Структура контрольной работы
Исходя из целей (задач) обучения и видов предусмотренных контрольных заданий, по структуре контрольная работа должна содержать следующие элементы:
1) Титульный лист, содержащий все необходимые реквизиты, предусмотренные внутренним стандартом НГУЭУ (типовая форма титульного листа приведена в Приложении 1).
2) Содержание, отражающее объем и структуру выполненной студентом работы (пример оформления содержания контрольной работы приведен в Приложении 2).
3) Основная часть, в рамках которой должны быть выполнены отдельные задания контрольной работы, предусмотренные настоящими методическими указаниями.
4) Список литературы, содержащий перечень нормативных документов и литературных источников, фактически изученных автором в процессе выполнения контрольной работы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТУ
Задание № 1: Тестовые задания
При выполнении задания № 2 необходимо выбрать правильные ответы на вопросы тестовой системы. Вопросы тестовых заданий приведены в разделе 7 «Материалы тестовой системы». При выполнении задания № 2 следует переписать вопросы теста с предложенными вариантами ответов, указав правильный ответ. Каждый вариант тестовых заданий включает десять вопросов. Распределение тестовых вопросов по вариантам приведено ниже в Таблице 2:
Таблица 2
Номер варианта контрольной работы | Номера тестовых заданий |
Вариант № 1 | 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 |
Вариант № 2 | 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 |
Вариант № 3 | 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 |
Вариант № 4 | 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 |
Вариант № 5 | 1, 6, 9, 14, 17, 22, 25, 30, 33, 38 |
Вариант № 6 | 2, 5, 10, 13, 18, 21, 26, 29, 34, 37 |
Вариант № 7 | 3, 8, 11, 16, 19, 24, 27, 32, 35, 40 |
Вариант № 8 | 4, 7, 12, 15, 20, 23, 28, 31, 36, 39 |
Вариант № 9 | 1, 4, 8, 11, 15, 18, 22, 25, 29, 32 |
Вариант № 10 | 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31 |
При выполнении тестовой части контрольной работы студент должен опираться в первую очередь на нормативно-правовые акты и комментарии к ним. Целью решения тестовых заданий является обобщение материала по избранной теме и его самостоятельный анализ и комментарий. Обратите внимание, что на вопрос теста может быть дан только один правильный ответ. Выбор и написание правильного ответа на вопрос теста должны быть читаемой однозначно, без помарок и исправлений, затрудняющих определение буквы ответа студента.
Максимально возможное количество баллов за ответы тестовых заданий – 30, по 3 балла за каждый правильный ответ соответственно.
Задание № 2: Ситуационные задачи
В задании № 2 вниманию студента предлагаются практические ситуации жилищных правоотношений. Ситуационные задачи содержат ряд вопросов, ответы на которые студенту предстоит дать развернуто и мотивировано с применением ссылок на конкретные нормы права. Таким образом, выполнение задания № 2 предполагает, прежде всего, работу студента с нормативно-правовыми актами жилищного законодательства.
Каждый из вариантов содержит по две ситуационные задачи. Рекомендованный объем ответа на каждую задачу 5-6 печатных страниц. Распределение перечня контрольных задач представлено в Таблице 3:
Таблица 3
№ варианта | Контрольные задачи №№ |
Вариант 1 | 1, 11 |
Вариант 2 | 2, 12 |
Вариант 3 | 3, 13 |
Вариант 4 | 4, 14 |
Вариант 5 | 5, 15 |
Вариант 6 | 6, 11 |
Вариант 7 | 7, 12 |
Вариант 8 | 8, 13 |
Вариант 9 | 9, 14 |
Вариант 10 | 10, 15 |
Общими критериями оценки ответа являются полнота и правильность решения задачи, умение логично, кратко и аргументировано излагать существующие точки зрения и собственную позицию, формулировать выводы.
Распределение максимально возможного количества баллов по отдельным структурным элементам ответа приведено в таблице:
Таблица 4
Задание № 2: Ситуационное задание | 70 баллов | |
Задача 2.1 | 35 баллов | |
в том числе по структурным элементам ответа: | 2.1.1 Полный мотивированный ответ на вопрос, поставленный в задаче со ссылками на конкретные нормы права | 30 баллов |
2.2.1 Стиль ответа | 5 баллов | |
Задача 2.2 | 35 баллов | |
в том числе по структурным элементам ответа: | 2.2.1 Полный мотивированный ответ на вопрос, поставленный в задаче со ссылками на конкретные нормы права | 30 баллов |
2.2.2 Стиль ответа | 5 баллов |
Содержание задания № 2:
ЗАДАЧА № 1
В трехкомнатной квартире по договору социального найма проживали супруги Манжосовы и их совершеннолетняя дочь – Манжосова С. Для возможности отдельного проживания от родителей Манжосова С. обратилась в суд с иском о размене трехкомнатной квартиры и предоставлении ей отдельной однокомнатной квартиры.
