Прогнозирование основных финансовых показателей ОАО «2 МПЗ» при реализации предложенного мероприятия

Производства оконных и дверных блоков позволит не только повысить прибыль, но и существенно улучшит общую группу основных технико-экономических показателей.

Изменения показателей, приведены в таблице 13 (см. приложение 2), при прочих равных условиях (цены, объем продаж, себестоимость) вызваны только влиянием внедрения нового производства.

Эти данные позволяют говорить об увеличении доходной части бюджета предприятия: валовой прибыли (на 7 008 тыс. руб.), выручки от реализации (на 14 468 тыс. руб.), так и об увеличении расходной части – растет себестоимость продукции и годовой фонд оплаты труда. Но их прирост не так значителен.

Себестоимость выпускаемой продукции увеличиться лишь на 3 тыс. руб., а предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции уменьшиться на 9 копеек, составив 51 копейку (т.е. около 50%).

Обращает на себя внимание также и рост стоимости основных и производственных фондов (на 1 367 тыс. руб. и 3 600 тыс. руб. соответственно).

Увеличение годового фонда оплаты труда и рост валовой прибыли позволяют говорить и об увеличение налогооблагаемой базы предприятия, следовательно, и о росте отчислений в государственный и федеральный бюджеты.

Положительным моментом внедрения нового производства можно также назвать рост рентабельности продаж на 13% и коэффициента оборачиваемости капитала на 0,16% [16, 74].

Вывод по главе

Анализ финансового состояния ОАО «2МПЗ», показал, что оборотные активы предприятия обладают низкой оборачиваемостью.

Таким образом, назрела необходимость предпринять решительные шаги по увеличению объема прибыли, которую предприятие могло бы получать с каждого рубль, вложенного в оборотные средства.

В виду того, что производственные мощности, которыми располагает предприятие, не всегда используется достаточно полно, а некоторые цехи и подавно простаивают, наиболее предпочтительным кажутся мероприятия, направленные на повышение уровня использования производственного оборудования.

К этому следует добавить также и тот факт, что предприятие фактически работает по укороченному трудовому графику (3-4 дня в неделю), что в свою очередь свидетельствует о неполной занятости производственных рабочих и простоях в их работе.

На первый взгляд наиболее очевидным представляется расширение производства, которое повлекло бы за собой увеличение объемов сбыта, повышение производительности труда и наиболее полное использование производственных мощностей предприятия.

Но, как показал финансовый анализ, предприятие уже имеет в своих резервах достаточное количество нереализованной продукции, которая залеживается на складе. Поэтому дополнительное расширение производства было бы неразумным, т.к. оно способствовало бы лишь накоплению запасов продукции, а прибыль от данного мероприятия увеличилась бы на незначительную величину (а то и вовсе сократилась бы).

В данной ситуации единственно верным вариантом является диверсификация производства, т.е. производство новой продукции на базе существующего производственного оборудования.

В результате большой дебиторской задолженности получение предприятием полного объема прибыли откладывается на неопределенный срок, что в свою очередь заставляет предприятие увеличивать объем собственной кредиторской задолженности перед поставщиками, бюджетом, фондом оплаты труда.

Подобная ситуация негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, т.к. средства находящиеся в дебиторской задолженности занижают ликвидность активов и уменьшают оборачиваемость оборотных средств.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество с государственными организациями, с экономической точки зрения, является крайне ненадежным и даже не выгодным.

Поэтому необходимо разработать новое товарное направление, которое было бы полностью независимым от бюджетных организаций и ориентировалось бы, главным образом, на население.

Таким направлением может быть производство оконных и дверных блоков из ПВХ.

На сегодняшний день оконные и дверные блоки из ПВХ занимают лидирующее положение в странах западной Европы. Достаточно сказать, что их доля составляет в Германии 43,2%, во Франции 41,1%. В настоящее время они находят все большее распространение и в России.

Это связано прежде с их уникальными параметрами.

Для принятия окончательного решения о внедрении нового товарного направления, необходимо проанализировать затраты, определить себестоимости и объем выпуска продукции, а также ожидаемый объем прибыли.

Анализ затрат показал, что большая часть затрат (58% от общей массы) приходится на закупку сырья и материалов, необходимых для производства оконных и дверных блоков и 13% в общей массе занимают расходы на заработную плату, выплачиваемую сотрудникам.

Таким образом, переменные затраты составляют основную часть издержек производства. Их суммарный вес равен 75%, что составляет в стоимостном выражении 4 617 760 руб. На долю постоянных приходится лишь 3%.

