Совместная собственность Joint property

Общая собственность - право собственности двух или нескольких лиц (участников общей собственности) на одно и то же имущество. По гражданскому законодательству РФ имущество может находиться в общей собственности:
- с определением доли каждого собственника (долевая собственность); или
- без определения доли каждого собственника (совместная собственность).

Общее имущество Common property

Общее имущество - в домовладениях - неделимое имущество:
- находящееся в общей долевой собственности домовладельцев или застройщиков; и
- обслуживающее более одного лица.

Паевая собственность

Share property

Паевая собственность - совместная собственность двух или нескольких лиц, разделенная на паи.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ)

Unit investment trust; Unit trust

Паевой инвестиционный фонд - инструмент коллективного инвестирования, который дает инвесторам возможность объединить свои сбережения (паи) под управлением профессиональной управляющей компании. По законодательству РФ существует два типа паевых фондов: открытые и интервальные

Интеллектуальная собственность

Intellectual property

Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.

Автор

Author

Автор - по законодательству РФ - физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение, полезная модель или промышленный образец. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

В некоторых случаях автором является учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы.

Авторское право

Copyright

Авторское право - институт гражданского права:
- регулируемый национальными законами и международными конвенциями; и
- регулирующий отношения, складывающиеся в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право распространяется на законченные или незаконченные произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его воспроизведения.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Авторский договор Author's contract Авторский договор - соглашение об использовании произведения науки или искусства, заключаемое автором с издателями, исполнителями и другими пользователями авторских произведений. Авторский договор может быть заключен правопреемниками автора. Заключение авторского договора обязательно, кроме случаев, оговоренных в законе. Обычно авторский договор заключается в письменной форме.
 

Патентное право

Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения (изобретения) путем выдачи патента. Патентное право включает:
- нормы, определяющие характер объектов, признаваемых изобретениями;
- требования, предъявляемые к техническому решению для того, чтобы оно было признано изобретением;
- права патентообладателя, порядок их переуступки и порядок рассмотрения споров о нарушениях патентов;
- правила подачи и рассмотрения заявок на получение патентов.

Вещное право

Вещное право - правовые нормы, регулирующие имущественные отношения. Вещное право дает основание имеющему его лицу действовать в отношении имущества, не прибегая к согласию и поддержке других лиц. Объектом вещного права является конкретная вещь.

Имущество

Property

Имущество - обладающие полезностью объект/объекты владения или использования физическим или юридическим лицом.

Имущество - совокупность имущественных прав конкретного юридического или физического лица

ФРАНЧАЙЗИНГ

Франчайзинг представляет собой способ деятельности, при ко­тором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю, оператору) право на использование своего товарного знака. При этом продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений. Франшизер (франчайзер) предоставляет оператору обслуживание (снабже­ние) и оперативную поддержку (помощь в выборе мест размеще­ния, в заключении соглашений о закупке и лизинге оборудования, в подготовке предприятия, торговой точки к открытию и в оперативном функционировании, обучении персонала на месте). В оп­ределенном смысле продавец и покупатель действуют как вер­тикально интегрированная фирма, поскольку стороны взаимосвя­заны и каждая производит часть товара или услуг, попадающих в конечном счете к потребителю. При этом партнеру передается не только лицензия на использование товарного знака, но и тор­говые и производственные навыки, позволяющие создать пред­ставление о нем как о дочернем предприятии известной фирмы. Таким образом, франчайзинг подразумевает передачу товарного знака и непрерывное вливание необходимых активов во франшиз­ное предприятие.

Согласно европейскому законодательству лицензиар, передаю­щий право на использование своего товарного знака, несет ответ­ственность за качество предоставляемых лицензиатом продуктов и услуг, поэтому данные сделки предполагают постоянное проведе­ние контроля качества.

В связи с этим франчайзинг требует больших расходов и со­пряжен со значительным риском. Первоначальный взнос, выпла­чиваемый будущим предпринимателем — оператором головной фирме — франчайзеру, составляет в среднем 19,5—28,4 тыс. долл., но часто превышает 1 млн долл. Средний размер лицензионных платежей (роялти) составляет около 5%, плата за рекламу — 2% объема продаж. Средняя продолжительность заключаемых фран-чайзинговых контактов составляет около 14 лет. Ко времени окон­чания срока выживает примерно 1 из 4 систем франчайзинга. Осо­бенно велика степень выбытия на начальных этапах — примерно '/з прекращает деятельность в течение первых 4 лет [6, с. 43—50]. В своей стране успех франшизера в основном определяется тремя факторами:

1) стандартизацией продукции и услуг;

2) высоким уровнем ознакомления потребителей с продукцией фирмы благодаря рекламе;

3) эффективным контролем за издержками и высоким уровнем качества.

При проникновении на иностранные рынки местные ограниче­ния могут сделать невозможными вышеперечисленные факторы. В то же время, чем сильнее франшизер подстраивается под осо­бенности страны-реципиента, тем меньше он может предложить потенциальному покупателю (франшизе).

Наибольшее распространение этот вид деятельности приобрел в розничной торговле и сфере услуг. В США в настоящее время франчайзинг превратился в основную форму организации пред­принимательства в сфере розничной торговли. Эта система осо­бенно быстро распространяется в общественном питании, банков­ских услугах, обслуживании системы Интернета и является со­ставной частью концепции маркетинга. В последние годы в США возникает более 200 новых систем франчайзинга в год.

История франчайзинга началась в XIX в. и получила наибольшее распространение в США, где в настоящее время свыше 40% обо­рота розничной торговли приходится на сферу франчайзинга. В США действует более 540 тыс. франшиз, на предприятиях которых занято более 9 млн человек. В числе наиболее крупных компаний, успешно продвигающих свой бизнес путем франчайзинга, компания Pizza Inn Inc (система ресторанов Pizza Inn, действующая в 18 шта­тах США и 19 зарубежных странах), компания McDonald's, имеющая свыше 22 тыс. предприятий в различных странах, KFC — 10 тыс., Sabway— 22,5 тыс. предприятий [39].

В России рынок франчайзинга только начинает развиваться. Первой на этот рынок пришла сеть "Баскин Роббинс", которая продала свою первую франшизу в Москве в 1992 г. Сейчас по этой системе в России работает несколько десятков компаний, предла­гающих на рынке проекты от нескольких сотен до нескольких миллионов долларов (сеть супермаркетов "Перекресток"). Наибо­лее активны в этой системе риэлторы.

Однако франчайзинг в Рос­сии развивается в очень узком сегменте рынка (в основном сфера розничной торговли и ресторанов быстрого обслуживания), где наиболее высока норма прибыли, и практически не затрагивает рынки, которые в зарубежных странах почти на 80% заняты франчайзинговыми сетями (автосервис, автомойки, бытовые и комму­нальные услуги, а также образование, логистика, недвижимость, гостиничный бизнес, медицина, страхование, финансовые услуги, полиграфия и т. д.).

Наши рекомендации