1. Какое решение должен принять суд и почему?
2. В каком порядке производится обмен жилыми помещениями, занимаемыми по договорам социального найма?
ЗАДАЧА № 2
Гражданин Щапов, собственник трехкомнатной квартиры, заключил брак с гражданкой Сусловой. После вступления в брак Суслова стала проживать в квартире мужа и зарегистрировалась по месту жительства. Вскоре у них родился сын. В связи с частыми ссорами супруги расторгли брак, после чего Щапов потребовал от бывшей супруги освободить квартиру в месте с сыном, так как он хочет вступить в брак с другой женщиной и создать новую семью. Однако Суслова отказалась покинуть место проживания, ссылаясь на то, что у нее и их несовершеннолетнего сына нет иного жилья и возможности проживать в другом месте они не имеют, а в расторжении брака виноват прежде всего сам Щапов. Для разрешения сложившейся ситуации бывшие супруги обратились в суд.
1. Какое решение должно быть вынесено судом, почему?
2. Каковы права бывших членов семьи собственника жилого помещения на проживание в данном помещении?
3. В каких случаях бывшие члены семьи собственника жилого помещения подлежат выселению, в том числе без предоставления иного жилого помещения, а в каких нет?
ЗАДАЧА № 3
Гражданин Иванов, проживающий в доме барачного типа, не отвечающего установленным для жилых помещений требованиям, обратился к администрации Заельцовского района г. Новосибирска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением администрации в постановке на такой учет Иванову было отказано.
1. В каком порядке может быть оспорено данное решение?
2. Какое решение должен принять суд, почему?
3. При наличии каких условий Степанов имеет право встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении?
ЗАДАЧА № 4
Гражданка Никанорова, по профессии парикмахер, имея в собственности двухкомнатную квартиру на первом этаже многоквартирного дома, оборудовала отдельный вход (не через подъезд) и обустроила квартиру под парикмахерскую, где и стала принимать клиентов. Соседи потребовали прекратить работу парикмахерской и вернуть помещение в первоначальное состояние, указывая на отсутствие у Никаноровой соответствующего решения о переводе жилого помещения в нежилое. Никанорова отказалась, ссылаясь на то, что парикмахерская находится не над жилыми помещениями, что оборудован отдельный вход, сама она проживает в другом месте, а так как она является собственником данного помещения, никакого другого решения, кроме как ее собственного, не требуется.
1. Каковы пределы пользования жилыми помещениями?
2. Каков порядок перевода жилого помещения в нежилое?
3. Возможен ли самостоятельный перевод жилого помещения в нежилое собственником такого помещения?
4. Каковы возможные правовые последствия действий гражданки Никаноровой?
ЗАДАЧА № 5
Гражданин Батурин, собственник однокомнатной квартиры в многоквартирном доме, ссылаясь на недостаток площади своего жилого помещения, отделил перегородкой часть помещения подъезда непосредственно пред входом в свою квартиру и стал использовать его для своих нужд. Соседи Батурина не возражали. Далее в соседней квартире сменился собственник. Новый сосед Батурина – гражданин Некрасов стал требовать от Батурина снести установленную им перегородку и освободить занимаемую им часть подъезда для возможности пользования всеми жителями многоквартирного дома. Батурин не согласился с требованиями Некрасова, поясняя, что установленная им перегородка не мешает проходу в квартиру Некрасова и была установлена до его появления. Батурин обратился в суд.
1. Как должен решить суд данное дело и почему?
2. К какой категории имущества относятся помещения подъезда многоквартирного дома?
3. Каковы пределы владения и пользования таким имуществом?
ЗАДАЧА № 6
Имея в собственности двухкомнатную квартиру в многоэтажном многоквартирном доме, гражданин Воронов производил ремонт в данной квартире, демонтировал стену, объединив туалет с ванной, и перенес сантехническое оборудование, руководствуясь тем, что так будет просторней и повысится комфортность проживания в квартире. На вопросы соседей о соответствующем разрешении на переустройство и перепланировку, он ответил, что все производил по проекту, выполненному специализированной организацией, и что этого вполне достаточно. Однако соседи были обеспокоены сохранением прочности конструкции здания и сообщили об этом в муниципальные органы.
1. Каков порядок переустройства и перепланировки жилых помещений?
