Анализ состояния и тенденций развития малого бизнеса в городе Санкт-Петербурге
Важнейшим фактором динамичного роста экономики Санкт-Петербурга является создание благоприятного предпринимательского климата, который невозможен без развитой добросовестной конкурентной среды. Добросовестная конкуренция в регионе обеспечивает сочетание эффективного, конкурентоспособного и инновационного бизнеса с одновременной защитой экономических интересов потребителей. Существенный вклад в развитие Санкт-Петербурга вносят предприятия сферы малого и среднего бизнеса.
По основным показателям развития малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербург занимает ведущую позицию в РФ и в Северо-Западном регионе. Например, первое место по числу малых предприятий на 01.10.2016г.на 1 тысячу жителей города приходится 42,65 единиц. По доле занятых в малом бизнесе в общей среднесписочной численности работающих Санкт-Петербург занимает второе место – это 30,7%, что на 8,1%выше среднего показателя по РФ. Санкт-Петербург занимает также второе место по доле оборота предприятий малого бизнеса, приходящихся на душу населения по РФ – это 166,2 % (Москва занимает первое место - 183,6%).
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (до 01.01.2017г. Петростат) на 01.10.2016свыше 400 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса осуществляют свою деятельность.
Структура малых и средних предприятий по основным видам деятельности показана в таблице 1.
Таблица 1-Структура малых и средних предприятий по основным видам деятельности
Виды деятельности малых и средний предприятий | Структура, в % |
Розничная и оптовая торговля, ремонт мотоциклов и автотранспортных средств, предметов личного пользования и бытовых изделий | 42,3 |
Сделки с недвижимостью, аренда и предоставление сопутствующих услуг | 20,5 |
Связь и транспорт | 10,6 |
Строительство | 7,9 |
Обрабатывающие производства | 7,3 |
Предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг | 3,9 |
Гостиницы и рестораны | 2,6 |
Финансовая деятельность | 1,4 |
Другие виды деятельности | 7,4 |
Как видно из данных таблицы 1, 43% предприятий малого и среднего бизнеса относится к сфере торговли, автотранспортного и бытового обслуживания. Также, достаточно много малых предприятий занято в сфере операций с недвижимостью и арендой (20,5%). В таблице 2 представлены основные показатели деятельности малых предприятий за 2015 год.
Таблица 2-Основные показатели деятельности малых предприятий в 2015 г.
Основные показатели деятельности малых и средних предприятий | Сумма, млрд. руб. |
Оборот | 1,8329 |
Объем инвестиций | 7,4 |
Доля малых и средних предприятий в формировании ВРПсоставила к началу 2016 г. 28,8 %, доля налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга составила 27,6 %.
Численность работающих в сфере малого бизнеса составляет свыше 1250 тыс. чел. Это около 45% всего занятого населения Санкт-Петербурга. Одна треть малых предприятий действуют в сфере торговли. На сферу производства приходится 30% совокупного оборота региона. Средние предприятия обеспечивают в Санкт-Петербурге рабочих мест более 65 тыс. проживающих, из них 37% работают в сфере производства. Общий оборот предприятий малого и среднего бизнеса составляет 25% от общего оборота всех предприятий Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге увеличилась доля малый предприятий, участвующих в государственных закупках – это около40%от общей суммы размещения государственных заказов Санкт-Петербурга.
Благоприятные условия для развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге были созданы благодаря реализации «Программы развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы», которая была утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1615 от 07.12.2010. Однако в настоящее время конкурентная среда в г. Санкт-Петербурге, по мнению представителей предпринимательского сообщества Санкт-Петербурга считается недостаточно развитой. По их мнению, на благоприятное развитие малого и среднего бизнеса негативно сказываются следующие факторы:
- остается большим количество процедур для осуществления доступа к ресурсам для реализации предпринимательской деятельности;
- время на доступ к необходимым предпринимателю ресурсам выше нормативных показателей почти в 2 раза;
- стоимость необходимых предпринимателю ресурсов является высокой. Это сказывается на конечной цене товаров/услуг и способствует снижению конкурентных преимуществ;
- высокие финансовые затраты на доступ к необходимым предпринимателю ресурсам.
Основными причинами, отрицательно влияющими на развития малого и среднего бизнеса, являются следующие:
- общий спад спроса в отрасли – 41%;
- низкая доступность персонала нужной квалификации на рынке труда – 38%;
- низкая доступность финансовых ресурсов – 37%;
- несправедливая конкуренция –18%
- коррупция – 16%;
- низкая доступность офисных, производственных, складских и торговых помещений – 14%;
- неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура – 12%;
- требования регулирующих органов – 12%;
- рейдерство– 1%.
