Совместная собственность Joint property
Общая собственность - право собственности двух или нескольких лиц (участников общей собственности) на одно и то же имущество. По гражданскому законодательству РФ имущество может находиться в общей собственности:
- с определением доли каждого собственника (долевая собственность); или
- без определения доли каждого собственника (совместная собственность).
Общее имущество Common property
Общее имущество - в домовладениях - неделимое имущество:
- находящееся в общей долевой собственности домовладельцев или застройщиков; и
- обслуживающее более одного лица.
Паевая собственность
Share property
Паевая собственность - совместная собственность двух или нескольких лиц, разделенная на паи.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ)
Unit investment trust; Unit trust
Паевой инвестиционный фонд - инструмент коллективного инвестирования, который дает инвесторам возможность объединить свои сбережения (паи) под управлением профессиональной управляющей компании. По законодательству РФ существует два типа паевых фондов: открытые и интервальные
Интеллектуальная собственность
Intellectual property
Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.
Автор
Author
Автор - по законодательству РФ - физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение, полезная модель или промышленный образец. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
В некоторых случаях автором является учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы.
Авторское право
Copyright
Авторское право - институт гражданского права:
- регулируемый национальными законами и международными конвенциями; и
- регулирующий отношения, складывающиеся в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства.
Авторское право распространяется на законченные или незаконченные произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его воспроизведения.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Авторский договор Author's contract Авторский договор - соглашение об использовании произведения науки или искусства, заключаемое автором с издателями, исполнителями и другими пользователями авторских произведений. Авторский договор может быть заключен правопреемниками автора. Заключение авторского договора обязательно, кроме случаев, оговоренных в законе. Обычно авторский договор заключается в письменной форме. |
Патентное право
Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения (изобретения) путем выдачи патента. Патентное право включает:
- нормы, определяющие характер объектов, признаваемых изобретениями;
- требования, предъявляемые к техническому решению для того, чтобы оно было признано изобретением;
- права патентообладателя, порядок их переуступки и порядок рассмотрения споров о нарушениях патентов;
- правила подачи и рассмотрения заявок на получение патентов.
Вещное право
Вещное право - правовые нормы, регулирующие имущественные отношения. Вещное право дает основание имеющему его лицу действовать в отношении имущества, не прибегая к согласию и поддержке других лиц. Объектом вещного права является конкретная вещь.
Имущество
Property
Имущество - обладающие полезностью объект/объекты владения или использования физическим или юридическим лицом.
Имущество - совокупность имущественных прав конкретного юридического или физического лица
ФРАНЧАЙЗИНГ
Франчайзинг представляет собой способ деятельности, при котором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю, оператору) право на использование своего товарного знака. При этом продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений. Франшизер (франчайзер) предоставляет оператору обслуживание (снабжение) и оперативную поддержку (помощь в выборе мест размещения, в заключении соглашений о закупке и лизинге оборудования, в подготовке предприятия, торговой точки к открытию и в оперативном функционировании, обучении персонала на месте). В определенном смысле продавец и покупатель действуют как вертикально интегрированная фирма, поскольку стороны взаимосвязаны и каждая производит часть товара или услуг, попадающих в конечном счете к потребителю. При этом партнеру передается не только лицензия на использование товарного знака, но и торговые и производственные навыки, позволяющие создать представление о нем как о дочернем предприятии известной фирмы. Таким образом, франчайзинг подразумевает передачу товарного знака и непрерывное вливание необходимых активов во франшизное предприятие.
Согласно европейскому законодательству лицензиар, передающий право на использование своего товарного знака, несет ответственность за качество предоставляемых лицензиатом продуктов и услуг, поэтому данные сделки предполагают постоянное проведение контроля качества.
В связи с этим франчайзинг требует больших расходов и сопряжен со значительным риском. Первоначальный взнос, выплачиваемый будущим предпринимателем — оператором головной фирме — франчайзеру, составляет в среднем 19,5—28,4 тыс. долл., но часто превышает 1 млн долл. Средний размер лицензионных платежей (роялти) составляет около 5%, плата за рекламу — 2% объема продаж. Средняя продолжительность заключаемых фран-чайзинговых контактов составляет около 14 лет. Ко времени окончания срока выживает примерно 1 из 4 систем франчайзинга. Особенно велика степень выбытия на начальных этапах — примерно '/з прекращает деятельность в течение первых 4 лет [6, с. 43—50]. В своей стране успех франшизера в основном определяется тремя факторами:
1) стандартизацией продукции и услуг;
2) высоким уровнем ознакомления потребителей с продукцией фирмы благодаря рекламе;
3) эффективным контролем за издержками и высоким уровнем качества.
При проникновении на иностранные рынки местные ограничения могут сделать невозможными вышеперечисленные факторы. В то же время, чем сильнее франшизер подстраивается под особенности страны-реципиента, тем меньше он может предложить потенциальному покупателю (франшизе).
Наибольшее распространение этот вид деятельности приобрел в розничной торговле и сфере услуг. В США в настоящее время франчайзинг превратился в основную форму организации предпринимательства в сфере розничной торговли. Эта система особенно быстро распространяется в общественном питании, банковских услугах, обслуживании системы Интернета и является составной частью концепции маркетинга. В последние годы в США возникает более 200 новых систем франчайзинга в год.
История франчайзинга началась в XIX в. и получила наибольшее распространение в США, где в настоящее время свыше 40% оборота розничной торговли приходится на сферу франчайзинга. В США действует более 540 тыс. франшиз, на предприятиях которых занято более 9 млн человек. В числе наиболее крупных компаний, успешно продвигающих свой бизнес путем франчайзинга, компания Pizza Inn Inc (система ресторанов Pizza Inn, действующая в 18 штатах США и 19 зарубежных странах), компания McDonald's, имеющая свыше 22 тыс. предприятий в различных странах, KFC — 10 тыс., Sabway— 22,5 тыс. предприятий [39].
В России рынок франчайзинга только начинает развиваться. Первой на этот рынок пришла сеть "Баскин Роббинс", которая продала свою первую франшизу в Москве в 1992 г. Сейчас по этой системе в России работает несколько десятков компаний, предлагающих на рынке проекты от нескольких сотен до нескольких миллионов долларов (сеть супермаркетов "Перекресток"). Наиболее активны в этой системе риэлторы.
Однако франчайзинг в России развивается в очень узком сегменте рынка (в основном сфера розничной торговли и ресторанов быстрого обслуживания), где наиболее высока норма прибыли, и практически не затрагивает рынки, которые в зарубежных странах почти на 80% заняты франчайзинговыми сетями (автосервис, автомойки, бытовые и коммунальные услуги, а также образование, логистика, недвижимость, гостиничный бизнес, медицина, страхование, финансовые услуги, полиграфия и т. д.).