Порядок заключения коммерческих договоров
Торговый договор является, видом сделки и поэтому для его заключения необходимо наличие всех тех предпосылок, которые согласно гражданскому законодательству означают совершение действительной сделки, в частности дееспособности сторон и соответствия сделки требованиям норм права.
В статье 432 ГК РФ раскрываются основные общие для всех видов договоров условия действительности договора, которые отражают его юридические особенности как вида сделки и неисполнение которых на практике ведет к недействительности заключаемых договоров. К данным условиям относятся наличие соглашения о существенных условиях договора и соблюдение требуемой формы договора.
При этом существенными являются условия о пред мете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Так, например, если взять такой коммерческий договор, как договор поставки товара, то существенными условиями этого договора являются его предмет, т. е. наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность (ст. 454-491 ГК РФ), а также срок поставки (ст. 506 ГК РФ).
Что касается формы договора, то в соответствии с ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Торговые договоры (сделки) должны совершаться в письменной форме (ст. 161. ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Любой российский договор, в том числе торговый договор, заключается посредством направления оферты одной из сторон и её акцепта другой стороной.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Следует знать, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Кроме того, при заключении торговых договоров совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (например, отгрузка товаров, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Следует отметить, что установление такого способа (оферта-акцепт) как единого и единственного противоречит потребностям практики, прежде всего — коммерческой. Зарубежное законодательство, как правило, не содержит столь жесткой регламентации. Так, согласно ст. 2-204 Единообразного торгового кодекса США договор продажи может быть заключен любым способом, достаточным для того, чтобы доказать наличие соглашения. Здесь имеет значение не только допускаемая законом многовариантность способов заключения договоров, но. , и связанное с этим безразличие к соблюдению какой-либо процедуры. Если нарушение схемы оферта-акцепт и других предусмотренных ГК РФ правил заключения договора может повлечь признание договора незаключенным или недействительным, то в силу американского \ закона единственным последствием неподтвержденности наличия соглашения будет отказ в судебной защите.
Французский торговый кодекс 1999 г., как и гражданский кодекс 1804 г., вообще не регламентирует порядок заключения торговых договоров, предоставляя субъектам подлинную свободу выбора механизмов установления договорных связей в сложных и переменчивых, условиях торгового оборота. Отсутствие таких правил в определенной степени восполняется доктриной и судебной, практикой34.
Как указано выше в России договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ). Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данная норма имеет непосредственное отношение к торговым договорам.
Существуют и иные общие правила, связанные с заключением договоров, в частности полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Как показывает практика сторона, получившая предложение о Заключении торгового договора, нередко соглашается заключить договор, но на иных условиях. Эти предложения должны быть отражены в протоколе разногласий к договору и переданы другой стороне. При этом необходимо учитывать, что ответ о согласии заключить договор на иных условиях» чем предложено в оферте, не является акцептом, такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ). В коммерческой практике сторона, получившая ответ о согласии заключить договор, но на иных условиях, поступает одним из следующих способов:
1) может принять меры к урегулированию разногласий. Статьи 507 и 528 Г К РФ предусматривают этот способ действий лишь для договоров поставки и закупки для государственных нужд, хотя он актуален для всех видов торговых договоров. Рассмотрение разногласий проводится руководителями организаций с участием специалистов. Результаты переговоров оформляются протоколом разногласий, служащим приложением к договору, либо составлением нового текста договора.
При невозможности переговоров, например, в случае отдаленного нахождения контрагентов, целесообразно направить другой стороне письмо с мотивированным изложением причин, по которым ее предложения не могут быть приняты. Такие действия во многих случаях ведут к снятию контрагентом выдвинутых возражений, к достижению единой позиции, способствуют установлению договорных отношений;
2) дает письменное подтверждение на включение контрпредложений в договор. Сообщение о таком согласии влечет признание договора заключенным на условиях, заявленных в качестве разногласий;
3) поступившие возражения рассматриваются в качестве предложения заключить договор на новых условиях. Здесь субъекты как бы меняются местами. Сторона, получившая ответ с возражениями, в свою очередь сообщает приемлемую для нее редакцию спорных условий;
4) передает спор по условиям заключаемого договора на разрешение арбитражного или третейского суда. Передача разногласий на разрешение суда допустима в следующих случаях. Во-первых, когда сами стороны заключили соглашение о передаче спора по условиям заключаемого договора на разрешение суда. Такая возможность допускается законом, но по статистике арбитражных судов подобных дел почти не встречается. Во-вторых, передача разногласий на разрешение суда предусматривается законом, когда договор заключается в обязательном порядке. Число таких случаев невелико35.
