Основные факторы внешней среды предприятия. Факторы косвенного воздействия.

В процессе коммерческой деятельности промышленное предприятие вступает во взаимодействие с внешней средой. Поэтому необходимы знание этой среды и умение быстро реагировать на изменение и воздействие ее факторов на внутренние структуры предприятия и результаты коммерческой деятельности. Основ факторы внешней среды представлены на рис 1.2.

Основные факторы внешней среды предприятия. Факторы косвенного воздействия. - student2.ru

Рис. 1.2. Основные факторы внешней среды предприятия

Следует отметить, что все факторы, представленные на рис.1.2, являются взаимосвязанными, однако в каждый отдельный момент времени сила их связи может быть разной.

Факторы внешней среды предприятия целесообразно подразделить на факторы прямого воздействия и факторы косвенного действия.

К факторам косвенного воздействияотносятся политические и экономические, научно-технические и социальные.

Политические факторыопределяют политическую обстановку стабильность общества (от них зависят зарубежные инвестиции), а также отношение правительства к состоянию реального сектора экономики.

Экономические факторы— это темпы экономического роста, уровень занятости, платежный баланс страны, уровень инфляции. Экономическая среда оказывает активное влияние на деятельность предприятия, и оно может быть как позитивным, так и негативным, поэтому предприятие должно прогнозировать тенденции в изменении экономической среды и приспосабливаться к ним.

Состояние экономики влияет на стоимость потребляемых мате­риальных ресурсов и готовность потребителей формировать плате­жеспособный спрос. Экономический рост приносит выгоды реаль­ному сектору экономики, открывает новые рыночные возможности, увеличивает национальный доход, позволяет привлечь новые инве­стиции в развитие производства, увеличить кредитные ресурсы.

Научно-технические факторыимеют очень большое значение, так как использование их создает для предприятия дополнительные воз­можности развития и получения преимуществ среди конкурентов.

Учет социальных факторов(соотношение между высшими, сред­ними и низшими классами, жизненные ценности людей, традиции и др.) позволяет определить специфические особенности деятель­ности на рынке.

19.Сущность и принципы коммерческой деятельности

В условиях рынка коммерция является неотъемлемой частью деятель­ности промышленных предприятий. Коммерция (коммерциум) — сло­во латинского происхождения, в переводе означает торговлю. Торгов­ля—это приобретение и сбыт (продажа) товаров. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж. Однако нельзя ком­мерцию сводить к дословному смыслу ее названия — к торговле.

Процессы и операции, происходящие в сфере коммерции, бы­вают двух видов: чисто торговые и производственные.

Чисто торговые (коммерческие) — это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибы­ли и связанные со сменой форм стоимости. Производственные процессы, происходящие в коммерции, явля­ются продолжением производства в сфере товарного обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потреби­телям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфа­совка, подсортировка и ряд других.

Таким образом, коммерция — это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли в условиях существования правовых норм.

Главным объектом коммерции является акт купли-продажи, по­этому на первый план выступает расчетная, денежная и связанная с ней правовая сторона деятельности участников коммерческой дея­тельности. Большое значение в коммерческой деятельности имеет заключение и реализация договоров и контрактов, работа с постав­щиками, ведение необходимых коммерческих расчетов, организа­ция закупок и продаж товаров, работа с товарами и органами това­родвижения, проведение лизинговых операций и многое другое.

Основная цель коммерции — извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может исполь­зоваться на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.

Коммерческая деятельность на промышленных предприятиях выступает в двух видах:

1) закупочная (материально-техническое обеспечение);

2) сбытовая.

Закупочная деятельность заключается в том, что предприятия свободно закупают материальные ресурсы у поставщиков и других субъектов товарного рынка.

При закупках предприятию необходимо изучить рынок сырья и материалов, знать динамику цен на этом рынке, расходы на достав­ку, возможности эффективной замены одних материалов на другие. Поэтому закупочная коммерческая деятельность на предприятиях складывается из следующих этапов:

• исследование рынка сырья и материалов и организация ком­мерческих связей с поставщиками;

• составление плана закупок материальных ресурсов;

• организация закупок материальных ресурсов;

• ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;

• стоимостный анализ заготовительной сферы.

Сбытовая работа является важнейшим аспектом коммерческой деятельности предприятия.

Сбыт— это процесс реализации произведенной продукции с це­лью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот.

