Производственная функция краткосрочного периода и техническая результативность производства
Производственная функция долгосрочного периода
Производственная функция характеризует максимально возможный объем производства, который может быть получен при использовании данной комбинации ресурсов Длит. Период – все ресурсы явл. Переменными. Долгоср. Стратегию фирмы можно рассматр. В 2 аспектах: 1.капитал и труд измен. Одноврем., но в разных направлениях, что выраж. В изокванте MRTS (KL)- предельная норма технолог. Замещения определяет величину капитала которую может заменить каждая ед. труда при неизм. Выпуске (.Q- const). MRTS (KL) зависит от предельных продуктов факторов: чем больше предельного продукта труда, тем меньше его надо для замещ. Капитала (т.е. обратная зависим. ∆К\∆L= MPL \MPк . При граф. построении MRTS соотв. тангенсу угла наклона касательной к изокванте в точке, указывающей необходимые объемы труда и капитала для пр-ва заданного объема продукции. 2. Капитал и труд изм. Одновременно, но в одном напр. Зависимость между увел. Факторов пр-ва и объем. Выпуска характер. Эффект масштаба.. (1. Полож эфф. Масштаба – объем выпуска продукции увелич. В большей степени чем затраты ресурсов., 2. пост. Эфф.масш-объем выпуска увелич. В той-же пропорции, что и затраты,3ю отриц. Эфф. Масшт.-объем выпука увелич. В меньшей ст. чем затраты ресурсов.
Чем ближе изокв. К друг другу, тем больше проявл. Полож.эфф. масштаба, стаб. Расстоян. – пост. Эфф., чем больше расст между изокв. Тем больше отриц. Эфф.
в результате производственная функция в долгосрочном периоде предстает в виде семейства или карты изоквантТипичной формой ПФ в длин. Пер. явл. степенная функция вида:
, где А, α, β - положительные числа, характеризующие технологию производства.
Каковы направления эффекта замены и эффекта дохода для различных типов товаров? рис
При снижении цены ЭЗ и ЭД имеют следующие направления:
1. для нормальных товаров
2. для низкокачественных товаров
3. для товара Гиффена
Виды эластичности.
1.Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
•Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
•Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
•Консерватизм покупателей во вкусах;
•Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
•Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.
Товары с эластичным спросом по цене:
•Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
•Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
•Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
Товары с неэластичным спросом по цене:
•Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
•Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
•Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
2.Точечная эластичность спроса по цене.
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
= ,
Где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс p говорит о том, что это эластичность спроса по цене. То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.
В зависимости от этих показателей различают:
Совершенно неэластичный спрос | =0 | объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). |
Неэластичный спрос | -1< <0 | когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). |
Единичная эластичность спроса | = -1 | изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса. |
Эластичный спрос | -∞< <-1 | объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). |
Совершенно эластичный спрос | = -∞ | объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня. |
3.Дуговая эластичность спроса по цене.
В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:
= ,
Где и – среднее значение соответствующих величин.
То есть, при изменении цены от p1 до p2 и объёма спроса c Q1 до Q2среднее значение цены будет составлять = , а среднее значение спроса =
4.Эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
•значимость товара для бюджета семьи.
•является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
•консерватизм во вкусах.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
= ,
где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу. То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям E приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо | ˃ 0 | Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. |
Предмет роскоши | ˃ 1 | Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход. |
Товар первой необходимости | 0< <1 | Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз. |
Неполноценное (низшее) благо | <0 | Объём спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. |
Нейтральное благо | =0 | Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. |
5.Перекрёстная эластичность спроса
Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).
=
где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс AB говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под A и B подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар (A) в ответ на изменение цены другого товара (B).
В зависимости от значений, принимаемых переменной E, различают следующие связи между товарами A и B:
Товары субституты | ˃ 0 | Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка. |
Комплементарные блага | < 0 | Потребители теоретически не могут изменить потребление товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример — это ноутбуки и комплектующие к ним. |
Независимые друг от друга товары | = 0 | Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A. |
Рыночное равновесие
В условиях рыночной экономики конкуренция способствует синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения и установлению равновесной цены. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия.
Равновесие – закон для каждого конкурентного товарного рынка. Именно благодаря равновесию на каждом товарном рынке устанавливается равновесие экономической системы в целом.
Монополия в экономике
Монополия в широком смысле означает экономическую ситуацию (явление), при которой на рынке отсутствует конкуренция за потребителя между производителями (продавцами) товаров или услуг.
