Производственно-профессиональная практика
6.1. Цель производственно-профессиональной практики - закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия и приобретение необходимых умений и навыков практической работы по направлению «Торговое дело»
6.2. Задачи производственно-профессиональной практики:
- самостоятельное определение студентом области своей будущей деятельности;
- подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых работ;
- подбор необходимой информации для научно-исследовательской работы.
Производственно-профессиональная практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях и осуществляется на основе договоров между высшим учебным заведением и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственно-профессиональную практику, как правило, проходят в этих организациях.
При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могу быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
6.3. Содержание производственно-профессиональной практики
6.3.1. Программа практики включает выполнение общей части, типового и индивидуального занятий по направлениям и видам профессиональной деятельности студентами на предприятии, включая практическое выполнение должностных обязанностей на конкретных рабочих местах.
6.3.2 Общая часть
• Краткая историческая справка развития предприятия. Организационно- правовая форма предприятия (особенности, преимущества и недостатки). Размеры предприятия и масштабы производства. Характеристика видов деятельности предприятия. Место предприятия в отрасли.
• Характеристика продукции (работ, услуг) предприятия, номенклатура с указанием кодов по общероссийским классификаторам, наличие сертификата. Основные торгово-экономические характеристики основных видов продукции и их конкурентоспособность.
• 6.3.3. Типовое задание деятельности. Содержание типового задания:
• Характеристика технологии формирования товарного ассортимента; процесса закупки товаров: источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли- продажи, порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками, составляющие системы товародвижения, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения.
• Использование информационных технологий в коммерческой деятельности
• 6.3.4 Индивидуальное задание по видам профессиональной деятельности бакалавра.
Студент самостоятельно выбирает индивидуальное задание в соответствии со своими интересами: будущей специализацией по направлению, будущей профессиональной деятельности; с целью выполнения НИР.
По организации коммерческой деятельностидолжны быть изучены следующие вопросы. Месторасположение магазина, район его деятельности, организационно-правовое положение, вид здания; устройство магазина и его планировка, схема внутренней планировки магазина, коэффициенты установочной и демонстрационных площадей.
Оснащенность магазина торгово-технологическим, холодильным, контрольно-кассовым оборудованием и средствам механизации; следует изложить свои замечания и предложения по правильности подбора оборудования магазина, степени обеспеченности и эффективности использования, уровню механизации труда в магазине, дать предложения по ее совершенствованию. Технологическая планировка магазина, содержание составных частей торгово-технологического процесса магазина, управление этим процессом, технологические карты магазинов, влияние НТП на совершенствование технологических процессов.
Работа на кассовом аппарате, порядок снятия показаний счетчиков кассовых аппаратов, их проверка, составление отчета кассира, участие в подготовке сдачи кассовой выручки в Госбанк.
Организация товароснабжения магазина, порядок определения размера и частоты завозимых партий, централизованная доставка, ее удельный вес, пути совершенствования. Порядок приемки товаров в магазине по количеству и качеству, его соответствие действующим нормативным актам, оформить приемку товаров по количеству и качеству, акты приложить к отчету.
Порядок хранения товаров в магазине, соблюдение правил хранения, сроков хранения, предложения по улучшению хранения. Порядок подготовки различных видов товаров к продаже, организация рабочих мест, выкладка товаров в магазине.
Методы продажи и формы обслуживания покупателей в магазине, эффективность применяемых методов, предложения по их совершенствованию.
В ходе этого этапа практики студент должен проанализировать состояние коммерческой деятельности в организации.
Следует изучить организацию и прогнозирование спроса с целью использования полученных данных для экономического обоснования заявок и заказов на поставку товаров. Рассмотреть сложившуюся структуру
хозяйственных связей, дать оценку ее эффективности при необходимости дать предложения по совершенствованию этой структуры. Особое внимание обратить на прямые и длительные хозяйственные связи, определить их эффективность.
Порядок установления договорных связей, участие предприятия в ярмарках различных видов, организация контроля за выполнением договорных обязательств, экономические средства воздействия на поставщиков и их эффективность. Изучить и оценить все новое и эффективное, что внедрено в последние годы по совершенствованию хозяйственных связей.
По экономике предприятияво время этой практики должны быть изучены следующие вопросы.
Степень выполнения товарооборота в целом по предприятию, его структурным подразделениям, товарным группам, отдельным товарам; динамика товарооборота за несколько периодов, изменения в продаже товаров; равномерность выполнения плана реализации по периодам отчетного года, ритмичность, сезонность продажи отдельных товаров; причины и факторы, обусловившие степень выполнения планов, сложившуюся динамику, равномерность, ритмичность; определить, как повлияли отклонения в товарообороте на стимулирование труда работников магазина. Анализ товарных запасов, отклонение уровня выходных запасов и товарооборачиваемости от норматива, выяснение причин; группы товаров с ускоренной и замедленной товарооборачиваемостью; динамика товарных запасов.
