Количество глав и параграфов может быть иным. Наименования дипломной работы, глав и параграфов не должны повторять друг друга.
Введениедолжно содержась оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введениесодержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования.
Во введении должна быть отражена последовательность исследовательских шагов: актуальность – объект – предмет – цель – гипотеза – задачи – методы – новизна.
Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальностьисследования (почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?)показывает важность выбранной темы, её значимость, приоритетность среди других тем и событий. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследования (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. На основании выявленного противоречия формулируется проблема (что надо изучать из того, что ранее не было изучено?).Проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес. Проблема дипломного исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.
При определении актуальности используют принятые в научной сфере выражения:
- «как показывает обзор научной литературы проблема … ещё не решена в полной мере»;
- «задача … решалась в большом числе работ, однако следует отметить отсутствие в литературе экспериментальных данных о …»;
- «исследование … представляет большое научное и практическое значение для решения проблемы… Оно необходимо при решении таких задач, как … Поэтому необходимость создания … является актуальной задачей»;
- «возможность эффективного воздействия на … во многом определяются достоверностью представлений о …, поэтому актуальной является задача …»;
- «к настоящему времени процессы … изучены недостаточно. Имеющиеся в литературе данные о … часто противоречат друг другу» и т.д.
Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Например, процесс управления…, процесс технологической обработки…, процесс профессионального образования …, процесс обучения основам…, процесс использования передового опыта…, деятельность менеджеров на предприятии…, взаимосвязанная деятельность студента и преподавателя в производственном процессе… и т.д. Данные формулировки объектов исследования являются примерными, в зависимости от выбранной темы в каждой работе определяется конкретный объект исследования.
Предмет дает представление о том, как рассматривается объект,какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объектарассматривает данное исследование. Предмет – внутренняя связь, которую дипломник стремится усовершенствовать, чтобы повысить эффективность функционирования данного процесса или явления. Предмет – более узкое понятие, чем объект. Например, объектом исследования в дипломной работе может быть процесс управления в целом, а предметом исследования будут только методы или только формы управления (часть процесса). Необходимо отметить, что предметдипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель– это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве целиисследования в дипломной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
При определении цели используют принятые в научной сфере выражения:
- «анализ …(свойств …, механизма …, возможностей …)»;
- «создание …»;
- «разработка …»;
- «экспериментальное (или теоретическое) исследование …»;
- «обоснование применения … методов и экспериментальная проверка их работоспособности (возможностей при …» и т.д.
Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза– это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи в работе могут указываться в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, и т.п.).
При определении задач используют принятые в научной сфере выражения:
- «были поставлены следующие задачи: …»;
- «задачами настоящей работы являются …» и т.д.
В разделе методологические основы и методы исследования приводятся названия теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования, и применяемые методы. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. На каждом этапе исследования они имеют свою специфику. Исследовательские методы группируют по различным признакам. Например, выделяют группы методов эмпирического исследования, теоретического исследования и метода обработки данных.
Методы эмпирического исследования основаны на опыте, практике, эксперименте:
— изучение литературы;
— наблюдение, беседа, опрос, тестирование;
— изучение продуктов деятельности;
— оценивание, эксперимент.
Для обработки данных используют статистические методы.
Широко используются методы теоретического поиска, связанные с анализом и синтезом, абстрагирование и конкретизацией, моделированием и т.д.
Также используется изучение и использование передового опыта. Освоение опыта реализуется в его переработку, модификацию и выработку авторского варианта.
Новизна. Определение новизны дипломной работы относится ко всему исследованию в целом. Новизна исследования в зависимости от его характера и сущности может формулироваться по-разному.
Новизна научного исследования имеет один следующих уровней:
- конкретизации (полученный результат уточняет известное, конкретизирует теоретические или практические положения),
- дополнения (полученный результат расширяет известные положения. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет её),
- преобразования (характеризуется принципиально новыми идеями и подходами, которые ранее не были в теории).
Введение должно заканчиваться кратким содержанием структуры и объёма пояснительной записки дипломной работы. Например, это может звучать следующим образом:
Дипломная работа состоит из введения, трёх разделов основной части, заключения, библиографии и 6 приложений.
Текст изложен на 133 машинописных страницах, содержит 10 таблиц, 3 рисунка. Библиография включает в себя 49 наименований.
Следует отметить, что ссылки на библиографические источники во введении не ставятся.