Обязательность немедленного п о к а я н и я

ПОКАЯНИЕ

АТ-ТАУБА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Слава Аллаху, прощающему грехи, принимающему покаяние, сильному в наказании, обладателю щедрот и милостей. Нет божества, кроме Него и к Нему возвращение.

Да будет благословение и приветствие посланнику Аллаха, учителю человечества, ведущему его к истине и к прямому пути, его семье, сподвижникам последователям и мусульманам, которые любили его и следовали его Сунне до Дня воскресения.

Поистине, если дела осложнились и запутались, а прегрешения последовательно участились и следовали друг за другом и затянулась их мрачная ночь, и мусульманин совершил грех и почувствовал, что этот грех отдалил его от своего Господа. То очищением, которое вернет ему чистоту души и ее светлость и окутает его в покрове помилования и благосклонности является его чистосердечное покаяние Аллаху.

Ведь покаяние Аллаху - свет, который освещает мусульманину путь, предохраняя его от заблуждения, и руководство, которое ограждает его от отчаяния и безнадежности. Оно - неиссякаемый источник всего блага и счастья, как в этой так и в будущей жизни. Покаяние Аллаху содержит в себе все законы и предписания ислама и истины веры, поскольку прегрешения - губительные яды, а совершение грехов ведет к падению и унижению в этой жизни и к наказанию в жизни будущей.

Человек со своими врожденными инстинктами и желаниями может, иногда, по нашептыванию своей души, которая склонна к злу и призывает к нему, опуститься и, ослушаясь Аллаха совершить прегрешения. И поскольку он - из крови и плоти, то его душа может возбуждать в нем животные страсти и похоти и тогда он будет вести себя как животное, охваченное страстью.

Покаяние в Исламе не является труднодостижимой целью, которой достигает желающий с трудом и утомлением, или исповедованием перед кем-то другим, кроме Аллаха Всевышнего.

Напротив, покаяние легкое и доступное, дверь его открыта всегда, и в нее может постучаться тот, кто желает просить у Аллаха прощения и очистить от грехов. И никто, кто он ни был, не изгонит его от милости Аллаха или лишит его милосердия Всевышнего. И не станет между ним и его Господом заступник, сколько бы он ни преступал против самого себя.

Аллах Всевышний сказал:

"Скажи, (Мухаммад, от имени Аллаха); "О рабы Мои которые, преступив против самих себя, совершили много грехов, не теряйте надежду на милость Аллаха. Воистину Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - прощающий, милосердный".[1](«Толпы», аят 53.)

Тому, кто захотел вернуться к прямому пути, необходимо торопиться к покаянию и отказаться от прегрешений до того, когда он не сможет каяться, и тогда он будет говорить и скорбеть об упущенном, и не сможет вынести мрачную действительность своего горького положения, и будет раскаиваться, когда раскаяние уже бесполезно.

Поэтому мусульманин должен спешить настойчиво и упорно каяться Аллаху своим языком, и с твердой решимостью в сердце, стремиться к настоящему покаянию, веруя в Аллаха и совершая благочестивые деяния, может быть Аллах простит ему ошибку, примет его покаяние, простит ему грехи, тогда он будет жить и поступать, веруя в Аллаха и совершая благочестивые дела и Аллах сделает его из числа Своих рабов, которые пошли

по прямому пути, поскольку Всевышний сказал:

"Я Велик в Своем прощении по отношению к тем, кто отказавшись от неверия, покаялся Аллаху, уверовал в Него, совершил благие деяния и пошел по прямому путы".("Таха", аят 82)

Господи наш! Мы просим Тебя помочь нам покаяться Тебе и вернуться к Твоему пути, ответить нам и принять наши мольбы к Тебе, помиловать нас и простить нам грехи. О Милосерднейший из милосердных!
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АТ-ТАУБА

Ат-Тауба в арабском языке:

Ат-Тауба имя существительное от глагола "тауаба", обозначающего возвращение.

Говорят: таба и анаба, если человек отрекся от своего греха и отказался от него.

Ат-тауба - возвращение к Аллаху тем, что кающийся не упорствовал, раскаиваясь сердцем и душей и исполняя все предписания Аллаха - хвала Ему Всевышнему.

Ат-тауб и ат-тауба имеют одинаковое значение: категорический отказ от совершения грехов, что является самым лучшим извинением перед Аллахом за грехи.