Единовременный затраты тоже имеют небольшой удельный вес в общей совокупности издержек – 22%.

Предполагаемый объем прибыли составит 7 008 200 руб.

Важным также является расчет денежных потоков, которые свидетельствуют о том, что только в первый квартал отток денежных средств (т.е. текущие затраты) превышает приток денежных средств (т.е. выручку от реализации). Это происходит, во-первых, за счет того, что в первое полугодие проект еще не работает в полную мощность, а во-вторых, за счет вычета из выручки единовременных затрат.

Если рассматривать денежный поток по годам, то уже в первый год реализации проекта Cash Flow выходит на положительное значение. Это фактически означает, получение чистой положительной прибыли уже в первый год работы.

На основании полученных ранее данных необходимо провести расчет дисконтированных затрат и поступлений. Ставка дисконтирования принимается равной 60%. Считается, что инфляция в период реализации проекта равна 17%, требуемый уровень доходности – 30%, премия за риск – 5%. Срок реализации проекта – 3 года.

В соответствии с проведенным анализом, ЧТС проекта за 3 года > 0. Это говорит о том, что проект эффективен, так при его реализации чистая прибыль (прибыль – текущие затраты) полностью покрывает все единовременные затраты. ЧДД принимает положительное значение уже в 2 квартале реализации проекта, а ЧТС в 3 квартале.

Срок окупаемости проекта чуть больше 6,5 месяцев. Так как срок окупаемости проекта меньше срока реализации проекта, то его (проект) можно считать эффективным.

Важным показателем экономической эффективности проекта является индекс доходности. Критерием экономической эффективности проекта считается ИД > 1. Поскольку в нашем случае этот критерий соблюдается, то проект можно считать эффективным.

Необходимо также рассчитать и среднегодовую рентабельность инвестиций. Опираясь на то, что рассчитанная среднегодовая рентабельность выше доходности безрисковых вложений (25%), можно сделать вывод, что проект эффективен.

Заключительным шагом в обосновании эффективности проекта является нахождение точки безубыточности. Эта точка представляет собой не что иное, как равенство между выручкой от реализации и издержек производства.

Расчет точки безубыточности также показал, что проект эффективен, т.к. планируемый объем продаж превышает Тб.

Производства оконных и дверных блоков позволит не только повысить прибыль, но и существенно улучшит общую группу основных технико-экономических показателей.

При условии реализации предложенного мероприятия (при прочих равных условиях, таких как инфляция, объем продаж) произойдет увеличение доходной части бюджета предприятия: валовой прибыли на 7 008 тыс. руб., выручки от реализации на 14 468 тыс. руб., так и об увеличении расходной части – растет себестоимость продукции и годовой фонд оплаты труда. Но их прирост не так значителен.

Положительным моментом внедрения нового производства можно также назвать рост рентабельности продаж на 13% и коэффициента оборачиваемости капитала на 0,16%.

III. Специальный раздел

The summary in English

Whereas modern economic life of the enterprises is extremely complexions such important parameters as the profit and profitability, influences very big number of various factors. And if influence of one factor literally “lays on a surface” and it is visible even to no specialist’s influence of many of others not so obvious and competent estimate their influence that person who in perfection owns a technique of the economic analysis can only.

The importance of the economic analysis of such major parameters as the profit and profitability of the enterprise is difficult for overestimating; you see profit is final financial result of activity of the enterprise, serving as a source of updating of financial resources of the enterprise.

The theme of the profit and profitability is especially sharp for the Russian enterprises as the long economic crisis, which high taxes and non-payments are making, is significant обесценивают received arrived. Besides appearing with the beginning of reforms in conditions of “free economic navigation”, the enterprises can not rely on the state support any more, all of them operate in conditions of self-support and self-financing more.

Real position in economy today is those, that from all possible sources of investment, real for the enterprises remains only акционирование and use of a part of the profit (as depreciation charges today practically do not go on the investment purposes, and the bank credit while it is inaccessible, because of high interest rates).

Owing to above listed, the analysis of the profit at the enterprise today becomes extremely actual. The analysis of the profit allows to reveal major factors of its growth, an effective utilization of resources, potential opportunities of the enterprise and also to determine influence of external and internal factors on the size of the profit, the order of its distribution.

