Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

Мировоззрение. Его виды. Формы

Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Формы мировоззрения:

· мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;

· мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассужде­ния, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;

· миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и по­следовательное стремление к нему.

Виды мировоззрения:

· обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы;

· религиозное, источником которого является некий авторитет, на­деляемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;

· научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века;

· философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

· возможность действовать, повинуясь только своим желаниям (волюнтаризм);

· возможность действовать, подвергаясь только таким ограниче­ниям, которые обеспечивают признание и уважение прав других (Всеоб­щая декларация прав человека);

· осознанная необходимость (Б. Спиноза);

· «негативная» и «позитивная» свобода (Э. Фромм). Негатив­ная свобода - «свобода от» - свобода от внешних обстоятельств, от предопределенности, довлеющей над человеком. Позитивная свобода -«свобода для» - условие роста и развития человека.

Необходимость - это условия, в которые изначально поставлен че­ловек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невоз­можна:

· во-первых, в силу наличия необходимости - довлеющие над человеком природные и общественные законы;

· во-вторых, в силу нали­чия ответственности.

Обретение человеком свободы неизбежно приводит к ответствен­ности за свои поступки.

Ответственность - осознание себя как причины совершаемых по­ступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответствен­ность - поведение человека в соответствии с интересами других лю­дей и общества в целом.

Внутренняя свобода не ограничивается ее ответственностью, но че­рез нее существует и развивается. Внутренняя свобода является необ­ходимым условием раскрытия творческого потенциала личности.

Общество должно предоставлять человеку определенную степень внешней свободы, которая необходима для свободной деятельно­сти.

Свободное общество - общество, предоставляющее:

· в экономиче­ской сфере свободу предпринимательской деятельности, защищающее конкуренцию;

· в политической сфере - плюрализм и демократические принципы устройства;

· в духовной - свободомыслие, религиозный и идеологический плюрализм;

· в социальной - возможность социальной мобильности.

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества

Культура:

· слово происходит от латинского глагола, означающего «возделыва­ние почв»;

· в широком смысле, это совокупность форм и результатов челове­ческой деятельности, закрепленных в общественной практике;

· в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, суще­ствующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существу­ющих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разновидности культуры.

В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.

1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, до­ступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, не­изменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для нацио­нальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

б) создается определенными авторами;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна

3. Массовая культура.Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:

1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;

2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

Особенности:

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступ­ность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

· так или иначе, приобщает каждого к культуре;

· имеет свои высоты и достижения;

· удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;

· является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

· снижает общую планку культурного уровня;

· формирует искусственные потребности и запросы;

· формирует стандартное поведение и вкусы;

· насаждает социальные мифы.

II. Также культура подразделяется на господствующую, субкульту­ры и контркультуры.

1. Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господ­ствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Кон­тркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

6. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Естественные исоциально-гуманитарные науки.

Научное мышление - это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).

Особенности:

  • Объективность. Наука ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
  • Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем
  • Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему.
  • Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
  • Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
  • Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
  • Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.

Естественные исоциально-гуманитарные науки изучают человека.

Его биологическую природу изучают естественные науки, а социальные качества человека - общественные.

Естественные изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека. Общественные науки не могут изучать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нём, их мысли и стремления. Если в естественных науках объект и субъект различны, то в общественных - объект и субъект совпадают.

Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденции его развития.

Классификация социально-гуманитарных наук:

· Исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и т.д.)

· Экономические науки (экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика и т.д.)

· Философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и т.д.)

· Филологические науки (языкознание, литературоведение, журналистика и т.д.)

· Юридические науки (история правовых учений, конституционное право и т.д.)

· Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования и т.д.)

· Психологические науки (общая психология, психология личности и т.д.)

· Социологические науки (теория, методология и история социологии, демография и т.д.)

· Политические науки (теория политики, политические технологии и т.д.)

· Культурология (теория и история культуры, музееведение и т.д.)

Религия. Искусство. Мораль.

Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

Исторические формы религии.

· тотемизм - поклонение рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм связан с магией (колдовством) - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир; и фетишизмом (от слова «фетиш» - магическая вещь) - вера в магические свойства раз­личных предметов;

· анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов и всеобщую одухотворенность природы. На этом этапе постепенно происходит антропоморфизация - перенос на богов свойственных человеку качеств и внешнего вида. Кроме того, боги становятся более могущественными и обретают большую ответственность - появляется политеизм;

· политеизм (от «поли» - много и греч. theos - бог) - многобожие. постепенно на его основе, за счет дальнейшего «укрупнения» богов, появляется монотеизм;

· монотеизм(от «моно» - один и греч. theos - бог) - вера в единого бога - творца и правителя Вселенной.