Степень выполнения плана поступления товаров в целом и по товарным группам; роль различных источников поступления товаров; равномерность и ритмичность поступления отдельных товаров; влияние поступления товаров на выполнение плана товарооборота; балансовая увязка разделов плана розничного товарооборота.
Знакомство с существующей методикой планирования товарооборота, его состава и структуры; на основе изученной методики представить расчет проекта плана реализации и поступления товаров, нормативов товарных запасов, обосновать представленные расчеты.
Практикант должен сделать анализ численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда.
Анализ численности работников включает: изучение состава и движения кадров, расчет коэффициента оборота и текучести, указание причины изменений показателей;
показателей анализ следует проводить, сравнивая между собой показатели отчетного и прошлого периодов.
На основании проведенного анализа разработать план реализации товаров, используя имеющиеся исходные предпосылки, сравнить свой вариант плана с утвержденными показателями по предприятию и дать экономическое обоснование плана.
Провести анализ товарных запасов, выявив отклонение уровня запасов, а также товарооборачиваемости от норматива, как в целом, так и по отдельным товарным группам.
Определить группы товаров с замедленной и ускоренной оборачиваемостью, неходовые и залежалые товары и установит причины их возникновения. Дать характеристику динамики товарных запасов за три-пять лет.
В результате анализа выявить резервы экономии издержек.
Рассчитать расходы по отдельным статьям и дать экономическое обоснование плановых расходов на будущий год по предприятию.
Проанализировать прибыль от реализации Изучить внереализационные доходы и расходы, причины их возникновения.
Проанализировать рентабельность предприятия в целом и по структурным подразделениям.
Определить влияние на рентабельность таких факторов, как размер товарооборота, товарооборачиваемость, производительность труда, товарооборот на 1 м торговой площади и др.
Изучить динамику показателей рентабельности.
Наметить резервы роста прибыли и повышения рентабельности
Рассчитать и дать экономическое обоснование плана прибыли и ее распределения на текущий год по предприятию. Определить точку безубыточности.
Изучить порядок налогообложения прибыли, привести расчеты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. При разработке плановых показателей необходимо обосновать выбор метода планирования, реальность разработанных планов. Целесообразно рассчитывать несколько вариантов плана и в соответствии с поставленной целью планирования выбрать наиболее оптимальный план. Обязательным условием при подготовке отчета является увязка всех рассчитанных плановых показателей с планом прибыли. С этой целью разрабатывается итоговая таблица, в которой приводятся фактические показатели за отчетный год, рассчитанные плановые показатели и их отклонения от показателей отчетного года.
выявление изменений, происшедших в численности и профессионально-квалификационной структуре штатов за три-пять лет;
выяснение укомплектованности штатов, расчет необходимой явочной и среднесписочной численности торгово-оперативного персонала.
Анализ производительности труда включает:
изучение всех показателей, которыми можно измерить производительность труда работников магазина в целом и по отдельным категориям; расчет отклонения фактической производительности труда от расчетно-плановой, установление влияния изменения объема товарооборота и среднесписочной численности работников в целом по предприятию, в том числе изменения в структуре штатов, и другие факторы;
определение влияния изменений производительности труда на рост или снижение товарооборота магазина.
В процессе анализа и планирования студент широко использует различные методы и приемы, изученные им в университете.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия целесообразно проводить по разделам в логической последовательности, согласно изучению их в дисциплине «Экономика предприятия».
Студент должен четко уяснить экономические основы формирования оборота потребительских товаров, подробно ознакомиться с результатами хозяйственной деятельности, а также тщательно изучить процесс формирования и эффективности использования ресурсов предприятия.
При изучении данных вопросов и отражении их в отчете важно соблюдать определенную последовательность.
Прежде всего необходимо изучить и дать экономическую характеристику тенденций развития объема товарооборота за три-пять лет, рассчитав при этом цепные, базисные, среднегодовые темпы его изменения, а также влияние на товарооборот интенсивных и экстенсивных факторов.
Тщательно проанализировать степень выполнения плана товарооборота за отчетный год по общему объему, составу, структуре в целом по предприятию и по торговым структурным подразделениям, входящим в состав предприятия. Выявить основные факторы, оказывающие влияние на отклонение фактического товарооборота от планового, указать возможные причины, обусловившие невыполнение плана в целом за год и по периодам года. При отсутствии на предприятии плановых и нормативных.
Изучение ресурсного потенциала необходимо проводить в следующей последовательности.
Дать характеристику состава и структуры основных средств, изучить способы их поступления и выбытия. Изучить показатели состояния, движения и эффективности использования основных средств, показать, динамику и тенденции ее изменения.
Ознакомиться с процессом инвестирования, планированием инвестиций. Дать оценку инвестиционной деятельности предприятия.
