сношение и считала, что совершает это с ним. Такой обман можно приравнять к беспомощному состоянию женщины, поскольку она лишена возможности сопротивляться. Под применением насилия понимается физическое насилие в виде причинения побоев или совершение насильственных действий, причинивших физическую боль (например, связывание, захват, удержание и т.п.). Под угрозой применения насилия понимаются такие действия виновного лица, которые свидетельствуют о его намерении немедленно применить указанное выше физическое насилие, воспринимаются потерпевшей реальными вне зависимости от намерения лица в действительности осуществить такую угрозу. Такая угроза может быть выражена словами, жестами, действиями. Если угроза носит характер будущего, то она не может рассматриваться в качестве угрозы применения насилия к потерпевшей, так как в таком случае потерпевшая имеет реальную возможность обратиться за помощью.

Квалифицирующие признаки (ч. 2-5 ст. 131 УК): а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам; в) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием; г) несовершеннолетней; д) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; е) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей; ё) потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста.

Состав преступления, указанный в п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ, – формальный. Отнесение его к особо квалифицированному вызвано возрастными особенностями потерпевшей.

1) Изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей

Применительно к составу изнасилования, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей (п. «а»), необходимо указать следующее. Действия виновного, приведшие к неосторожному лишению жизни потерпевшей, могут совершаться как по легкомыслию, так и по небрежности. По свидетельствам судебной практики, преступная небрежность встречается чаще. Виновный в изнасиловании не желал лишить жизни потерпевшую, не предвидел возможности наступления смерти, хотя должен был и мог её предвидеть. Объективный критерий преступной небрежности – должен предвидеть наступление смерти от изнасилования – вытекает из самого преступного поведения субъекта. Применяя садистские, либо особо интенсивные способы изнасилования, или особо агрессивные способы преодоления сопротивления потерпевшей, нападая на неё внезапно, любое вменяемое лицо должно предвидеть наступление любых последствий, способных причинить вред не только здоровью, но и жизни потерпевшей. Субъективный критерий – возможность предвидеть наступление смерти – зависит от характеристики личности насильника: вменяемости, достижения возраста ответственности за изнасилование и лишение жизни по неосторожности, уровня психического развития (ст. 20 УК РФ), состояния опьянения в момент совершения преступления (ст. 23 УК РФ). Кроме того, выясняя, мог ли виновный предвидеть возможность наступления смерти потерпевшей, необходимо учесть её возраст (малолетие, престарелый возраст); состояние здоровья (болезнь сердца, например), о котором виновному было известно в момент совершения насилия; способы изнасилования; интенсивность и особая агрессивность насилия, применяемого к потерпевшей.

Для вменения п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ необходимо, чтобы смерть по неосторожности наступила от самого насильственного полового акта либо от насилия, применяемого с целью совершения изнасилования. Если отсутствует причинная связь между изнасилованием и наступившей по неосторожности смертью потерпевшей, названный квалифицирующий признак не вменяется, а причинение смерти квалифицируется по ст. 109 УК РФ.

В тех случаях, когда субъектом изнасилования является лицо 14-15 лет, оно не подлежит уголовной ответственности по п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ по причине недостижения возраста уголовной ответственности за неосторожное причинение смерти (ст. 20 УК РФ).

2) Изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение её ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия

В п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ, предусматривающем изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение её ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, сосредоточены три самостоятельных особо квалифицирующих признаков изнасилования.

Характеристика первого из них – неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью – даётся в ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ.

Применительно к ст. 131 УК РФ необходимо, так же, как и при лишении жизни по неосторожности (п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ), доказывать наличие причинной связи между изнасилованием (половым актом либо применением насилия) и тяжким вредом, наступившим в результате совершения названного преступления. При установлении такой связи действия лица квалифицируются только по п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ. При отсутствии причинной связи либо при причинении вреда после изнасилования, действия виновного квалифицируются раздельно: по ст. 131 УК РФ (без рассматриваемого особо квалифицирующего признака) и ст. 118 УК РФ.

Перечень последствий, отнесённых к тяжкому вреду здоровью, даётся в ст. 111 УК РФ. В принципе наступление любого из названных в ней последствий может послужить предпосылкой вменения п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ, при условии, что виновное отношение к ним выражается в форме неосторожности.

