Книги о предпринимателях, написанные людьми, которые сами никогда не были

Предпринимателями

За свою жизнь я прочел очень много книг о предприни­мателях и предпринимательстве. Я интересовался жиз­нью таких бизнесменов, как Томас Эдисон, Билл Гейтс, Ричард Брэнсон и Генри Форд. Я также читал книги, посвященные различным философским идеям, лежащим в основе предпринимательства, и о том, что делает одно­го человека лучшим предпринимателем, чем другого. В каждой книге, хорошей или плохой, я научился находить какую-нибудь ценную частичку информации или мудрости, которая помогла бы мне отыскать путь к тому, как стать лучшим предпринимателем.

Оглядываясь назад и вспоминая те книги, которые я читал, я сделал вывод, что их можно отнести к двум основным категориям: книги, написанные самими пред­принимателями, и книги, написанные людьми, которые не занимались предпринимательством. Большинство книг написано профессиональными писателями, жур­налистами или преподавателями учебных заведений, то есть людьми, которые не являются предпринимателями.

И хотя в каждой из этих книг я находил для себя что-то важное — независимо от того, кто ее написал, — все же в них чего-то не хватало. И я понял, что в них отсут­ствовало, — описание всего, через что приходится прой­ти практически каждому бизнесмену: падения в сточную канаву, спазмы в желудке от страха, пинки и колотушки, ужасные промахи и прочие чудовищные истории. Во многих книгах знаменитых предпринимателей изобра-
жают как блестящих, учтивых рыцарей «без страха и упрека», которые легко и быстро разделываются с лю­бым препятствием, встающим у них на пути. Книги, посвященные великим предпринимателям, часто напи­саны так, что невольно возникает мысль, что эти люди были просто рождены предпринимателями, — и я готов допустить, что часто так и случается. Я готов признать, что так же, как есть люди, от природы, имеющие особые физические данные для занятий спортом, есть и прирожденные бизнесмены и что большинство книг напи­сано именно об этих людях.

Те книги о предпринимателях, которые написаны академическими работниками, пропитаны совершенно особым духом. Профессора учебных заведений умеют старательно отсеивать все лишнее, оставляя только го­лые факты. Мне лично кажется, что читать такие, со­ставленные по всем правилам науки книги очень нелег­ко, — как правило, из-за возникающей при этом нестер­пимой скуки. Тут нет никакого «мяса», не за что ухватиться воображению, одни «голые кости».

Почему эта книга написана совсем иначе?

Книга, которая сейчас лежит перед вами, посвящена предпринимательству и написана предпринимателем, который сам испытал на себе все взлеты и падения, ус­пехи и неудачи, которые выпадают на долю каждого бизнесмена, действующего в реальном мире.

Сегодня наша компания — «Rich Dad Company» — это бизнес международного уровня; мы выпускаем продукцию на 44 языках и ведем торговлю более чем в
восьмидесяти странах. Но все началось с компании, которую моя жена Ким и я начали вместе с нашим партнером Шэрон Лектер.

Начало было положено на обеденном столе в кварти­ре Шэрон в 1997 году. Размер нашей первоначальной инвестиции составил 1500 долларов. Первая книга «Бо­гатый Папа, бедный Папа» в течение более чем четырех с половиной лет значилась в списке бестселлеров газеты «New York Times» — успех, который разделили с нашей книгой еще только три другие книги. Может быть, и сейчас, когда вы читаете эти строки, наша первая книга продолжает числиться в этом списке.

Но, как нам кажется, не стоит рассказывать вам о том, как ловко я действовал в бизнесе (чего на самом деле вовсе не было), лучше написать книгу о предприни­мательстве совсем другого типа. Вместо того чтобы рас­сказывать о том, как я, шутя, покорял самые крутые вер­шины и делал миллионы долларов, мы решили, что чи­татели могли бы извлечь гораздо больше пользы, если бы узнали, как я раз за разом выкапывал для себя яму поглубже, падал в нее, а потом прокладывал путь наверх, чтобы выбраться из нее. Мы решили, что вы сможете научиться большему, если узнаете о моих неудачах, а не о моих успехах.

