Искреннее и совершенное покаяние
Поскольку покаяние обязательно для каждого человека, находящегося в здравом уме, то оно должно быть совершенным и охватывать все грехи так, чтобы оно не оставило ни одного греха и стерло все его следы в сердце так же, как дневной свет стирает темноту ночи.
Кающийся должен вооружиться твердым намерением и сильной волей и спешить с покаянием, намереваясь быть искренним в нем до конца своего жизни, полностью отказаться от грехов и принять твердое решение никогда к ним не возвращаться, так же, как молоко не возвращается в вымя. Такое покаяние должно начаться с раскаяния и кончиться совершением добрых деяний и повиновением Аллаху. Оно должно всегда напоминать человеку о том, чтобы он должен искать довольство Аллаха, очищать свое сердце и избавлять его от неприятных последствий грехов и побуждать его никогда больше не возвращаться к греху. Покаяние должно быть обращено только к Аллаху и ради Него, а не ради сохранения здоровья или имущества или ради наслаждения переходящими мирскими благами. Он не должно быть от страха наказания перед кем-нибудь или перед властью закона, или из-за отсутствия подходящих условий, которые могут содействовать ему грешить. Он должен оставить грех, потому что он вызывает гнев Аллаха и Его посланника.
Покаяние должно быть искренним и совершенным, чтобы человек раскаялся во всех своих грехах, ибо не считается правильным покаяние в одном грехе, когда человек совершает другой, потому что Аллах не принимает добрые деяния от человека, который настаивает на совершении греха. Душа, обуреваемая страстью к наслаждению, когда совершает грехи, редко искренна в совершении добра, к тому же сердце, охваченное нечестивыми страстями, никогда искренне не совершает благочестивые праведные деяния, да и не способен их творить из-за темной пелены в результате того, что грехи участились, следуя друг за другом, и сердце уже насыщенно ими. Кающийся должен оставит все зло и это будет его побуждать совершать добро. Если он раскаялся во лжи, то неприемлемо, когда он например, совершает прелюбодеяние или высокомерно относится к другим, потому что, уже раскаявшись в одном грехе, он должен раскаяться в других грехах до тех пор, пока не искоренит все корни зла из своего сердца.
Дальше знай: - да поведет меня и тебя Аллах к совершению добра, что от каждого отдельного органа у человека требуется покаяние: глаз кается путем воздержания от запрещенного взгляда, рука кается путем воздержания от взятия запретного для неё, слух кается путем воздержания слушать запретное, и половой орган кается путем воздержания от прелюбодеяния и т.д.
Кающийся должен выполнять те обязанности, которые он упустил. Например, он должен возместить и исполнить те религиозные предписания, которые в прошлом он не соблюдал и вернуть людям все долги и все, что он у них незаконно отнял, а также занять свои органы, которыми раньше он совершал запретное, повиновением Аллаху и совершением праведных и угодных Аллаху поступков. Он должен питаться дозволенной пищей, отойти от всего, что может быть греховным и запретным.
Господи! Мы просим Тебя помочь нам искренне каяться в грехах, целиком вернуться к Тебе и совершать добрые деяния, которые Ты примешь, о Господи всех миров.
* * *
Что нарушает покаяние
Выше было упомянуто, что покаяние - это состояние, которое должно сопровождать человека с того времени, когда он обращается к Аллаху с ним до конца своей жизни. Если кающийся твердо решил искренне каяться, то он должен не возвращаться обратно к совершению греха так же, как молоко обратно не возвращается в вымя. Если он еще раз совершил грех, то он таким образом нарушил свое покаяние. Ведь покаяние считается правильным только тогда, когда он продолжается. Если человек раскаялся в каком-то грехе, затем он стал опять его совершать, то этим он уже нарушил покаяние.
Возникает такой вопрос: если человек раскаялся в каком-то грехе, затем обратно вернулся к его совершению, то постигнет ли его наказание за тот грех, в котором он раскаялся? Заслуживает ли он наказание за первый грех, в котором он раскаялся и за второй, который совершил после покаяния? А если он умер, не раскаявшись, то понесет ли он наказание за все грехи или только за последний грех, который он совершил после покаяния?
Мой ответ, Я думаю, что он не будет наказан за грех, в котором он раскаялся, затем нарушил покаяние, потому что этот грех уже прощен ему и будто бы его не было вообще. Следовательно, человек не будет наказан за этот грех. Он будет наказан только за те грехи, которые он совершил после нарушения покаяния, а не раньше этого, поскольку покаяние - доброе праведное дело, а повторение греха - нечестивый поступок. Повторение греха не делает это праведное дело тщетным, как последний нечестивый поступок не делает тщетными предшествующие праведные дела.
Я приведу ниже мнения ученых мусульманского права по этому вопросу
Нарушает ли повторение грехов покаяние?
Если человек раскаялся в одном грехе, а потом еще раз совершил этот грех, будет ли он наказан за грех, в котором он раскаялся?
Ответ на этот вопрос таков:
1 - Если человек раскаялся, придержался покаяния, выполнил все условия, необходимые для искреннего покаяния и не нарушил его, то его покаяние - правильное.
Все ученые мусульманского права сошлись на этом и в этом нет никаких разногласий.
2 - Если человек раскаялся в грехе, потом еще раз совершил этот же грех, потом еще раз раскаялся в нем но повторил его, то покаяние каждый раз правильное, если он выполнил все условия, необходимые для искреннего, правильного покаяния.