В гражданском законодательстве (ст. 426, 429, 445, 447, 527 ГК РФ) есть исключения из общего правила (оферта-акцепт), когда для одной из сторон заключение договора является не правом, а обязанностью. Эти исключения в сфере коммерческого оборота связаны с заключением публичных договоров, предварительных договоров, Договоров заключаемых на торгах, а также договоров на поставку продукции для государственных (муниципальных) нужд.
В статье 445 ГК РФ содержатся общие правила по вопросу заключения договоров в обязательном порядке, где, в частности указано: «что в случаях, когда в соответствии с законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты».
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонений протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, который является для нее обязательным, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Понятия коммерческого права
Коммерческое право — это одна из новых дисциплин современного российского правоведения и является подотраслью гражданского права, в связи с тем, что торговый оборот — это часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом. Коммерческие отношения регулируются как общими, так и специальными нормами частного права.
В широком смысле торговля — это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.
При этом следует отметить, что понятие «коммерция» является одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с систематическим получением прибыли в результате торговых сделок. Важно также понимать, что коммерция в отличие от предпринимательства имеет гораздо более узкое понимание, так как в предпринимательской деятельности прибыль можно получать не только от продажи товаров, но и, например, от выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательская деятельность в отличие от коммерческой деятельности также связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, использованием научных достижений и т. п.
Коммерческое право— это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения в сфере торговой деятельности по реализации товаров в предпринимательских целях.
4.Изменение условий и расторжение коммерческих (торговых) договоров
При осуществлении коммерческой деятельности довольно часто возникает необходимость изменения и досрочного расторжения заключенных торговых договоров. Существуют различные варианты изменения и расторжения коммерческих договоров. Возможно одностороннее, по соглашению сторон и судебное изменение и расторжение договоров.
Односторонний отказ от договора или одностороннее его изменение, как правило, не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или самим договором. Возможность одностороннего отказа или изменения торгового договора в силу включения в сам договор условия об этом установлена, например, в ст. 310 ГК РФ.
В большинстве случаев возможность для одностороннего отказа от договора или его изменения используется стороной при нарушении обязательств, допущенное другой стороной. Одностороннее изменение или прекращение договора может предусматриваться также на случаи изменений хозяйственной ситуации или условий деятельности сторон. Так, в договорах поставки товаров стороны часто устанавливают право на одностороннее уменьшение количества товара в случае существенных изменений покупательского спроса. Исследуя коммерческие договоры можно увидеть, что одностороннее расторжение или изменение договора возможно по конкретным основаниям. Так, ст. 523 ПС РФ предусматривает односторонний отказ от исполнения договора поставки, где указано, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров. А нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров или неоднократной невыборки товаров.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
По общему правилу, установленному в ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
Расторжение или изменение договора по взаимному согласию сторон оформляются подписанием составленного сторонами дополнительного соглашения или протокола к договору либо обменом письмами, телеграммами или иными отправлениями. При этом важно знать, что оставление направленного предложения без ответа не считается согласием на изменение или расторжение договора.
Судебный порядок изменения или расторжения коммерческих договоров, в первую очередь, установлен в статье 450 ГК РФ. Там указано, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.