2. Каковы возможные правовые последствия действий гражданина Воронова?
3. Как бы разрешалась данная ситуация, если бы гражданин Воронов был не собственником, а нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма?
ЗАДАЧА № 7
Гражданин Захаревич, работая в муниципальном учреждении мэрии г. Новосибирска, получил служебное жилое помещение и поселился с семъей. По прошествии некоторого времени Захаревич уволился из муниципального учреждения по собственному желанию, но предоставленное жилое помещение покинуть отказался. Мэрия г. Новосибирска обратилась в суд о прекращении договора найма служебного жилого помещения и выселении гражданина Захаревича, указав в иске, что основанием является прекращение трудовых отношений.
1. Какое решение примет суд, почему?
2. Каковы условия и порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений?
3. Каковы условия и порядок выселения граждан из служебных жилых помещений?
ЗАДАЧА № 8
Семье Толстолобовых – двум пожилым супругам и совершеннолетнему сыну, была предоставлена двухкомнатная квартира по договору социального найма. Однако вот уже на протяжении около года Толстолобовыми не вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, на что супруги Толстолобовы поясняют, что у них не достаточно для этого средств, а их совершеннолетний сын – что часто находится в длительных командировках и не является нанимателем по договору, а только членом семьи нанимателя (отца). Наймодатель для разрешения сложившейся ситуации вынужден был обратиться в суд.
1. С какими требованиями в суд может обратиться наймодатель в данной ситуации, и каковы тогда могут быть правовые последствия для семьи Толстолобовых?
2. Каковы обязанности дееспособных членов семьи нанимателя по обязательствам, вытекающим из договора социального найма?
3. В каком порядке могут быть предоставлены субсидии и произведены компенсации гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?
ЗАДАЧА № 9
Общество с ограниченной ответственностью «Конкор», располагаясь в собственном офисе на первом этаже многоквартирного дома, пренебрегало участием на общем собрании собственников помещений данного дома, не смотря на соответствующие уведомления. В дальнейшем руководство ООО «Конкор» отказалось подписывать договор управления данным многоквартирным домом с выбранной решением общего собрания управляющей организацией ООО «ЖКХ», мотивируя тем, что они не принимали участие в собрании, не поддерживают данное решение и хотели бы подписать договор управления с другой управляющей организацией.
1. Каков порядок организации, проведения и принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме?
2. Прокомментируйте правовую позицию руководства ООО «Конкор». В какой мере она соответствует нормам действующего законодательства, почему?
ЗАДАЧА № 10
Мэрией г. Новосибирска для возможности устройства транспортной магистрали было принято решение об изъятии земельного участка на территории города, на котором находился индивидуальный жилой дом в собственности гражданина Сидорова. Данное решение мэрии было зарегистрировано в порядке регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а Сидоров был уведомлен о предстоящем изъятии его жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором находится его дом, для муниципальных нужд. В связи с данной ситуацией мэрией было предложено Сидорову на выбор: заключить соглашение о выкупе его дома или предоставление другого жилого помещения. Сидоров категорически отказался, пояснив, что не желает проживать в другом жилом помещении и в другом месте, и сослался на свои конституционные права, что никто не может быть выселен принудительно из своего жилища. После этого Сидоров начал производить ремонт и значительные улучшения своего дома.
1. Каков возможный порядок действий Мэрии г. Новосибирска в данной ситуации?
2. Как должны обеспечиваться жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, на котором находится такое жилое помещение?
ЗАДАЧА № 11
Гражданка Белкина проживала в собственной комнате в трехкомнатной коммунальной квартире многоквартирного дома. В двух других комнатах проживали семьи Рохлиных и Кавязиных. Площадь комнаты Белкиной – 10 кв.м, площадь комнаты семьи Рохлиных – 14 кв.м, площадь комнаты семьи Кавязиных – 16 кв.м, общая площадь коммунальной квартиры – 60 кв.м, совокупная площадь всех помещений многоквартирного дома, не относящихся к помещениям общего пользования – 8 000 кв.м.
На почве уборки помещений вспомогательного использования в коммунальной квартире и содержания иного общего имущества в коммунальной квартире между соседями возникали частые споры. По мнению Рохлиных и Кавязиных их соседка Белкина, являясь собственником одной из трех комнат, обязана нести бремя содержания общего имущества в коммунальной квартире в размере одной трети. С такой позицией Белкина была не согласна, поясняя, что площадь ее комнаты меньше, чем у ее соседей, а, кроме того, она проживает одна, а соседи семьями.