Некоторые из последствий (утрата, например, зрения, речи, слуха, какого-либо органа, неизгладимого обезображения лица, утрата общей трудоспособности более чем на одну треть, заболевание наркоманией или токсикоманией) могут быть вызваны физическим насилием, применённым для преодоления сопротивления потерпевшей. Утрата же органом его функций (неспособность к деторождению), прерывание беременности, психическое расстройство – самим фактом совершения насильственного полового акта. Предлагаемое уточнение не влияет на квалификацию деяния по п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ, но может способствовать уточнению характеристики объективной стороны конкретного преступления при неосторожной форме вины.

Заражение ВИЧ-инфекцией при изнасиловании полностью охватывается п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ. Дополнительная квалификация по ст. 122 УК РФ требуется лишь в случае реальной совокупности преступлений.

К иным тяжким последствиям изнасилования относятся такие, которые не вошли в перечень, названный в ч. 3 ст. 131 УК РФ. Возможность отнесения их к особо квалифицирующим признакам определяет суд, исходя из указания в законе о тяжести последствий и наличия их в конкретном уголовном деле.

Однако исходным моментом во всех случаях решения этого вопроса должно быть обязательное условие – тяжкие последствия наступают от изнасилования или покушения на него, т.е. от выполнения (в процессе выполнения) действий, входящих в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, причинно связанные с ним и совершённые виновно (умышленно или неосторожно).

И ещё одно: тяжкие последствия могут быть вызваны действиями, как обвиняемого, так и самой потерпевшей. Её действия по причинению себе вреда, сопряжённого (вызванного) изнасилованием, могут быть совершены до начала полового акта с целью избежать его, после полового акта, как реакция на совершившееся. Так, к тяжким последствиям изнасилования судебная практика относит, например, самоубийство потерпевшей или покушение на него. Однако это последствие может быть вменено насильнику лишь при доказанности косвенного умысла или неосторожности с его стороны на доведение путём изнасилования потерпевшей до самоубийства. Если виновный не предвидел такого варианта поведения потерпевшей, не должен был и не мог его предвидеть, вменение ему п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ по этому признаку исключается (например, изнасилована была женщина, неоднократно вступавшая в сексуальные отношения, в том числе и с насилием, с различными мужчинами и не предпринимавшая при этом попыток покончить жизнь самоубийством).

Нельзя вменять в вину насильнику и самоубийство потерпевшей, которое лишь было сопряжено с изнасилованием, но непосредственной причиной его послужило жестокое отношение к ней со стороны мужа или других близких родственников, упрекавших её, допустим, в безнравственном поведении, якобы послужившем поводом для изнасилования.

Самоубийство родственников потерпевшей, узнавших об изнасиловании, не может быть отнесено к иным тяжким последствиям, так как эти отдалённые последствия лежат за пределами объективной стороны изнасилования и не могут охватываться сознанием и предвидением возможности их наступления со стороны виновного. Вместе с тем самоубийство (покушение на него) родственников или других лиц, совершённое в процессе изнасилования с целью его прекращения, следует рассматривать как тяжкое последствие, входящее в п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ, при условии, что виновный предвидел возможность его совершения.

К иным тяжким последствиям необходимо относить все виды причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей, перечисленные в ч. 1 ст. 111 УК РФ, неопасные для жизни, но отнесённые к тяжким по исходу (по фактически наступившим последствиям). Таковыми могут быть утрата органа, утрата органом его функций, расстройство или обострение болезни психики и т.д.

Все тяжкие последствия, наступившие от изнасилования или покушения на изнасилование, полностью охватываются п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ.

Вместе с тем умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей после изнасилования по мотивам, например, мести за оказанное сопротивление, или запугивание с целью сокрытия факта изнасилования, влечёт квалификацию по совокупности ст. 131 УК РФ (часть и пункт статьи вменяются в зависимости от признаков конкретного преступления) со ст. 111 УК РФ.

В тех случаях, когда такое умышленное причинение тяжкого вреда повлекло за собой смерть потерпевшей, действия виновного следует квалифицировать, кроме ст. 131 УК РФ, по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей).

Сложным для разрешения в судебной практике является вопрос о правилах квалификации и возможности отнесения к тяжким последствиям изнасилования, названным в п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ, убийства. Верховный Суд РФ, высказывая свою точку зрения по этому вопросу, применительно к квалификации бандитизма, разбоя, изнасилования, разъяснял, что убийство, сопряжённое с другими преступлениями, требует квалификации содеянного по совокупности статей Уголовного кодекса, поскольку при этом совершается два самостоятельных преступления.

Мотивами убийства, сопряжённого с изнасилованием, могут быть месть за оказанное потерпевшей сопротивление или дачу показаний следователю, желание скрыть совершённое преступление.