Ат-Тауба в шариате:

Отказ от грехов во избежание гнева Аллаха, чувство того, что грехи - мерзость и непристойность, горькое раскаяние в грехе как таковом, непоколебимая решимость кающегося в том, что он не вернется к прегрешениям после того, как он победит их и исполнение и возмещение тех обязанностей и предписаний, которые он не исполнял, будучи грешником.

Действительность Тауба (покаяния).

Тауба (покаяние) - сознательное внутреннее раскаяние и сожаление о том, что человек совершил греховного, возвращение к Аллаху с целью угодить Ему во всем в последующей жизни, воздержание от грехов и совершение благочестивых деяний, которые утвердили бы покаяние на деле (практически), после того, как кающийся утвердил его отказом от совершения грехов.

Тауба - реальное, конкретное действие, которое кающийся совершает, раскаиваясь перед Аллахом, возвращаясь к Нему и повинуясь Ему.

Тот, кто ограничился лишь отказом от грехов, и не возвратился от них к тому, что желает Аллах Всевышний, не будет кающимся.

А кающимся считается тот, кто отказался от грехов, вернулся к Аллаху - Всемогущ Он и Велик - не упорствовал и подтвердил смысл покаяния в сердце, прежде чем произнес языком и часто задумывался над словами Аллаха Всевышнего о подробностях рая, который Он обещал повинующимся Ему, и о наказании огня, которым Он угрожал неповинующимся Ему грешникам.

Кающийся, должен регулярно делать это, пока не усилится в нем страх наказания Аллаха и не утвердится в нем надежда на Его милосердие, и тогда он, по доброй воле или из страха обратится к Всевышнему Аллаху, прося Его принять его покаяние, очистить его от грехов и простить ему прегрешения.

Таким образом, кающийся достигнет истинного покаяния, отказавшись от того, что запретил Аллах и совершив то, что Аллаху угодно, прося прощения у Аллаха за грехи, и обещая никогда больше не совершать их и не возвращаться к ним, как не вернется молоко в вымя, испытывая чувства сожаления в сердце и прося у Аллаха прощения своим языком, и всем своим телом отказываясь от грехов.

Кающийся должен всегда быть богобоязненным, и повиноваться Аллаху, руководствуясь Его Светом, желая награды от Него, и боясь Его наказания и прибегать к своему Творцу, прося Его оградить его душу от ее зла, сделать ее богобоязненной и благочестивой и очистить ее, ведь Он лучший, кто может очистить душу.

Только Аллах в силах это сделать, поскольку Он - ее Господь и покровитель.

Кающийся должен также просить Аллаха не поручить его ни на миг его душе.

"Прибегаем к Аллаху, прося Его оградить нас от зла наших душ и от мерзости и грехов наших деяний".

ИЗ ЗНАЧЕНИЙ «АТ-ТАУБА»

В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ

Слово "ат-Тауба" употребляется в священном Коране в разных значениях:

1- Ат-Тауба обозначает раскаяние, покаяние перед Аллахом в совершенном проступке, как сказал Всевышний в суре "Корова":

"Раскайтесь же перед своим Творцом и пусть безгрешный убьет грешного". Сура "Корова", (аль-Бакара), аят 54.

И Всевышний сказал:

"Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, - быть может, вы будете счастливы".Сура "Свет", (ан-Нур), аят 31.

2 - Ат-Тауба обозначает прощение (то, что Аллах принимает покаяние, прощая Своих рабов), как сказал Всевышний:

"Аллах простил пророка, мухаджиров (переселившихся из Мекки в Медину) и ансаров". Сура "Покаяние", (ат-Тауба), аят 117.

И Всевышний сказал:

"И Аллах прощает верующих мужчин и женщин". ("Сонмы", аят 73.)

3 - Ат-Тауба обозначает отказ от чего-либо, как Всевышний сказал через уста Моисея (Мусы) - мир ему-:

"Хвала Тебе! Я обратился к Тебе с раскаянием". т.е. я отказался от просьбы видения, поскольку я убедился в том, что это невозможно. ("Преграды", аят 143.)

Значение "ат-Тауба"

(покаяния Аллаху)

И ее преимущество

Аллах - хвала Ему - приказал Своим верующим рабам каяться Ему и сказал:

"Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, - быть может, вы будете счастливы". ("Свет",аят 31.)

И обещал Всевышний принять покаяние и сказал:

"Он тот, кто принимает покаяние Своих рабов". Сура "Совет", (аш-Шура), аят 25.

Аллах открыл своим рабам двери надежды на Его прощение и помилование и приказал им прибегать к Нему, надеясь на Его щедрость и великодушие, прося Его простить им грехи, скрывать их проступки и недостатки, принять их покаяние, не дать никому лишить их милосердия Аллаха или оградить их от своего Господа.

Аллах Всевышний сказал:

"Скажи,(о Мухаммад, передавая слова твоего Господа):"О мои рабы, которые, преступив против самих себя, совершили много грехов, не отчаивайтесь в милосердии Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Ведь Он Прощающий и Милосердный". ("Толпы", аят 53.)

Кто покаялся Аллаху, попросил у Него прощения за грехи, тому Аллах простит грехи и примет его покаяние.

Всевышний сказал:

"Те же, кто совершил скверный проступок или прегрешение, вспомнил Аллаха, и попросил у Него прощения за свои грехи - поистине, никто не может простить грехи, кроме Аллаха". ("Семейство Имрана", аят 135.)

Аллах восхвалял Своих богобоязненных рабов, которые всегда просят у Него прощения за грехи свои.

Всевышний сказал:

", которые говорят: "Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени", и терпеливые, правдивые, смиренные и которые тратят на подаяние и просят прощения (Аллаха) перед рассветом". ("Семейство 'Имрана", аяты 16, 17.)

Аллах берет того, кто кается Ему, под Его покровительство и защиту, хранит его и оказывает ему Свою милость, милосердие и благословение, щедро наделяет его большим уделом и даст ему благополучие. Все это - награда для кающегося в этой жизни а в будущей жизни для него будет от Аллаха великая награда и вечное пребывание в раю.

Касаясь награды кающихся, Всевышний сказал:

"Для них наградой будет прощение от их Господа и райские сады (рай), где текут реки, и где будут вечно пребывать. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто повиновался Аллаху и исполнял Его предписания!" ("Семейство Имрана", аят 136.)

Поистине Истигфар (обращение к Аллаху за прощением грехов) и отказ от прегрешений, приведут к плодородию, благоденствию, к умножению потомства, увеличению достоинства и силы.

Всевышний сказал:

"Я сказал (своему народу): "Просите у вашего Господа прощения, ибо Он - прощающий.

Он низведет на вас с неба обильный дождь и одарит вас имуществом и детьми и устроит для вас сады и устроит для вас реки". ("Нух", аят 10-12).

В вере в Аллаха - милость для рабов, а в истигфаре благословение и благодать религии и жизни.

Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал в хадисе, который передал Ибн Маджа, ссылаясь на Ибн Аббаса - да будет Аллах ими доволен -:

"Кто постоянно просит у Аллаха прощения, тому Аллах непременно поможет в беде и того Аллах избавит от скорби и наделит по Своей милости большим уделом, которого он не ожидал".

Дверь "Тауба" настежь открыта перед тем, кто хочет просить у Аллаха прощения за грехи. Она принесет людям милосердие, милость божью и благоденствие.

Аллах - Всевышний сказал:

" исключая тех, которые раскаялись, уверовали и совершили добрые дела. Эти войдут в рай и не испытают притеснения там, в садах вечности, которые обещал Милостивый Своим рабам, не видевшим их воочию, поистине, обещанное Им исполнится". ("Марйам", аяты 60-61.)

Покаяние, которое побуждает человека к вере и благочестивому деянию, претворяя в жизнь свой положительный и ясный смысл, спасает человека от заблуждения и греха и благодаря таубе, кающиеся войдут в рай и не будут обижены ни в чем.

Какие великие милости и благословение принесут человеку истигфар и обращение к Аллаху с раскаянием! Благодаря им, человека постигнет милосердие и милости Аллаха, удел его станет благословенным и обильным, умножатся его блага и богатства, Аллах одарит его детьми и имуществом, простит ему грехи и дает ему силу, благоразумие и сознательность.

