Откладывание покаяния - грех

В котором нужно раскаяться

Совершив грех и подумав раскаяться в нем, раб Аллаха должен без промедления обратиться к Аллаху с раскаянием и не должен откладывать покаяние ни на минуту, надеясь что он раскается в будущем. Ведь он не знает когда кончится его жизнь и когда постигнет его смерть.

Священный Коран призвал людей к тому, чтобы они вернулись к Аллаху и раскаялись в своих грехах без промедления.

Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, прощение Аллаха тем, которые совершают дурной поступок по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах - Прощающий, Мудрый".

Сура "Женщины", (ан-Ниса'), аят 17.

Аллах принимает покаяние тех, которые совершают грех по неведению и безрассудству, а потом без промедления каются Аллаху. Они имеют право на то, чтобы Аллах принял их покаяние, поскольку Он - по Своей милости и Своему милосердию обязал себя принимать их покаяние и прощать им грехи.

Каждый, кто совершил грех умышленно, или неумышленно - невежествен и безрассуден, пока он не откажется от греха и раскается в нем.

Спешить с раскаянием в грехе - обязанность и долг. Откладывание покаяния - недопустимо. Если человек вскоре не раскаялся и отложил покаяние, то это - грех, в котором он должен раскаяться.

* * *

Условие искреннего покаяния

Покаяние Аллаху - одно из самых великих добрых и благочестивых дел, потому что оно ликвидирует все стоящие между рабом Аллаха и его Творцом преграды, скрытые в душе страсти и прихоти. Вед покаяние наполняет душу надеждой и приведет сердце к источнику света.

Покаяние не будет искренним и правильным и Аллах не примет его, если не будут соблюдаться определенные условия, доказывающие искренность кающегося. Из этих условий:

Во-первых: раскаяние должно быть ради Аллаха - Всемогущий Он и Великий - и иметь цель угодить Ему, поскольку Аллах Всевышний не принимает никаких деяний, если они не сделаны только ради Него и не имеют цель угодить Ему и не соответствуют Его повелению следовать Его посланнику - да благословит его Аллах и приветствует.

Это значит, что любое дело должно иметь цель угодить Аллаху Всевышнему и должно быть благочестивым, т.е. должно соответствовать Сунне.

Ведь если дело было правильным и благочестивым, но не имеет цель угодить только Аллаху, то Всевышний не примет его, и если оно сделано ради Аллаха и имеет цель угодить Ему, но оно было нечестивым, то Аллах также не примет его.

Умар - да будет Аллах им доволен - обращался к Аллаху со следующей мольбой:

"Господи наш! Сделай мое дело благочестивым, и сделай его таким, чтобы оно было только ради Тебя и имело цель угодить только Тебе и никому другому".

Это значит, что мотив покаяния - любовь к Аллаху, превозношение Его, надежда только на Него, сильное желание Его награды, боязнь Его наказания, а не заискивание перед кем-нибудь из людей, или желание чего-то из преходящих мирских благ.

Во-вторых: Отказ от совершения грехов:

Когда душа человека погружается в грехи, предаваясь наслаждению, она редко творит добрые деяния, поэтому кающийся должен бороться с самим собой, с прихотями и страстями своей души, чтобы вырвать корни зла из своего сердца и стать чистым и праведным и тогда он будет искренне творить добрые деяния, угодные Аллаху и принятые им.

Если человек, будучи грешником, совершает нечестивые и запретные поступки, то он должен немедленно отказаться от них, а если он не исполняет предписания Аллаха, то он должен без промедления исполнить их и возместить то, что он упустил, если это можно возместить. А если он был должен другим, то он обязан вернуть им то, что он им должен или попросить их, чтобы они освободили его от этого долга. Мы подробней изложим это позже, с дозволения Аллаха.

В-третьих: Человек должен испытывать угрызения совести и сожалеть о том, что он раньше совершил прегрешения и должен немедленно отказаться от совершения грехов и иметь искреннее намерение не совершать их в будущем.

Ведь покаяние не будет искренним и правильным, пока человек не испытает сильное сожаление, угрызения совести, досаду и печаль за то, что он ослушался Аллаха, будучи грешником. Сожаление и угрызения совести заставляют человека быть покорным Аллаху и смиренным перед Ним и побуждают его раскаяться Ему. Поэтому тот, кто хвастаясь, рассказывает о своих грехах и нечестивых проступках, не считается кающимся. А это считается муджахарой (публичное совершение грехов и хвастовство при этом), о котором посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Аллах исцелит всех мусульман и помилует их, за исключением аль-муджахирун (т.е. тех, которые публично разоблачают себя, выдавая свои проступки и грехи без надобности, в то время, как Аллах скрыл их)".[2]

___________________

В-четвертых;

Твердое намерение не совершать грехи в будущем. Человек должен раскаяться Аллаху в своих грехах, имея твердое намерение не совершать грех в будущем, и регулярно исполнять предписания Аллаха, возмещая то, что он не исполнял из них, всегда повиноваться Аллаху и не совершать нечестивые дела до самой своей смерти, имея твердое намерение всю жизнь выполнять то, что Аллах приказал и предписал и оставить все, что Аллах запретил.

