Необходимые совершенствования участия органов государственной власти субъектов РФ в развитии малого и среднего предпринимательства в г. Санкт- Петербург (Приморский район)
Сфера малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Вся система развития малого и среднего предпринимательства строится на основе активного и всестороннего сотрудничества исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга предпринимательского сообщества.
На настоящий момент осуществляется поддержка малых и средних предприятий, планирующих деятельность в других регион арф и за рубежом.
Развитие малого и среднего бизнеса осуществляется на основе формирования и развития следующих кластеров:
- крупные компании;
- малые и средние фирмы, которые являются поставщиками основных и оборотных средств для крупных компаний;
- университеты, центральные и региональные органы государственной власти, которые взаимодействуют в технологических цепочках и в целях производства и реализации продукции в Санкт-Петербурге, в регионах и на экспорт.
С учетом приоритетных направлений развития экономики в Санкт-Петербурге были выявлены и проанализированы три приоритетных сценария развития субъектов малого и среднего предпринимательства на период 2008- 2012 гг.[23].
Первый сценарий (промышленно-инновационный) предусматривал приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в науке и обрабатывающих отраслях, таких как энергомашиностроения, радиоэлектроники, приборостроения, строительных материалов, а также в сфере радиологии, фармацевтики и информационных технологий.
Второй сценарий (социальный) предусматривал приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в сферах образования, культуры, здравоохранения, в коммунальных социальных и бытовых услугах, в сфере туризма и в строительстве.
Третий сценарий (логистический) предусматривал приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях связи и транспорта, оптовой торговли, ориентированной на транзитные операции.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге состояла из двух взаимосвязанных составляющих: стратегии переходного периода и стратегии сценарного развития. Стратегия переходного периода ставила своей задачей развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в период с 2008 по 2012 годов. Главная задача данного периода состояла в оптимизации использования ресурсов по решению проблем развития малого и среднего бизнеса и обеспечения их перехода к стратегии сценарного развития. Переход к стратегии сценарного развития был основан на разработке нормативно-правовых актах Санкт-Петербурга в сфере социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Положительная динамика в развитии малого и среднего предпринимательства была достигнута благодаря реализации Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы. Данный План был утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 №1186 "О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2014 №347 "О мерах по предоставлению в 2014 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге". [19].
Поэтому, начиная с 2012 г. вплоть до 2015 г. развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге реализовывалось по промышленно-инновационному сценарию с учетом социального сценария. Это привело к увеличению общего числа малых и средних предприятий в обрабатывающих отраслях, фармацевтике, радиологии, инновационной и производственной сферах, сфере информационных технологий и строительства.
Для реализации программы развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге как приоритетного направления в развития экономики города в рамках деятельности Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга была сформирована инфраструктура предпринимательства. В инфраструктуру предпринимательства входят такие структурные элементы, как Евро Инфо Корреспондентский Центр, Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Первый городской бизнес-инкубатор, Центр развития и поддержки предпринимательства, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.
Большая роль в этом процессе отводится Общественному совету по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. В основе деятельности Общественного Совета находятся приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге. В настоящее время выделено четыре направления: ЖКХ, инновационная сфера, промышленность, торговля и сфера услуг.
К основным задачам Общественного совета можно отнести:
- разработку рекомендаций по защите интересов и прав малого бизнеса при разработке и реализации плана социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
- информирование Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга о состоянии климата в сфере предпринимательской деятельности, об актуальных проблемах развития малого бизнеса, об эффективности мер государственного регулирования;
- согласование позиций объединений средних и малых предприятий и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации основных направлениях социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
- повышение доверия населения к малому предпринимательству;
- формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства;
- координация деятельности Общественных Советов по развитию малого предпринимательства при Администрациях районов Санкт-Петербурга;
- формирование предпринимательской культуры и этики деловых отношений в предпринимательской среде Санкт-Петербурга.
