Функция рыночного спроса: сущность, факторы, построение
Спрос характеризует желание купить то или иное количество товара. Наличие спроса предполагает согласие уплатить за него определенную цену, пожертвовать в обмен на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. На спрос оказывает влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, но и размеры доходов и сбережений. Объем спроса – количество товара, которое согласно купить лицо или группа лиц в единицу времени (день, месяц…) при определенных условиях (вкусы, предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений). Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:
Qda = f (Pa, Pb, … Pz, I, T…)
где Qda– объем спроса на товар А в единицу времени Ра – цена товара А Рв –Pz– цены других товаров I– доход T– вкусы и предпочтения. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара. Изменение спроса – сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его вкусов, цен на другие товары и др., кроме изменения цены самого товара.
Изменение объема спроса – движение вдоль по линии спроса под воздействием изменения цены товара.
Закон спроса – объем спроса обратно пропорционален цене товара. Исключение – парадокс Гиффена. (Во время голода в Ирландии объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился, т.к. повышение его цены вынудило бедняков сократить потребление других, более качественных продуктов, т.к. все же картофель оставался наиболее дешевым продуктом.) Цена – показатель качества. Потребитель может ориентироваться на высокую цену как на показатель качества. Внеся незначительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает на него цену. Такая практика может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров и при значительном их разнообразии. Эффект Веблена. Престижный спрос, приобретение товаров, свидетельствующих о высоком соц. статусе. Такую функцию могут нести товары, доступ к которым для широких масс ограничен. Здесь хотя престижность товаров с ростом цен растет, спрос на них будет падать в связи со все меньшей доступностью для широких масс. Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена на товар снизилась и ожидается дальнейшее снижение ее, спрос снизится, т.к. покупатель будет ждать. В случае повышения цен спрос может возрасти, т.к. товар начнут брать в ожидании дальнейшего повышения цен.
8.Построение функции рыночного спроса.
Кривая рыночного спроса является суммой кривых индивидуального спроса, если их сложить по горизонтали Суммирование может быть произведено следующими способами: табличным, графическим и аналитическим.
2. Графический метод. Допустим, что на рынке некоторого блага только два покупателя. У каждого потребителя своя индивидуальная кривая спроса и нам надо сложить эти кривые по горизонтали при каждом уровне цены – рис. 2.1. Первый потребитель не покупает благо при цене, равной 40 руб. – рис. 2.1а), второй потребитель не покупает благо при цене, равной 30 руб. – рис. 2.1б). Следовательно, в промежутке от 30 руб. до 40 руб. на рынке будет присутствовать только первый потребитель, если цена на рынке снизится, станет меньше 30 руб., то благо сможет покупать и второй потребитель. При цене, равной нулю, первый потребитель готов приобрести 10 единиц блага, а второй 30 единиц. Построение кривой рыночного спро- са состоит в том, что, суммируя количества благ по горизонтали, к кривой спроса первого потребителя присоединяют кривую спроса второго потребителя. В результате присоединения получится точка «излома» – К – рис. 2.1в).