Источники коммерческого права РФ
В теории права выделяются четыре основных источника (формы) права:— это нормативно-правовые акты, правовые обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры.
Источники коммерческого права представляют собой внешние формы выражения норм коммерческого права, регулирующие отношения в сфере торговой деятельности. Если рассматривать источники коммерческого права с точки зрения практики, то в этом случае таковыми источниками являются юридические акты, различных государственных, муниципальных органов, содержащие правовые нормы в сфере торговых отношений, то есть конкретные нормативные акты.
Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
С учетом различных уровней правового регулирования можно выделить следующие четыре группы источников коммерческого права, а именно: международный, федеральный, региональный и местный.
1. К первой группе источников коммерческого права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по торговым (коммерческим) вопросам. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, которые признаются международным сообществом и отклонение от которых недопустимо.
Нормы международного права в сфере торговой, коммерческой деятельности имеют весьма существенное значение. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных договоров. Примером таких источников может служить, например, Конвенция организации объединенных наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в г. Вене 11 апреля 1980 г.3. СССР присоединился к данному правовому акту 16 августа 1990 г. Настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Необходимо также знать, что международные правовые акты и договоры становятся частью российского законодательства лишь в том случае, если они были ратифицированы Россией. Так, например, Гаагская Конвенция 1986 г. о праве применимом к договорам международной купли-продажи товаров на территории нашей страны, не имеетюридической силы, так как Россия не является государством-участником, подписавшим данный правовой акт.
Порядок действия на территории России международных договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Настоящий закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.
2. На федеральном уровнек источникам коммерческого права относятся: Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти России, в том числе органов власти СССР.
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., является базовым источником любой отрасли российского права и содержит ряд статей, которые закрепляют основополагающие принципы коммерческого права. Так, в частности, статьи 8, 9 Основного закона, закрепляя права частной собственности наряду с другими видами собственности и гарантируя единое экономическое пространство на территории России, свободное перемещение товаров, свободу экономической деятельности, тем самым регулируют свободу предпринимательской, торговой деятельности в нашей стране. Статьи 71 и 72 Конституции, разграничивают компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в вопросах торговой деятельности.
Как ранее было указано коммерческое право является составной частью (подотраслью) гражданского права, следовательно одним из основополагающих российских правовых актов, регулирующих коммерческо-правовые отношения на федеральном уровне, является Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ), состоящий из трех частей. Данный нормативный акт содержит целый ряд норм, применимых одновременно как для гражданского, так и для коммерческого и предпринимательского права.
Первая часть ГК РФ содержит в себе принципы организации гражданского оборота, нормы, которыми определяется статус субъектов данного оборота, в том числе субъектов предпринимательской (коммерческой) деятельности. Эта часть содержит также общие положения о сделках и нормы обязательственного права, вещного права, которые применяются и к торговым отношениям. Во второй части ГК РФ содержатся нормы, регламентирующие: отдельные виды торговых сделок. В частности, в главах 30, 31 устанавливаются общие положения о купле-продаже товаров, виды договоров купли-продажи, особенности договора мены. Что касается третьей части ГК РФ, то в ней содержится ряд норм, применяющихся в том числе и к коммерческим (торговым) отношениям, особенностью которых является то, что они регулируют отношения с участием иностранных граждан и юридических лиц.
Наряду с ГК РФ большую роль в регулировании торговых правоотношений играют кодексы, иные документы, регулирующие деятельность транспорта. К таким нормативно-правовым актам, в частности, относятся
· Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. (ред. от 26.06.2007)5,
· Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 26.06.2007),
· Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ (ред. от 04.12.2006),
· Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 26.06.2007)
· и другие.
Особое значение среди федеральных законов, относящихся к коммерческому праву, является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 25.11.2006)9. Этот закон регламентирует основные права потребителей в Российской Федерации и способы их защиты. Нормы данного закона очень важны для потребителей товаров, с одной стороны, ас другой стороны они, обязывают производителей и посредников к определенному уровню качества товаров и услуг — с другой.
К другим законам, являющимся источниками коммерческого права на федеральном уровне, например, можно отнести:
♦ Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защитеконкуренции», который способствует созданию условий развития нормальной конкурентной среды в России, что в свою очередь помогает развитию торговли в России и устанавливает правовые ограничения монополизации экономики.
■ Федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Данный закон обязывает производителей производить товары, отвечающие высоким требованиям безопасности и качества, а также регламентирует обязанность производителей проводить удостоверения соответствия товаров, работ, услуг техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.
■ Закон Российской Федерации от 20.02.92 г. «О товарных биржах и биржевой торговле». Настоящий Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.
■ Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
■ Федеральный закон РФ от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Этим законом регламентируются общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности.
■ иные федеральные законы.
Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти России также относятся к источникам коммерческого права России. Примером таких источников могут служить, например, Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли», Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» и многие другие.
Двумя наиболее распространенными нормативными актами бывшего СССР, продолжающими действовать в Российской Федерации на федеральном уровне являются: Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 МШ-6 (с изменениями, внесенными Постановлением ВАС РФ от 22.10.97 г.). Инструкция П-6», а также Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.904.66 № П-7 (с изменениями, внесенными Постановлением ВАС РФ от 22.10.97 г.) — «Инструкция-7». Следует отметить, что указанные инструкции действуют лишь в случаях, если стороны торговых сделок непосредственно в договорах прописали их применение..
3. На региональном уровнеисточниками коммерческого права являются нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это конституции республик, уставы, законы субъектов Федерации, в которых присутствуют нормы, связанные с торговыми отношениями. В группу источников коммерческого права этого уровня входят также акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.
4. На местном уровне источниками коммерческого права выступают нормативно-правовые акты, принимаемые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, устанавливающие положения в сфере торговой, коммерческой деятельности на территориях соответствующих муниципальных образований. К этим источникам относятся также уставы муниципальных образований, решения представительных органов, постановления и распоряжения должностных лиц местного самоуправления, а также приказы руководителей структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления.
Кроме вышеперечисленных четырех уровней источников коммерческого права, следует отметить, что в регулировании торговых отношений немаловажное значение имеют обычаи делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. При этом следует иметь в виду, что обычаи делового оборота, противоречащие законодательству или положениям договора, не применяются. Эти источники коммерческого права не обязательно должны быть зафиксированы в письменном документе, хотя фиксирование их документально является желательным, так как это вносит определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих споров. Примером тому могут служить принципы международных коммерческих договоров 1994 г., разработанные римским институтом УНИДРУА. В международной коммерческой практике при заключении торговых договоров нередки ссылки на международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000», которые официально опубликованы Международной торговой палатой. Федеральная и региональные торгово-промышленные палаты РФ также изучают существующие обычаи и публикуют их для сведений заинтересованных лиц. Так, например, в России опубликованы обычаи в области внешней торговли. Торгово-промышленные палаты имеют право на основании ст. 15 Закона от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»свидетельствовать торговые обычаи. В качестве письменного подтверждения обычая делового оборота в торговых отношениях могут служить условия публикуемых примерных договоров, что допускается ст. 427 ГК РФ. В иных случаях сторона торговой сделки вправе доказывать существование обычая, и, напротив, его отсутствие, используя любые допускаемые правом доказательства.
К источникам коммерческого права можно также отнести судебную практику, в том числе практику международного коммерческого арбитража, доктринальные положения и др.
Формы собственности