Основные факторы внешней среды предприятия. Факторы косвенного воздействия.
В процессе коммерческой деятельности промышленное предприятие вступает во взаимодействие с внешней средой. Поэтому необходимы знание этой среды и умение быстро реагировать на изменение и воздействие ее факторов на внутренние структуры предприятия и результаты коммерческой деятельности. Основ факторы внешней среды представлены на рис 1.2.
Рис. 1.2. Основные факторы внешней среды предприятия
Следует отметить, что все факторы, представленные на рис.1.2, являются взаимосвязанными, однако в каждый отдельный момент времени сила их связи может быть разной.
Факторы внешней среды предприятия целесообразно подразделить на факторы прямого воздействия и факторы косвенного действия.
К факторам косвенного воздействияотносятся политические и экономические, научно-технические и социальные.
Политические факторыопределяют политическую обстановку стабильность общества (от них зависят зарубежные инвестиции), а также отношение правительства к состоянию реального сектора экономики.
Экономические факторы— это темпы экономического роста, уровень занятости, платежный баланс страны, уровень инфляции. Экономическая среда оказывает активное влияние на деятельность предприятия, и оно может быть как позитивным, так и негативным, поэтому предприятие должно прогнозировать тенденции в изменении экономической среды и приспосабливаться к ним.
Состояние экономики влияет на стоимость потребляемых материальных ресурсов и готовность потребителей формировать платежеспособный спрос. Экономический рост приносит выгоды реальному сектору экономики, открывает новые рыночные возможности, увеличивает национальный доход, позволяет привлечь новые инвестиции в развитие производства, увеличить кредитные ресурсы.
Научно-технические факторыимеют очень большое значение, так как использование их создает для предприятия дополнительные возможности развития и получения преимуществ среди конкурентов.
Учет социальных факторов(соотношение между высшими, средними и низшими классами, жизненные ценности людей, традиции и др.) позволяет определить специфические особенности деятельности на рынке.
19.Сущность и принципы коммерческой деятельности
В условиях рынка коммерция является неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий. Коммерция (коммерциум) — слово латинского происхождения, в переводе означает торговлю. Торговля—это приобретение и сбыт (продажа) товаров. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж. Однако нельзя коммерцию сводить к дословному смыслу ее названия — к торговле.
Процессы и операции, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов: чисто торговые и производственные.
Чисто торговые (коммерческие) — это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. Производственные процессы, происходящие в коммерции, являются продолжением производства в сфере товарного обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других.
Таким образом, коммерция — это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли в условиях существования правовых норм.
Главным объектом коммерции является акт купли-продажи, поэтому на первый план выступает расчетная, денежная и связанная с ней правовая сторона деятельности участников коммерческой деятельности. Большое значение в коммерческой деятельности имеет заключение и реализация договоров и контрактов, работа с поставщиками, ведение необходимых коммерческих расчетов, организация закупок и продаж товаров, работа с товарами и органами товародвижения, проведение лизинговых операций и многое другое.
Основная цель коммерции — извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.
Коммерческая деятельность на промышленных предприятиях выступает в двух видах:
1) закупочная (материально-техническое обеспечение);
2) сбытовая.
Закупочная деятельность заключается в том, что предприятия свободно закупают материальные ресурсы у поставщиков и других субъектов товарного рынка.
При закупках предприятию необходимо изучить рынок сырья и материалов, знать динамику цен на этом рынке, расходы на доставку, возможности эффективной замены одних материалов на другие. Поэтому закупочная коммерческая деятельность на предприятиях складывается из следующих этапов:
• исследование рынка сырья и материалов и организация коммерческих связей с поставщиками;
• составление плана закупок материальных ресурсов;
• организация закупок материальных ресурсов;
• ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
• стоимостный анализ заготовительной сферы.
Сбытовая работа является важнейшим аспектом коммерческой деятельности предприятия.
Сбыт— это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот.
В странах развитой рыночной экономики доля сбытовых коммерческих операций, которую берут на себя промышленные фирмы, постоянно растет. Промышленные фирмы, создавшие у себя хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают большим преимуществом в конкурентной борьбе. Многие предприятия имеют и собственные каналы сбыта, примером которых являются фирменные магазины, распределительные центры, а для нефтеперерабатывающих заводов — собственные автозаправочные станции.
Наряду с термином «сбыт» существует понятие «продажа» товара. Принципиальной разницы в этих понятиях нет. Вместе с тем следует уточнить, что сбыт — это процесс, представляющий собой совокупность функций (см. § 3.1), а продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя.
Сбытовая коммерческая деятельность на промышленном предприятии многогранна: она начинается с планирования ассортимента и сбыта продукции, неотъемлемой ее частью является установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями, завершающихся заключением контрактов купли-продажи. Не менее значимой частью сбытовой коммерческой деятельности является оперативно-сбытовая работа, которая включает:
• разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателям;
• приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям;
• организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;
• контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.
Сбыту товаров, изготовленных на предприятии, должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, в том числе потребителей и конкурентов, сегментацию и выбор целевого рынка, разработку товарной, сбытовой и коммуникационной политики. Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан в современных условиях проводить анализ эффективности сбыта, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.
Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо учитывать следующие основные принципы:
• неразрывную связь коммерции с маркетингом;
• гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
• умение предвидеть коммерческие риски;
• выделение приоритетов;
• проявление личной инициативы;
• высокую ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам купли-продажи;
• нацеленность на достижение конечного результата — прибыли.