Аллах - Всепрощающ и Милостив, Он принимает покаяние и прощает грехи. Он, по Своей милости, протягивает руку милосердия и покаяния (и прощения) днем тому, кто совершил грех ночью, чтобы он раскаялся, а ночью тому, кто совершил грех днем, поэтому разумный человек должен искренне и с усердием повиноваться Аллаху и сделать то, что Ему угодно, и ни на миг не забывать Аллаха и всегда бояться Его и думать о величии Всевышнего. Он должен всегда бояться Аллаха втайне и открыто. Ведь Его знание безгранично и объемлет все, а Его гнев - сильный. Он наполняет сердца тех, кто боится Его гнева спокойствием и прощает прегрешения кающимся, которые искренне раскаиваются Ему в своих грехах, принимает их покаяние и поднимает их ступени.

Господи наш! О Ты, исполнитель желаний нуждающихся и просящих! О Ты - тот, который знает все, что в душе молчащих!

Помоги нам, по Своей милости, искренне и сердечно раскаяться Тебе, чтобы наше покаяние было верным, глубоким, решительным и непоколебимым.

* * *

В котором нужно раскаяться

Совершив грех и подумав раскаяться в нем, раб Аллаха должен без промедления обратиться к Аллаху с раскаянием и не должен откладывать покаяние ни на минуту, надеясь что он раскается в будущем. Ведь он не знает когда кончится его жизнь и когда постигнет его смерть.

Священный Коран призвал людей к тому, чтобы они вернулись к Аллаху и раскаялись в своих грехах без промедления.

Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, прощение Аллаха тем, которые совершают дурной поступок по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах - Прощающий, Мудрый".

Сура "Женщины", (ан-Ниса'), аят 17.

Аллах принимает покаяние тех, которые совершают грех по неведению и безрассудству, а потом без промедления каются Аллаху. Они имеют право на то, чтобы Аллах принял их покаяние, поскольку Он - по Своей милости и Своему милосердию обязал себя принимать их покаяние и прощать им грехи.

Каждый, кто совершил грех умышленно, или неумышленно - невежествен и безрассуден, пока он не откажется от греха и раскается в нем.

Спешить с раскаянием в грехе - обязанность и долг. Откладывание покаяния - недопустимо. Если человек вскоре не раскаялся и отложил покаяние, то это - грех, в котором он должен раскаяться.

* * *

Условие искреннего покаяния

Покаяние Аллаху - одно из самых великих добрых и благочестивых дел, потому что оно ликвидирует все стоящие между рабом Аллаха и его Творцом преграды, скрытые в душе страсти и прихоти. Вед покаяние наполняет душу надеждой и приведет сердце к источнику света.

Покаяние не будет искренним и правильным и Аллах не примет его, если не будут соблюдаться определенные условия, доказывающие искренность кающегося. Из этих условий:

Во-первых: раскаяние должно быть ради Аллаха - Всемогущий Он и Великий - и иметь цель угодить Ему, поскольку Аллах Всевышний не принимает никаких деяний, если они не сделаны только ради Него и не имеют цель угодить Ему и не соответствуют Его повелению следовать Его посланнику - да благословит его Аллах и приветствует.

Это значит, что любое дело должно иметь цель угодить Аллаху Всевышнему и должно быть благочестивым, т.е. должно соответствовать Сунне.

Ведь если дело было правильным и благочестивым, но не имеет цель угодить только Аллаху, то Всевышний не примет его, и если оно сделано ради Аллаха и имеет цель угодить Ему, но оно было нечестивым, то Аллах также не примет его.

Умар - да будет Аллах им доволен - обращался к Аллаху со следующей мольбой:

"Господи наш! Сделай мое дело благочестивым, и сделай его таким, чтобы оно было только ради Тебя и имело цель угодить только Тебе и никому другому".

Это значит, что мотив покаяния - любовь к Аллаху, превозношение Его, надежда только на Него, сильное желание Его награды, боязнь Его наказания, а не заискивание перед кем-нибудь из людей, или желание чего-то из преходящих мирских благ.

Во-вторых: Отказ от совершения грехов:

Когда душа человека погружается в грехи, предаваясь наслаждению, она редко творит добрые деяния, поэтому кающийся должен бороться с самим собой, с прихотями и страстями своей души, чтобы вырвать корни зла из своего сердца и стать чистым и праведным и тогда он будет искренне творить добрые деяния, угодные Аллаху и принятые им.

