Первая производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе производственно-технологическая)

7.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)

Целями производственной практики являются закрепление теоретических знаний, полученных студентом во время аудиторных занятий и учебных практик, приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, путем непосредственного участия студента в деятельности производственной организации, а также приобщение студента к социаль­ной среде предприятия (организации) и приобретение им социально-личностных ком­петенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Задачами производственной практики являются:

Ø закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

Ø развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке ор­ганизационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задачах по месту прохождения практики;

Ø изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;

Ø ознакомление с содержанием основных работ, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;

Ø изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;

Ø освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контро­ля параметров производственных технологических и других процессов.

Ø принятие участия в конкретном производственном процессе;

Ø приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах;

Ø непосредственное участие в рабочем процессе предприятия (организации) с выполнением должностных обязанностей по полученной рабочей специальности, квалификации;

Ø сбор материалов для подготовки и написания контрольных работы по профильным дисциплинам.

Задачи производственной практики - закрепление знаний, полученных студентами в процессе теоретического изучения дисциплин учебного плана, на основе глубокого изучения работы буровых и сервисных предприятий, на которых студенты проходят практику, а также овладение производственными навыками и передовыми методами труда. В процессе практики студенты приобретают опыт организаторской, воспитательной и общественной работы.

7.2 МЕСТО ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Производственная практика является одним из важнейших блоков структуры основных образовательных программ (ООП) бакалавриата. Блок ООП «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Освоение практического учебного материала позволит подготовить обучающегося для успешного прохождения профильных дисциплин следующих семестров и прохождения производственной (преддипломной) практики в ходе последующих занятий.

7.3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)

Для успешного прохождения производственной практики обучающийся должен знать базовые дисциплины, изучаемые на 1, 2-ом курсах, основы обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства, основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, промышленной и экологической безопасности, нормативно-технические документы, действующие в сфере нефтегазового производства, технические методы и средства защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов, основные методы защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов; правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности; основные стандарты и технические условия, технические характеристики отечественных и зарубежных технологий в области добычи нефти и газа; самостоятельно составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию, применять процессный подход в практической деятельности.

Обучающийся также должен уметь самостоятельно владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с персональным компьютером, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию.

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

- способность осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-2);

- способность эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-3);

- способность обслуживать и ремонтировать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-7);

- способность выполнять технические работы в соответствии с технологическим регламентом (ПК-8).

По окончании производственной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

- основные требования безопасности ведения работ при строительстве скважин (ОПК-1,ПК-2,3,7,8);

- содержание основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики (ОПК-1,ПК-2,3,7,8);

- особенности строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов (ОПК-1,ПК-2,3,7,8);

- основные обязанности работника, занимающего должность соответствующую полученной рабочей профессии, квалификации (ОПК-1,ПК-2,3,7,8);

уметь:

- описать конкретный производственный процесс строительства скважин (ОПК-1);

- осуществлять технологические процессы строительства скважин (ПК-2,3,7,8);

- принять участие в конкретном производственном процессе (ОПК-1,ПК-2,3,7,8);

- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве скважин (ПК-2,3,7,8);

владеть:

- навыками применения на практике знаний, полученных во время теоретического обучения и прохождения производственной практики (ОПК-1,ПК-2,3,7,8);

7.4 СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)

Срок проведения практики – 4 недели в июне - июле после окончания четвертого семестра второго года обучения.

Практика проводится на буровых предприятиях или в организациях, оказывающих сервисные услуги при строительстве скважин, а также изготавливающих буровое оборудование, контрольно-измерительные приборы и инструмент.