В странах развитой рыночной экономики доля сбытовых ком­мерческих операций, которую берут на себя промышленные фирмы, постоянно растет. Промышленные фирмы, создавшие у себя хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают большим преимуществом в конкурентной борьбе. Многие предприятия имеют и собственные ка­налы сбыта, примером которых являются фирменные магазины, рас­пределительные центры, а для нефтеперерабатывающих заводов — собственные автозаправочные станции.

Наряду с термином «сбыт» существует понятие «продажа» товара. Принципиальной разницы в этих понятиях нет. Вместе с тем следует уточнить, что сбыт — это процесс, представляющий собой совокупность функций (см. § 3.1), а продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя.

Сбытовая коммерческая деятельность на промышленном предприятии многогранна: она начинается с планирования ассортимента и сбыта продукции, неотъемлемой ее частью является установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потреби­телями, завершающихся заключением контрактов купли-продажи. Не менее значимой частью сбытовой коммерческой деятельности является оперативно-сбытовая работа, которая включает:

• разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции по­купателям;

• приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подго­товку ее к отправке покупателям;

• организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;

• контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспо­собностью клиентов.

Сбыту товаров, изготовленных на предприятии, должны предше­ствовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, в том числе потребителей и конкурентов, сегментацию и вы­бор целевого рынка, разработку товарной, сбытовой и коммуникаци­онной политики. Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в органи­зацию сбыта. Производитель товаров должен быть не только постав­щиком, он обязан в современных условиях проводить анализ эффек­тивности сбыта, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.

Для достижения поставленных в коммерческой деятельности за­дач необходимо учитывать следующие основные принципы:

• неразрывную связь коммерции с маркетингом;

• гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;

• умение предвидеть коммерческие риски;

• выделение приоритетов;

• проявление личной инициативы;

• высокую ответственность за выполнение принятых обяза­тельств по сделкам купли-продажи;

• нацеленность на достижение конечного результата — прибыли.

Коммерция оперирует теми же элементами рынка, что и марке­тинг. Однако главной целью для нее является не исследование спроса и проникновение на рынки сбыта, а организация купли-продажи товаров и проведение необходимых при этом расчетов для получения максимальной прибыли. Вместе с тем продать товар и получить прибыль возможно только используя маркетинг. В этом

как раз и проявляется неразрывная связь коммерции с маркетингом, определяемая сущностью современной концепции маркетинга, воплощенной в лозунге: «Производить нужно только то, что буде куплено». Содержание этой концепции заключается в сочетании рыночной и товарной концепций, т.е. в создании нужного рынку товара и потребителя в одно и то же время.

До середины текущего столетия действовала концепция маркетинга, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени еще не утрачено в России.

Коммерческий риск— возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов по его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, также из-за заключения рискованной сделки, невыполнения дог верных обязательств контрагентами, действий конкурентов, уничтожения или порчи груза при транспортировке, в результате бедствий, из-за возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации.

20. Понятие, общие положения и признаки коммерческого (торгового) договора

Как было рассмотрено нами в предыдущем вопросе двух- или многосторонние торговые сделки по своей форме являются договорами. Поэтому в коммерческих правоотношениях используется такое понятие, как «ком­мерческий (торговый) договор».

В соответствии с гражданским законодательством договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении граж­данских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Понятие «договор» используется в нескольких зна­чениях. Понятие договора как. правоотношения присут­ствует в нормах гражданского законодательства, ука­зывающих на права и обязанности сторон и порядок их осуществления. Например, в ст. 483 ГК РФ устанавли­вается обязанность покупателя известить продавца об обнаружении нарушения требований к качеству товара в течение установленного законом или договором сро­ка, а при отсутствии такого срока— в разумный срок. Понятие «договор» как правоотношение применяется, в частности, когда говорят об исполнении договора. В значении документа понятие «договор» использовано в ст. 431 ГК РФ, где указывается, что «при толковании условий договора судом применяется буквальное значе­ние содержащихся в нем слов и выражений» 32.

Коммерческий договор является разновидностью гражданско-правового договора, следовательно, на него распространяются в полном объеме общие положения ГК РФ о договорах, в том числе о свободе договора (ст. 1, 421 ГК РФ), о его законности (ст. 422 ГК РФ), цене до­говора (424 ГК РФ), действии договора (425 ГК РФ).