Если человек, будучи грешником, совершает нечестивые и запретные поступки, то он должен немедленно отказаться от них, а если он не исполняет предписания Аллаха, то он должен без промедления исполнить их и возместить то, что он упустил, если это можно возместить. А если он был должен другим, то он обязан вернуть им то, что он им должен или попросить их, чтобы они освободили его от этого долга. Мы подробней изложим это позже, с дозволения Аллаха.

В-третьих: Человек должен испытывать угрызения совести и сожалеть о том, что он раньше совершил прегрешения и должен немедленно отказаться от совершения грехов и иметь искреннее намерение не совершать их в будущем.

Ведь покаяние не будет искренним и правильным, пока человек не испытает сильное сожаление, угрызения совести, досаду и печаль за то, что он ослушался Аллаха, будучи грешником. Сожаление и угрызения совести заставляют человека быть покорным Аллаху и смиренным перед Ним и побуждают его раскаяться Ему. Поэтому тот, кто хвастаясь, рассказывает о своих грехах и нечестивых проступках, не считается кающимся. А это считается муджахарой (публичное совершение грехов и хвастовство при этом), о котором посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Аллах исцелит всех мусульман и помилует их, за исключением аль-муджахирун (т.е. тех, которые публично разоблачают себя, выдавая свои проступки и грехи без надобности, в то время, как Аллах скрыл их)".[2]

___________________

В-четвертых;

Твердое намерение не совершать грехи в будущем. Человек должен раскаяться Аллаху в своих грехах, имея твердое намерение не совершать грех в будущем, и регулярно исполнять предписания Аллаха, возмещая то, что он не исполнял из них, всегда повиноваться Аллаху и не совершать нечестивые дела до самой своей смерти, имея твердое намерение всю жизнь выполнять то, что Аллах приказал и предписал и оставить все, что Аллах запретил.

Если раб Аллаха имел такое твердое намерение, то он, совершив какой-то проступок, может раскаяться Аллаху в этом проступке, раз он испытал угрызения совести и сожаление и вскоре обратился к Аллаху с покаянием.

Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Один из рабов Аллаха совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех" и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него". Этот раб еще раз совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех", и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него". Затем он еще раз совершил грех и сказал: "Господи мой! Прости мне мой грех", и Аллах - Всевышний сказал: "Мой раб совершил грех и узнал, что у него есть Господь, который может простить грех и может наказать за него, делай все, что хочешь, Я простил тебе грехи".[3]

Слова Всевышнего "Я простил тебе грехи" значит: если ты совершишь грехи, но будешь раскаиваться в них Мне, то Я прощу твои грехи.

В-пятых, отсутствие преднамеренности и настойчивости в совершении грехов.

Преднамеренность и упорство в совершении грехов значит, что человек заранее решил совершить грех и насладиться им, не повинуясь Аллаху и намериваясь повторять эти грехи. Раскаяние в этом случае - раскаяние лжецов, которые оставили грех временно и ждут подходящий случай, чтобы совершить их. Они временно оставили грехи, но их сладость осталась в их сердцах и они желают при возможности совершить их. Аллах поставил условием для получения прощения и входа в рай отсутствие преднамеренности и упорства в совершении скверных поступков или прегрешений.

Аллах Всевышний сказал:

"Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи - поистине только Аллах может простить грехи, - и не собирается сознательно повторять прегрешения, наградой будет прощение от их Господа и райские сады, в которых текут ручьи. Вечно будет пребывать там. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто вершит добро!"[4]

В-шестых: Кающийся должен раскаяться не только сердцем и языком, но и тем, что он должен творить добрые деяния, которые доказывают, что он искренне раскаялся своим сердцем. Ведь повиновение Аллаху, исполнение религиозных обязанностей и совершение добрых дел усиливают веру в сердце кающегося и помогают ему отказаться от прегрешения и возместить то, что он проводил часть своей жизни, забавляясь, наслаждаясь и совершая грехи. Таким образом кающийся очищает свою душу от грехов и проступков. Если человек искренне раскаялся и отказался от грехов, то он должен укрепить и подтвердить покаяние и, совершая добрые деяния, возместить то, что он упустил и не исполнял из религиозных обязанностей.

Кающийся должен исполнять все предписания Аллаха и соблюдать, по мере возможности все, что является деянием имана (веры), которое насчитывают семьдесят с лишним деяний.

