Порядок заключения коммерческих договоров

Торговый договор является, видом сделки и поэтому для его заключения необходимо наличие всех тех пред­посылок, которые согласно гражданскому законодатель­ству означают совершение действительной сделки, в частности дееспособности сторон и соответствия сделки требованиям норм права.

В статье 432 ГК РФ раскрываются основные общие для всех видов договоров условия действительности до­говора, которые отражают его юридические особеннос­ти как вида сделки и неисполнение которых на практи­ке ведет к недействительности заключаемых договоров. К данным условиям относятся наличие соглашения о существенных условиях договора и соблюдение требуе­мой формы договора.

При этом существенными являются условия о пред мете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходи­мые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон дол­жно быть достигнуто соглашение.

Так, например, если взять такой коммерческий договор, как договор постав­ки товара, то существенными условиями этого договора являются его предмет, т. е. наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность (ст. 454-491 ГК РФ), а также срок поставки (ст. 506 ГК РФ).

Что касается формы договора, то в соответствии с ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена опре­деленная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключен­ным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Торговые договоры (сделки) должны совер­шаться в письменной форме (ст. 161. ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем состав­ления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почто­вой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электрон­ной или иной связи, позволяющей достоверно устано­вить, что документ исходит от стороны по договору.

Любой российский договор, в том числе торговый договор, заключается посредством направления оферты одной из сторон и её акцепта другой стороной.

Офертой признается адресованное одному или несколь­ким конкретным лицам предложение, которое достаточ­но определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с ад­ресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Акцептом признается ответ лица, которому адресова­на оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Следует знать, что молчание не явля­ется акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Кроме того, при заключении торговых договоров совершение лицом, получившим оферту, в срок, уста­новленный для ее акцепта, действий по выполнению ука­занных в ней условий договора (например, отгрузка то­варов, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Следует отметить, что установление такого способа (оферта-акцепт) как единого и единственного противоре­чит потребностям практики, прежде всего — коммерчес­кой. Зарубежное законодательство, как правило, не со­держит столь жесткой регламентации. Так, согласно ст. 2-204 Единообразного торгового кодекса США договор продажи может быть заключен любым способом, достаточным для того, чтобы доказать наличие соглашения. Здесь имеет значение не только допускаемая законом многовариантность способов заключения договоров, но. , и связанное с этим безразличие к соблюдению какой-либо процедуры. Если нарушение схемы оферта-акцепт и других предусмотренных ГК РФ правил заключения договора может повлечь признание договора незаклю­ченным или недействительным, то в силу американского \ закона единственным последствием неподтвержденности наличия соглашения будет отказ в судебной защите.

Французский торговый кодекс 1999 г., как и гражданс­кий кодекс 1804 г., вообще не регламентирует порядок заключения торговых договоров, предоставляя субъектам подлинную свободу выбора механизмов установления договорных связей в сложных и переменчивых, условиях торгового оборота. Отсутствие таких правил в определенной степени восполняется доктриной и судебной, практикой34.

Как указано выше в России договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ). Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данная норма имеет непосредственное отношение к торговым договорам.

Существуют и иные общие правила, связанные с заключением договоров, в частности полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, ус­тановленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Рекла­ма и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Как показывает практика сторона, получившая пред­ложение о Заключении торгового договора, нередко со­глашается заключить договор, но на иных условиях. Эти предложения должны быть отражены в протоколе раз­ногласий к договору и переданы другой стороне. При этом необходимо учитывать, что ответ о согласии заключить договор на иных условиях» чем предложено в оферте, не является акцептом, такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ). В коммерческой практике сторона, получившая от­вет о согласии заключить договор, но на иных услови­ях, поступает одним из следующих способов:

1) может принять меры к урегулированию разногла­сий. Статьи 507 и 528 Г К РФ предусматривают этот способ действий лишь для договоров поставки и закуп­ки для государственных нужд, хотя он актуален для всех видов торговых договоров. Рассмотрение разногла­сий проводится руководителями организаций с участи­ем специалистов. Результаты переговоров оформляют­ся протоколом разногласий, служащим приложением к договору, либо составлением нового текста договора.

При невозможности переговоров, например, в слу­чае отдаленного нахождения контрагентов, целесообраз­но направить другой стороне письмо с мотивированным изложением причин, по которым ее предложения не могут быть приняты. Такие действия во многих случа­ях ведут к снятию контрагентом выдвинутых возраже­ний, к достижению единой позиции, способствуют установлению договорных отношений;

2) дает письменное подтверждение на включение контр­предложений в договор. Сообщение о таком согласии влечет признание договора заключенным на условиях, заявленных в качестве разногласий;

3) поступившие возражения рассматриваются в каче­стве предложения заключить договор на новых услови­ях. Здесь субъекты как бы меняются местами. Сторона, получившая ответ с возражениями, в свою очередь сооб­щает приемлемую для нее редакцию спорных условий;

4) передает спор по условиям заключаемого договора на разрешение арбитражного или третейского суда. Пере­дача разногласий на разрешение суда допустима в следу­ющих случаях. Во-первых, когда сами стороны заключи­ли соглашение о передаче спора по условиям заключаемо­го договора на разрешение суда. Такая возможность допускается законом, но по статистике арбитражных су­дов подобных дел почти не встречается. Во-вторых, пере­дача разногласий на разрешение суда предусматривается законом, когда договор заключается в обязательном по­рядке. Число таких случаев невелико35.