Типы религий в современном мире:

1) родоплеменные верования;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций;

3) мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Признаки мировых религий:

а) космополитизм (Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.), надэтнический характер;

б) эгалитарность (Ра́венство поло́в, также, равнопра́вие поло́в, ра́венство мужчи́н и же́нщин, равнопра́вие мужчи́н и же́нщин, ге́ндерное ра́венство, ге́ндерное равнопра́вие, сексуа́льное ра́венство, сексуа́льное равнопра́вие, эгалита́рная семья́, гендерная эгалита́рность — концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других отношениях), равенство всех людей, обращенность к представи­телям всех социальных групп;

в) высокая пропагандистская активность.

Функции религии:

· мировоззренческая - формирование определённой картины мира у своих последователей;

· ценностно-смысловая - ответ на вопрос о смысле жизни и выра­ботка основных ценностных ориентиров;

· психологическая - утешение в трудную минуту через молитву, медитацию, обращение к Богу;

· коммуникативная - связь верующих между собой, а также связь верующих с ангелами, божественными сущностями и самим Богом;

· культурно-транслирующая передача культурного наследия из поколения в поколение, по развитию религии мы можем судить о степени развития того или иного общества;

· интегрирующая - объединение последователей одного религиозного направления, одновременно противопоставление их другим.

Признаки религиозного знания:

· иррациональность;

· догматизм;

· вера в сверхъестественное;

· необоснованность.

Искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

Функции искусства:

· общественно-преобразующая - включение людей в деятельность по преобразованию общества;

· утешительно-компенсаторная - восстановление гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности;

· художественно-концептуальная - выражение своего понимания мира через художественный образ;

· прогностическая - предвосхищение будущего;

· воспитательная - формирование целостной, нравственно ориентированной человеческой личности;

· внушающая - воздействие искусства на подсознание людей;

· эстетическая - формирование эстетических вкусов и потребностей человека;

· гедонистическая - получение от искусства удовольствия;

· познавательно-эвристическая - освоение сторон жизни, недо­ступных науке.

Эстетика - наука о красоте и искусстве.

Мораль:

· совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле;

· форма ценностного сознания, содержащая систему идеалов, норм, ценностей, связанных с поведением людей в обществе.

Реализация норм морали обеспечивается:

1. внутренней, автономной саморегуляцией (совестью);

2. общественным мнением.

Функции морали:

· регулятивная;

· ценностно-ориентировочная - создание и распространение системы идеалов и ценностей, формирование представлений о высших целях человеческой жизни;

· мотивационная - создание побуждения к определенному пове­дению;

· конститутивная - учреждение высших принципов нравственности, без которых не может существовать общество;

· координационная - согласованность людей в различных сферах деятельности, а также согласование разнородных потребностей общества и человека.

Нормы морали, как и другие духовные ценности относительны, поэтому в каждом обществе формируются уникальные, зачастую противоречащие друг другу системы моральных ценностей. Однако в современном глобализирующемся обществе появляется необходимость выработки общечеловеческих ценностей и норм. В качестве таковых можно выделить:

1. Золотое правило нравственности - древнейшее моральное правило, гласящее: «Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали тобой».

2. Гуманизм - представление о высшей ценности человеческой личности, незыблемости неотъемлемых, естественных прав личности.

Основные категории нравственности:

· идеал (добро, истина, справедливость),

· совесть,

· честь,

· чувство собственного достоинства,

· долг,

· счастье,

· смысл жизни (представление об осмысленности, направленности человеческой жизни к высшим ценностям).

Моральный выбор - свобода личности, заключающаяся в умении принимать решения в пользу добрых поступков.

Моральная ответственность - одно из основополагающих качеств личности, состоящее в способности предугадывать последствия свои поступков и нести за них самостоятельную ответственность.

Этика - философская наука, изучающая мораль и нравственность.

Типы экономических систем.

Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества, структурирующая отношения между производителями и потребителями экономических товаров и услуг.

Экономическая система призвана ответить на главные вопросы:

Собственность в экономическом смысле означает отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ (материальных и нематериальных). Эти отношения определяют характер общественного строя; они изменяются в соответствии с социально-экономическими условиями жизни людей. Различают субъектов собственности и объекты собственности.

Субъекты собственности– это отдельные лица, их ассоциации, социальные группы, а также общество в целом, присваивающие те или иные блага.

Объекты собственности– то, по поводу чего возникают отношения собственности (факторы производства, предметы потребления, услуги, информация, плоды интеллектуальной деятельности и т.д.). Среди объектов собственности определяющими являются вещественные факторы производства, т.к. именно их собственник присваивает результаты производства.

Типы собственности:

Частная собственность– присвоение благ (факторов и результатов производства) одной частью общества и отчуждение от них другой части общества.

Общественная собственность– присвоение благ всем обществом в целом. Поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность, постольку и многоуровневым является процесс присвоения.