The purpose of degree work: research of dynamics of change of the basic economic parameters of the profit and profitability of manufacture and an establishment of the factors mainly influencing values of these parameters;

Тasks of degree work:

1. To consider in обзорно-аналитической parts of the work having the name “System of basic financial parameters of a production efficiency”, dynamics of change of the profit and profitability of manufacture;

2. To give the characteristic to the factors determining values of the profit and profitability;

3. To state in a проектно-recommendatory part of work having the name “the Estimation of the factors influencing a production efficiency”, an estimation of a degree of influence of various factors on profit and profitability of manufacture, an opportunity of activization of these factors.

Methods of research - for achievement of the formulated purpose and tasks in view the author leaned on substantive provisions of the system approach, receptions of statistical groupings and generalizations.

Заключение

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.

Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующих изменения:

· структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;

· эффективности и интенсивности использования капитала;

· платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

· запаса финансовой устойчивости предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести в сопоставимый вид.

Методика анализа финансового состояния использует шесть основных приемов:

1) горизонтальный (временной) анализ;

2) вертикальный (структурный) анализ;

3) трендовый анализ;

4) анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов);

5) сравнительный анализ;

6) факторный анализ.

Анализ финансового состояния включает этапы:

1. Выявление важнейших характеристик баланса: оценку общей стоимости имущества, оценку соотношения иммобилизованных и мобильных средств, собственных и заемных средств. Здесь важно сопоставить динамику валюты баланса и динамику объема реализации и прибыли;

2. Анализ изменений в составе и структуре активов и пассивов;

3. Оценка платежеспособности с помощью показателей: коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента промежуточного покрытия и коэффициента текущей ликвидности;

4. Оценка кредитоспособности предприятия;

5. Оценка финансовой устойчивости предприятия;

6. Анализ ликвидности баланса.

По результатам анализа производится регулирование баланса, составляется прогнозный баланс и дается оценка перспективной ликвидности предприятия. При этом следует учитывать, что показатели, характеризующие финансовое состояние, будут различаться по стадиям развития систем.

Основная задача организации управления на уровне предприятия заключается в обеспечении сбалансированности целей путем рациональной организации реализации задач в функциональных подсистемах, а также в обеспечении эффективной взаимозависимости по горизонтали и вертикали указанных подсистем.

Структура управления ОАО «2МПЗ» является линейно-функциональной. У руководителя имеются заместители, которые имеют право принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий.

Структура имущества характеризуется наибольшим удельным весом долгосрочных активов (59% в 1999 г. и 54% в 2001 г.)

В структуре источников имущества предприятия преобладает собственный капитал, при этом к концу года его доля возросла с 80% до 87%. Следовательно этому на 7% сократилась доля заемных средств.

Ликвидность предприятия характеризуется тем, что его текущие активы хотя и покрывают его краткосрочные обязательства, величина коэффициента покрытия к концу года даже увеличивается (с 2,10 до 3,66). Это связано с увеличением текущих активов и сокращением краткосрочных обязательств.

По сравнению с 1999 г. на предприятии несколько замедлилась оборачиваемость активов: на 0,72 дня увеличился период оборота текущих активов, на 0,36 дней – период оборота совокупного оборотного капитала. В целом период оборота уменьшился на 399 дней.

Замедление оборачиваемости активов предприятия отрицательно сказалось на эффективности использования имущества: по сравнению с 1999 г. на 0,5% снизилась отдача с каждого рубля средств, вложенных в текущие активы, снизилась рентабельность продаж. В 2001 г. предприятие получало с каждой штуки реализованной продукции на 37 коп. меньше, чем в 1999 г.

В целом финансовое положение предприятие можно охарактеризовать, как устойчивое. Но ему в срочном порядке необходимо избавиться от «балласта» залежалых запасов, а также ускорить расчеты с покупателями и заказчиками. Нужно также повысить оборачиваемость оборотных активов так, чтобы они приносили больше прибыли предприятию.

Анализ финансового состояния ОАО «2МПЗ», показал, что оборотные активы предприятия обладают низкой оборачиваемостью.

Таким образом, назрела необходимость предпринять решительные шаги по увеличению объема прибыли, которую предприятие могло бы получать с каждого рубль, вложенного в оборотные средства.

В виду того, что производственные мощности, которыми располагает предприятие, не всегда используется достаточно полно, а некоторые цехи и подавно простаивают, наиболее предпочтительным кажутся мероприятия, направленные на повышение уровня использования производственного оборудования.

