Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Мировоззрение. Его виды. Формы
Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
Формы мировоззрения:
· мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;
· мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассуждения, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;
· миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и последовательное стремление к нему.
Виды мировоззрения:
· обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;
· религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;
· научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;
· философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода может пониматься как:
· возможность действовать, повинуясь только своим желаниям (волюнтаризм);
· возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других (Всеобщая декларация прав человека);
· осознанная необходимость (Б. Спиноза);
· «негативная» и «позитивная» свобода (Э. Фромм). Негативная свобода - «свобода от» - свобода от внешних обстоятельств, от предопределенности, довлеющей над человеком. Позитивная свобода -«свобода для» - условие роста и развития человека.
Необходимость - это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.
В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна:
· во-первых, в силу наличия необходимости - довлеющие над человеком природные и общественные законы;
· во-вторых, в силу наличия ответственности.
Обретение человеком свободы неизбежно приводит к ответственности за свои поступки.
Ответственность - осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность - поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.
Внутренняя свобода не ограничивается ее ответственностью, но через нее существует и развивается. Внутренняя свобода является необходимым условием раскрытия творческого потенциала личности.
Общество должно предоставлять человеку определенную степень внешней свободы, которая необходима для свободной деятельности.
Свободное общество - общество, предоставляющее:
· в экономической сфере свободу предпринимательской деятельности, защищающее конкуренцию;
· в политической сфере - плюрализм и демократические принципы устройства;
· в духовной - свободомыслие, религиозный и идеологический плюрализм;
· в социальной - возможность социальной мобильности.
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества
Культура:
· слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
· в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
· в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.
Разновидности культуры.
В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.
1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности:
а) простота, доступность;
б) анонимность, создается всем народом;
в) стабильность, неизменность;
г) связь с национальными корнями;
д) служит для национальной самоидентификации;
е) возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.
Особенности:
а) сложность, доступность только для избранных;
б) создается определенными авторами;
в) создается профессионалами;
г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
д) постоянно развивается, усложняется;
е) интернациональна
3. Массовая культура.Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:
1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;
2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).
Особенности:
а) коммерческая направленность;
б) простота и доступность форм;
в) создается профессионалами;
г) интернациональна.
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.
Положительное влияние:
· так или иначе, приобщает каждого к культуре;
· имеет свои высоты и достижения;
· удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
· является средством самовыражения.
Отрицательное влияние:
· снижает общую планку культурного уровня;
· формирует искусственные потребности и запросы;
· формирует стандартное поведение и вкусы;
· насаждает социальные мифы.
II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.
1. Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.
2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).
3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.
6. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Естественные исоциально-гуманитарные науки.
Научное мышление - это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).
Особенности:
- Объективность. Наука ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
- Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем
- Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему.
- Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
- Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
- Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
- Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.
Естественные исоциально-гуманитарные науки изучают человека.
Его биологическую природу изучают естественные науки, а социальные качества человека - общественные.
Естественные изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека. Общественные науки не могут изучать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нём, их мысли и стремления. Если в естественных науках объект и субъект различны, то в общественных - объект и субъект совпадают.
Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденции его развития.
Классификация социально-гуманитарных наук:
· Исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и т.д.)
· Экономические науки (экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика и т.д.)
· Философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и т.д.)
· Филологические науки (языкознание, литературоведение, журналистика и т.д.)
· Юридические науки (история правовых учений, конституционное право и т.д.)
· Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования и т.д.)
· Психологические науки (общая психология, психология личности и т.д.)
· Социологические науки (теория, методология и история социологии, демография и т.д.)
· Политические науки (теория политики, политические технологии и т.д.)
· Культурология (теория и история культуры, музееведение и т.д.)
Религия. Искусство. Мораль.
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
Исторические формы религии.
· тотемизм - поклонение рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм связан с магией (колдовством) - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир; и фетишизмом (от слова «фетиш» - магическая вещь) - вера в магические свойства различных предметов;
· анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов и всеобщую одухотворенность природы. На этом этапе постепенно происходит антропоморфизация - перенос на богов свойственных человеку качеств и внешнего вида. Кроме того, боги становятся более могущественными и обретают большую ответственность - появляется политеизм;
· политеизм (от «поли» - много и греч. theos - бог) - многобожие. постепенно на его основе, за счет дальнейшего «укрупнения» богов, появляется монотеизм;
· монотеизм(от «моно» - один и греч. theos - бог) - вера в единого бога - творца и правителя Вселенной.