Чистая монополия это такая рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги.
Классификация монополий:
1. По признаку наличия специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. - Открытая монополия. Представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирна достигает, не имея специальных прав.
- Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам (условием получения лицензии; наличием авторского права, патентной защиты; наличием разрешения заниматься данным видом деятельност).
2. По признаку образования и функционирования:
- Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна или нежелательна. В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех отраслях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.
- Искусственная (предпринимательская) монополия. В экономической и правовой литературе этим понятием объединяют распространенную ситуацию преобладания на рынке нескольких фирм, сотрудничающих как единое целое, как правило на основе тайного сговора по ценам реализации товаров, их номенклатуре и объемам сбыта. Установление монополистического типа рынка поэтому не является следствием устранения конкурентов. Предприятия малого бизнеса успешно формируют неформальные чистые монополии; более крупные и высокотехнологичные организации создают картели.
Рыночное равновесие в условиях монополии.
Процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли едины (рис 60.). Монополист является фирмой-отраслью (это первая особенность установления равновесия).
Объем производства установится на уровне QМ, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (MC = MR). А проекция той же точки на кривую спроса (точка OМ) задаст и равновесную цену PМ. Сама же точка OМ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но становится и точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.
Рис 60. Выбор оптимального размера производства фирмой-монополистом
Второй особенностью монополистического рынка по сравнению с другими типами несовершенной конкуренции является низкая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой D. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется его уникальностью и незаменимостью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос.
Степень несовершенства рынка возрастает по мере роста неэластичности спроса на продукцию (при совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен, при монополистической конкуренции отличается высокой эластичностью). При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. (недопроизводство товаров, завышение цен, тенденция к постоянному получению экономической прибыли (PМ - ATCМ > 0).
Способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Треугольник OМОМ на рисунке называют «мертвым грузом», поскольку он представляет собой объем производства, пропавшего как для потребителей, так и для монополиста. Кривая предельных издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D. т. е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от QМ до Q0, в принципе нашелся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составили издержки ее производства.
Монополист был бы рад продать саму по себе QD-ю единицу продукции по цене PD. Но чтобы реализовать весь объем выпущенной продукции (от нулевой до QD-й единицы), общий уровень цен на них пришлось бы снизить с оптимальной величины PМ до PD. А это уже сократило бы прибыль.
Нельзя ли все-таки продавать одну часть продукции по одной, а другую по иной цене? Ценовая дискриминация как раз и предполагает продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам.
Социально-экономические последствия монополии:
Позитивные стороны монополии как экономического явления:
- Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба.
- Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР.
- Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены.
- Монополии в современной экономике несут в себе факторы конкуренции: внутриотраслевой, межотраслевой, национальной, иностранной. В связи с чем стереотип-представление об обязательном паразитировании монополий на достигнутом неприменим для сегодняшнего дня.
- Наличие монопольных структур – показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны).
2. Негативные проявления экономического поведения предприятия-монополиста:
- Уменьшение натурального объема производства. Монополист создает себе возможность контролировать значение двух параметров - объема выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы делать конкуренты.
- Возможность устанавливать дискриминационные цены.
- Присвоение высоких прибылей за счет искусственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «частным налогом». В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства в распределении доходов в обществе.
- Появление Х-неэффективности (X.Лайбенстайн). Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тратить на люксовые внешние формы своей деятельности.
- В монополиях может отсутствовать целенаправленная работа по минимизации средних издержек производства.
- Монополии могут сдерживать внедрение изобретений. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести аффективное производство на фирмах меньших размеров.
Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов. Меньшие негативные экономические последствия проявляет открытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает у них возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода.
Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:
1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
3. нечестная конкуренция (демпинг, диктат условий в договорах, некорректная реклама).
Монополизм любой формы нарушает действие рыночных механизмов. Это вынуждает государство ставить барьеры для развития процесса монополизации, прежде всего в форме антимонопольного законодательства.
Принципиальные возможности демополизации рынков:
1. Прямое разделение монопольных структур. Разделение ограничивается возможностями разделения высокотехнологичного производства, а также лоббированием властных структур.
2. Иностранная конкуренция. Должна организовываться министерствами осторожно. Из-за непродуманной валютной и таможенной политики она может оказаться избыточно сильной - вместо ограничений злоупотребления она уничтожит целые отрасли промышленности.