В-седьмых: кающийся должен постоянно придерживаться покаяния и не должен нарушать его поскольку это - условие истинного, искреннего, полезного покаяния. Мы с дозволения Аллаха более подробно осветим этот вопрос позже

В-восьмых: покаяние должно быть своевременным, т.е. до того, как придет смерть к человеку, и до того, когда взойдет солнце с запада. И мы, если Аллаху будет угодно, разъясним время покаяния и его предельный срок.

Из вышесказанного ясно, что покаяние одно целое неделимое. Если мы не выполним одно из условий покаяния, то оно потеряет все свои свойства, подобно химическому соединению, которое изменится и утеряет свои свойства, если отсутствует один из его составных элементов. Тот, кто выполняет одно условие таубы (покаяния) и пренебрегает другим, не считается искренним кающимся и Аллах не примет его раскаяние, пока он не выполнит все остальные условия...... Мы полагаемся только на Аллаха.

* * *

Время покаяния и его

Предельный срок

Человек должен придерживаться покаяния на протяжении всей своей жизни и все люди постоянно нуждаются в нем. Им необходимо всегда обращаться к Аллаху с раскаянием.

Аллах Всевышний сказал:

"Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, - быть может, вы будете счастливы". Сура "Свет", (ан-Нур), аят 31.

Все религиозные обязанности должны выполняться полностью, по этому Тауба обязательна для всех на протяжении всей своей жизни и ее срок - вся жизнь. Она - цель каждого верующего.

Аллах сказал наилучшему из пророков - да благословит его Аллах и приветствует - и сказал наилучшим из людей, после пророков.

"Аллах простил пророка, мухаджиров (переселившихся из Мекки в Медину) и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых его спутников чуть было не отклонились (от следования за ним). Потом Он все же простил их, ибо Он сострадательный, милосердный". Сура "Покаяние", (ат-Тауба), аят 117.

Человек всегда нуждается в таубе и обращении к Аллаху с мольбой о прощении грехов (истигфаре).

И если Аллах приказал пророку - да благословит его Аллах и приветствует - завершить свои дела таубой (покаянием) и истегфаром, когда Он сказал в суре "Помощь":

"1. Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа,

2. и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха,

3. то воздай хвалу Господу твоему, и проси у Него прощения, ибо Он - прощающий", то другие люди больше, чем пророка - да благословит его Аллах и приветствует - нуждаются в таубе и истегфаре. Поэтому каждый человек должен со старанием и твердым намерением пересчитать свои деяния и спросить себя: какие добрые дела он сделал и какие грехи он совершил и раскаяться Аллаху, прося у Него прощения до самой смерти.

Нет ни одного раба Аллаха, который не совершил бы грех или нечестивый поступок.

"Каждый из сынов Адама (людей) - совершает грех"(1), ведь Иблис поклялся могуществом Аллаха Всевышнего всегда совращать человека и сбивать его с правильного пути, пока он жив.

Абу Саид - да будет Аллах им доволен, передал, что пророк - да благословит его Аллах и приветствует - сказал: "Иблис сказал: "О Господи! Клянусь Твоим могуществом! Я буду совращать их (людей), пока они живы".

Аллах Всемогущий Он и Великий сказал:

"Клянусь Своим Могуществом и Величием! Я буду прощать им грехи, пока они будут просить у Меня прощения".[5](2)

Дверь покаяния всегда открыта перед заблудшими, которые хотят просить у Аллаха прощения и тем самым, они избавятся от заблуждения. И если Аллах продлит им жизнь, они будут творить добрые деяния до того, как наступит день, когда вера уже не поможет человеку, который раньше не уверовал или не творил угодные Аллаху деяния.

А когда человек, отчаявшись, потерял надежду на жизнь, и увидел ангела смерти и душа уже начала покидать тело и грудь его уже была со стесненной душой и уже начался предсмертный хрип, тогда не возможна тауба (покаяние).

Подходящее время для покаяния - когда сердце человека почувствует величие своего Господа и могущество своего

__________

1. Этот хадис передали ат-Термизи (2501), ибн Маджи, Ахмад и др.

2 Этот хадис передал аль-Имам Ахмад в "аль-Муснад".

Творца, тогда человек раскается, возвращаясь к Аллаху Всевышнему и следуя Его прямым путем, который Он установил для своих рабов. И повелел им следовать по этому пути, когда сказал:

"И (знайте), что этот (путь) - прямая дорога, (указанная Мною). Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им". Сура "Скот", (аль-Ана'м), аят 153.

