Тема 1. Основные положения жилищного права Российской Федерации.

К.С. СЫСОЕВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО»

НОВОСИБИРСК 2007

Учебно-методический комплекс «Жилищное право» предназначен дать студентам теоретическое представление о правовом регулировании отношений, складывающихся в процессе реализации прав граждан на жилище, а так же ориентирован на получение и некоторых практических навыков, как то: использование специальной правовой терминологии, работа с нормативно-правовыми актами, разрешение некоторых практических ситуаций на основе знания правовых норм жилищного законодательства.

Данный комплекс включает в себя программу учебной дисциплины, задание для выполнения контрольных работ, список нормативных актов, основной и дополнительной литературы, курс лекций, словарь терминов и тестовые задания.

Учебно-методический комплекс «Жилищное право» ставит задачу помочь студенту-заочнику методически правильно и эффективно организовать изучение дисциплины, выполнить контрольную работу и успешно сдать зачет (экзамен).

Предназначено для студентов заочной формы обучения по специальности «Юриспруденция».

РАЗДЕЛ 1: Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

Учебно-методический комплекс курса «Жилищное право» составлен для студентов Института заочного обучения, обучающихся как на базе высшего, так и среднего образования, и предназначен для овладения данной правовой дисциплиной, в том числе для подготовки и выполнению контрольной работы и сдачи зачета (экзамена) по данному курсу.

Цель создания данного учебно-методического комплекса ­– изложить в доступной и систематизированной форме наиболее важные составляющие данной дисциплины, что призвано значительно облегчить изучение и усвоение теоретических основ курса «Жилищное право». Все предлагаемые части комплекса между собой тесно связаны структурным и содержательным единством дисциплины, что позволяет добиться необходимой эффективности в запоминании и понимании, как отдельных частей, так и дисциплины в целом.

Комплекс построен на основе учета необходимых учебно-методических требований. Данный комплекс составлен таким образом, что позволяет в наиболее полной и доступной форме отразить всю специфику предмета изучения дисциплины и наглядно продемонстрировать тот уровень требований, который должен предъявляться к знаниям студентов. При этом в структуре и содержании комплекса соблюдается базисное методическое требование, в соответствии с которым изучение предмета должно начинаться с общих понятий и категорий и двигаться от общего к частному, и в данном случае – от общих принципов к конкретным институтам жилищного права.

В соответствии с указанными основными требованиями учебно-методический комплекс предусматривает деление материала на несколько крупных тем (разделов), каждый из которых содержит материал, необходимость изучения которого диктуется как содержанием науки «Жилищное право», так и всего жилищного законодательства.

Предлагаемый теоретический материал (тексты лекций) представлен в удобной для восприятия форме последовательной систематизации. Для эффективности усвоения дисциплины предлагаются контрольные вопросы по каждой теме, а также список рекомендуемой для изучения литературы, словарь основных терминов и понятий дисциплины «Жилищное право» и задания-тесты как необходимый элемент проверки знаний студентов. Несмотря на то, что предлагаемый учебно-методический комплекс содержит краткий текст лекций, необходимо обратить внимание студентов на то, что он не является единственным источником информации по курсу.

В настоящее время опубликован и издан целый ряд учебников и научно-практических пособий по предлагаемой к изучению дисциплины «Жилищное право». При этом обратите внимание, что каждое из этих изданий с разной полнотой освещает теоретические и практические аспекты данной дисциплины. Поэтому рекомендуется для получения более глубоких знания изучать не один, а несколько источников (учебников, учебных пособий) одновременно. Особое внимание следует обратить на год издания библиографических источников и подбирать их с учетом даты вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ – 01.03.2005г. Не рекомендуется использовать старые учебники и научно-методические пособия, выполненные на основе норм Жилищного кодекса РСФСР, так как многие институты «Жилищное права» претерпели значительные изменения.