7.5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)

Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу сту­дентов (СРС) и трудоемкость (час) Формы текущего контроля
Организационный этап собрание опрос
Подготовительный этап, инструктаж по технике безопас­ности. Заполнение индивидуальной книжки по практике. инструктаж опрос
Производственный этап, производственный инструктаж, получение производственного задания. Заполнение индивидуальной книжки по практике. инструктаж опрос
Производственный этап, выполнение производственного задания. Заполнение индивидуальной книжки по практике. работа на производстве (5 дней в неделю по 4 часа)   СРС             опрос
Учебный этап, сбор, обработка и системати­зация фактического и литературного материала, наблюдения и другие вы­полняемые обучающимся самостоятельно виды работ. Заполнение индивидуальной книжки по практике. Подготовка отчета по практике. Семинар   СРС   опрос
Аттестационный этап, собеседование по результатам практики и сдача зачета.   собеседование зачет
  Итого:    

Содержание первой производственной практики.

7.5.1. Строительство скважин

Подготовительные работы к монтажу бурового оборудования

Подготовка площадки для строительства скважины. Планировка, отсыпка и обваловка площадки. Сооружение дорог, фундаментов под вышку и привышечные сооружения, амбаров. Гидроизоляция технологических площадок амбаров. Обустройство инженерной системы канализации стоков с технологических площадок. Подготовка трассы к перетаскиванию вышки и тяжелых блоков бурового оборудования.

Монтаж инженерных коммуникаций. Строительство производственных и бытовых помещений. Монтаж систем энерго-, водо – и теплообеспечения.

Наземные сооружения и буровое оборудование

Назначение буровой установки. Функциональная схема буровой установки. Классификация и нормальный ряд буровых установок. Характеристика основных параметров буровой установки каждого класса. Комплект буровой установки. Назначение и краткая характеристика основных узлов и блоков. Типовые схемы расположения оборудования. Кинематическая схема буровой установки. Основания буровых установок для бурения скважин на суше. Назначение и общее устройство: элементов талевой системы, кронблока, крюкоблока, талевого каната, буровых лебёдок, роторов, буровых насосов, буровых шлангов, вертлюгов. Виды оснастки талевой системы. Типы приводов буровых установок. Силовые агрегаты.

Монтаж бурового оборудования

Подготовка вышки и тяжелых блоков к передвижению. Перетаскивание вышки и тяжелых блоков бурового оборудования, установка их на фундаменты. Переезд мобильных буровых установок. Первичное сооружение вышек на точке бурения. Сборка и оснащение башенных вышек. Сборка и подъём мачтовых вышек. Передвижение буровой установки при кустовом бурении скважин.

Монтаж блоков и узлов буровой установки. Заключительные работы при монтаже.

Подготовительные работы к бурению скважины

Оснащение буровой средствами механизации труда и автоматизации. Монтаж вспомогательной лебёдки. Оснастка талевой системы. Монтаж успокоителя талевого каната. Монтаж и испытание противозатаскивателя талевого блока. Монтаж и настройка индикатора веса, индикатора крутящего момента ротора, измерителей давления, расходомеров. Подвеска и регулировка механических ключей для свинчивания и развинчивания труб. Подвеска бурового шланга и вертлюга с ведущей трубой. Монтаж верхнего силового привода. Оснащение лаборатории буровых растворов. Установка средств электрозащиты, плакатов по технике безопасности, оснащение средствами первой помощи и индивидуальной защиты, оборудование бытовых помещений.

Опрессовка нагнетательных линий буровых насосов и пневмосистемы. Испытание работы бурового оборудования на холостом ходу. Забуривание и спуск шурфа. Монтаж автозатаскивателя и приспособления для заведения крюка в серьгу вертлюга, приспособления против разбрызгивания бурового раствора, установка приспособления для надевания предохранительных колец на бурильные трубы. Забуривание и устройство шахтного направления. Подвоз, разгрузка и складирование бурильных труб, долот, обсадных труб для кондуктора, инструмента, материалов и реагентов.

Комплектование необходимой документации (пусковой, инструктивной, журналов и др.). Проведение пусковой конференции.

Бурение скважины

Классификация породоразрушающего инструмента по принципу разрушения горной породы, по назначению, по конструкции, по количеству элементов. Принцип работы долота. Основные схемы опор. Промывочные устройства долот. Крепление долот к бурильному инструменту, конструкция досок отворота. Классификация износа долот.