Типы религий в современном мире:
1) родоплеменные верования;
2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций;
3) мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Признаки мировых религий:
а) космополитизм (Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.), надэтнический характер;
б) эгалитарность (Ра́венство поло́в, также, равнопра́вие поло́в, ра́венство мужчи́н и же́нщин, равнопра́вие мужчи́н и же́нщин, ге́ндерное ра́венство, ге́ндерное равнопра́вие, сексуа́льное ра́венство, сексуа́льное равнопра́вие, эгалита́рная семья́, гендерная эгалита́рность — концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других отношениях), равенство всех людей, обращенность к представителям всех социальных групп;
в) высокая пропагандистская активность.
Функции религии:
· мировоззренческая - формирование определённой картины мира у своих последователей;
· ценностно-смысловая - ответ на вопрос о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров;
· психологическая - утешение в трудную минуту через молитву, медитацию, обращение к Богу;
· коммуникативная - связь верующих между собой, а также связь верующих с ангелами, божественными сущностями и самим Богом;
· культурно-транслирующая передача культурного наследия из поколения в поколение, по развитию религии мы можем судить о степени развития того или иного общества;
· интегрирующая - объединение последователей одного религиозного направления, одновременно противопоставление их другим.
Признаки религиозного знания:
· иррациональность;
· догматизм;
· вера в сверхъестественное;
· необоснованность.
Искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
Функции искусства:
· общественно-преобразующая - включение людей в деятельность по преобразованию общества;
· утешительно-компенсаторная - восстановление гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности;
· художественно-концептуальная - выражение своего понимания мира через художественный образ;
· прогностическая - предвосхищение будущего;
· воспитательная - формирование целостной, нравственно ориентированной человеческой личности;
· внушающая - воздействие искусства на подсознание людей;
· эстетическая - формирование эстетических вкусов и потребностей человека;
· гедонистическая - получение от искусства удовольствия;
· познавательно-эвристическая - освоение сторон жизни, недоступных науке.
Эстетика - наука о красоте и искусстве.
Мораль:
· совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле;
· форма ценностного сознания, содержащая систему идеалов, норм, ценностей, связанных с поведением людей в обществе.
Реализация норм морали обеспечивается:
1. внутренней, автономной саморегуляцией (совестью);
2. общественным мнением.
Функции морали:
· регулятивная;
· ценностно-ориентировочная - создание и распространение системы идеалов и ценностей, формирование представлений о высших целях человеческой жизни;
· мотивационная - создание побуждения к определенному поведению;
· конститутивная - учреждение высших принципов нравственности, без которых не может существовать общество;
· координационная - согласованность людей в различных сферах деятельности, а также согласование разнородных потребностей общества и человека.
Нормы морали, как и другие духовные ценности относительны, поэтому в каждом обществе формируются уникальные, зачастую противоречащие друг другу системы моральных ценностей. Однако в современном глобализирующемся обществе появляется необходимость выработки общечеловеческих ценностей и норм. В качестве таковых можно выделить:
1. Золотое правило нравственности - древнейшее моральное правило, гласящее: «Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали тобой».
2. Гуманизм - представление о высшей ценности человеческой личности, незыблемости неотъемлемых, естественных прав личности.
Основные категории нравственности:
· идеал (добро, истина, справедливость),
· совесть,
· честь,
· чувство собственного достоинства,
· долг,
· счастье,
· смысл жизни (представление об осмысленности, направленности человеческой жизни к высшим ценностям).
Моральный выбор - свобода личности, заключающаяся в умении принимать решения в пользу добрых поступков.
Моральная ответственность - одно из основополагающих качеств личности, состоящее в способности предугадывать последствия свои поступков и нести за них самостоятельную ответственность.
Этика - философская наука, изучающая мораль и нравственность.
Типы экономических систем.
Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества, структурирующая отношения между производителями и потребителями экономических товаров и услуг.
Экономическая система призвана ответить на главные вопросы:
Собственность в экономическом смысле означает отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ (материальных и нематериальных). Эти отношения определяют характер общественного строя; они изменяются в соответствии с социально-экономическими условиями жизни людей. Различают субъектов собственности и объекты собственности.
Субъекты собственности– это отдельные лица, их ассоциации, социальные группы, а также общество в целом, присваивающие те или иные блага.
Объекты собственности– то, по поводу чего возникают отношения собственности (факторы производства, предметы потребления, услуги, информация, плоды интеллектуальной деятельности и т.д.). Среди объектов собственности определяющими являются вещественные факторы производства, т.к. именно их собственник присваивает результаты производства.
Типы собственности:
Частная собственность– присвоение благ (факторов и результатов производства) одной частью общества и отчуждение от них другой части общества.