3 - Если человек совершил грех, вернулся к нему, повторив его, и умер не раскаявшись, то будет ли он наказан за первый грех и за второй грех или будет наказан только за второй, а первый ему уже прощен после того, как он раскаялся?
Существует два мнения ученых мусульманского права:
Первое: Он будет наказан за первый и за второй грех, совершив этот грех еще раз после покаяния, он уже нарушил покаяние, что сделало его уже недействующим, поскольку покаяние считается искренним и правильным только тогда, когда человек придерживается его, не нарушая его до конца своей жизни, а этот человек не выполнил это условие и поскольку Аллах - Всевышний сказал: " и не умирайте иначе, как будучи мусульманами."
Сура "Семейство Имрана", (аля Имран), аят 102.
И сказал Всевышний:
"А если кто из вас отвратится от Ислама и умрет неверным, то их деяния будут тщетными в этой жизни и в будущей и они будут обитателями огня и будут вечно в нем пребывать."
Сура "Корова", (аль-Бакара), аят 217.
Второе мнение Он будет наказан только за второй грех, (совершенный после покаяния), а первый грех уже прощен ему после того, как он раскаялся и этот грех считается несуществующим. Доказательство этого является хадис, который передал аль-Бухари и Муслим, опираясь на Абу-Хурайру:
Пророк Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует сказал:
((Один из рабов Аллаха совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грехи" и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него". Этот раб еще раз совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех", и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него". Затем он еще раз совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех", и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него, делай все, что ты хочешь, Я уже простил тебе грехи.))
Это мнение соответствует великодушию и терпимости Ислама, поскольку это - поощрение и стимул для кающихся, и для тех, кто решил идти по прямому пути и быть честным.
Аллах Всевышний сказал:
"Скажи (Мухаммад) неверным, что если они воздержатся (от неверия и совращения верующих с пути Аллаха), то им будет прощены прошлые грехи."
Сура "Добыча", (аль-Анфал), аят 38.
Второе мнение - наиболее вероятное, а доказательства, приведенные в пользу первого мнения относятся к тем, кто упорствует и умрет неверным.
* * *
Степени кающихся
Существуют разные степени для кающихся в зависимости от их разных состояний и от различия между ними в деяниях, а также от того, как они придерживаются покаяния до конца жизни, и останутся стойкими в нем. Существует четыре степени кающихся:
Первая степень: Это те, которые придерживаются своего покаяния до последней минуты своей жизни. Их души больше не призывали их к совершению греха или проступка. Эти люди являются обладателями спокойных душ, которым свойственны самые высокие степени покаяния, потому что они следовали прямым путем, повиновались Аллаху, исполняя Его предписания, выполняя то, что Он им приказал, воздерживаясь от того, что Он им запретил и отказываясь от всех грехов и дурных качеств, не угодных Могущественному и Великому Господу. Это является самой высокой степенью кающихся.
Вторая степень: Это те, которые следовали прямым путем и придерживались покаяния всю жизнь, однако они иногда совершали некоторые грехи или проступки. Их души соблазнили их и побудили их совершить эти грехи. Они это делают не умышленно, ибо когда приступают к совершению этих грехов, они упрекают себя в этом, и еще заново утверждают намерение не повторять эти грехи и испытывают сожаление и угрызения совести за то, что они совершили нечестивые поступки: почему они совершили их! и сожалели о благих деяниях, которые они упустили: почему они еще больше не совершили благих деяний! Это - высокая степень покаяния, но она - ниже первой и большинство кающихся входит в число этой категории.
Третья степень: Те, которые придерживались покаяния на какое-то время, но их опять тянуло к совершению грехов и их одолели нечестивые страсти и они совершают одно праведное деяние и другое нечестивое. Но их душа упрекают их за то, что они упустили добрые деяния, не совершив их, и они сожалеют о том, что они совершили грехи. Они стараются сильно порицать и строго наказать себя, но их соблазняет отсрочка покаяния и они надеются раскаяться в будущем.
Эти люди находятся в смертельной опасности, поскольку смерть может постигнуть их в любое время и они могут умереть, не раскаявшись, тогда они будут сожалеть и горевать когда уже не помогут ни сожаление, ни горечь.
Четвертая степень: Те, которые придерживались покаяния на какое-то время, но их душа, которая склонна к злу и побуждает их к нему, по человеческой природе, украсила им нечестивые страсти и соблазнила их совершить грех. Они совершили грехи и не думали раскаяться. Им грозит очень печальный конец, если они будут следовать за нечестивыми прихотями своей души и следовать за своей нечестивой душой, забывая о неизбежном уделе каждого живого (о смерти).
Поэтому разумный и счастливый человек - это тот, кто подавил в себе все нечестивые прихоти и страсти и заставил свою душу отказаться от заблуждения и повиноваться Господу своему, вернуться к прямому пути и руководствоваться светом Книги ясной (Корана) и Сунной господина посланников Мухаммада - да благословит его Аллах и приветствует.
Господи наш! Дай нашим душам праведность и богобоязненность, и очищай их, ведь Ты - Лучший, кто может их очищать. Ты ее покровитель и поручитель.
Господи наш! Мы несправедливо относились к самим себе, совершая грехи и причиняя себе вред. Если ты не простишь нам грехи и не окажешь нам Свое милосердие, то мы непременно будем в убытке.
Господи наш! Прости и помилуй нас и прости нам наши грехи, которые ты лучше нас знаешь, ведь Ты самый Великий и самый Щедрый, Твое могущество, величие и Твоя щедрость - безграничны. Твое знание объемлет все, а кроме Тебя, никто не знает.