Если раб Аллаха имел такое твердое намерение, то он, совершив какой-то проступок, может раскаяться Аллаху в этом проступке, раз он испытал угрызения совести и сожаление и вскоре обратился к Аллаху с покаянием.

Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Один из рабов Аллаха совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех" и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него". Этот раб еще раз совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех", и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него". Затем он еще раз совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех", и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него, делай все, что хочешь, Я простил тебе грехи".[3]

Слова Всевышнего "Я простил тебе грехи" значит: если ты совершишь грехи, но будешь раскаиваться в них Мне, то Я прощу твои грехи.

В-пятых, отсутствие преднамеренности и настойчивости в совершении грехов.

Преднамеренность и упорство в совершении грехов значит, что человек заранее решил совершить грех и насладиться им, не повинуясь Аллаху и намериваясь повторять эти грехи. Раскаяние в этом случае - раскаяние лжецов, которые оставили грех временно и ждут подходящий случай, чтобы совершить их. Они временно оставили грехи, но их сладость осталась в их сердцах и они желают при возможности совершить их. Аллах поставил условием для получения прощения и входа в рай отсутствие преднамеренности и упорства в совершении скверных поступков или прегрешений.

Аллах Всевышний сказал:

"Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи - поистине только Аллах может простить грехи, - и не собирается сознательно повторять прегрешения, наградой будет прощение от их Господа и райские сады, в которых текут ручьи. Вечно будет пребывать там. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто вершит добро!"[4]

В-шестых: Кающийся должен раскаяться не только сердцем и языком, но и тем, что он должен творить добрые деяния, которые доказывают, что он искренне раскаялся своим сердцем. Ведь повиновение Аллаху, исполнение религиозных обязанностей и совершение добрых дел усиливают веру в сердце кающегося и помогают ему отказаться от прегрешения и возместить то, что он проводил часть своей жизни, забавляясь, наслаждаясь и совершая грехи. Таким образом кающийся очищает свою душу от грехов и проступков. Если человек искренне раскаялся и отказался от грехов, то он должен укрепить и подтвердить покаяние и, совершая добрые деяния, возместить то, что он упустил и не исполнял из религиозных обязанностей.

Кающийся должен исполнять все предписания Аллаха и соблюдать, по мере возможности все, что является деянием имана (веры), которое насчитывают семьдесят с лишним деяний.

В-седьмых: кающийся должен постоянно придерживаться покаяния и не должен нарушать его поскольку это - условие истинного, искреннего, полезного покаяния. Мы с дозволения Аллаха более подробно осветим этот вопрос позже

В-восьмых: покаяние должно быть своевременным, т.е. до того, как придет смерть к человеку, и до того, когда взойдет солнце с запада. И мы, если Аллаху будет угодно, разъясним время покаяния и его предельный срок.

Из вышесказанного ясно, что покаяние одно целое неделимое. Если мы не выполним одно из условий покаяния, то оно потеряет все свои свойства, подобно химическому соединению, которое изменится и утеряет свои свойства, если отсутствует один из его составных элементов. Тот, кто выполняет одно условие таубы (покаяния) и пренебрегает другим, не считается искренним кающимся и Аллах не примет его раскаяние, пока он не выполнит все остальные условия...... Мы полагаемся только на Аллаха.

* * *

Время покаяния и его

Предельный срок

Человек должен придерживаться покаяния на протяжении всей своей жизни и все люди постоянно нуждаются в нем. Им необходимо всегда обращаться к Аллаху с раскаянием.

Аллах Всевышний сказал:

"Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, - быть может, вы будете счастливы". Сура "Свет", (ан-Нур), аят 31.

Все религиозные обязанности должны выполняться полностью, по этому Тауба обязательна для всех на протяжении всей своей жизни и ее срок - вся жизнь. Она - цель каждого верующего.

Аллах сказал наилучшему из пророков - да благословит его Аллах и приветствует - и сказал наилучшим из людей, после пророков.

"Аллах простил пророка, мухаджиров (переселившихся из Мекки в Медину) и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых его спутников чуть было не отклонились (от следования за ним). Потом Он все же простил их, ибо Он сострадательный, милосердный". Сура "Покаяние", (ат-Тауба), аят 117.

Человек всегда нуждается в таубе и обращении к Аллаху с мольбой о прощении грехов (истигфаре).

И если Аллах приказал пророку - да благословит его Аллах и приветствует - завершить свои дела таубой (покаянием) и истегфаром, когда Он сказал в суре "Помощь":

"1. Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа,

2. и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха,

3. то воздай хвалу Господу твоему, и проси у Него прощения, ибо Он - прощающий", то другие люди больше, чем пророка - да благословит его Аллах и приветствует - нуждаются в таубе и истегфаре. Поэтому каждый человек должен со старанием и твердым намерением пересчитать свои деяния и спросить себя: какие добрые дела он сделал и какие грехи он совершил и раскаяться Аллаху, прося у Него прощения до самой смерти.

Нет ни одного раба Аллаха, который не совершил бы грех или нечестивый поступок.