Надо отметить, что при изучении тем данной дисциплины не обязательно строго придерживаться предложенного списка литературы, вполне возможно, и даже желательно, использование иной монографической литературы и других источников, при этом надо обратить внимание на то, чтобы используемые источники были, по возможности, последних лет выпусков.

Предлагаемая в данном учебно-методическом комплексе тестовая система предназначена для самооценки качества изучения материала курса и для итогового контроля по завершении учебы. В данном случае студенту предлагается ответить на несколько вопросов по уже изученному теоретическому курсу дисциплины «Жилищное право». Из всех вариантов предлагаемых ответов на поставленный вопрос правильным может являться не только один.

Важно отметить, что изучение предлагаемого курса «Жилищное право» требует детального ознакомления с нормативной базой, для чего рекомендуется обратиться к постатейным материалам и комментариям к Жилищному Кодексу РФ, части первой и второй Гражданского кодекса (глава 17, 18, 35) и других нормативно-правовых актов, регулирующих жилищную сферу.

Необходимо по возможности использовать справочные компьютерные правовые базы «Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс» и т.п. с целью более полного ознакомления с действующим жилищным законодательством и его изменениями, что позволит быть в курсе всех изменений и дополнений текущего законодательства и находить по предлагаемым ссылкам официальные материалы. В данных справочных системах имеется возможность поиска кратких комментариев текущего законодательства, а также ответы на вопросы и другая важная информация.

Следует отметить, что в работе над учебным материалом наиболее эффективным приемом является систематизация информации, приведение ее в структурно-логическую схему и визуальную форму в виде схематизирования ответов на вопросы, что способствует наилучшему запоминанию учебного материала.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра гражданского и хозяйственного права

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Для специальности

021100 «Юриспруденция»

для студентов заочной формы обучения

Разработчик: К.С. Сысоев

Новосибирск 2007

РАЗДЕЛ 2: Рабочая программа учебной дисциплины

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности).

2.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «жИЛИЩНОЕ ПРАВО»

Государственный образовательный стандарт учебной дисциплины «Жилищное право» отсутствует. Требования к минимуму содержания учебной программы дисциплины «Жилищное право» установлены разработчиком учебно-методического комплекса и утверждены заседанием кафедры.

Основные положения жилищного права Российской Федерации. Жилищное законодательство РФ. Субъекты и объекты жилищных правоотношений. Жилищный фонд. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое. Переустройство и перепланировка жилого помещения. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения. Общее имущество в многоквартирном доме. Органы управления многоквартирным домом. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Приватизация жилых помещений социального использования. Специализированный жилищный фонд. Основания и порядок предоставления специализированных жилых помещений. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы. Товарищество собственников жилья. Регистрационный учет граждан по месту жительства в пределах Российской Федерации. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Управление многоквартирными домами.

2.2. Цели и задачи курса

Учебная дисциплина «Жилищное право» играет важную роль в формировании у будущего юриста максимально полных представлений о регулировании общественных отношений в жилищной сфере, а также о единстве российской системы жилищного законодательства. В связи с этим освоение дисциплины «Жилищное право» является ценной составляющей полноценной юридической подготовки.

Дисциплина «Жилищное право» предназначена дать студентам теоретическое представление о правовом регулировании отношений, складывающихся в процессе реализации прав граждан на жилище, а так же ориентирована на получение практических навыков, как то: использование специальной правовой терминологии, работа с нормативно-правовыми актами, разрешение некоторых практических ситуаций на основе знания правовых норм жилищного законодательства.

Курс «Жилищное право» охватывает вопросы прав и обязанностей субъектов жилищных правоотношений, порядок предоставления и пределы пользования жилыми помещениями, способы управления многоквартирными домами, затрагивает вопросы регистрационного учета граждан по месту жительства, приватизации жилых помещений и другое.