К этому следует добавить также и тот факт, что предприятие фактически работает по укороченному трудовому графику (3-4 дня в неделю), что в свою очередь свидетельствует о неполной занятости производственных рабочих и простоях в их работе.

На первый взгляд наиболее очевидным представляется расширение производства, которое повлекло бы за собой увеличение объемов сбыта, повышение производительности труда и наиболее полное использование производственных мощностей предприятия.

Но, как показал финансовый анализ, предприятие уже имеет в своих резервах достаточное количество нереализованной продукции, которая залеживается на складе. Поэтому дополнительное расширение производства было бы неразумным, т.к. оно способствовало бы лишь накоплению запасов продукции, а прибыль от данного мероприятия увеличилась бы на незначительную величину (а то и вовсе сократилась бы).

В данной ситуации единственно верным вариантом является диверсификация производства, т.е. производство новой продукции на базе существующего производственного оборудования.

В результате большой дебиторской задолженности получение предприятием полного объема прибыли откладывается на неопределенный срок, что в свою очередь заставляет предприятие увеличивать объем собственной кредиторской задолженности перед поставщиками, бюджетом, фондом оплаты труда.

Подобная ситуация негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, т.к. средства находящиеся в дебиторской задолженности занижают ликвидность активов и уменьшают оборачиваемость оборотных средств.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество с государственными организациями, с экономической точки зрения, является крайне ненадежным и даже не выгодным.

Поэтому необходимо разработать новое товарное направление, которое было бы полностью независимым от бюджетных организаций и ориентировалось бы, главным образом, на население.

Таким направлением может быть производство оконных и дверных блоков из ПВХ.

На сегодняшний день оконные и дверные блоки из ПВХ занимают лидирующее положение в странах западной Европы. Достаточно сказать, что их доля составляет в Германии 43,2%, во Франции 41,1%. Сейчас они так же находят все большее распространение и в России.

Это связано прежде с их уникальными параметрами.

Для принятия окончательного решения о внедрении нового товарного направления, необходимо проанализировать затраты, определить себестоимости и объем выпуска продукции, а также ожидаемый объем прибыли.

Анализ затрат показал, что большая часть затрат (58% от общей массы) приходится на закупку сырья и материалов, необходимых для производства оконных и дверных блоков и 13% в общей массе занимают расходы на заработную плату, выплачиваемую сотрудникам.

Таким образом, переменные затраты составляют основную часть издержек производства. Их суммарный вес равен 75%, что составляет в стоимостном выражении 4617 760 руб. На долю постоянных приходится лишь 3%.

Единовременный затраты тоже имеют небольшой удельный вес в общей совокупности издержек – 22%.

Предполагаемый объем прибыли составит 7 008 200 руб.

Важным также является расчет денежных потоков, которые свидетельствуют о том, что только в первый квартал отток денежных средств (т.е. текущие затраты) превышает приток денежных средств (т.е. выручку от реализации). Это происходит, во-первых, за счет того, что в первое полугодие проект еще не работает в полную мощность, а во-вторых, за счет вычета из выручки единовременных затрат.

Если рассматривать денежный поток по годам, то уже в первый год реализации проекта Cash Flow выходит на положительное значение. Это фактически означает, получение чистой положительной прибыли уже в первый год работы.

На основании полученных ранее данных необходимо провести расчет дисконтированных затрат и поступлений. Ставка дисконтирования принимается равной 60%. Считается, что инфляция в период реализации проекта равна 17%, требуемый уровень доходности – 30%, премия за риск – 5%. Срок реализации проекта – 3 года.

В соответствии с проведенным анализом, ЧТС проекта за 3 года > 0. Это говорит о том, что проект эффективен, так при его реализации чистая прибыль (прибыль – текущие затраты) полностью покрывает все единовременные затраты. ЧДД принимает положительное значение уже в 2 квартале реализации проекта, а ЧТС в 3 квартале.

Срок окупаемости проекта чуть больше 6,5 месяцев. Так как срок окупаемости проекта меньше срока реализации проекта, то его (проект) можно считать эффективным.

Важным показателем экономической эффективности проекта является индекс доходности. Критерием экономической эффективности проекта считается ИД > 1. Поскольку в нашем случае этот критерий соблюдается, то проект можно считать эффективным.

Необходимо также рассчитать и среднегодовую рентабельность инвестиций. Опираясь на то, что рассчитанная среднегодовая рентабельность выше доходности безрисковых вложений (25%), можно сделать вывод, что проект эффективен.