Совет в соответствии с вышеуказанными задачами реализует в своей деятельности следующие направления:
- организует взаимодействие объединений среднего и малого бизнеса для согласования их мнения по основным вопросам развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
- проводит исследование проблем развития малого предпринимательства, обобщает и распространяет через СМИ положительный опыт работы организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- анализирует эффективность мер государственной поддержки малого предпринимательства в сфере финансово-кредитной поддержки, налогового регулирования, имущественной, правовой и информационной поддержки, подготовки кадров и антимонопольного регулирования;
- готовит для Правительства Санкт-Петербурга предложения по совершенствованию законодательства в сфере развития и поддержки малого предпринимательства, приоритетам развития различных отраслей малого бизнеса, устранению административных барьеров в предпринимательской среде;
- принимает участие в разработке и реализации всех видов программ развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
- рассматривает конфликтные ситуации и спорные вопросы, возникающие в процессе взаимодействия малых предприятий и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
- проводит общественную экспертизу проектов целевых программ Санкт-Петербурга по поддержке малого предпринимательства;
- привлекает средства массовой информации Санкт-Петербурга к реализации программ по решению актуальных социально-экономических проблем Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге при главах Администраций районов действуют районные Общественные Советы по малому предпринимательству. Целью деятельности районных Общественных Советов являются следующие:
- обеспечение (на уровне района) государственной поддержки развития малого бизнеса,
- системная поддержка действующих в районе предпринимателей.
- снижение административных барьеров в сфере малого бизнеса и предупреждение нарушений действующего законодательства.
При Общественном совете работает служба юридической консультации по решению на бесплатной основе конфликтных проблем, возникающих между властными структурами и бизнесом. При Общественном Совете также работают комиссии по развитию малого бизнеса:
- комиссия по развитию молодёжного предпринимательства;
- комиссия по вопросам налогообложения;
- комиссия по развитию малого предпринимательства в сфере туризма, гостиничного хозяйства, индустрии гостеприимства;
- комиссия по подготовке и переподготовке кадров для малого бизнеса;
- комиссия женского предпринимательства;
- комиссия по микрофинансированию;
- комиссия по производственным кластерам и др.
Работа данных комиссий направлена на реализацию в Санкт-Петербурге государственных программ по развитию малого и среднего бизнеса.
На реализацию Плана мероприятий по финансовой поддержке малых предприятий за период с 2012 по 2015 годы было выделено 157 232,134 тыс. руб. За этот период было реализовано 16 специальных программ. Восемь из них основывались на предоставлении субсидий на покрытие затрат малых предприятий. Наиболее популярными были три специальные программы:
1. «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства»,
2. «Субсидирование арендной платы для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные для Санкт-Петербурга виды деятельности»,
3. «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям». [53]
Программа «Кредитования» была направлена на возмещение части затрат малых предприятий, которые были связаны с получением коммерческих кредитов в банках. Объем финансирования специальной программы по кредитованию был увеличен до 100 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета было выделено 30 млн. рублей.
В тот же период Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли начал активно реализовывать специальную программу «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». На реализацию данной программы было выделено по 100 млн. рублей из Федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга Основная задача данной программы заключалась в снятии социальной напряженности в обществе в период нарастающего финансового кризиса.
Гранты выдавались в форме невозвратных субсидий. Сумма одного гранта составляла не более 300 тыс. рублей. Одному начинающему предпринимателю на один финансовый год объем субсидий выдавался в сумме, которая составляла 70% всех произведенных и официально подтвержденных затрат на реализацию бизнес-проекта, который был заранее одобрен комиссией. Гранты на создание собственного бизнеса за период с 2012 по 2015 годы получили 121 предприятий малого и среднего предпринимательства. В основном малый бизнес открывался в сфере услуг для населения, в сфере обрабатывающего производства и общественного питания. Благодаря данной программе в Санкт-Петербурге было создано 4,5 тысячи новых рабочих мест.
В 2014 году в рамках специальной программы «Региональный университет малого бизнеса» прошли обучение и повысили свою квалификацию 719 малых предприятий.
В 2015 году Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли при участии торгово-промышленной палаты открыл специальную программу «Выходим в регионы». Данная программа была направлена на продвижение товаров, работ и услуг малых предприятий в другие регионы страны. Данная программа обеспечивала также реализацию таких функций, как маркетинг, рекламу, помощь в заключение договоров о реализации товаров, работ и услуг.