Зачем писать о неудачах?

Многие люди не могут стать предпринимателями, пото­му что боятся неудач. Мы рассчитываем помочь вам сде­лать правильный выбор (если, конечно, вы решили, что это дело для вас) и поэтому в своей книге обратились к
тем проблемам, которые вызывают страх у большинства людей. Мы вовсе не собираемся вас запугивать, просто хотим познакомить с миром реального бизнеса, со всеми взлетами и падениями, неизбежными для начинающего предпринимателя.

Другой причиной, побуждающей нас писать о неудачах, является то, что всем людям предопределено учиться на ошибках. Мы учимся, когда терпим неудачу, а затем снова пытаемся добиться успеха. Мы учимся кататься на велосипеде, падая, а затем вновь забираясь на него. Если бы мы никогда так и не рискнули попробовать, боясь падения, нам пришлось бы всю жизнь ползать, подобно гусеницам. Прочитав много книг, мы сделали вывод, что одним из важнейших элементов, которого в них недоставало (особенно в тех книгах, которые написаны преподавателями учебных заведений) является отсутствие интереса к эмоциональной составляющей тех испытаний и бедствий, которые выпадают на долю предпринимателей. Они совсем не говорят о том, что случается с бизнесменом в плане эмоций, когда его бизнес терпит крах, когда он остается без средств, когда вынужден увольнять своих сотрудников и когда его начинают осаждать недовольные кредиторы и инвесторы. Да и как могут знать многие из этих профессоров, какие чувства испытывает предприниматель, потерпев неудачу? Как они могут это знать, если сами постоянно получают положенную им зарплату, доплату за выслугу лет, и всегда знают, какие ответы являются правильными, а какие — нет, и никогда не совершают ошибок, что так ценится в академическом мире. Опять-таки, вопрос в том, кто чему обучен.

В конце 1980-х годов меня пригласили в Колумбий-ский университет рассказать о предпринимательстве. Я не стал особенно распространяться о своих успехах, а больше говорил о неудачах и о том, чему научился на собственных ошибках. Молодые люди, которые меня слушали, задали мне множество вопросов и, казалось, искренне заинтересовались взлетами и падениями, неизбежными для начинающего бизнесмена. Я говорил им о том страхе, который мы все испытываем, когда начинаем собственный бизнес, и о том, что пережил в связи с этим я сам. Я поделился со студентами некоторыми из самых дурацких ошибок, которые мне довелось совершить, и как эти ошибки со временем стали для меня ценными уроками. Я говорил о той душевной боли, которую испытал, когда мне пришлось из-за своей некомпетентности закрыть дело и рассчитать работавших на меня людей. Я также поделился с ними своей убежденностью, что все мои ошибки, в конечном счете, помогли мне стать лучшим предпринимателем, очень богатым человеком и, что еще важнее, достичь финансовой свободы, получив возможность в дальнейшем работать или не работать – по моему желанию. Одним словом, я считал, что это был толковый и деловой разговор о том, как люди становятся предпринимателями.

Но через несколько недель я узнал, что тот преподаватель, который пригласил меня выступить, был вызван в ректорат и получил нагоняй. Представитель университетского начальства закончил свою отповедь следующими сакраментальными словами: «Мы не должны допускать, чтобы с кафедры Колумбийского университета говорили о неудачах».

Кто такой предприниматель?

Теперь, когда мы высказали все, что думаем о препода­вателях учебных заведений, пришло время сказать о них и несколько добрых слов. Одно из лучших определений предпринимателя было предложено Говардом X. Сти­венсоном, профессором Гарвардского университета. В 1983 году в статье «Взгляд на предпринимательство» он писал: «Предпринимательство — это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контро­лем».

По моему мнению, это одно из наиболее блестящих определений того, что собой представляет предприни­матель. Пусть это связка «голых костей»... но среди них спрятан бриллиант.