Содержание принципа свободы договора включает в себя свободу принятия решения о заключении договора и выбора контрагента, свободу формирования условий договора, а также возможность заключения договора как предусмотренного законодательством, так и включаю­щего в себя элементы различных поименованных дого­воров (смешанных договоров).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными пра­вовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения дого­вора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установ­лено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Исполнение договора должно оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тари­фы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или ре­гулируемые уполномоченными на то государственными органами (например, при поставке товаров для государ­ственных нужд). Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором либо законом. Следует иметь в виду, что в случаях, когда в коммерческом до­говоре цена не предусмотрена и не может быть опреде­лена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные то­вары, работы или услуги.

Относительно положений ГК РФ о действии догово­ра, необходимо сказать, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

За­коном или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекраще­ние обязательств сторон по договору. Если в договоре отсутствует такое условие, то он признается действую­щим до определенного в нем момента окончания испол­нения сторонами обязательства. Окончание срока дей­ствия договора не освобождает стороны от ответствен­ности за его нарушение.

Признаки коммерческого (торгового) договорамож­но охарактеризовать следующим образом;

1. Главным признаком коммерческого договора яв­ляется то, что он заключается субъектами торговых от­ношений в сфере торгового оборота в связи с реализаци­ей товаров, для использования в предпринимательских (коммерческих) целях, не направленных на удовлетво­рение личных, семейных потребностей.

2. Следующим признаком коммерческого договора является то, что субъектами (сторонами) такой сделки могут быть только коммерсанты (индивидуальные пред­приниматели) либо различного рода организации (ком­мерческие и некоммерческие организации, а также го­сударственные органы).

3. Иным признаком торгового договора является его возмездность. Согласно гражданскому законодательству коммерческие договоры, как договоры, совершаемые в процессе предпринимательской деятельности, направле­ны на извлечение сторонами определенной выгоды и всегда носят возмездный характер (ст. 423 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что не являются коммерчес­кими безвозмездные договоры, совершаемые субъекта­ми коммерческой деятельности, в том числе и когда, несмотря на безвозмездный характер сделки, субъект в будущем рассчитывает получить определенную выгоду (например, в рекламных целях часто предлагается ку­пить партию какого-либо товара и впоследствии полу­чить определенную часть бесплатно).

4. Различного рода спорные ситуации, возникающие между субъектами торговых сделок, разрешаются ар­битражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством, что можно также охарак­теризовать как признак коммерческого договора.

Изложенное позволяет сделать вывод, что коммер­ческий (торговый) договор — это возмездный договор, предусматривающий реализацию товаров между субъек­тами коммерческой деятельности для использования этих товаров в предпринимательских (коммерческих) целях.

21.Планирование и снабжение на предприятии. Текущее планирование

С дальнейшим разви­тием рыночных отношений необходима глубокая адаптацияпроиз­водства к требованиям потребителей, так как в мире все большее признание приобретает индивидуальный маркетинг. Поэтому при планировании материально-технического обеспечения необходимо учитывать две основные стратегии планирования производства.

1. Стратегия следования производства за спросом товаров на рынке. В этом случае производственные мощности предприятия адаптируются к величине спроса на продукцию. Потребность в материальных ресурсах при планировании материально — технического обеспечения определяется на основе норм расхода на единицу продукции иобъемов производимой продукции.

2. Стратегия фиксированного объема производства. Иначе ее называют стратегией производства «на заказ». Чаще всего она применяется в единичном, а также мелкосерийном производстве. Иногда может трансформироваться в стратегию проектирования «на заказ», когда разработка продукции начинается с этапа конструкторской подготовки производства. В случае применения этой стратегии разница между возросшим спросом на продукцию и объемом производства должна покрываться запасами, сверхурочными работами, наймом персонала на время.

Планирование материально-технического обеспечения является составной частью планирования хозяйственной деятельности про­мышленного предприятия.

Система планов предприятия должна включать долгосрочные и текущие планы.

В рамках долгосрочного планирования должна определяться -перспективная потребность в материальных ресурсах в укрупненной номенклатуре, которая является базой текущего планирования материально-технического обеспечения предприятия, включающего в себя:

· исследование рынка сырья и материалов;

· определение потребности предприятия по всей развернутой (специфицированной) номенклатуре потребляемых матери­альных ресурсов; • составление плана закупок материальных ресурсов;

• стоимостной анализ заготовительной сферы.

Планирование материально-технического обеспечения предпри­ятия является основанием для принятия решения о закупке матери­альных ресурсов. Главной целью текущего материального планиро­вания является обеспечение гарантии поставок при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий — важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.

Наши рекомендации