Основными целями курса являются:

1. Приобретение навыка использования правовой терминологии;

2. Усвоение студентами информации о содержании действующего жилищного законодательства;

3. Формирование практических навыков работы с жилищным законодательством;

4. Приобретение навыков применения норм жилищного права к конкретным жизненным ситуациям.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- формирование у студентов знаний об основных понятиях, категориях и институтах жилищного права;

- приобретение навыков практического применения норм жилищного права при решении различных практических ситуаций, возникающих при реализации гражданами жилищных прав.

При изучении материала по учебному курсу студент будет участником разнообразных форм учебной работы:

- теоретических занятий (лекций);

- семинарских занятий;

- внеаудиторных занятий в виде подготовки к семинарским и практическим занятиям;

- участия в научных конференциях.

2.3. Требования к уровню освоения учебной дисциплины

По окончании курса обучения студенты должны:

- уметь последовательно и доказательно (с выделением главного) излагать правовой материал;

- иметь представление об основных принципах правового регулирования жилищных отношений;

- знать содержание важнейших нормативных актов и разъяснять их содержание;

- применять правовые знания при оценке поступков и фактов реальной жизни в области жилищных отношений, которые имеют юридическое значение.

- уметь подбирать правовую литературу, составлять конспекты и тезисы выступлений по вопросам жилищного права.

2.4. Формы контроля по дисциплине

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебными планами предусмотрены различные формы контроля (зачет, экзамен).

Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому.

Текущий контроль.Осуществляется на практических (семинарских) занятиях. При выставлении оценок текущего контроля учитывается как степень усвоения студентами теоретического материала, так и умение решать практические задачи.

Студенты заочной формы обучения в течение семестра выполняют контрольную работу, результат который является основанием для допуска к экзамену (зачету) по дисциплине.

2.5. Тематический план учебной дисциплины

(Распределение часов)

Наименование тем Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Новосибирск (6 лет / 3,5 года) Представительства (6 лет / 3,5 года)
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Лекции Самостоятельная работа Лекции Самостоятельная работа
Тема 1. Основные положения жилищного права Российской Федерации. 2,0 2,0 4,0 1,5 / 1,0 6,0 / 24,0 1,0 / 1,0 6,0 / 32,0
Тема 2. Перевод, переустройство и перепланировка жилых помещений. 1,0 1,0 2,5 0,5 / 0,5 4,0 / 16,0 0,5 / 0,5 4,0 / 20,0
Тема 3. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения. 2,5 2,5 5,0 2,0 / 1,0 7,0 / 28,0 1,5 / 1,5 8,0 / 40,0
Тема 4. Органы управления многоквартирным домом. 1,0 1,0 2,5 0,5 / 0,5 4,0 / 14,0 0,5 / 0,5 4,0 / 20,0
Тема 5. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. 2,0 2,0 4,0 1,5 / 1,0 7,0 / 28,0 1,5 / 1,5 7,0 / 36,0
Тема 6. Приватизация жилых помещений социального использования. 0,5 0,5 1,0 0,5 / 0,25 2,0 / 6,0 0,25 / 0,25 2,0 / 6,0
Тема 7. Специализированный жилищный фонд. 1,5 1,5 4,0 1,5 / 1,0 7,0 / 24,0 1,0 / 1,0 7,0 / 34,0
Тема 8. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы. 1,5 1,5 4,0 1,0 / 0,5 6,0 / 20,0 1,0 / 1,0 6,0 / 32,0
Тема 9. Товарищество собственников жилья. 1,5 1,5 4,0 1,0 / 0,5 6,0 / 20,0 1,0 / 1,0 6,0 / 32,0
Тема 10. Регистрационный учет граждан по месту жительства в пределах Российской Федерации. 0,5 0,5 1,0 0,5 / 0,25 2,0 / 6,0 0,25 / 0,25 2,0 / 6,0
Тема 11. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги. 2,0 2,0 4,0 1,0 / 1,0 6,0 / 22,0 1,0 / 1,0 6,0 / 32,0
Тема 12. Управление многоквартирными домами. 1,0 1,0 3,0 0,5 / 0,5 4,0 / 14,0 0,5 / 0,5 5,0 / 24,0
Итого: 17,0 17,0 39,0 12,0 / 8,0 61,0 / 222,0 10,0 / 10,0 63,0 / 314,0