Сила оправданий

Очень многие люди хотят стать предпринимателями, но у них всегда находится какое-нибудь оправдание, почему они не могут оставить свою работу, что-нибудь вроде:

  1. «У меня нет денег».
  2. «Я не могу бросить работу, потому что мне нужно поддерживать детей».
  3. «У меня нет никаких связей в мире бизнеса».
  4. «Я недостаточно сообразителен, чтобы работать в этой сфере».
  5. «У меня нет времени. Я слишком занят».

  6. «Я не могу найти того, кто захотел бы мне помочь в этом деле».
  7. «Построение собственного бизнеса потребует слишком много времени».
  8. «Я боюсь. Создание собственного бизнеса для меня слишком рискованное дело».
  9. «Я не люблю иметь дело с наемными работниками».
  10. «Я слишком стар для этого».

Друг, который дал мне статью профессора Стивен­сона, заметил при этом: «Любой двухлетний ребенок уже может считаться специалистом по части оправданий». Кроме того, он сказал: «Причина, почему большинство людей, которые хотят стать предпринимателями, так и остаются наемными работниками, заключается в том, что они постоянно находят какие-нибудь оправдания, которые удерживают их на привычном месте и мешают сделать решительный шаг. У многих людей сила оправ­даний превосходит силу их мечты».

Предприниматели – совсем другие

В статье мистера Стивенсона можно найти и много дру­гих «драгоценных камней», спрятанных среди «голых костей», особенно, когда дело касается сравнения пред­принимателей и наемных работников, или, как он их называет, «толкачей» и «сберегателей». Вот несколько замечательных сравнений:

1. Когда дело касается стратегической ориентации:

«ТОЛКАЧ» руководствуется, прежде всего, чувством, что у него есть какие-то возможности.

«СБЕРЕГАТЕЛЬ» руководствуется, прежде всего, осо­знанием, что у него все находится под контролем.

Другими словами, предприниматели всегда ищут воз­можности, не обращая особого внимания на то, какими ресурсами они для этого располагают. Люди, по своему духовному складу относящиеся к наемным работникам, всегда сосредоточивают внимание на том, какими ресурса­ми они располагают; что у них есть, а чего нет, и именно поэтому очень многие рассуждают так: «Ну, как я могу начать собственное дело? У меня нет денег». А бизнес­мен просто сказал бы себе: «Главное — ринуться в бой, а деньги найдутся». Это различие в базовых установках определяет главные отличия, которые существуют меж­ду наемными работниками и предпринимателями.

Именно поэтому мой бедный папа так часто повто­рял: «Я просто не могу себе этого представить». Будучи прирожденным наемным работником, он видел перед собой только те ресурсы, которые в данный момент на­ходятся у него под контролем. Те из вас, кто читал другие мои книги, знают, что мой богатый папа просто-напро­сто запретил своему сыну и мне произносить в его при­сутствии что-нибудь вроде: «Я не могу этого даже пред­ставить». Вместо этого он учил нас в первую очередь обращать внимание на возникающие возможности и спрашивать себя: «Как можно этим воспользоваться?» Он был настоящим прирожденным предпринимателем.

2. Когда дело касается структуры управления:

«ТОЛКАЧ» предпочитает сеть из многочисленных

горизонтальных неформальных связей.

«СБЕРЕГАТЕЛЬ» предпочитает четко установленную

иерархическую лестницу с многочисленными сту­пеньками.

Иными словами, предприниматель предпочитает, чтобы его организация была маленькой и дешевой. Он старается максимально использовать взаимовыгодную кооперацию со стратегическими партнерами для роста своего бизнеса. Люди, которые мыслят как наемные ра­ботники, выстраивают систему иерархических взаимо­отношений, то есть цепочку людей, которые отдают друг другу команды и распоряжения, — с тем, чтобы стать в этой цепочке человеком, который отдает самые главные команды. Таково их видение организации империи. А бизнесмен будет развивать свою структуру в «горизон­тальном» направлении, то есть он будет отдавать пред­почтение использованию «внешних» ресурсов, а не стре­миться к тому, чтобы все делалось «под своим крылом». Руководитель, который раньше был наемным работни­ком, старается развивать свою организацию в «вертикаль­ном» направлении, то есть нанимать все больше и больше наемных работников, которые служили бы в одной и той же организации. Когда наемный работник поднимается вверх по служебной лестнице, он обращает особое вни­мание на всевозможные формальные, по всем правилам изданные приказы и распоряжения, касающиеся созда­ния все новых и новых организационных структур.

Прочитав эту книгу, вы поймете, почему наша ком­пания — «Rich Dad Company» — до сих пор осталась маленькой по размеру, но при этом испытала фантасти­ческий рост за счет использования связей стратегиче-
ского партнерства с такими гигантскими иерархически­ми организациями, как компании «Time Warner», «Time Life», «Infinity Broadcasting» и крупнейшими издатель­ствами по всему миру. Мы решили, что будем расти именно таким образом, потому что это требует значи­тельно меньше времени, денег и людей. Наша компания быстрее росла, становилась все более могущественной, получала все большую прибыль, распространяла свою деятельность по всему миру — и при этом по-прежнему оставалась небольшой. Чтобы развить свой бизнес, мы использовали деньги и ресурсы, принадлежащие не нам, а другим людям. В этой книге вы найдете объяснение, почему мы избрали этот путь и как по нему идти.

3. Когда дело касается философии вознаграждения:

«ТОЛКАЧ» предпочитает ценности, основанные на выполнении задачи в рамках команды.

«СБЕРЕГАТЕЛЬ» предпочитает четкий контроль и защищенность, которые дает принцип продвиже­ния по службе и сбережения ресурсов.

Иначе говоря, наемные работники стремятся к защи­щенности: постоянной работе в надежной компании, стабильной зарплате и возможности продвигаться по служебной лестнице. Многие работники рассматривают возможность такого продвижения и занимаемые долж­ности как нечто более важное, чем деньги. Именно так, я помню, жил мой бедный папа. Ему очень нравился его чин — глава Департамента народного образования штата Гавайи, — даже при том, что этот чин приносил ему не очень много денег.

Предприниматель же не стремится подниматься по служебной лестнице — он хочет этой лестницей владеть. Его интересует не размер зарплаты, а результаты работы команды.

Кроме того, как утверждает Говард Стивенсон, мно­гие предприниматели начинают собственный бизнес, потому что ориентируются на определенные ценности, которые значат для них больше, чем просто защищен­ность — постоянное рабочее место и надежная зарплата. Эта книга посвящена так же ценностям, которые важ­нее, чем деньги. Для многих предпринимателей их цен­ности важнее денег. Они всецело преданы своей работе, своей миссии на земле и любят то дело, которое делают. Многие бизнесмены делали бы свою работу даже в том случае, если бы не получали за это никаких денег. В то же время, как говорил богатый папа, «многие наемные работники испытывают любовь к своей работе, только пока получают зарплату».

Из этой книги вы узнаете также о том, что деньги бывают трех типов: конкурентные, кооперативные и ду­ховные.

Конкурентные деньги — это деньги, ради которых ра­ботает большинство людей. Эти люди конкурируют меж­ду собой за рабочие места, за продвижение по службе, за повышение зарплаты, — а также со своими соперника­ми в бизнесе.

Кооперативные деньги приходят от взаимодействия с другими людьми, в котором нет ни конкуренции, ни соперничества. Из этой книги вы, кроме всего прочего, узнаете, как наша компания смогла очень быстро рас­ширить поле своей деятельности при очень небольшом вложении средств, просто потому что мы использовали в
своей работе кооперативные деньги. Еще одна суще­ственная часть книги посвящена вопросу об осознании ценности той миссии, которую выполняет ваш бизнес. Все мы знаем, что есть очень много цинично настроен­ных предпринимателей, которые говорят, что работают исключительно ради получения конкурентных денег.

Но есть и другие люди, которые относятся к постро­ению бизнеса, как к своему жизненному предназначе­нию — своей миссии, — они работают ради духовных денег. И это наилучший из всех вариантов.

Наши рекомендации