В период с 2012 по 2015 годы была успешно реализована также специальная программа «Основы предпринимательства для школьников». Данная программа была направлена на формирование навыков ведения предпринимательской деятельности уже со школы. В 2015 году в Санкт-Петербурге по данной программе прошли обучение 500 школьников из 20 школ.
Большой популярностью среди женского трудоспособного населения пользовалась специальная программа «Женский центр предпринимательства», которая была направленна на поддержку только женского предпринимательства. В результате реализации данной программы в 2015 году консультации по ведению бизнеса получили более300 женщин, являющиеся руководителями малых предприятий, и более 50 участников данной программы прошли профессиональное обучение и повышение квалификации в сфере малого предпринимательства.
При участии исполнительных органов государственной власти в Санкт-Петербурге ежегодно проводится выставка «Малый бизнес Санкт-Петербурга». Данная выставка провидится в рамках Форума, посвященного развитию и поддержки субъектов малого предпринимательства. Основная цель выставки «Малый бизнес Санкт-Петербурга» состоит в повышении потенциала малого предпринимательства в реальном секторе экономики Санкт-Петербурга. Выставка дает возможность всем ее участникам обсудить актуальные проблемы в сфере малого бизнеса, сформулировать пути их решения. Диалог между представителями власти, бизнеса и инфраструктурой поддержки малого предпринимательства всегда проходит в формате конструктивного общения.
Очередной XIII Форум малого предпринимательства Санкт-Петербурга проходил в декабре 2015 года и завершился пленарным заседанием, на котором по традиции, Общественный Совет отчитался перед предпринимателями о проделанной в течение текущего года работе, а также сформулировал направления на предстоящий 2016г. по развитию малого и среднего предпринимательства.[23]Выставка показала конкурентоспособность и перспективность производственных предприятий Санкт-Петербурга, многие из которых могли бы в предстоящем периоде предложить свою продукцию для реализации на региональные и международные рынки.
В конце мая 2017 года в г. Санкт-Петербурге проходил Российский Форум Малого и Среднего Предпринимательства. Целью форума являлось обсуждение текущего состояния малого и среднего предпринимательства и мер, которые необходимо принять для улучшения его роли в российской экономике. Форум МСП призван способствовать развитию потенциала малого и среднего предпринимательства в России, а также расширению диалога с органами государственной власти с целью снижения административных барьеров и повышения эффективности инфраструктурной, финансовой и институциональной поддержки МСП.
К участию в Форуме МСП приглашались представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, руководители малых и средних компаний, руководители государственных и общественных организаций, оказывающих поддержку малому и среднему предпринимательству, представители банковского сектора, консалтинговых и юридических компаний.
При Комитете экономического развития, промышленной политики Санкт-Петербурга активную работу продолжает Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. За 2012 год Фондом было оформлено 309 договоров поручительств на сумму более чем 861,3 млн. руб. Это позволило малым предпринимателям получить кредиты в коммерческих банках на сумму более 2044,4 млн. руб. Активы Фонда за этот период были увеличены на 700 млн. руб., в том числе из федерального бюджета были получены 350 млн. руб. В 2013 году Фонд заключил 126 договоров поручительства на общую сумму 383 млн. руб. Это позволило малым предприятиям получить в коммерческих банках кредиты на сумму 926,8 миллионов рублей[31].
В настоящее время Фондом содействия кредитованию малого бизнеса реализуется программа микрофинансирования. В рамках данной программы малые и средние предприятия могут получить микрозаймы в размере до одного млн. руб. на срок до двух лет, процентная ставка микрозаймов для малых и средних предприятий составляет 10% годовых. Для предприятий сферы материального производства без дополнительных комиссионных платежей - до 5 % годовых. За 2014 г. было выделено малым предприятиями бюджета города микрокредитов на сумму 110 млн. руб.
Одновременно по кредитным договорам Фонд содействия кредитованию малого бизнеса предоставляет малым и средним предприятиям поручительство. Для одного заемщика, занятого в сфере производственной, инновационной и научно-технической деятельности, совокупный объем поручительств Фонда составляет до 20 млн. руб. Для прочих малых и средних предприятий объем поручительств Фонда составляет до 15 млн. руб. Поручительство выдается Фондом для производственных малых и средних предприятий по ставке 1,75% годовых от суммы поручительства, для прочих – 1% годовых.
При Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга функционирует также Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Основная цель деятельности Фонда направлена на создание и развитие в Санкт-Петербурге инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Особенность деятельности Фонда заключается в анализе и отборе инновационных проектов, подготовленных малыми предприятиями для реализации. Инвестирование осуществляет ООО «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании».
Кроме анализа и отбора проектов малых предприятий для инвестирования Фонд также оказывает экспертно-консультативное сопровождение инновационным компаниям и авторам инновационных проектов по вопросам получения необходимых инвестиций и подготовки своего проекта для инвестирования. Поскольку венчурная инфраструктура Санкт-Петербурга достаточно сложная, фонд помогает малым и средним предпринимателям в ней сориентироваться. Фонд дает информацию малым и средним предпринимателям о мерах государственной поддержки в рамках венчурного финансирования малого бизнеса.
При Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга ведет работу Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр развития и поддержки предпринимательства» (СПб ГБУ «ЦРПП»). Данный центр оказывает государственные услуги для юридических лиц, для индивидуальных и только начинающих предпринимателей. На базе СПб ГБУ «ЦРПП», кроме этого, на постоянной основе проводятся обучающие бесплатные семинары по различным направлениям, например, по вопросам открытия бизнеса, ведения бухгалтерского учета и отчетности, особенностей налогообложения, разработки маркетинговых стратегий, стимулирования продаж, интернет-рекламы и др.
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга проводит конкурсный отбор среди малых предприятий по предоставлению нежилых помещений в формате работы бизнес-инкубатора. Первый Санкт-Петербургский бизнес-инкубатор стал стартовой площадкой для запуска и развития собственного дела. Бизнес-инкубатор оказывает разнообразную поддержку начинающим малым предприятиям, например:
- предоставление на офисные помещения низкой арендной ставки,
- оказание бухгалтерского обслуживания на бесплатной основе,
- оказание информационной, консультационной и PR-поддержки,
- проведение обучения,
- оформление заказов при работе с корпорациями,
- предоставление производственной базы,
- содействие развитию международных связей и в привлечении инвестиций и др.
К концу 2015 года 40 офисных помещений было сдано в аренду. Общая площадь арендованных помещений составила 2 тыс. 455,33 м2. Активное развитие малых предприятий, в первую очередь в инновационной сфере, говорит об эффективности деятельности бизнес-инкубатора.
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга проводит активную работу с Фондом поддержки малых и средних предприятий. Основными направлениями деятельности Фонда является поддержка малого и среднего бизнеса в таких областях, как экологическое и медицинское приборостроение, в сфере биотехнологий на базе «АсЭкомедика». На базе создаваемого бизнес- инкубатора «АсЭкомедика» разместился образовательный центр для малых производственных предприятий. Данный Центр находится при СПб Государственном Университете Информационных технологий, механики и оптики. Осуществляет также поддержку начинающим предпринимателям бизнес-инкубатор «Ингрия» который функционируетпри технопарке «Ингрия». Технопарк компании «Ингрия» являетсяструктурным подразделением ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», который создавался для инкубированиямалых инновационных предприятий. За 2013г.участниками бизнес- инкубатора стало более 80 инновационных малых предприятий. Всего в Санкт-Петербурге к 2016 г. было открыто две площадки по инкубированиюмалых инновационных предприятий: пр. Обуховской обороны, 70/2 - общей площадью 929 м2. и на Биржевом пер.14, общей площадью 930м2.Общее количество участников бизнес-инкубатора составляет 24, а занято в них 89 рабочих мест.
В Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, которые получили государственную поддержку. За 2012-2015 годы единовременно было выдано 121 субсидия на общую сумму 157 232, 13 тыс. руб. В список, получивших данную поддержку, вошли микропредприятия, малые и средние предприятия г. Санкт-Петербурга.
Также хочется сказать и о частном секторе, который вносит очень большой вклад в развитие предпринимательства в РФ. Я имею в виду два основных бизнес сообщества в России и странах СНГ: Бизнес Молодость
и Like Центр. Это абсолютно два разных проекта, но, тем не менее, борющихся за одно, а именно за просвещение в сфере предпринимательства. [14]
«Бизнес Молодость (или БМ) - самое крупное сообщество предпринимателей в России. Люди находят партнеров по бизнесу, друзей, поставщиков, наставников, заводят бесценные знакомства и набираются опыта в нашем сообществе. Наше сообщество – здоровая среда, в которой невозможно не расти». [31]
«LikeЦентр - С нами вы получаете практическое образование для создания и роста бизнеса. Поддержка предпринимательства через привлечение инвестиций и партнерские программы. Активные бизнес- сообщества в 42 городах России и СНГ». [32]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое и среднее предпринимательство представляет собой экономическую деятельность субъекта экономических отношений, которое имеет статус предпринимателя без образования юридического лица, либо юридического лица, но имеющего по закону статус малого предприятия, либо просто юридическое лицо, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Развитие малого и среднего предпринимательства в России является важной социально-экономической и политической задачей. К настоящему времени в РФ достигнут значительный прогресс в развитии малого и среднего бизнеса, а именно создано правовое пространство, разработан ряд федеральных и региональных законов в поддержку их развития.
Основные направления развития системы поддержки малого предпринимательства определены в "Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации", принятой в декабре 2001 г. Государственным советом РФ, и в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
В выступлении Президента РФ В.В. Путина перед Федеральным Собранием РФ в декабре 2015 г. была подчеркнута роль малых и средних предприятий в экономике страны, необходимость их поддержки со стороны государственных органов власти.
Начиная с 2016 года, как было сказано в послании, необходимо сформировать новые подходы в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов, а также в сфере налогообложения и кредитования малого и среднего предпринимательства.
Учитывая значительный вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Санкт-Петербурга, Правительство уделяет особое значение вопросам их поддержки. Поддержка малого предпринимательства в городе Санкт-Петербурге реализуется в рамках Программы развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 г.
В соответствии с Программой, начиная с 2015 года развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге осуществляется по промышленно-инновационному сценарию с учетом элементов социального сценария. Это привело к увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в обрабатывающих отраслях, фармацевтике, радиологии, производственной и инновационной сферах, сфере информационных технологий, продовольствия и строительства. Оценка эффективности участия органов государственной власти г.Санкт-Петербург по поддержке малого и среднего бизнеса должна носить системный и комплексный характер.
Важно отметить, что поддержка МСП в Приморском районе осуществляется:
- советом по малому предпринимательству при главе администрации Приморского района,
- фондами кредитования малого и среднего предпринимательства в Приморском районе,
- администрацией Приморского района г.Санкт-Петербург,
- правительством г. Санкт- Петербург.
- Основная политика участия поддержки органами власти и негосударственными организациями, осуществляется посредством:
- дотаций, субсидий, частичного финансирования, налоговых каникул,
- консультаций по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования, повышения квалификации, обучения и прочей вспомогательной информации.
Основными проблемами развития малого и среднего предпринимательства является:
- несовершенная нормативно-правовая база,
- коррумпированность государственных органов,
- малый объём финансирования (на один проект предоставляется не более 300000руб.),
- отсутствие базовых знаний в предпринимательской деятельности у большинства граждан (вследствие чего возникает страхначать собственный бизнес).
Решением основных проблем развития малого и среднего предпринимательства является:
- улучшение и пересмотрение имеющихся НПА, а также предоставление льготных условий для предпринимателей,
- прозрачность и открытость государственных органов в отношении взаимодействия с предпринимательством (улучшение системы МФЦ),
- понижение уровня налогообложения на частных предпринимателей,
- поддержка развития образования в сфере предпринимательства и экономики,
- экзаменация граждан, запрашивающих материальную помощь для создания или развития малого и среднего предпринимательства на знание базовых принципов предпринимательства и экономики,
- увеличение предоставляемых средств (с 300000руб. до 500000руб.)