Содержание отдельных учебных тем

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.)
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26.11.2001г. N 146-ФЗ.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ.
  7. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983г.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ.
  9. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1.
  10. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ.
  11. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30.06.2002г. № 78-ФЗ;
  13. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10.01.1996г. № 6-ФЗ.
  14. Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004г. № 215-ФЗ.
  15. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ.
  16. Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000г. № 136-ФЗ;
  17. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № 76-ФЗ;
  18. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. № 154-ФЗ.
  19. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004г. № 210-ФЗ.
  20. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» от 13.10.2004 г. № 1315.Постановление Правительства «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» от 28.01.2006г. № 47.

21. Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23.05.2006г. № 307.

22. Постановление Правительства РФ «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» от 06.02.2006г. № 75.

23. Постановление Правительства РФ «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» от 13.06.2006г. № 373.

24. Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 14.12.2005г. № 761.

25. Постановление Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 17.05.2002г. № 319.

26. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» от 16.06.2006г. № 378.

27. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004г. № 506.

28. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» от 26.01.2006г. № 42.

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» от 21.01.2006 г. № 25.

30. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 03.03.2007г. № 137.

31. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» от 13.08.2006г. № 491.

32. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» от 23.09.2006г. № 306.

33. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» от 21.05.2005г. № 315.

34. Постановление Правительства РФ «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» от 28.04.2005г. № 266.

35. Постановление Правительства РФ «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» от 10.08.2005г. № 502.

36. Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» от 25.02.2005г. № 18.

37. Решение городского Совета г. Новосибирска «О Положении о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска» от 28.09.2005г. № 94.

Основная литература

1. Борисов А.Б. Комментарий к Жилищному кодексу РФ (постатейный). – М.: Книжный мир, 2005.

2. Гришаев С.П. Жилищное право: Повторительный курс в вопросах и ответах. – М.: Норма, 2007.

3. Грудцына Л.Ю. Жилищное право. Учебное пособие. – М.: Элит, 2007.

4. Жилищное право России: Практический курс/Под ред М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005.

5. Жилищное право, учеб. для вузов по спец 021100 «Юриспруденция» / под ред. И.А. Еремичева, П.В. Алексия. – М.: ЮНИТИ Закон и право, 2006.

6. Ивакин В.Н. Жилищное право: Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

7. Кантор Н.Е., Кантор П.Ю. Комментарий к закону Российской Федерации «О праве граждан российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах российской федерации», – М.: Юстицинформ, 2004.

8. Титов А.А. Жилищное право РФ: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

9. Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебник. – М.: Велби, 2007.

Дополнительная литература

  1. Батяев А.А. Жилищное право. Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006.
  2. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Краткий курс. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  3. Козлова Е.Б. Жилищное право: Учебное пособие. – М.: Риор, 2006.
  4. Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. – М.: Статут, 2000.
  5. Кубанкина Е. И. Жилищное право. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2006.
  6. Свит Ю.П. Жилищное право: учебное пособие. – М.: Юрист, 2005.
  7. Смоленский М. Б. Жилищное право. 100 экзаменационных ответов. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2006.
  8. Филиппова Е.Н. Жилищное право: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2006.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Методические указания

Новосибирск 2007

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Настоящая контрольная работа является обязательным элементом системы промежуточного контроля знаний студентов, обучающихся в рамках заочной формы обучения по дисциплине «Жилищное право».

Задания, выполняемые студентами в процессе решения контрольной работы, ориентированы на достижение следующих задач обучения:

1) Закрепление знаний, составляющих основное содержание теоретической части курса, посредством организации работы студента с нормативно-правовыми актами и дополнительной литературой;

2) Формирование профессиональных практических навыков, посредством работы студента с набором ситуационных задач.