В гражданском законодательстве (ст. 426, 429, 445, 447, 527 ГК РФ) есть исключения из общего правила (оферта-акцепт), когда для одной из сторон заключение договора является не правом, а обязанностью. Эти ис­ключения в сфере коммерческого оборота связаны с за­ключением публичных договоров, предварительных до­говоров, Договоров заключаемых на торгах, а также договоров на поставку продукции для государственных (муниципальных) нужд.

В статье 445 ГК РФ содержатся общие правила по вопросу заключения договоров в обязательном поряд­ке, где, в частности указано: «что в случаях, когда в соответствии с законами для стороны, которой направ­лена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты».

Сторона, направившая оферту и получившая от сто­роны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол раз­ногласий к проекту договора), вправе передать разногла­сия, возникшие при заключении договора, на рассмотре­ние суда в течение тридцати дней со дня получения тако­го извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола раз­ногласий известить другую сторону о принятии догово­ра в ее редакции либо об отклонений протокола разно­гласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотре­ния в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключе­ния договора, который является для нее обязательным, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Понятия коммерческого права

Коммерческое право — это одна из новых дисциплин современного российского пра­воведения и является подотраслью гражданского пра­ва, в связи с тем, что торговый оборот — это часть иму­щественного оборота, регулируемого гражданским пра­вом. Коммерческие отношения регулируются как общими, так и специальными нормами частного права.

В широком смысле торговля — это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической дея­тельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслужи­вание покупателей в процессе продажи товаров и их до­ставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.

При этом следует отметить, что понятие «коммерция» является одним из видов предпринимательской деятель­ности, связанной с систематическим получением прибы­ли в результате торговых сделок. Важно также пони­мать, что коммерция в отличие от предпринимательства имеет гораздо более узкое понимание, так как в пред­принимательской деятельности прибыль можно получать не только от продажи товаров, но и, например, от вы­полнения работ или оказания услуг. Предпринимательс­кая деятельность в отличие от коммерческой деятельно­сти также связана с предпринимательским риском, но­выми подходами к управлению, использованием научных достижений и т. п.

Ком­мерческое право— это совокупность общих и специ­альных норм частного права, регулирующих отноше­ния в сфере торговой деятельности по реализации товаров в предпринимательских целях.

4.Изменение условий и расторжение коммерческих (торговых) договоров

При осуществлении коммерческой деятельности до­вольно часто возникает необходимость изменения и дос­рочного расторжения заключенных торговых договоров. Существуют различные варианты изменения и растор­жения коммерческих договоров. Возможно односторон­нее, по соглашению сторон и судебное изменение и рас­торжение договоров.

Односторонний отказ от договора или односторон­нее его изменение, как правило, не допускаются, за ис­ключением случаев, прямо предусмотренных законом или самим договором. Возможность одностороннего от­каза или изменения торгового договора в силу включе­ния в сам договор условия об этом установлена, напри­мер, в ст. 310 ГК РФ.

В большинстве случаев возможность для односторон­него отказа от договора или его изменения использует­ся стороной при нарушении обязательств, допущенное другой стороной. Одностороннее изменение или прекра­щение договора может предусматриваться также на слу­чаи изменений хозяйственной ситуации или условий деятельности сторон. Так, в договорах поставки това­ров стороны часто устанавливают право на односторон­нее уменьшение количества товара в случае существен­ных изменений покупательского спроса. Исследуя коммерческие договоры можно увидеть, что одностороннее расторжение или изменение договора возможно по конкретным основаниям. Так, ст. 523 ПС РФ предусматривает односторонний отказ от испол­нения договора поставки, где указано, что односторон­ний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допус­каются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом, нарушение договора постав­ки поставщиком предполагается существенным в слу­чаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недо­статками, которые не могут быть устранены в приемле­мый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров. А нарушение договора постав­ки покупателем предполагается существенным в случа­ях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров или неоднократной невыборки товаров.

Договор поставки считается измененным или растор­гнутым с момента получения одной стороной уведомле­ния другой стороны об одностороннем отказе от исполне­ния договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

По общему правилу, установленному в ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено дан­ным Кодексом, другими законами или договором.

Расторжение или изменение договора по взаимному согласию сторон оформляются подписанием составлен­ного сторонами дополнительного соглашения или про­токола к договору либо обменом письмами, телеграмма­ми или иными отправлениями. При этом важно знать, что оставление направленного предложения без ответа не считается согласием на изменение или расторжение договора.