Не достигнув согласия с соседями, Белкина решила продать свою комнату, для чего разместила соответствующее объявление в газете. На предложение соседей продать комнату им, Белкина категорически отказалась, так как считала, что соседи нарочно усугубляли отношения, чтобы вынудить ее продать им комнату.
1. Разрешите данную ситуацию с точки зрения правовых норм жилищного законодательства.
2. Каков правовой режим общего имущества в коммунальной квартире?
3. Приведите расчеты доли гражданки Белкиной в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире, а заодно и в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
4. Кто имеет преимущественное право покупки комнаты в коммунальной квартире?
ЗАДАЧА № 12
Гражданин Шлемов был обеспокоен ситуацией, когда под окнами его квартиры многоквартирного дома, в которой он проживал на правах собственника, появился киоск по продаже продуктов и слабоалкогольных напитков с круглосуточным режимом работы. Оживленное движение граждан, которое возникло с появлением киоска, раздражало Шлемова. Соседи также разделяли его позицию. На вопрос Шлемова и его соседей к владельцу киоска о законности его деятельности в данном месте, было сказано, что на это получено разрешение правления ТСЖ, которое было организовано в данном доме. Владелец киоска предъявил письменный документ, подтверждающий, согласие правления ТСЖ на размещение киоска на придомовой территории. Члены правления ТСЖ пояснили, что согласились на размещения киоска в данном случае, учитывая отдельные пожелания других жителей дома. Гражданин Шлемов и его соседи потребовали немедленно убрать киоск с придомовой территории, возник спор.
1. Разрешите данный спор с точки зрения правовых норм жилищного законодательства.
2. В чьей компетенции принятие решения о передаче в пользование придомовой территории многоквартирного дома, в каком порядке должно быть принято такое решение?
3. Каковы перспективы Шлемова и его соседей при обращении в суд с целью разрешения данного спора?
ЗАДАЧА № 13
Собственник однокомнатной квартиры в многоквартирном доме Лютиков был удивлен, увидев объявление при входе в подъезд дома о необходимости внесения собственниками помещений платы на строительство современной детской площадки во дворе дома. В объявлении также говорилось, что решение о таком строительстве было принято на недавнем общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. В связи с несогласием вносить указанную плату Лютиков обратился к другим собственникам помещений за разъяснениями, почему его не пригласили на собрание, где решался вопрос строительства. Ему ответили, что соседи неоднократно приходили сообщить о предстоящем общем собрании, но в эти моменты его не было дома, и поэтому собрание состоялось без его участия. Не согласившись с возникшей ситуацией, Лютиков обратился за консультацией к юристу.
1. Каков порядок организации общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
2. Какова компетенция общего собрания?
3. Каков порядок принятия решений общим собранием?
4. Существует ли возможность у гражданина Лютикова оспорить решение общего собрания по поводу данного строительства?
ЗАДАЧА № 14
Член ЖСК «Совет» гражданка Панамарева, не полностью выплатившая свой паевой взнос и проживающая в трехкомнатной квартире дома ЖСК с супругом, страдающим эпилепсией с частыми припадками, решила сдать одну из комнат квартиры внаем своей знакомой гражданке Любченко. Любченко согласилась на условия найма и, являясь медсестрой, заодно обещала помогать Панамаревой в уходе за мужем. Однако правление ЖСК на дало согласие на заключение договора найма между Панамаревой и Любченко.
1. Каковы правила сдачи внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива?
2. Правомерны ли действия правления ЖСК?
3. При каком условии члену ЖСК не требуется согласие правления для сдачи внаем жилого помещения?
ЗАДАЧА № 15
Гражданин Бабарыкин обратился в Ленинский районный суд г. Новосибирска с требованием обязать наймодателя жилого помещения, которое они занимают с супругой по договору социального найма, разрешить вселить его брата. В своем заявлении в суд Бабарыкин указал, что супруга не возражает против вселения его брата, и он неоднократно обращался к нанимателю с просьбой разрешить такое вселение, но получал отказ, где говорилось, что после вселения в данную квартиру общая площадь квартиры на одного члена семьи составит 10,5 кв.м, а учетная норма в г. Новосибирске составляет 12 кв.м. Однако при этом гражданин Бабарыкин беспрепятственно вселил в данную квартиру своего несовершеннолетнего сына от первого брака.
1. Какие лица могут быть отнесены к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма?
2. Каковы правила вселения нанимателем граждан в помещение, занимаемое по договору социального найма, в качестве членов своей семьи?
3. Какое решение, по Вашему мнению, вынесет суд, почему?
4. Поясните правовую позицию наймодателя в данной ситуации.