В соответствии с задачами обучения, контрольная работа содержит два вида контрольных заданий, в совокупности позволяющих оценить степень соответствия знаний и навыков студента установленным требованиям:

Задание № 1 Тестовые задания отражают требования к необходимому объему теоретических знаний в области жилищного права
Задание № 2 Ситуационные задачипреследует цель практического применения теоретических положений и нормативных актов


ПРАВИЛА ВЫБОРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Настоящие методические указания содержат 10 (десять) самостоятельных вариантов заданий для выполнения контрольной работы. Вариант определяется студентом по последней цифре номера зачетной книжки, в соответствии с таблицей:

Таблица 1

Номер варианта контрольной работы Последняя цифра номера зачетной книжки студента
Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Вариант № 4
Вариант № 5
Вариант № 6
Вариант № 7
Вариант № 8
Вариант № 9
Вариант № 10

Работы, выполненные не по своему варианту, не принимаются и не подлежат проверке.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТУ

Задание № 1: Тестовые задания

При выполнении задания № 2 необходимо выбрать правильные ответы на вопросы тестовой системы. Вопросы тестовых заданий приведены в разделе 7 «Материалы тестовой системы». При выполнении задания № 2 следует переписать вопросы теста с предложенными вариантами ответов, указав правильный ответ. Каждый вариант тестовых заданий включает десять вопросов. Распределение тестовых вопросов по вариантам приведено ниже в Таблице 2:

Таблица 2

Номер варианта контрольной работы Номера тестовых заданий
Вариант № 1 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Вариант № 2 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Вариант № 3 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Вариант № 4 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Вариант № 5 1, 6, 9, 14, 17, 22, 25, 30, 33, 38
Вариант № 6 2, 5, 10, 13, 18, 21, 26, 29, 34, 37
Вариант № 7 3, 8, 11, 16, 19, 24, 27, 32, 35, 40
Вариант № 8 4, 7, 12, 15, 20, 23, 28, 31, 36, 39
Вариант № 9 1, 4, 8, 11, 15, 18, 22, 25, 29, 32
Вариант № 10 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31

При выполнении тестовой части контрольной работы студент должен опираться в первую очередь на нормативно-правовые акты и комментарии к ним. Целью решения тестовых заданий является обобщение материала по избранной теме и его самостоятельный анализ и комментарий. Обратите внимание, что на вопрос теста может быть дан только один правильный ответ. Выбор и написание правильного ответа на вопрос теста должны быть читаемой однозначно, без помарок и исправлений, затрудняющих определение буквы ответа студента.

Максимально возможное количество баллов за ответы тестовых заданий – 30, по 3 балла за каждый правильный ответ соответственно.

Задание № 2: Ситуационные задачи

В задании № 2 вниманию студента предлагаются практические ситуации жилищных правоотношений. Ситуационные задачи содержат ряд вопросов, ответы на которые студенту предстоит дать развернуто и мотивировано с применением ссылок на конкретные нормы права. Таким образом, выполнение задания № 2 предполагает, прежде всего, работу студента с нормативно-правовыми актами жилищного законодательства.

Каждый из вариантов содержит по две ситуационные задачи. Рекомендованный объем ответа на каждую задачу 5-6 печатных страниц. Распределение перечня контрольных задач представлено в Таблице 3:

Таблица 3

№ варианта Контрольные задачи №№
Вариант 1 1, 11
Вариант 2 2, 12
Вариант 3 3, 13
Вариант 4 4, 14
Вариант 5 5, 15
Вариант 6 6, 11
Вариант 7 7, 12
Вариант 8 8, 13
Вариант 9 9, 14
Вариант 10 10, 15

Общими критериями оценки ответа являются полнота и правильность решения задачи, умение логично, кратко и аргументировано излагать существующие точки зрения и собственную позицию, формулировать выводы.