Частная собственность предполагает:

- право владения – право исключительного физического контроля над благами;

- право пользования – право применения полезных свойств благ для себя;

- право управления – право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

- право на доход – право обладать результатами от использования благ;

- право на безопасность – право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

- право на передачу благ в наследство;

- право на бессрочность обладания благом;

- запретна использование блага способом, наносящим вред внешней среде;

- право на ответственностьв виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга.

Формы частной собственности:

Индивидуальная частная собственность – форма присвоения вещественных факторов и результатов производства одним лицом или семьей. Индивидуальная частная (семейная) собственность, как правило, представлена в малом бизнесе (кафе и бензоколонки, маленькие магазины и фермерские хозяйства). В условиях рыночной экономики предприятия, находящиеся в индивидуальной частной собственности численно преобладают.

Групповая частная собственность:– коллективная и кооперативная собственность– это общая (совместная) долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Она возникает путем объединения имущественных, денежных взносов (паев) или распределения собственности на доли (паи) и предполагает непосредственное участие собственников в делах соответствующего предприятия;

Акционерная собственность– это групповая частная собственность, создаваемая путем выпуска и реализации ценных бумаг (акций и облигаций). Наличие ценных бумаг – отличительная особенность акционерной формы собственности. Акционерная собственность представляет собой форму объединения индивидуальных капиталов; она рассчитана накрупное предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями.

Акция– это ценная бумага:

- свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал акционерного общества. Акция является титулом (свидетельством) собственности;

- дающая право её владельцу на получение части прибыли – дивиденда;

- дающая право на участие в управлении производством (право голоса) и распределении остатков имущества при ликвидации акционерного общества.

Облигация– это ценная бумага:

- свидетельствующая о предоставлении её собственником займа акционерному обществу;

- дающая право на получение фиксированного дохода (части прибыли);

- подлежащая выкупу через определенный срок;

- не дающая право голоса.

Переход объектов собственности из государственной в частную (индивидуальную, кооперативную, акционерную) собственность называется приватизацией.

Основные цели приватизации в России:

- формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

- создание конкурентной среды;

- содействие демонополизации экономики;

- финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

- повышение эффективности деятельности предприятий;

- привлечение иностранных инвестиций;

- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Функции рынка.

а) посредническая (интегративная) функция, непосредственное соединение производителей товаров и потребителей; б) ценообразующая функция, образование цены через соотношение спроса и предложения; в) информационная функция, предоставление рынком информации о размерах производства и удовлетворении спроса на конкретные товары; г) регулирующая функция, переход капиталов в более прибыльные отрасли; д) санирующая (оздоравливающая) функция, освобождение эконо­мики от неэффективных форм хозяйствования.

Механизм рыночной саморегуляции определяется взаимодействием спроса и предложения.

Существуют различные классификации рынков:

· по основному товару (рынок недвижимости, фондовый рынок, ва­лютный рынок, сырьевой рынок, рынок труда и т.п.);

· по занимаемому пространству (национальный, региональный, мировой и т.п.);

· по отношению к закону (легальный и нелегальный);

· по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).

Достоинства рынка:

1) ориентирован на спрос; 2) стимулирует НТП; 3) эффективно распределяет ресурсы; 4) координирует спрос и предложение

Недостатки рынка:

1) не гарантирует всем стабильного дохода; 2) расточителен (при изменении спроса меняется и предложение, а и), что уже было произведено распродаётся по низкой цене либо уничтожается); 3) цикличен (фазы подъёма сменяются фазами спада); 4) не способен самостоятельно бороться с монополиями, инфляцией, безработицей.

Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен.

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Показывает обратно пропорциональную связь между це­ной и спросом на товар.

Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.

Эластичность спроса - сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меня­ется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса ме­няется на меньший процент, чем цена).

Неценовые факторы спроса: ожидания потребителей, мода, сезон, уровень дохода, товары-заменители, сопутствующие товары.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю по определенной цене в определенной экономи­ческой ситуации.

Закон предложения: чем выше цена на товар, тем больше предложе­ние этого товара. Показывает прямо пропорциональную связь между ценой и предложением товара.

Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Эластичность предложения - сила изменения предложения в зави­симости от изменения цены.

Неценовые факторы предложения - цены на ресурсы, изменение налогов, технологии, цены на товары-заменители.

Под действием законов спроса и предложения формируется равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложе­ния. Такое состояние на рынке называется рыночным равновесием. На графике оно изображается точкой в месте пересечения линий спроса и предложения.

Для успешного функционирования механизма рыночной саморегу­ляции необходимо наличие конкуренции.

Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия экономической деятельности.

Виды конкуренции, исходя из цены:

· ценовая - конкуренция по цене, характерна для фирм-аутсайдеров;

· неценовая - конкуренция по качеству, характерная для развитых фирм.