При этом в указанной статье регламентировано, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны торгового договора не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Российское законодательство, регулирующее конкретные виды торговых договоров, предусматривает немало специальных оснований для судебного изменения и расторжения договоров. Так, например, по договору купли-продажи покупатель при обнаружении недостатков товара вправе требовать соразмерного уменьшения цены, замены товара на доброкачественный или иных изменений условий договора (ст. 475 ГК РФ). Все эти изменения производятся по решению суда, если стороны не смогли добровольно урегулировать спор.
Следует понимать, что в случае если закон или торговый договор не предусматривают соответствующих оснований для его судебного изменения или расторжения, то иск стороны-заявителя не будет удовлетворен судом.
Также важно знать, что соответствующее изменение или расторжение коммерческого договора в судебном порядке будет зафиксировано только с момента вступления в законную силу решения суда по данному вопросу.
Метод коммерческого права
Под методами коммерческого праваследует понимать совокупность приемов, способов, средств юридического воздействия на общественные отношения в сфере торговой (коммерческой) деятельности. К числу методов коммерческого права, которые воздействуют на соответствующие общественные отношения, относятся:
· предписания (указывают на то какие действия совершать необходимо),
· дозволения (указывают на действия, которые можно совершать)
· запреты (от каких действий следует воздержаться).
Как и для многих других отраслей российского права для коммерческого права характерны два способа регулирования общественных отношений в сфере торговой деятельности, а именно: императивный и диспозитивный.
В большей степени для коммерческого права характерен диспозитивный метод правового регулирования, который включает в себя дозволения, представляющие субъектам коммерческих отношений право на самостоятельный выбор своего поведения. Основанием для возникновения этих отношений, как правило, выступает договор. Граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Понуждение к заключению торговых (коммерческих) договоров не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Императивный методхарактеризуется преобладанием властных предписаний и запретов. Для некоторых отношений, регулируемых коммерческим правом, характерен именно императивный метод, например, в сфере государственного регулирования торговой деятельности» Он предполагает наличие обязательных для исполнения правил и норм, возникающих в указанной сфере для субъектов торговых отношений.
6.Планирование и снабжение на предприятии. Долгосрочное планирование
Сущность планирования обеспечения предприятия материальными ресурсами
С дальнейшим развитием рыночных отношений необходима глубокая адаптацияпроизводства к требованиям потребителей, так как в мире все большее признание приобретает индивидуальный маркетинг. Поэтому при планировании материально-технического обеспечения необходимо учитывать две основные стратегии планирования производства.
1. Стратегия следования производства за спросом товаров на рынке. В этом случае производственные мощности предприятия адаптируются к величине спроса на продукцию. Потребность в материальных ресурсах при планировании материально — технического обеспечения определяется на основе норм расхода на единицу продукции иобъемов производимой продукции.
2. Стратегия фиксированного объема производства. Иначе ее называют стратегией производства «на заказ». Чаще всего она применяется в единичном, а также мелкосерийном производстве. Иногда может трансформироваться в стратегию проектирования «на заказ», когда разработка продукции начинается с этапа конструкторской подготовки производства. В случае применения этой стратегии разница между возросшим спросом на продукцию и объемом производства должна покрываться запасами, сверхурочными работами, наймом персонала на время.
Планирование материально-технического обеспечения является составной частью планирования хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Система планов предприятия должна включать долгосрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование предприятия выражает его общую стратегию. Долгосрочный план - это, по существу, изложение концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются приоритеты. Долгосрочный план разрабатывается на уровне высшего руководства. Цели планирования определяются системой ценностей, а она принадлежит тем, кто держит в руках ключевые ресурсы.
Процесс долгосрочного планирования на промышленном предприятии в условиях рынка включает три стадии.
На первой стадии формулируются цели предприятия, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах.
На второй стадии исходя из целей предприятия на перспективу определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, рыночная доля предприятия. Затем важнейшие показатели прогнозируются при условии сохранения действующей политики предприятия на рынке и сравниваются с уровнем притязаний. Выявляется разница между прогнозными значениями итеми на которые претендует предприятие.
На третьей стадии разрабатывается новая стратегия с целью устранения разницы между прогнозными значениями и теми, на которые претендует предприятие.