"Каждый из сынов Адама (людей) - совершает грех"(1), ведь Иблис поклялся могуществом Аллаха Всевышнего всегда совращать человека и сбивать его с правильного пути, пока он жив.

Абу Саид - да будет Аллах им доволен, передал, что пророк - да благословит его Аллах и приветствует - сказал: "Иблис сказал: "О Господи! Клянусь Твоим могуществом! Я буду совращать их (людей), пока они живы".

Аллах Всемогущий Он и Великий сказал:

"Клянусь Своим Могуществом и Величием! Я буду прощать им грехи, пока они будут просить у Меня прощения".[5](2)

Дверь покаяния всегда открыта перед заблудшими, которые хотят просить у Аллаха прощения и тем самым, они избавятся от заблуждения. И если Аллах продлит им жизнь, они будут творить добрые деяния до того, как наступит день, когда вера уже не поможет человеку, который раньше не уверовал или не творил угодные Аллаху деяния.

А когда человек, отчаявшись, потерял надежду на жизнь, и увидел ангела смерти и душа уже начала покидать тело и грудь его уже была со стесненной душой и уже начался предсмертный хрип, тогда не возможна тауба (покаяние).

Подходящее время для покаяния - когда сердце человека почувствует величие своего Господа и могущество своего

__________

1. Этот хадис передали ат-Термизи (2501), ибн Маджи, Ахмад и др.

2 Этот хадис передал аль-Имам Ахмад в "аль-Муснад".

Творца, тогда человек раскается, возвращаясь к Аллаху Всевышнему и следуя Его прямым путем, который Он установил для своих рабов. И повелел им следовать по этому пути, когда сказал:

"И (знайте), что этот (путь) - прямая дорога, (указанная Мною). Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им". Сура "Скот", (аль-Ана'м), аят 153.

Человек должен раскаяться Аллаху до того, как его постигнет смерть или болезнь. И должен воспитать покаянием праведность в сердце и в жизни, пока он находится в здравом уме и может нести ответственность за свои поступки. В этом случае у человека есть надежда на прощение Аллаха и Его милосердие, а его сожаление, угрызения совести и твердое намерение отказаться от прегрешений помогут ему искренне раскаяться. Это ясно из следующего аята, в котором Аллах Всевышний сказал:

"Воистину, прощение Аллаха тем, которые совершают дурной поступок по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах - знающий, мудрый".

Сура "Женщины", (ан-Ниса'а), аят 17.

Значит Аллах принимает таубу (покаяние) от тех, которые совершают грехи и сбиваются с правильного пути по неведению, несмотря на то, что их неведение продолжалось длительно или короткое время. Но важно чтобы это неведение не длилось, пока не начнется предсмертный хрип.

Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Воистину Аллах принимает таубу (покаяние) от раба Своего, если он раскаивается до того, как начнется предсмертный хрип".[6]

Несмотря на то, что милосердие и прощение Аллаха - безграничны и что Он по Своей милости, принимает таубу в любое время, Он не принимает таубу от тех, которые совершают грехи, а когда пробьет смертный час кого-нибудь из них, он скажет: "Я теперь раскаиваюсь". Они не входят в число искренних кающихся, поскольку они оскверняют свою душу, совершая грехи, а заблуждение уже утвердилось в их сердцах и грех укоренился в них.

Но, увидев ангела смерти, они отчаются, и потеряют все надежды на жизнь и раскаются. Они раскаялись только после того, как они погрузились в грехи и потеряли все надежды на спасение. Где им быть искренними кающимся.....?!

Поэтому нельзя терять время, совершая грехи, пустословя, не исполняя религиозные обязанности или предписания.

Сафуан ибн Ассал передал, что посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Поистине, на том месте, куда заходит солнце, есть открытая дверь, ширина который, семьдесят лет. Эта дверь остается открытой для покаяния, пока солнце не взойдет с той стороны (с запада). Когда солнце взойдет с той стороны (с запада), тогда вера не поможет душе, которая прежде не уверовала или не творила угодные Аллаху деяния".[7]

Абду Аллах ибн Амру /да будет Аллах ими доволен/ передал что пророк - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Воистину, Аллах принимает таубу (покаяние) от раба Своего, если он раскаивается до того, как у него не начнется предсмертный хрип".[8]

Ибн Хубайра сказал:

"Если верующая душа не творила угодные Аллаху деяния до того, как солнце взойдет с запада, то все ее деяния - тщетны и не приносят ей никакой пользы".

Поэтому надо спешить и немедленно раскаяться пока не поздно и надо остерегаться прегрешений и не надо ждать пока грешник скажет:

"Господи! Верни меня(в этот мир)- быть может, я свершу праведное дело в том, чем я пренебрег.

Так нет же! То, что он говорит всего лишь (пустые) слова. Позади тех, кто уходит из мира, (будет) преграда до того, как их воскресят."

Сура "Верующие", (аль-Му'минун), аят 99-100.

Господи наш! Помоги нам, по Своей милости, чтобы наше покаяние было искренним и непоколебимым и чтобы мы хорошо готовились к смерти и к тому, что будет после неё. Аминь.

* * *


Наши рекомендации