Коммерция оперирует теми же элементами рынка, что и маркетинг. Однако главной целью для нее является не исследование спроса и проникновение на рынки сбыта, а организация купли-продажи товаров и проведение необходимых при этом расчетов для получения максимальной прибыли. Вместе с тем продать товар и получить прибыль возможно только используя маркетинг. В этом
как раз и проявляется неразрывная связь коммерции с маркетингом, определяемая сущностью современной концепции маркетинга, воплощенной в лозунге: «Производить нужно только то, что буде куплено». Содержание этой концепции заключается в сочетании рыночной и товарной концепций, т.е. в создании нужного рынку товара и потребителя в одно и то же время.
До середины текущего столетия действовала концепция маркетинга, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени еще не утрачено в России.
Коммерческий риск— возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов по его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, также из-за заключения рискованной сделки, невыполнения дог верных обязательств контрагентами, действий конкурентов, уничтожения или порчи груза при транспортировке, в результате бедствий, из-за возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации.
20. Понятие, общие положения и признаки коммерческого (торгового) договора
Как было рассмотрено нами в предыдущем вопросе двух- или многосторонние торговые сделки по своей форме являются договорами. Поэтому в коммерческих правоотношениях используется такое понятие, как «коммерческий (торговый) договор».
В соответствии с гражданским законодательством договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).
Понятие «договор» используется в нескольких значениях. Понятие договора как. правоотношения присутствует в нормах гражданского законодательства, указывающих на права и обязанности сторон и порядок их осуществления. Например, в ст. 483 ГК РФ устанавливается обязанность покупателя известить продавца об обнаружении нарушения требований к качеству товара в течение установленного законом или договором срока, а при отсутствии такого срока— в разумный срок. Понятие «договор» как правоотношение применяется, в частности, когда говорят об исполнении договора. В значении документа понятие «договор» использовано в ст. 431 ГК РФ, где указывается, что «при толковании условий договора судом применяется буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений» 32.
Коммерческий договор является разновидностью гражданско-правового договора, следовательно, на него распространяются в полном объеме общие положения ГК РФ о договорах, в том числе о свободе договора (ст. 1, 421 ГК РФ), о его законности (ст. 422 ГК РФ), цене договора (424 ГК РФ), действии договора (425 ГК РФ).
Содержание принципа свободы договора включает в себя свободу принятия решения о заключении договора и выбора контрагента, свободу формирования условий договора, а также возможность заключения договора как предусмотренного законодательством, так и включающего в себя элементы различных поименованных договоров (смешанных договоров).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Исполнение договора должно оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (например, при поставке товаров для государственных нужд). Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором либо законом. Следует иметь в виду, что в случаях, когда в коммерческом договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Относительно положений ГК РФ о действии договора, необходимо сказать, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Если в договоре отсутствует такое условие, то он признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Признаки коммерческого (торгового) договораможно охарактеризовать следующим образом;
1. Главным признаком коммерческого договора является то, что он заключается субъектами торговых отношений в сфере торгового оборота в связи с реализацией товаров, для использования в предпринимательских (коммерческих) целях, не направленных на удовлетворение личных, семейных потребностей.
2. Следующим признаком коммерческого договора является то, что субъектами (сторонами) такой сделки могут быть только коммерсанты (индивидуальные предприниматели) либо различного рода организации (коммерческие и некоммерческие организации, а также государственные органы).
3. Иным признаком торгового договора является его возмездность. Согласно гражданскому законодательству коммерческие договоры, как договоры, совершаемые в процессе предпринимательской деятельности, направлены на извлечение сторонами определенной выгоды и всегда носят возмездный характер (ст. 423 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что не являются коммерческими безвозмездные договоры, совершаемые субъектами коммерческой деятельности, в том числе и когда, несмотря на безвозмездный характер сделки, субъект в будущем рассчитывает получить определенную выгоду (например, в рекламных целях часто предлагается купить партию какого-либо товара и впоследствии получить определенную часть бесплатно).
4. Различного рода спорные ситуации, возникающие между субъектами торговых сделок, разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством, что можно также охарактеризовать как признак коммерческого договора.
Изложенное позволяет сделать вывод, что коммерческий (торговый) договор — это возмездный договор, предусматривающий реализацию товаров между субъектами коммерческой деятельности для использования этих товаров в предпринимательских (коммерческих) целях.
21.Планирование и снабжение на предприятии. Текущее планирование
С дальнейшим развитием рыночных отношений необходима глубокая адаптацияпроизводства к требованиям потребителей, так как в мире все большее признание приобретает индивидуальный маркетинг. Поэтому при планировании материально-технического обеспечения необходимо учитывать две основные стратегии планирования производства.
1. Стратегия следования производства за спросом товаров на рынке. В этом случае производственные мощности предприятия адаптируются к величине спроса на продукцию. Потребность в материальных ресурсах при планировании материально — технического обеспечения определяется на основе норм расхода на единицу продукции иобъемов производимой продукции.
2. Стратегия фиксированного объема производства. Иначе ее называют стратегией производства «на заказ». Чаще всего она применяется в единичном, а также мелкосерийном производстве. Иногда может трансформироваться в стратегию проектирования «на заказ», когда разработка продукции начинается с этапа конструкторской подготовки производства. В случае применения этой стратегии разница между возросшим спросом на продукцию и объемом производства должна покрываться запасами, сверхурочными работами, наймом персонала на время.
Планирование материально-технического обеспечения является составной частью планирования хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Система планов предприятия должна включать долгосрочные и текущие планы.
В рамках долгосрочного планирования должна определяться -перспективная потребность в материальных ресурсах в укрупненной номенклатуре, которая является базой текущего планирования материально-технического обеспечения предприятия, включающего в себя:
· исследование рынка сырья и материалов;
· определение потребности предприятия по всей развернутой (специфицированной) номенклатуре потребляемых материальных ресурсов; • составление плана закупок материальных ресурсов;
• стоимостной анализ заготовительной сферы.
Планирование материально-технического обеспечения предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. Главной целью текущего материального планирования является обеспечение гарантии поставок при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий — важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.