Человек должен раскаяться Аллаху до того, как его постигнет смерть или болезнь. И должен воспитать покаянием праведность в сердце и в жизни, пока он находится в здравом уме и может нести ответственность за свои поступки. В этом случае у человека есть надежда на прощение Аллаха и Его милосердие, а его сожаление, угрызения совести и твердое намерение отказаться от прегрешений помогут ему искренне раскаяться. Это ясно из следующего аята, в котором Аллах Всевышний сказал:

"Воистину, прощение Аллаха тем, которые совершают дурной поступок по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах - знающий, мудрый".

Сура "Женщины", (ан-Ниса'а), аят 17.

Значит Аллах принимает таубу (покаяние) от тех, которые совершают грехи и сбиваются с правильного пути по неведению, несмотря на то, что их неведение продолжалось длительно или короткое время. Но важно чтобы это неведение не длилось, пока не начнется предсмертный хрип.

Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Воистину Аллах принимает таубу (покаяние) от раба Своего, если он раскаивается до того, как начнется предсмертный хрип".[6]

Несмотря на то, что милосердие и прощение Аллаха - безграничны и что Он по Своей милости, принимает таубу в любое время, Он не принимает таубу от тех, которые совершают грехи, а когда пробьет смертный час кого-нибудь из них, он скажет: "Я теперь раскаиваюсь". Они не входят в число искренних кающихся, поскольку они оскверняют свою душу, совершая грехи, а заблуждение уже утвердилось в их сердцах и грех укоренился в них.

Но, увидев ангела смерти, они отчаются, и потеряют все надежды на жизнь и раскаются. Они раскаялись только после того, как они погрузились в грехи и потеряли все надежды на спасение. Где им быть искренними кающимся.....?!

Поэтому нельзя терять время, совершая грехи, пустословя, не исполняя религиозные обязанности или предписания.

Сафуан ибн Ассал передал, что посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Поистине, на том месте, куда заходит солнце, есть открытая дверь, ширина который, семьдесят лет. Эта дверь остается открытой для покаяния, пока солнце не взойдет с той стороны (с запада). Когда солнце взойдет с той стороны (с запада), тогда вера не поможет душе, которая прежде не уверовала или не творила угодные Аллаху деяния".[7]

Абду Аллах ибн Амру /да будет Аллах ими доволен/ передал что пророк - да благословит его Аллах и приветствует - сказал:

"Воистину, Аллах принимает таубу (покаяние) от раба Своего, если он раскаивается до того, как у него не начнется предсмертный хрип".[8]

Ибн Хубайра сказал:

"Если верующая душа не творила угодные Аллаху деяния до того, как солнце взойдет с запада, то все ее деяния - тщетны и не приносят ей никакой пользы".

Поэтому надо спешить и немедленно раскаяться пока не поздно и надо остерегаться прегрешений и не надо ждать пока грешник скажет:

"Господи! Верни меня(в этот мир)- быть может, я свершу праведное дело в том, чем я пренебрег.

Так нет же! То, что он говорит всего лишь (пустые) слова. Позади тех, кто уходит из мира, (будет) преграда до того, как их воскресят."

Сура "Верующие", (аль-Му'минун), аят 99-100.

Господи наш! Помоги нам, по Своей милости, чтобы наше покаяние было искренним и непоколебимым и чтобы мы хорошо готовились к смерти и к тому, что будет после неё. Аминь.

* * *

Праведные деяния

Некоторые люди думают, что должны раскаяться только грешники и неповинующиеся Аллаху. Это неправильно. Поистине, должны тоже раскаяться те, которые не творят добрые и праведные деяния и не соблюдают науафаль (дополнительные, добровольные религиозные обязанности).

Некоторые улемы сказали, что если человек по нежеланию не соблюдал науафиль и не творил угодные Аллаху благочестивые деяния, то он сделал макрух ("недостойное" и "неприемлемое").