Заключительным шагом в обосновании эффективности проекта является нахождение точки безубыточности. Эта точка представляет собой не что иное, как равенство между выручкой от реализации и издержек производства.

Расчет точки безубыточности также показал, что проект эффективен, т.к. планируемый объем продаж превышает Тб.

Производства оконных и дверных блоков позволит не только повысить прибыль, но и существенно улучшит общую группу основных технико-экономических показателей.

При условии реализации предложенного мероприятия (при прочих равных условиях, таких как инфляция, объем продаж) произойдет увеличение доходной части бюджета предприятия: валовой прибыли на 7008 тыс. руб., выручки от реализации на 14468 тыс. руб., так и об увеличении расходной части – растет себестоимость продукции и годовой фонд оплаты труда. Но их прирост не так значителен.

Положительным моментом внедрения нового производства можно также назвать рост рентабельности продаж на 13% и коэффициента оборачиваемости капитала на 0,16%.

Список используемой литературы

1. Балануца В.П., Иваненко П.И. «100 вопросов и ответов по анализу хозяйственной деятельности промышленных предприятий», - Кишинев, 1988 г.

2. Браун С.Дж., Крицмен М.П. «Количественные методы финансового анализа», - М.: ИНФРА-М, 1996 г.

3. Веснин В.Р. «Основы менеджмента», - М.: «Триада, Лтд», 1997 г.

4. Ефимова О.В. «Финансовый анализ», - М.: «Бухгалтерский учет», 1998 г.

5. Ковалев А.И., Привалов В.П. «Анализ финансового состояния предприятия», - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000 г.

6. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности», - М.: «Финансы и статистика», 1995 г.

7. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия», - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 г.

8. Нидлз Б., Андерсон Х. «Принципы бухгалтерского учета», - М.: Финансы и статистика, 1993 г.

9. Родионова В.М., Федотова М.А. «Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции», - М.: Перспектива, 1995 г.

10. Сергеев А.А. «Экономические основы бизнес-планирования», - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 г.

11. Стоянова Е. «Финансовый менеджмент», - М.: Перспектива, 1994 г.

12. Уткин Э.А. «Маркетинг», - М.: «ТАНДЕМ», 1998 г.

13. Хелферт Э. «Техника финансового анализа», - М.: ЮНИТИ, 1996 г.

14. Хендриксен Э. С. «Терия бухгалтерского учета», - М.: Финансы и статистика, 1997 г.

15. Холт Р. «Планирование инвестиций», - М.: Дело, 1994 г.

16.Щелков В.С., Белоусова Л.М. «Предынвестиционные исследования и разработка бизнес-плана инвестиционного проекта, - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999 г.

Приложение 1

Таблица 1

Технико-экономические показатели работы ОАО «2МПЗ»

Показатели Ед. изм. Отклон. (2000-2001 гг.)
Уставной фонд   тыс.руб 71 154 71 154 71 154
Выручка от реализации   тыс.руб 30 065 64 982 85 816 + 20 834
Среднесписочная численность чел. - 4
Промышленно-производственный персонал чел. - 7
Производительность труда тыс.руб. /чел. + 35
Годовой фонд оплаты труда   тыс.руб 7 769 15 657 25 737 + 10 080
В том числе промышленно-производственного персонала тыс.руб 3 108 6 495 10 300 + 3 805
Среднемесячная зарплата   руб. 1 118 2 462 4 077 + 1 615
Себестоимость продукции   тыс.руб 32 041 43 066 51 555 + 8 489
Предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции коп. - 6
Прибыль от реализации продукции тыс.руб 9 444 21 453 26 535 + 5 082
Балансовая прибыль тыс.руб 45 509 89 411 118 351 + 28 940
Валовая прибыль тыс.руб 77 550 132 477 169 906 + 37 429
Рентабельность продаж % 29,47 49,81 51,47 + 1,66
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс.руб 65 210 75 998 76 154 + 156
Среднегодовая стоимость оборотных фондов тыс.руб 65 147 77 943 66 105 - 11 838
Фондоотдача   руб/руб 0,46 0,86 1,13 + 0,27

Продолжение таблицы 1

Фондовооруженность тыс.руб /чел. 112,63 143,39 144,78 + 1,39
Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса % 79,68 81,30 87,31 + 6,01
Удельный вес заемного капитала в общей валюте баланса % 20,32 18,70 12,69 - 6,01
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала   0,31 0,52 0,66 + 0,14

Приложение 2

Таблица 3

Наши рекомендации