Основные формы передачи технологий
Передача технологий на коммерческой основе осуществляется в следующих основных формах:
• патентные соглашения— торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;
• лицензионные соглашения— торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;
• ноу-хау— предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;
• инжиниринг— предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т. д.
Главной формой международного научно-технического обмена в настоящее время является лицензионная торговля. Она стабильно в 3—4 раза превышает темпы торговли традиционными товарами. Лицензионные операции сконцентрированы в промышленно развитых странах — свыше 90% купли-продажи. Ведущее место занимают США, Япония, Великобритания. Развивающиеся страны начали предлагать передовую технологию лишь с 70-х гг. в основном в виде сублицензий, при этом они, как правило, импортируют новейшие технологии.
В 90-х гг. произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного финансирования. США имеют самое крупное сальдо лицензионной торговли (22,3 млрд долл.). Наиболее крупные покупатели американской технологии — Япония и Южная Корея (44% всех поступлений США в 1999 г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и Японии (около 30% платежей) .
Лицензионная торговля обладает отраслевой специализацией — основной объем лицензионной торговли сконцентрирован в электротехнике, электронной и химической промышленности. Основной объем купли-продажи лицензий совершается между материнскими компаниями и филиалами. В 1999 г. доля прав на интеллектуальную собственность в общем экспорте США составила 14,3% (36,5 млрд долл.), в импорте — 7,6% (13,3 млрд долл.), из них 2/з оборота — сделки между материнскими компаниями и их филиалами. Лицензирование может иметь экономические, стратегические, политические и правовые мотивы.
Объекты коммерческого права
Объектами коммерческого (торгового) права являются ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом. К указанным объектам относятся товары, различного рода товарораспорядительные документы, а также объекты интеллектуальной собственности.
В качестве товаракак объекта коммерческого права выступает вещи, находящиеся в коммерческом,(торговом) обороте, т. е. имущество, выступающее предметом договоров купли-продажи, в котором в качестве хотя бы одной из сторон выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, Отсюда можно сделать вывод, что к объектам коммерческого права относятся не все товары, а только те, которые участвуют в торговом, коммерческом обороте, т. е. могут быть продвинуты от производителя к потребителю.
Следует иметь в виду, что исходя из мировой практики целый ряд товаров, являющихся предметами продажи не входит в круг объектов коммерческого права. Это связано с их спецификой, особенностями их продажи, транспортировки и иных параметрам.
К указанным товарам, в частности, относятся электроэнергия, тепло, вода, недвижимое имущество
Это выражается тем, что порядок оборота товаров данного вида остался за пределами регулирования Торговых кодексов ведущих западных стран, а также, что данные товары исключены из предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права (например, Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Кроме того, исходя из российского законодательства ряд товаров (например, космическое оборудование, военная техника, яды и др.) в нашей стране изъяты из торгового оборота, соответственно также не могут являться объектами коммерческого права.
К другим объектам коммерческого права можно отнести товарораспорядительные документы. Эти документы предоставляют право своим владельцам на товар, указанный в них. Продажа товара в торговых сделках влечет за собой обязательную передачу товарораспорядительных документов. К указанным документам относятся: складские свидетельства, коносамент (документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку29), накладные на перевозку грузов другими видами транспорта.
Что касается таких объектов коммерческого права, как объекты интеллектуальной собственности,следует отметить, что в учебной литературе их часто именуют как «средства индивидуализации товара». К ним относятся: товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование.
Товарным знакомв соответствии с действующим законодательством РФ является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ).
На территории России действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Знак обслуживания— это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Следует также иметь в виду, что к нормам о знаках обслуживания применяются вышеперечисленные нормы о товарных знаках.
Относительно такого объекта интеллектуальной собственности как фирменное наименованиевначале необходимо сказать, что коммерческая организация, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В юридической литературе существуют различные точки зрения на объекты коммерческого права. В частности, ряд авторов30 к объектам коммерческого права относят имущественные права (вещные и обязательственные). К вещным правам соответственно относятся способность субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и правами на имущество. Среди обязательственных прав выделяются универсальные (право землепользования, сервитут, права залога недвижимости и аренды предприятий) и специальные (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного землепользования, право пожизненного наследуемого владения, земельным участком. Все вышеперечисленные права имеют, в первую очередь, отношение к гражданскому (имущественному) обороту, а не коммерческому праву. Торговые отношения характеризуются рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданских) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товара от изготовителя к потребителю31.