Виды конкуренции, исходя из товаров:

· конкуренция чистая (совершенная, свободная) - рынок, на ко­тором много покупателей, много продавцов, предлагающих практиче­ски одинаковые товары;

· конкуренциямонополистическая (несовершенная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Позитивные черты конкуренции:

1) способствует научно-техническому прогрессу; 2) даёт потребителям возможность выбора; 3) избавляет рынок от неэффективных производителей; 4) способствует улучшению качества товаров

Конкуренции угрожает монополия - рынок, на котором один из участников получил исключительную возможность экономической де­ятельности.

Виды монополии:

· чистая монополия: один продавец на всю отрасль. Разделяется на естественную и искусственную. Естественная монополия возника­ет по объективным, не зависящим от воли людей, причинам (высокий положительный эффект масштаба, некие уникальные условия). Искус­ственная монополия создается людьми намеренно для извлечения мо­нополистических выгод. Все формы искусственной монополии запре­щены по закону;

· абсолютная монополия: один продавец на все сферы экономики;

· олигополия: несколько крупных предприятий, занимающих боль­шую долю рынка определенной отрасли;

· монопсония: один покупатель на всю отрасль.

Налоги, их виды и функции.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законода­тельством.

Налогу подлежит любой доход, за исключением:

· стипендий, пенсий и других социальных выплат;

· страховых компенсаций;

· выигрышей в государственные лотереи.

Функции налогов:

· Фискальная: формирование финансовых средств государства - бюджета, внебюджетных фондов.

· Регулирующая: инструмент экономической политики государства.

· Распределительная: государство перераспределяет результаты про­изводства между сферами хозяйства и различными группами населения.

· Учётная: по полученным за определённый период налогам государ­ство может судить о доходах населения, а также контролировать посту­пления в бюджет.

Принципы налогообложения:

· принцип обязательности: каждый обязан платить налоги в уста­новленном размере и в установленные сроки;

· принцип безвозмездности: почти все налоги невозвратны;

· принцип точности и определённости: сроки и размер налогов устанавливаются законодательно;

· принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня доходов;

· принцип законности: обязанность платить налоги установлена законом, сокрытие доходов и избежание налогов - уголовно наказуемо.

Виды налогов:

· а) прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Оплачиваются непосредственно собственником (налог па доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, зе­мельный налог и т.п.).

· б) косвенные налоги - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Эти налоги отчисляются предпри­ятием, продающим товары или услуги, но оплачиваются их потребите­лем: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Виды налогов в системе налогообложения:

· а) прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога;

· б) Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается по мере роста объекта налога;

· в) пропорциональный налог - налог, ставка которого не зависит от роста объекта налога.

Налоги взимаются на различных уровнях:

· федеральные (НДФЛ, НДС),

· субъектов федерации (транспортный налог),

· муниципальные (земельный налог).

Эти налоги поступают в бюджет соответствующего уровня. Существуют также налоговые льготы, налоговые кредиты и отсрочка.

Завершение: (примениние)

- Победа одной из сторон

- Консенсус- согласие одной из сторон

- Затухание

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека.

Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека.

Человек - биосоциодуховное существо, высшая ступень развития организмов на Земле.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетиче­ских) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социаль­ными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Биологические отличия человека от животных:

· прямосотояние, прямохождение;

· развитый артикуляционный аппарат (органы речи);

· отсутствие плотного волосяного покрова;

· большой объём головного мозга (в соотношении с телом);

· развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.

Социодуховные отличия человека от животных:

· мышление и членораздельная речь;

· сознательная творческая деятельность;

· создание культуры;

· создание орудий труда;

· духовная жизнь.

Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожден­ные, так и приобретенные в обществе).

Личность - высшая ступень развития человека, на которой он вы­ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со­циально значимых свойств и качеств.

К социально значимым качествам личности относятся:

· активная жизненная позиция;

· наличие собственного мнения и умение его отстаивать;

· развитые коммуникативные способности;

· ответственность;

· наличие образования и т.п.

Структура личности:

· социальный статус - положение человека в социальной иерархии;

· социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

· направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.

Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.

Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сбли­жению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в обще­ственном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности пар­тий.

Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных слу­чаях, развитие общественного сознания может отставать от разви­тия социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).

Структура общественного сознания:

· философия;

· политическое сознание;

· правовое сознание;

· мораль;

· наука;

· эстетическое сознание;

· религия.

Соотношение индивидуального и общественного сознания.

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.

Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воз­действием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.

Общественное сознание, с одной стороны, существует через инди­видуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные эле­менты, достижения индивидуального сознания.

Особо выделяют массовое сознание - совокупность представле­ний, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отра­жающее отношение к определенным социальным фактам.

Самосознание - определение человеком себя как личности, спо­собной принимать самостоятельные решения и нести за них ответ­ственность.

Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление лич­ностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.

Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.

Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместн

Наши рекомендации