Общественная собственность– присвоение благ всем обществом в целом. Поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность, постольку и многоуровневым является процесс присвоения.
Частная собственность предполагает:
- право владения – право исключительного физического контроля над благами;
- право пользования – право применения полезных свойств благ для себя;
- право управления – право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
- право на доход – право обладать результатами от использования благ;
- право на безопасность – право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
- право на передачу благ в наследство;
- право на бессрочность обладания благом;
- запретна использование блага способом, наносящим вред внешней среде;
- право на ответственностьв виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга.
Формы частной собственности:
Индивидуальная частная собственность – форма присвоения вещественных факторов и результатов производства одним лицом или семьей. Индивидуальная частная (семейная) собственность, как правило, представлена в малом бизнесе (кафе и бензоколонки, маленькие магазины и фермерские хозяйства). В условиях рыночной экономики предприятия, находящиеся в индивидуальной частной собственности численно преобладают.
Групповая частная собственность:– коллективная и кооперативная собственность– это общая (совместная) долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Она возникает путем объединения имущественных, денежных взносов (паев) или распределения собственности на доли (паи) и предполагает непосредственное участие собственников в делах соответствующего предприятия;
Акционерная собственность– это групповая частная собственность, создаваемая путем выпуска и реализации ценных бумаг (акций и облигаций). Наличие ценных бумаг – отличительная особенность акционерной формы собственности. Акционерная собственность представляет собой форму объединения индивидуальных капиталов; она рассчитана накрупное предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями.
Акция– это ценная бумага:
- свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал акционерного общества. Акция является титулом (свидетельством) собственности;
- дающая право её владельцу на получение части прибыли – дивиденда;
- дающая право на участие в управлении производством (право голоса) и распределении остатков имущества при ликвидации акционерного общества.
Облигация– это ценная бумага:
- свидетельствующая о предоставлении её собственником займа акционерному обществу;
- дающая право на получение фиксированного дохода (части прибыли);
- подлежащая выкупу через определенный срок;
- не дающая право голоса.
Переход объектов собственности из государственной в частную (индивидуальную, кооперативную, акционерную) собственность называется приватизацией.
Основные цели приватизации в России:
- формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
- создание конкурентной среды;
- содействие демонополизации экономики;
- финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);
- повышение эффективности деятельности предприятий;
- привлечение иностранных инвестиций;
- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Функции рынка.
а) посредническая (интегративная) функция, непосредственное соединение производителей товаров и потребителей; б) ценообразующая функция, образование цены через соотношение спроса и предложения; в) информационная функция, предоставление рынком информации о размерах производства и удовлетворении спроса на конкретные товары; г) регулирующая функция, переход капиталов в более прибыльные отрасли; д) санирующая (оздоравливающая) функция, освобождение экономики от неэффективных форм хозяйствования.
Механизм рыночной саморегуляции определяется взаимодействием спроса и предложения.
Существуют различные классификации рынков:
· по основному товару (рынок недвижимости, фондовый рынок, валютный рынок, сырьевой рынок, рынок труда и т.п.);
· по занимаемому пространству (национальный, региональный, мировой и т.п.);
· по отношению к закону (легальный и нелегальный);
· по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).
Достоинства рынка:
1) ориентирован на спрос; 2) стимулирует НТП; 3) эффективно распределяет ресурсы; 4) координирует спрос и предложение
Недостатки рынка:
1) не гарантирует всем стабильного дохода; 2) расточителен (при изменении спроса меняется и предложение, а и), что уже было произведено распродаётся по низкой цене либо уничтожается); 3) цикличен (фазы подъёма сменяются фазами спада); 4) не способен самостоятельно бороться с монополиями, инфляцией, безработицей.
Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен.
Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Показывает обратно пропорциональную связь между ценой и спросом на товар.
Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.
Эластичность спроса - сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меняется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса меняется на меньший процент, чем цена).
Неценовые факторы спроса: ожидания потребителей, мода, сезон, уровень дохода, товары-заменители, сопутствующие товары.
Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю по определенной цене в определенной экономической ситуации.
Закон предложения: чем выше цена на товар, тем больше предложение этого товара. Показывает прямо пропорциональную связь между ценой и предложением товара.
Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Эластичность предложения - сила изменения предложения в зависимости от изменения цены.
Неценовые факторы предложения - цены на ресурсы, изменение налогов, технологии, цены на товары-заменители.
Под действием законов спроса и предложения формируется равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Такое состояние на рынке называется рыночным равновесием. На графике оно изображается точкой в месте пересечения линий спроса и предложения.
Для успешного функционирования механизма рыночной саморегуляции необходимо наличие конкуренции.
Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия экономической деятельности.
Виды конкуренции, исходя из цены:
· ценовая - конкуренция по цене, характерна для фирм-аутсайдеров;
· неценовая - конкуренция по качеству, характерная для развитых фирм.
Виды конкуренции, исходя из товаров:
· конкуренция чистая (совершенная, свободная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих практически одинаковые товары;
· конкуренциямонополистическая (несовершенная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
Позитивные черты конкуренции:
1) способствует научно-техническому прогрессу; 2) даёт потребителям возможность выбора; 3) избавляет рынок от неэффективных производителей; 4) способствует улучшению качества товаров
Конкуренции угрожает монополия - рынок, на котором один из участников получил исключительную возможность экономической деятельности.
Виды монополии:
· чистая монополия: один продавец на всю отрасль. Разделяется на естественную и искусственную. Естественная монополия возникает по объективным, не зависящим от воли людей, причинам (высокий положительный эффект масштаба, некие уникальные условия). Искусственная монополия создается людьми намеренно для извлечения монополистических выгод. Все формы искусственной монополии запрещены по закону;
· абсолютная монополия: один продавец на все сферы экономики;
· олигополия: несколько крупных предприятий, занимающих большую долю рынка определенной отрасли;
· монопсония: один покупатель на всю отрасль.
Налоги, их виды и функции.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Налогу подлежит любой доход, за исключением:
· стипендий, пенсий и других социальных выплат;
· страховых компенсаций;
· выигрышей в государственные лотереи.
Функции налогов:
· Фискальная: формирование финансовых средств государства - бюджета, внебюджетных фондов.
· Регулирующая: инструмент экономической политики государства.
· Распределительная: государство перераспределяет результаты производства между сферами хозяйства и различными группами населения.
· Учётная: по полученным за определённый период налогам государство может судить о доходах населения, а также контролировать поступления в бюджет.
Принципы налогообложения:
· принцип обязательности: каждый обязан платить налоги в установленном размере и в установленные сроки;
· принцип безвозмездности: почти все налоги невозвратны;
· принцип точности и определённости: сроки и размер налогов устанавливаются законодательно;
· принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня доходов;
· принцип законности: обязанность платить налоги установлена законом, сокрытие доходов и избежание налогов - уголовно наказуемо.
Виды налогов:
· а) прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Оплачиваются непосредственно собственником (налог па доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, земельный налог и т.п.).
· б) косвенные налоги - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Эти налоги отчисляются предприятием, продающим товары или услуги, но оплачиваются их потребителем: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Виды налогов в системе налогообложения:
· а) прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога;
· б) Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается по мере роста объекта налога;
· в) пропорциональный налог - налог, ставка которого не зависит от роста объекта налога.
Налоги взимаются на различных уровнях:
· федеральные (НДФЛ, НДС),
· субъектов федерации (транспортный налог),
· муниципальные (земельный налог).
Эти налоги поступают в бюджет соответствующего уровня. Существуют также налоговые льготы, налоговые кредиты и отсрочка.
Завершение: (примениние)
- Победа одной из сторон
- Консенсус- согласие одной из сторон
- Затухание
Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека.
Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека.
Человек - биосоциодуховное существо, высшая ступень развития организмов на Земле.
В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетических) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания.
Биологические отличия человека от животных:
· прямосотояние, прямохождение;
· развитый артикуляционный аппарат (органы речи);
· отсутствие плотного волосяного покрова;
· большой объём головного мозга (в соотношении с телом);
· развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.
Социодуховные отличия человека от животных:
· мышление и членораздельная речь;
· сознательная творческая деятельность;
· создание культуры;
· создание орудий труда;
· духовная жизнь.
Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).
Личность - высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.
К социально значимым качествам личности относятся:
· активная жизненная позиция;
· наличие собственного мнения и умение его отстаивать;
· развитые коммуникативные способности;
· ответственность;
· наличие образования и т.п.
Структура личности:
· социальный статус - положение человека в социальной иерархии;
· социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
· направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.
Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.
Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.
Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сближению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в общественном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности партий.
Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных случаях, развитие общественного сознания может отставать от развития социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).
Структура общественного сознания:
· философия;
· политическое сознание;
· правовое сознание;
· мораль;
· наука;
· эстетическое сознание;
· религия.
Соотношение индивидуального и общественного сознания.
Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.
Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воздействием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.
Общественное сознание, с одной стороны, существует через индивидуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные элементы, достижения индивидуального сознания.
Особо выделяют массовое сознание - совокупность представлений, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отражающее отношение к определенным социальным фактам.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление личностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.
Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.
Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс взаимодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместн