Анализ состояния и тенденций развития малого бизнеса в городе Санкт-Петербурге

Важнейшим фактором динамичного роста экономики Санкт-Петербурга является создание благоприятного предпринимательского климата, который невозможен без развитой добросовестной конкурентной среды. Добросовестная конкуренция в регионе обеспечивает сочетание эффективного, конкурентоспособного и инновационного бизнеса с одновременной защитой экономических интересов потребителей. Существенный вклад в развитие Санкт-Петербурга вносят предприятия сферы малого и среднего бизнеса.

По основным показателям развития малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербург занимает ведущую позицию в РФ и в Северо-Западном регионе. Например, первое место по числу малых предприятий на 01.10.2016г.на 1 тысячу жителей города приходится 42,65 единиц. По доле занятых в малом бизнесе в общей среднесписочной численности работающих Санкт-Петербург занимает второе место – это 30,7%, что на 8,1%выше среднего показателя по РФ. Санкт-Петербург занимает также второе место по доле оборота предприятий малого бизнеса, приходящихся на душу населения по РФ – это 166,2 % (Москва занимает первое место - 183,6%).

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (до 01.01.2017г. Петростат) на 01.10.2016свыше 400 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса осуществляют свою деятельность.

Структура малых и средних предприятий по основным видам деятельности показана в таблице 1.

Таблица 1-Структура малых и средних предприятий по основным видам деятельности

Виды деятельности малых и средний предприятий Структура, в %
Розничная и оптовая торговля, ремонт мотоциклов и автотранспортных средств, предметов личного пользования и бытовых изделий 42,3
Сделки с недвижимостью, аренда и предоставление сопутствующих услуг 20,5
Связь и транспорт 10,6
Строительство 7,9
Обрабатывающие производства 7,3
Предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг 3,9
Гостиницы и рестораны 2,6
Финансовая деятельность 1,4
Другие виды деятельности 7,4

Как видно из данных таблицы 1, 43% предприятий малого и среднего бизнеса относится к сфере торговли, автотранспортного и бытового обслуживания. Также, достаточно много малых предприятий занято в сфере операций с недвижимостью и арендой (20,5%). В таблице 2 представлены основные показатели деятельности малых предприятий за 2015 год.

Таблица 2-Основные показатели деятельности малых предприятий в 2015 г.



Основные показатели деятельности малых и средних предприятий Сумма, млрд. руб.
Оборот 1,8329
Объем инвестиций 7,4

Доля малых и средних предприятий в формировании ВРПсоставила к началу 2016 г. 28,8 %, доля налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга составила 27,6 %.

Численность работающих в сфере малого бизнеса составляет свыше 1250 тыс. чел. Это около 45% всего занятого населения Санкт-Петербурга. Одна треть малых предприятий действуют в сфере торговли. На сферу производства приходится 30% совокупного оборота региона. Средние предприятия обеспечивают в Санкт-Петербурге рабочих мест более 65 тыс. проживающих, из них 37% работают в сфере производства. Общий оборот предприятий малого и среднего бизнеса составляет 25% от общего оборота всех предприятий Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге увеличилась доля малый предприятий, участвующих в государственных закупках – это около40%от общей суммы размещения государственных заказов Санкт-Петербурга.

Благоприятные условия для развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге были созданы благодаря реализации «Программы развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы», которая была утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1615 от 07.12.2010. Однако в настоящее время конкурентная среда в г. Санкт-Петербурге, по мнению представителей предпринимательского сообщества Санкт-Петербурга считается недостаточно развитой. По их мнению, на благоприятное развитие малого и среднего бизнеса негативно сказываются следующие факторы:

- остается большим количество процедур для осуществления доступа к ресурсам для реализации предпринимательской деятельности;

- время на доступ к необходимым предпринимателю ресурсам выше нормативных показателей почти в 2 раза;

- стоимость необходимых предпринимателю ресурсов является высокой. Это сказывается на конечной цене товаров/услуг и способствует снижению конкурентных преимуществ;

- высокие финансовые затраты на доступ к необходимым предпринимателю ресурсам.

Основными причинами, отрицательно влияющими на развития малого и среднего бизнеса, являются следующие:

- общий спад спроса в отрасли – 41%;

- низкая доступность персонала нужной квалификации на рынке труда – 38%;

- низкая доступность финансовых ресурсов – 37%;

- несправедливая конкуренция –18%

- коррупция – 16%;

- низкая доступность офисных, производственных, складских и торговых помещений – 14%;

- неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура – 12%;

- требования регулирующих органов – 12%;

- рейдерство– 1%.

Анализ сферы малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге позволяет сформулировать стратегические ориентиры развития данного сектора экономики:

- увеличение объемов инвестиций в основной капитал малого и среднего бизнеса;

- сохранение темпов роста предпринимательской активности, который бы обеспечил ежегодный прирост общего количества малых и средних предприятий;

- увеличение доли малых и средних предприятий в сфере обрабатывающего производства.

Достижению вышеуказанных стратегических ориентиров будет способствовать использование всех возможностей по финансовому обеспечению мер поддержки малого и среднего бизнеса для формирования благоприятного климата в регионе для развития малого и среднего предпринимательства. [20]

Для реализации стратегической цели развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге предполагается:

- формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки;

- публичность инвестиционной политики, обеспечение прозрачности и ясности инвестиционного процесса, доступности и открытости информации, сбалансированности интересов всех участников инвестиционного рынка;

- снижение барьеров административного влияния;

- создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равных конкурентных условий для предпринимателей и инвесторов;

- разработка механизмов стимулирования спроса.

Развитая конкуренция на рынке гарантирует:

- потребительский выбор (разнообразие товаров и услуг);

- высокое качество покупаемых товаров и услуг;

- доступность цен и ресурсов;

- упрощение процедуры открытия бизнеса;

- равный доступ к разным рынкам;

- создание новых рабочих мест, увеличение платежеспособного спроса.

Таким образом, политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой.

2.2 Структура поддержки Администрации Приморского района г. Санкт- Петербург в области малого и среднего предпринимательства

Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства остаётся одной из приоритетных задач администрации района.

Поддержку МСП в Приморском районе города Санкт-Петербург ранее осуществляется следующим образом:

- в Приморском районе г.Санкт-Петербург с 2008г. по 2011г. действовала специальная программа «Бизнес-инкубатор»;

- в 2011 г., параллельно с программой «Бизнес- инкубатор», была введена адресная программа размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка, утвержденная распоряжение КЭРППиТ;

- организована «горячая линия» 576-00-07 для оказания информационно-консультационной поддержки по вопросам защиты прав потребителей. [30]

Основные цели и результаты вышеперечисленных программ:

«Бизнес- Инкубатор»

Целью настоящей Программы является оказание субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки путем предоставления на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.

Оказания субъектам малого предпринимательства, размещенным в бизнес-инкубаторах, следующих услуг:

- почтово-секретарских;

- консультационных- по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

- обеспечения доступа к информационным базам данных;

- внешнего бухгалтерского обслуживания;

- технического обслуживания оборудования;

- иных услуг, в зависимости от специализации бизнес- инкубаторов;

- подготовки нежилых помещений бизнес-инкубаторов, включая приобретение мебели, оборудования и программного обеспечения.

Адресная программа размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка.

Ниже приведены размеры предоставляемых площадей временно свободных (некапитальных) объектов потребительского рынка:

- земельные участки объектов потребительского рынка - 78240 м2.,

- киоски - 320 м2.,

- тележки -100 м2.,

- передвижные средства развозной и разносной торговли за исключение транспортных средств, реализующих хлебобулочные изделия, мясную, рыбную и молочную продукцию - 87 м2.,

- павильоны общественного питания - более 9321 м2.,

- объекты по хранению автотранспорта (автостоянки) – 25212 м2.

Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка города Санкт-Петербурга организовано функционирование телефона «горячей линии» 576-00-07 для оказания информационно-консультационной поддержки граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и предоставления услуг, а также по вопросам защиты прав потребителей.

Помимо вышеперечисленных программ в Приморском районе также действуют следующие формы поддержки МСП:

- совет по малому предпринимательству при главе администрации Приморского района. Подробное раскрытие структуры совета по малому предпринимательству Приморского района[Приложение1].

- субсидированию арендных платежей для легкой промышленности;

- программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Санкт-Петербурге на 2016-2017 годы;

- фонды кредитования малого и среднего предпринимательства в Приморском районе.

В 2017 году представители малого и среднего бизнеса могут претендовать на получение субсидий по 7 специальным программам господдержки. На реализацию данных программ в 2017 году выделен 81 млн. рублей. Срок начала приема документов запланирован на май 2017 года.

Также в 2017г. в Приморском районе реализуются следующие программы: [30]

- кредитование;

- сертификация;

- поддержка социального предпринимательства;

- Выставочно-ярмарочная деятельность;

- субсидирование части арендных платежей для легкой промышленности (одна из востребованных в 2016 году программ).

В силу того, что в программах поддержки малого и среднего предпринимательства участвуют всё больше желающих граждан, администрация Приморского района г.Санкт-Петербург упрощает систему предоставления документов, а также ускоряет время их обработки. Администрация Приморского района г. Санкт- Петербург осуществляет помощь гражданам в разъяснение важности необходимых документов для участия в программах.

Наши рекомендации