Создание новых предприятий. Этот путь предпочтителен во всех отношениях. Он утраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста, как предприятие, К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.
Олигополия предложения
"Олиго" в переводе с греческого означает "несколько", поэтому, когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например мобильная связь и т.п), либо имеет дифференциацию(например стиральные порошки). При этом, на олигополистических рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. возможности получения прибыли фирмы видят в развитии неценовой конкуренции. Как правило вход на олигополистический рынок новых фирм очень затруднен. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес. Особое значение функционирования олигополий имеет информированность их о рынке. С учетом возможностей конкурентов по расширению производства, каждая фирма опасается необдуманных действий, снижающих долю ее на рынке. Поэтому информированность и входит в число обязательных условий существования. Поведение каждой фирмы на рынке имеет четко-обоснованную логику действий и поэтому называется стратегическим. В течение времени стратегии могут корректироваться, но такие изменения имеют среднесрочный, либо долгосрочный характер.
Модель картеля
Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить монопольную власть каждой из фирм, и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем. В антимонопольном законодательстве большинства стран сговор запрещён, поэтому на практике картели имеют либо международный (картель «ОПЕК»), либо тайный характер. Особенностью существования картелей является их недолговечность: у членов картеля всегда есть соблазн получить более высокий доход в краткосрочном периоде, нарушив договоренность, и, когда это происходит,
Принципы функционирования
Рассмотрим функционирование этого рынка с помощью модели кратко- и долгосрочного равновесия типичной для данной отрасли фирмы. Кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон, так как он в некоторой степени отличен от товаров конкурентов. (Но поскольку на рынке продаются товары-заменители, кривая спроса на товар фирмы является более эластичной по сравнению с отраслевой кривой спроса.) Отрицательный наклон кривой спроса позволяет фирме получать (аналогично ситуации простой монополии) монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Иными словами, прибыль больше нуля, так как рыночная цена выше уровня предельных издержек, предельного дохода и средних издержек.
Данное равновесие не является, однако, долгосрочным. Положительная прибыль привлекает на рынок новые фирмы. Поскольку товары новых фирм являются субститутами продукции действующих фирм, доходы потребителей распределяются на возрастающий объем отраслевого предложения, что приводит к снижению рыночной цены товара. В свою очередь снижение цены, вызывая падение объема продаж каждой данной фирмы, сокращает в долгосрочном периоде прибыль до нуля. С этого момента вход новых фирм на рынок прекратится.
Рассмотрим эту ситуацию в графической форме. Рисунок 1 иллюстрирует краткосрочный период. В силу отличия товара данной фирмы от продукции других фирм, кривая спроса D на ее товар имеет отрицательный наклон. Оптимальный (максимизирующий прибыль) объем производства Q соответствует точке пересечения кривых предельного дохода MR и предельных издержек МС. Так как соответствующая этому выпуску цена Р превышает уровень средних издержек АС, фирма получает положительную чистую прибыль (на рисунке она показана прямоугольником N).
В долгосрочном периоде положительная прибыль — стимул для проникновения на рынок новых фирм. Выпуск этими фирмами товаров (при неизменных доходах потребителей) приведет к снижению объема продаж данной фирмы. Кривая спроса на ее товар сместится относительно первоначального положения вниз (рис. 2). (В этом случае также возможно смещение кривых предельных и средних издержек, однако, упрощая анализ, допустим, что они неизменны).
В долгосрочном периоде максимум прибыли обеспечивает объем производства Q1 (причем Q1<Q), которому соответствует цена Р1. Так как эта цена равна средним издержкам (кривые спроса D1 и средних издержек АС касаются в точке, соответствующей оптимальному объему производства), прибыль фирмы равна нулю. Несмотря на нулевую прибыль, фирма продолжает оставаться монополистом: продавая дифференцированный товар, она сохраняет отрицательный наклон кривой спроса на свою продукцию.
Рынок труда
Рынок труда— сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний,квалификациии способностей к трудовому процессу.[1]
В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использованиетруда.[1]
Отношения на рынке труда регулируются общественными[2]и государственнымиинститутами.[1]
Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.
Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости иоплатой труда.[1]
Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренцииформируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимостипредельного продуктатруда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровеньпредложения рабочей силы.
Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именносвободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин вфеодальную эпохухарактеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.
В настоящее время мобильность трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический роств экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокойэффективностии производительности в экономике.
Экономическая теория изучает неблагоприятные явления в экономике, в том числе безработицу. Безработица рассматривается как одна из главнейших характеристик рынка труда. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.
Одно из первых объяснений безработицы дано Т.Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышает темпы роста производства. Данная теория признана несостоятельной, так как в современных развитых странах с низкой рождаемостью также имеется безработица.
Большой вклад в формировании современных представлений о рынке труда сделала классическая школа политической экономии. В XVII в. экономическая мысль Англии и Франции — в странах с наивысшим уровнем развития капитала — приступает к систематическому изучению товарных отношений. В трудах англичанина Уильяма Петти и француза Пьера Буагильбера формируются начала трудовой теории стоимости, делаются первые попытки нащупать закон товарного обмена. Именно эти экономисты впервые высказывают и обосновывают мысль о том, что меновые пропорции в товарном обмене регулируются затратами труда на производство товаров. Проблема закона стоимости проходит красной нитью через исследования всех представителей классической школы. Особо значительный вклад в развитие трудовой теории стоимости внесли Адам Смит и Давид Рикардо, изучавшие товарные отношения в канун промышленной революции (как Смит) и в её разгар (как Рикардо). Новая эпоха ставила новые проблемы перед экономической теорией. Промышленная революция привела к замене господствующего прежде ручного производства на производство, базирующегося на все более широком применение машин, поднимала, прежде всего, вопрос о том, какими, собственно, затратами труда определяется стоимость товаров. Совершенно различно эти затраты выглядели на фабрике, мануфактуре и в ремесленной мастерской. Рикардо был первым экономистом, который показал, что средства труда (машины, производственное оборудование и т. п.) не создают новой стоимости, а лишь переносят свои ранее созданную трудом стоимость на производимые с их помощью товары. Фактически возникшие в классической политической экономии противоречия в объяснениях стоимости, попытки сделать единую теорию, объясняющую механизмы стоимости с помощью трудовой теории стоимости привели к кризису классической политической экономии и её закату в 1870-е гг. (Джон Стюарт Милль, Джон Элиот Кэрнс)[3].
Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное и относительное обнищание наемных работников. Маркс и его последователи развивают трудовую теорию стоимости.[1]
Неоклассическая школа представлена трудами Д.Гилдера, А.Лаффера, М.Фелдстайна, Р. Холда и др. За основу взяты положения классической теории А.Смита. Из неоклассической концепции следует, что безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, ибо цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка труда, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. В настоящее время представители этой школы признают безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.[1]
Основные идеи кейнсианской школы можно свести к следующему:
· при данном уровне инвестиций и денежной заработной платы экономическая система в любом краткосрочном периоде может находиться в состоянии устойчивого равновесия при неполной занятости, что означает возможность существования вынужденной безработицы;
· основные параметры занятости (фактический уровень занятости и безработицы, спрос на труд и уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг;
· в основе механизма формирования занятости лежат явления психологического порядка: склонность к потреблению, склонность к сбережению; побуждение к инвестициям; предпочтение ликвидности;
· главный, решающий фактор формирования занятости — инвестиции оптимальных размеров. На этом пути хороши все средства, но особенно результативна с точки зрения перспектив и расширения занятости организация разнообразных общественных работ, вплоть до строительства пирамид, дворцов, храмов и даже рытья и закапывания канав;
· должна быть гибкая политика заработной платы.[1]
Представители монетаристской школы исследовали взаимосвязь безработицы с динамикой реальной заработной платы, инфляции.
Институциональная социологическая школа предложила свое видение проблемы с позиции институциональных проблем, создания служб занятости и других социальных институтов.
В последние годы наиболее популярны концепции «естественного», «нормального», «социально допустимого» уровня безработицы, исследующие взаимосвязи безработицы и инфляции, денежного обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса и предложения на труд. Разработка стратегии и тактики государственного регулирования занятости, поддержка безработных ведется с применением методов экономико-математического моделирования и графического анализа (кресты Маршалла, кривые Филлипса, кривая Бевериджа и др.). В 1960-е годы естественным уровнем безработицы считалось 2 — 4 % численности рабочей силы, в 1980-е годы этот уровень возрос до 6 — 7 %.[1]
Общественные блага
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация,управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики