Формы и виды собственности в Республике Беларусь.
Основой экономики любого государства является собственность. Право собственностипредставляет совокупность правомочий собственника, к которым относятся:
Ø право владения – юридически обеспеченная возможность иметь у себя данное имущество (фактически обладать им);
Ø право пользования - юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств;
Ø право распоряжения - юридически обеспеченная возможность решать самостоятельно юридическую и фактическую судьбу имущества.
Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства можно выделить две формы собственности, существующие в нашем государстве: государственную и частную.
Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).
Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.
К субъектам права республиканской собственности относятся.
Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Виды общей собственности:
Ø общая долевая собственность с определением доли каждого из сособственников в праве общей собственности;
Ø общая совместная собственность – без определения доли каждого сособственника.
Разгосударствление - это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Разгосударствление предполагает вывод имущества из собственности государства в целях его последующей приватизации субъектами негосударственной формы собственности, т.е. разгосударствляемое имущество остается в собственности государства до тех пор, пока оно не будет приватизировано.
Приватизация - это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.
Основными принципами проведения приватизации в Республике Беларусь являются:
Ø сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
Ø право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
Ø дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
Ø разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
Ø предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
Ø контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
Ø обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
Ø постепенность и поэтапность;
Ø соблюдение законности.
Объектами приватизации являются:
Ø предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства; предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и обслуживающие сельское хозяйство;
Ø арендные предприятия, которые реформируются путем выкупа арендованного государственного имущества и создания открытых акционерных обществ;
Ø государственное жильё;
Ø государственные предприятия;
Ø доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь, административно-территориальным единицам, в имуществе субъектов хозяйствования.
Субъектами приватизации могут быть:
Ø граждане Республики Беларусь;
Ø юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности;
Ø иностранные инвесторы;
Ø лица без гражданства;
Ø трудовые коллективы.
Приватизация осуществляется в двух формах: путем безвозмездной передачи либо продажи государственной собственности.
Целью безвозмездной приватизации является передача части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь для обеспечения социального равенства в процессе перехода к рыночной экономике. Порядок распределения безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.
Приватизация путем продажи осуществляется следующими способами:
Ø продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;
Ø продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
Ø выкуп арендованного имущества арендным предприятием.
Способами разгосударствления и приватизации также являются:
Ø преобразование государственных, основанных на праве хозяйственного ведения, унитарных и арендных предприятий в ОАО;
Ø внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия.
41 Понятие экономической несостоятельности (банкротства).
Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).
Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).
Неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.
Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса. Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85 или значение коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) превышает 0,5 для всех видов отраслей народного хозяйства.
Дела о банкротстве рассматриваются экономическими судами согласно нормам Хозяйственного процессуального кодекса по месту нахождения должника, независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент Республики Беларусь).
Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд. Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Процедуры, применяемые в отношении должника, являются предусмотренной законодательством совокупностью юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.
При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
ü защитный период;
ü конкурсное производство;
ü мировое соглашение;
ü иные процедуры банкротств, предусмотренные Законом о банкротстве.
При рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитного периода.
Защитный период – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Его продолжительность не может превышать 3-х месяцев. Экономический суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до 3-х лет в целях завершения досудебного оздоровления.
На срок защитного периода назначается временный управляющий.
На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, при наличии оснований, предусмотренных Законом о банкротстве, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.
Конкурсное производство– процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствия оснований для её проведения – в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.
Санация- процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.
Ликвидационное производство имеет целью ликвидацию должника и освобождение его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Раздел имущества должника происходит в следующем порядке: вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства в следующей очередности, установленной ст. 60 ГК РБ:
Ø в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
Ø во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам;
Ø в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
Ø в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
Ø в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.
После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства.
Имущество предприятия, оставшееся после полного удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику этого имущества или учредителям юридического лица.
После рассмотрения хозяйственным судом отчета и признания его обоснованным суд выносит решение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение 10 дней со дня вынесения судом решения должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в регистрирующий орган для внесения записи в ЕГР.
Мировое соглашение– соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и др. Оно может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается собранием кредиторов, со стороны должника принимается должником – индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим. В мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должником, иные способы исполнения.
Вступает в силу мировое соглашение со дня утверждения его хозяйственным судом.
Закон о банкротстве предусматривает упрощенные процедуры банкротства:
1. процедура банкротства ликвидируемого должника;
2. процедура банкротства отсутствующего должника.
Процедура банкротства ликвидируемого должникаприменяется только к должникам – юридическим лицам, в отношении которых принято решение о ликвидации по общим правилам, установленным действующим законодательством.
Она применима в случаях, когда стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Суть данной процедуры: при обнаружении указанного выше обстоятельства ликвидационная комиссия (ликвидатор), а до её назначения собственник имущества УП, учредители (участники) юридического лица или его руководитель, или иной уполномоченный орган обязаны подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства. Заявление может подать и кредитор должника. Особенность процедуры банкротства ликвидируемого должника проявляется в особенностях введения и реализации конкурсного производства.
Процедура банкротства отсутствующего должника применяется как в отношении юридического лица, так и в отношении индивидуального предпринимателя. Основанием её применения является отсутствие должника – индивидуального предпринимателя либо руководителя должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, и невозможность установления их местонахождения. Время отсутствия должника значения не имеет.
С заявлением о банкротстве отсутствующего должника в хозяйственный суд может обратиться кредитор, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган. Суд выносит определение об открытии конкурсного производства, назначает управляющего. Управляющий публикует сообщение об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника, а также в письменной форме уведомляет об этом всех известных кредиторов.
Решение об открытии ликвидационного производства в отношении этого должника принимается хозяйственным судом в течение 3 месяцев со дня возбуждения производства по делу о банкротстве. При этом срок ликвидационного производства не может превышать 6 месяцев.