Анализ сферы малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге позволяет сформулировать стратегические ориентиры развития данного сектора экономики:
- увеличение объемов инвестиций в основной капитал малого и среднего бизнеса;
- сохранение темпов роста предпринимательской активности, который бы обеспечил ежегодный прирост общего количества малых и средних предприятий;
- увеличение доли малых и средних предприятий в сфере обрабатывающего производства.
Достижению вышеуказанных стратегических ориентиров будет способствовать использование всех возможностей по финансовому обеспечению мер поддержки малого и среднего бизнеса для формирования благоприятного климата в регионе для развития малого и среднего предпринимательства. [20]
Для реализации стратегической цели развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге предполагается:
- формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки;
- публичность инвестиционной политики, обеспечение прозрачности и ясности инвестиционного процесса, доступности и открытости информации, сбалансированности интересов всех участников инвестиционного рынка;
- снижение барьеров административного влияния;
- создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равных конкурентных условий для предпринимателей и инвесторов;
- разработка механизмов стимулирования спроса.
Развитая конкуренция на рынке гарантирует:
- потребительский выбор (разнообразие товаров и услуг);
- высокое качество покупаемых товаров и услуг;
- доступность цен и ресурсов;
- упрощение процедуры открытия бизнеса;
- равный доступ к разным рынкам;
- создание новых рабочих мест, увеличение платежеспособного спроса.
Таким образом, политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой.
2.2 Структура поддержки Администрации Приморского района г. Санкт- Петербург в области малого и среднего предпринимательства
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства остаётся одной из приоритетных задач администрации района.
Поддержку МСП в Приморском районе города Санкт-Петербург ранее осуществляется следующим образом:
- в Приморском районе г.Санкт-Петербург с 2008г. по 2011г. действовала специальная программа «Бизнес-инкубатор»;
- в 2011 г., параллельно с программой «Бизнес- инкубатор», была введена адресная программа размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка, утвержденная распоряжение КЭРППиТ;
- организована «горячая линия» 576-00-07 для оказания информационно-консультационной поддержки по вопросам защиты прав потребителей. [30]
Основные цели и результаты вышеперечисленных программ:
«Бизнес- Инкубатор»
Целью настоящей Программы является оказание субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки путем предоставления на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.
Оказания субъектам малого предпринимательства, размещенным в бизнес-инкубаторах, следующих услуг:
- почтово-секретарских;
- консультационных- по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
- обеспечения доступа к информационным базам данных;
- внешнего бухгалтерского обслуживания;
- технического обслуживания оборудования;
- иных услуг, в зависимости от специализации бизнес- инкубаторов;
- подготовки нежилых помещений бизнес-инкубаторов, включая приобретение мебели, оборудования и программного обеспечения.
Адресная программа размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка.
Ниже приведены размеры предоставляемых площадей временно свободных (некапитальных) объектов потребительского рынка:
- земельные участки объектов потребительского рынка - 78240 м2.,
- киоски - 320 м2.,
- тележки -100 м2.,
- передвижные средства развозной и разносной торговли за исключение транспортных средств, реализующих хлебобулочные изделия, мясную, рыбную и молочную продукцию - 87 м2.,
- павильоны общественного питания - более 9321 м2.,
- объекты по хранению автотранспорта (автостоянки) – 25212 м2.
Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка города Санкт-Петербурга организовано функционирование телефона «горячей линии» 576-00-07 для оказания информационно-консультационной поддержки граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и предоставления услуг, а также по вопросам защиты прав потребителей.
Помимо вышеперечисленных программ в Приморском районе также действуют следующие формы поддержки МСП:
- совет по малому предпринимательству при главе администрации Приморского района. Подробное раскрытие структуры совета по малому предпринимательству Приморского района[Приложение1].
- субсидированию арендных платежей для легкой промышленности;
- программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Санкт-Петербурге на 2016-2017 годы;
- фонды кредитования малого и среднего предпринимательства в Приморском районе.
В 2017 году представители малого и среднего бизнеса могут претендовать на получение субсидий по 7 специальным программам господдержки. На реализацию данных программ в 2017 году выделен 81 млн. рублей. Срок начала приема документов запланирован на май 2017 года.
Также в 2017г. в Приморском районе реализуются следующие программы: [30]
- кредитование;
- сертификация;
- поддержка социального предпринимательства;
- Выставочно-ярмарочная деятельность;
- субсидирование части арендных платежей для легкой промышленности (одна из востребованных в 2016 году программ).
В силу того, что в программах поддержки малого и среднего предпринимательства участвуют всё больше желающих граждан, администрация Приморского района г.Санкт-Петербург упрощает систему предоставления документов, а также ускоряет время их обработки. Администрация Приморского района г. Санкт- Петербург осуществляет помощь гражданам в разъяснение важности необходимых документов для участия в программах.