Судебный порядок изменения или расторжения ком­мерческих договоров, в первую очередь, установлен в статье 450 ГК РФ. Там указано, что по требованию од­ной из сторон договор может быть изменен или растор­гнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

При этом в указанной статье регламентировано, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны торгового договора не достигли согла­шения о приведении договора в соответствие с суще­ственно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут или из­менен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходи­ли из того, что такого изменения обстоятельств не про­изойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, ко­торые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по харак­теру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соот­ношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа догово­ра не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Российское законодательство, регулирующее конк­ретные виды торговых договоров, предусматривает не­мало специальных оснований для судебного изменения и расторжения договоров. Так, например, по договору купли-продажи покупатель при обнаружении недостат­ков товара вправе требовать соразмерного уменьшения цены, замены товара на доброкачественный или иных изменений условий договора (ст. 475 ГК РФ). Все эти изменения производятся по решению суда, если сторо­ны не смогли добровольно урегулировать спор.

Следует понимать, что в случае если закон или торго­вый договор не предусматривают соответствующих осно­ваний для его судебного изменения или расторжения, то иск стороны-заявителя не будет удовлетворен судом.

Также важно знать, что соответствующее изменение или расторжение коммерческого договора в судебном порядке будет зафиксировано только с момента вступле­ния в законную силу решения суда по данному вопросу.

Метод коммерческого права

Под методами коммерческого пра­васледует понимать совокупность приемов, способов, средств юридического воздействия на общественные от­ношения в сфере торговой (коммерческой) деятельности. К числу методов коммерческого права, которые воз­действуют на соответствующие общественные отноше­ния, относятся:

· предписания (указывают на то какие действия совершать необходимо),

· дозволения (указыва­ют на действия, которые можно совершать)

· запреты (от каких действий следует воздержаться).

Как и для многих других отраслей российского права для коммерческого права характерны два способа регу­лирования общественных отношений в сфере торговой деятельности, а именно: императивный и диспозитивный.

В большей степени для коммерческого права ха­рактерен диспозитивный метод правового регулиро­вания, который включает в себя дозволения, представ­ляющие субъектам коммерческих отношений право на самостоятельный выбор своего поведения. Основанием для возникновения этих отношений, как правило, выступает договор. Граждане и юридические лица свободны в зак­лючении договоров. Понуждение к заключению торго­вых (коммерческих) договоров не допускается, за исклю­чением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Императивный методхарактеризуется преоблада­нием властных предписаний и запретов. Для некото­рых отношений, регулируемых коммерческим правом, характерен именно императивный метод, например, в сфере государственного регулирования торговой деятель­ности» Он предполагает наличие обязательных для ис­полнения правил и норм, возникающих в указанной сфере для субъектов торговых отношений.

6.Планирование и снабжение на предприятии. Долгосрочное планирование

Сущность планирования обеспечения предприятия материальными ресурсами

С дальнейшим разви­тием рыночных отношений необходима глубокая адаптацияпроиз­водства к требованиям потребителей, так как в мире все большее признание приобретает индивидуальный маркетинг. Поэтому при планировании материально-технического обеспечения необходимо учитывать две основные стратегии планирования производства.

1. Стратегия следования производства за спросом товаров на рынке. В этом случае производственные мощности предприятия адаптируются к величине спроса на продукцию. Потребность в материальных ресурсах при планировании материально — технического обеспечения определяется на основе норм расхода на единицу продукции иобъемов производимой продукции.

2. Стратегия фиксированного объема производства. Иначе ее называют стратегией производства «на заказ». Чаще всего она применяется в единичном, а также мелкосерийном производстве. Иногда может трансформироваться в стратегию проектирования «на заказ», когда разработка продукции начинается с этапа конструкторской подготовки производства. В случае применения этой стратегии разница между возросшим спросом на продукцию и объемом производства должна покрываться запасами, сверхурочными работами, наймом персонала на время.

Планирование материально-технического обеспечения является составной частью планирования хозяйственной деятельности про­мышленного предприятия.

Система планов предприятия должна включать долгосрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование предприятия выражает его общую стратегию. Долгосрочный план - это, по существу, изложение концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются приоритеты. Долгосрочный план разрабатывается на уровне высшего руководства. Цели планирования определяются системой ценностей, а она принадлежит тем, кто держит в руках ключевые ресурсы.

Процесс долгосрочного планирования на промышленном предприятии в условиях рынка включает три стадии.

На первой стадии формулируются цели предприятия, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах.

На второй стадии исходя из целей предприятия на перспективу определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, рыночная доля предприятия. Затем важнейшие показатели прогнозируются при условии сохранения действующей политики предприятия на рынке и сравниваются с уровнем притязаний. Выявляется разница между прогнозными значениями итеми на которые претендует предприятие.

На третьей стадии разрабатывается новая стратегия с целью устранения разницы между прогнозными значениями и теми, на которые претендует предприятие.

Наши рекомендации