Шайха аль-Ислам ибн Таймийа - да смилуется над ним Аллах - спросили о том, кто не следуя пророку - да благословит его Аллах и приветствует -, не регулярно творит угодные Аллаху благочестивые деяния. Он ответил "Если человек намеренно отказался от совершения добрых деянии, то это - свидетельство неполной и недостаточной веры и согласно мазхабу Ахмада и аш-Шафии и др., (мазхаб: богословско - прававое течение) его шахада (свидетельское показание, даваемое в удостоверение какого-либо факта) - недействительно.[10]

Ибн Таймийа - да смилуется Аллах над ним - был в этом совершенно прав, ведь заметно: когда человек, не следуя пророку - да благословит его Аллах и приветствует -, мало творит добрые деяния, он уже близок к тому, чтобы совершить грехи, в отличие от того, кто следуя пророку - да благословит его Аллах и приветствует - регулярно соблюдает науафиль и творит благочестивые деяния, которые предохраняют и удерживают его от совершения грехов.

Поэтому мусульманину следует раскаяться в том, что он не творил добрые деяния, небрежно совершал их, или пренебрегал ими, и ему надо постоянно, по мере возможности, делать праведные, добрые, угодные Аллаху деяния.

Шайх аль-Ислам ибн Таймийа - да смилуется над ним Аллах - сказал:

"Не только грешники должны обратиться к Аллаху с покаянием, как это думают многие невежественные люди, которые считают, что человек должен раскаяться только, совершив грехи и притеснив людей. Ведь покаяние, когда человек не творит благочестивые добрые деяния, которые Аллах и Его пророк повелели ему сделать, важнее покаяния, если он совершает грехи и запретные поступки.

Большинство людей не соблюдают многое из того, что Аллах им приказал сказать и делать своим сердцем и телом.

Они, может быть, не знают что, Аллах приказал им это делать или знают истину, но не следует за ней. Они, или заблудшие, которые не знают то, что полезно для своей жизни и религии, или находятся под гневом Аллаха, поскольку знают истину, но упорствуют и не следуют за ней.

Аллах приказал своим верующим рабам обращаться к Нему во время каждой молитвы со следующей мольбой:

"Веди нас прямым путем, путем твоих рабов которых Ты облагодетельствовал, не путем тех, которые находятся под Твоим гневом и тех кто является заблудшим".

Сура "Открывающая книгу", (аль-Фатиха), аяты 6-7.")[11]

Дело не ограничивается этим, но есть еще ступень, которой достигают только самые праведные

________________
верующие. Это - покаяния, когда человек совершает добрые благочестивые деяния, но боится, что он не творил их должным образом. Поэтому, прочитав то, что Всевышний сказал в следующем аяте:

"и которые подают то, что положено, а сердца их страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу".

Сура "Верующие", (аль-Му'менун), аят 60.

Айша - да будет доволен ей Аллах - сказала:

"Имеется ввиду здесь тот, кто совершает прелюбодеяние, пьет вино и ворует?

Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - ответил ей:

"Нет, о бент ас-Сыдык (дочь ас-Сыдыка), имеется в виду мужчина (человек), который соблюдает пост, совершает молитву, подает милостыню, но страшится того, что Аллах, может быть, не примет от него его деяния."[12]

"Это они делают из опасения и предосторожности, они боятся и страшатся того, что Аллах, может быть, не примет их деяния, потому что они небрежно выполнили то, что Аллах повелел им."[13]

Поэтому аль-Хасан аль-Басри - да смилуется над ним Аллах - сказал:

"Поистине, верующим - присуще благодеяние и сострадание."[14]

* * *

Человек должен раскаяться

Преобразуя общество с целью выздоровления человечества, Ислам опирается, в первую очередь, на исправление и воспитание человеческой души.

Ислам уделяет много внимания тому, чтобы проникнуть в тайны души, знать ее движения и воспитать ее в духе Ислама.

Внутренних и внешних факторов, влияющих на человека и побуждающих его к злу - очень много, ведь его душа склонна к злу и побуждает к нему, а шайтан следит за человеком, наущает его сердце и сбивает его с пути успеха и счастья.

Человек со своими врожденными инстинктами, страстями и похотями, может легко потерять уравновешенность, сбиться с правильного пути, совершить нечестивые поступки, и погрузиться в грехи.

Причина скверной привычки и дурного характера и нечестивых похотей и страстей души - неведение или слабость, ведь совершает грех только тот, кто не знает его последствия и причины, или тот, кто это знает, но из-за слабости не может очищать его сердце от него.

Ничто больше чем покаяние, возвращение к Аллаху, покорность и повиновение ему, не очищает душу от ржавчины, нечистоты и грехов и не вернет ей ч

Наши рекомендации