Калибрующе-центрирующий инструмент. Устройство и классификация забойных двигателей. Назначение и основные элементы бурильной колонны. Параметры режима бурения и показатели работы долота.

Назначение и типы промывочных жидкостей. Применяемые химреагенты. Приготовление и очистка промывочных жидкостей.

Крепление скважин

Назначение и конструкция обсадных труб, их соединения. Основные базовые тампонажные материалы. Способы цементирования обсадных колонн.

Противовыбросовое оборудование

Назначение и виды устьевого противовыбросового оборудования. Типовые схемы оборудования устья скважины. Назначение обратных клапанов и шаровых кранов.

7.6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

Промежуточная аттестация по итогам первой производственной практики проводится в форме собеседования и зачета. По возвращении с производственной практики в образовательную организацию студент вместе с научным руко­водителем от профильной кафедры обсуждает итоги практики и собранные материалы. При этом формулируется тема работы. В дневнике по производственной практике руко­водитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его доклад и отзыв руко­водителя от производственной организации, приведенный в дневнике. Студент пишет краткий отчет о практике, который включает в себя общие сведе­ния об изучаемом объекте. Защита отчета о производственной практике происходит перед специальной комисси­ей кафедры. При сдаче зачета обучающемуся задаются вопросы, сформулированные так, чтобы проверить его знания, относящиеся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины, например:

1. Подготовительные работы к монтажу бурового оборудования (ОПК-1,ПК-2,3,7,8).

2. Подготовительные работы к бурению (ОПК-1,ПК-2,3,7,8)

3. Типы долот и забойных двигателей (ОПК-1,ПК-2,3,7,8).

4. Виды противовыбросового оборудования (ОПК-1,ПК-2,3,7,8).

5. Содержание геолого-технического наряда (ОПК-1,ПК-2,3,7,8).

6. Осложнения и инциденты при бурении скважин (ОПК-1,ПК-2,3,7,8).

7.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)

В процессе проведения первой производственной практики применяются стандартные образовательные и производственные технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе предприятия.

Во время прохождения производственной практики студент обязан вести индивидуальную книжку по практике, в которой он отражает в хронологическом порядке ход выполнения производственного задания, а также записывает полученные сведения о наблюдениях, измерениях и других видах самостоятельно выполненных работ. Допускается ведение дневника в электронном виде с использованием персонального компьютера.

Формами проведения практики могут быть:

- самостоятельная работа обучающихся с библиотечным фондом и Интернет - ресурсами для подготовки отчета по практике;

- практика в качестве стажеров/практикантов на буровом или сервисном предприятиях;

- изучение технологических процессов строительства скважин и изготовления бурового оборудования в реальных производственных условиях.

В отчете о прохождении производственной практики должны найти отражение следующие структурные элементы:

- Титульный лист (Приложение 4).

- Введение:

• Цель, место, дату начала и продолжительность практики.

- Основная часть:

• описание соответствующего подразделения предприятия, где проходит практика;

• перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики;

• описание выполненной индивидуальной работы и полученные результаты;

• вопросы охраны труда и промышленной безопасности;

• вопросы охраны недр и окружающей среды;

• краткие ответы на вопросы к отчету по практике для студентов, работающих или замещающих на соответствующих должностях (Приложение 7).

- Заключение:

• характеристика навыков и умений, приобретенных на практике.

• впечатления от практики

- Список использованных источников.

- Приложения (при наличии).

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов на производственной практике.

В процессе производственной практики студент изучает технологии, используемые в процессе строительства скважин, знакомится с организацией производства, изучает функции и формы работы вспомогательных подразделений бурового предприятия. При этом особое внимание уделяется:

● изучению содержания оперативного инженерно-технического обеспечения технологических процессов при строительстве скважин;

● сбору исходной информации для контрольных работ по профильным дисциплинам;

● знакомству с методами ведения организационной работы в различных подразделениях бурового предприятия.

Помимо указанных в перечне материалов студент должен привлекать результаты собственных наблюдений, материалов из сообщений и докладов сотрудников организации и т.п.

Наши рекомендации