Момент совершения убийства учитывается при установлении цели лишения жизни потерпевшей и направленности его умысла, что, в свою очередь, может влиять на квалификацию деяния. Так, убийство женщины с целью совершения полового акта с трупом, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Основания для вменения убийства, сопряжённого с изнасилованием, нет, так как отсутствует объект – половая неприкосновенность или половая свобода потерпевшей. Нет и самого факта изнасилования, в связи с чем ст. 131 УК РФ не вменяется. Убийство других лиц, пытавшихся воспрепятствовать изнасилованию, следует квалифицировать по п. «к» ч. 3 ст. 105 УК РФ как убийство, сопряжённое с изнасилованием.

Безусловно, мотивом деятельности потерпевшего в этом случае может быть выполнение общественного долга по оказанию помощи жертве насилия, осуществление необходимой обороны, но совершаются его действия в специфической обстановке – при изнасиловании женщины, и защита осуществляется не вообще от нападения, а от изнасилования. Следовательно, и убийство сопряжено не вообще с исполнением общественного долга, а именно с изнасилованием, что и следует отразить в квалификации, вменяя п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

3) Изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста

Объектом охраны по пункту «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ, предусматривающему изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста, является, так же, как и по п. «д» ч. 2 ст. 131 УК РФ, половая неприкосновенность, нормальное физическое и половое развитие, а также нравственное формирование малолетних девочек.

Изнасилование малолетних считается преступлением с использованием её беспомощного состояния. Потерпевшая из-за своего возраста не способна понимать характер и последствия совершаемых с ней действий.

До принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. способность девочки понимать названные обстоятельства всякий раз проверялась судом, который при этом руководствовался возрастом потерпевшей, уровнем её развития, условиями воспитания и другими фактами. Кодекс, думается, правильно подошёл к решению этого вопроса, формализовав возрастной предел в 14 лет, разделивший две группы потерпевших – несовершеннолетних и малолетних. Благодаря такому подходу бремя ответственности за совершения изнасилования при особо квалифицирующем признаке – малолетстве потерпевшей – полностью ложится на виновного. У суда отпала необходимость в выяснении у девочек 6–13 лет всех, нередко крайне жестоких и «грязных», подробностей изнасилования для проверки того, понимала ли потерпевшая смысл, значение и характер совершаемых с нею действий.

Заведомость знания того, что потерпевшая является малолетней, доказывается гораздо легче, чем тот же признак, относящийся к несовершеннолетней потерпевшей. Внешний облик, физиология девочки до 14 лет в большинстве случаев не дают повода для ошибки со стороны насильника.

Изнасилованию малолетней могут предшествовать развратные действия, на основе которых субъект затем совершает половой акт с потерпевшей. Квалификация этих действий может носить двоякий характер: действия виновного могут быть квалифицированы по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 135 УК РФ и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ, в том случае, если они совершались в разное время, с определённым разрывом во времени, и каждое преступление совершалось по самостоятельно возникшему умыслу; если развратные действия непосредственно предшествовали совершению полового акта, не совершённого по причинам, не зависящим от воли виновного, то их следует рассматривать как приготовление либо покушение на изнасилование (ст. 30 и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ).

Половой акт с малолетней, совершённый сразу после развратных действий, надлежит квалифицировать по ст. 131 УК РФ, а указанные действия рассматривать как начало выполнения объективной стороны преступления.

Судебной практике известны факты, когда малолетняя после первого изнасилования под влиянием страха перед насильником (а им чаще всего оказывается отчим либо кто-то из родственников, близких соседей) либо подарков, вступает добровольно в половые контакты с виновным. Такая ситуация не исключает его уголовной ответственности за изнасилование в первом и последующих случаях, так как условия вменения ему п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ – изнасилование заведомо малолетней, находящейся в беспомощном состоянии, – сохраняются до достижения ею 14 лет. Последующие добровольные половые контакты должны квалифицироваться по ст. 131 УК РФ.

Субъективная сторона изнасилования характеризуется только прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что вопреки воли потерпевшей совершает с ней половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием ее беспомощного состояния, и желает этого. Мотивы преступления могут быть различными, например, удовлетворение половой потребности, по найму, из мести, принудить заключить брак и другие, которые для квалификации преступления значения не имеют значения, но могут учитываться при назначении наказания. Субъект преступления - специальный, только вменяемое лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста. В качестве соисполнителя может быть признано и лицо женского пола, когда, например, женщина применяет насилие или высказывает угрозы применения насилия к потерпевшей или иным лицам, приводит потерпевшую в беспомощное состояние для совершения мужчиной полового сношения.

Наши рекомендации