Изучить оборотные фонды, их виды и состав. Рассчитать показатели оценки эффективности использования оборотных фондов. Проанализировать оборотные фонды по составу, источникам формирования, оборачиваемости, соответствию их нормативам, в движении на начало и конец отчетного года. Наметить пути повышения эффективности использования оборотных фондов.
6.4. Производственно-профессиональная практика завершается составлением отчета, в котором должно найти отражение:
- общая часть практики;
- типовое задание;
- индивидуальное задание.
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
7.1. Цель преддипломной практики: накопление необходимых теоретических и практических данных по избранной теме выпускной квалификационной работы (проекта) применительно к деятельности конкретного предприятия.
7.2. Основными задачами преддипломной практики являются: изучение деятельности организации (предприятия), в которой проводится практика; уточнение содержания выпускной квалификационной работы (проекта) в соответствии с задачами, стоящими перед организацией, с целью обеспечения актуальности и практической полезности дипломной работы. Конкретные задачи преддипломной практики устанавливаются в задании на преддипломную практику, выдаваемому студенту.
7.3. Примерное содержание работы, выполняемой в период преддипломной практики:
- постановка задачи исследования;
- изучение деятельности организации (структурного подразделения);
- изучение литературных, архивных и других источников по теме дипломной работы (проекта);
- сбор, систематизация и предварительная обработка исходных данных;
- уточнение задачи и содержания дипломной работы в соответствии с практическими потребностями организации;
- разработка подробного плана аналитической и проектной частей.
7.4. Руководство преддипломной практикой
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;
- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
- организует разработку и, согласование программы преддипломной практики с предприятиями и учреждениями-базами;
- разрабатывает программу преддипломной практики, учебно-методической документации;
- назначает из числа опытных преподавателей кафедры руководителей практики и дипломных проектов студентов;
- распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет начальнику отдела производственной практики вуза списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;
- готовит и проводит совместно с деканатом организационные собрания студентов перед началом практики (прил. 4);
- принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных проектов студентов;
организует консультации для студентов в период практики,
- составляет расписание консультаций;
- совместно с руководителем образовательной программы, заведующим кафедрой (заместителем заведующего по учебной работе) формирует комиссию по приему защиты отчетов студентов о преддипломной практике,
- разрабатывает график ее работы (заседаний);
- готовит и организует научно-методическую конференцию студентов по итогам практики и отбирает на нее лучшие доклады;
- в двухнедельный срок после окончания практики готовит отчет о ее итогах и представляет его в отдел производственных практик вуза;
- организует на кафедре выставку лучших отчетов студентов по практике;
- организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике. Руководитель дипломного проектаназначается заведующим кафедрой и
является руководителем преддипломной практики и основным консультантом дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования. Руководитель преддипломной практики:
- выдает задание на практику;
- оказывает научно-методическую помощь;
- рекомендует основную и дополнительную литературу,
- проводит индивидуальные консультации;
- ведет контроль за процессом прохождения практики;
участвует в комиссии по приему зачета по практике. Руководитель практики от предприятия назначаетсяприказом по организации, выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.
По возвращении в вуз студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.
Преддипломная практика включает в себя два этапа: ознакомительный и коммерческо-организационный этап.
Ознакомительный этап включает отработку следующих вопросов: • Изучение основных данных, характеризующих предприятиеВ отчете необходимо указать название предприятия, его адрес, режим работы. Ознакомьтесь с историей создания и развития предприятия, его современным статусом. Охарактеризуйте предприятие по следующим квалификационным признакам:
- степень оперативно-хозяйственной самостоятельности;
- организационно-правовая форма (ТОО, ОАО, ИП, ООО и т.д.). Укажите отличительные особенности данной формы организации предпринимательской деятельности. Ознакомьтесь с Уставом предприятия, его задачами и функциями;
- с учетом района деятельности (зона деятельности, наличие других магазинов и промышленных предприятий, их влияние на условия работы магазина, состав обслуживаемого контингента, соответствие режима работы магазина интенсивности покупательских потоков);
- по функциональным особенностям (стационарные, передвижные, посылочные и т.д.);
- по видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады и т.д.);
- с учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения (отдельно стоящее здание, встроенно-пристроенное и т.д.). Определите, отвечает ли здание архитектурным, технологическим и экологическим требованиям;
- с учетом товарной специализации (специализированные, узкоспециализированные, универсальные и т.д.);
- тип магазина (основной, дополнительный);
- по формам обслуживания (самообслуживание, с традиционной формой через прилавок, салонная торговля, «клубные» магазины, магазины с технологией «кэш энд кэрри» и др.).
• Изучение организационной структуры предприятия
Составьте схему структуры аппарата предприятия, укажите вид структуры, сделайте вывод о целесообразности данной структуры.
Ознакомьтесь с функциями отделов и обязанностями основных работников. Обратите внимание на работу торгового отдела. Изучите должностные инструкции, проанализируйте их выполнение и соответствие требованиям ГОСТ Р «Требования к обслуживающему персоналу» (см. Приложение 1).