Распределение максимально возможного количества баллов по отдельным структурным элементам ответа приведено в таблице:

Таблица 4

Задание № 2: Ситуационное задание 70 баллов
Задача 2.1 35 баллов
в том числе по структурным элементам ответа: 2.1.1 Полный мотивированный ответ на вопрос, поставленный в задаче со ссылками на конкретные нормы права 30 баллов
2.2.1 Стиль ответа 5 баллов
Задача 2.2 35 баллов
в том числе по структурным элементам ответа: 2.2.1 Полный мотивированный ответ на вопрос, поставленный в задаче со ссылками на конкретные нормы права 30 баллов
2.2.2 Стиль ответа 5 баллов

Содержание задания № 2:

ЗАДАЧА № 1

В трехкомнатной квартире по договору социального найма проживали супруги Манжосовы и их совершеннолетняя дочь – Манжосова С. Для возможности отдельного проживания от родителей Манжосова С. обратилась в суд с иском о размене трехкомнатной квартиры и предоставлении ей отдельной однокомнатной квартиры.

1. Какое решение должен принять суд и почему?

2. В каком порядке производится обмен жилыми помещениями, занимаемыми по договорам социального найма?

ЗАДАЧА № 2

Гражданин Щапов, собственник трехкомнатной квартиры, заключил брак с гражданкой Сусловой. После вступления в брак Суслова стала проживать в квартире мужа и зарегистрировалась по месту жительства. Вскоре у них родился сын. В связи с частыми ссорами супруги расторгли брак, после чего Щапов потребовал от бывшей супруги освободить квартиру в месте с сыном, так как он хочет вступить в брак с другой женщиной и создать новую семью. Однако Суслова отказалась покинуть место проживания, ссылаясь на то, что у нее и их несовершеннолетнего сына нет иного жилья и возможности проживать в другом месте они не имеют, а в расторжении брака виноват прежде всего сам Щапов. Для разрешения сложившейся ситуации бывшие супруги обратились в суд.

1. Какое решение должно быть вынесено судом, почему?

2. Каковы права бывших членов семьи собственника жилого помещения на проживание в данном помещении?

3. В каких случаях бывшие члены семьи собственника жилого помещения подлежат выселению, в том числе без предоставления иного жилого помещения, а в каких нет?

ЗАДАЧА № 3

Гражданин Иванов, проживающий в доме барачного типа, не отвечающего установленным для жилых помещений требованиям, обратился к администрации Заельцовского района г. Новосибирска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением администрации в постановке на такой учет Иванову было отказано.

1. В каком порядке может быть оспорено данное решение?

2. Какое решение должен принять суд, почему?

3. При наличии каких условий Степанов имеет право встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении?

ЗАДАЧА № 4

Гражданка Никанорова, по профессии парикмахер, имея в собственности двухкомнатную квартиру на первом этаже многоквартирного дома, оборудовала отдельный вход (не через подъезд) и обустроила квартиру под парикмахерскую, где и стала принимать клиентов. Соседи потребовали прекратить работу парикмахерской и вернуть помещение в первоначальное состояние, указывая на отсутствие у Никаноровой соответствующего решения о переводе жилого помещения в нежилое. Никанорова отказалась, ссылаясь на то, что парикмахерская находится не над жилыми помещениями, что оборудован отдельный вход, сама она проживает в другом месте, а так как она является собственником данного помещения, никакого другого решения, кроме как ее собственного, не требуется.

1. Каковы пределы пользования жилыми помещениями?

2. Каков порядок перевода жилого помещения в нежилое?

3. Возможен ли самостоятельный перевод жилого помещения в нежилое собственником такого помещения?

4. Каковы возможные правовые последствия действий гражданки Никаноровой?

ЗАДАЧА № 5

Гражданин Батурин, собственник однокомнатной квартиры в многоквартирном доме, ссылаясь на недостаток площади своего жилого помещения, отделил перегородкой часть помещения подъезда непосредственно пред входом в свою квартиру и стал использовать его для своих нужд. Соседи Батурина не возражали. Далее в соседней квартире сменился собственник. Новый сосед Батурина – гражданин Некрасов стал требовать от Батурина снести установленную им перегородку и освободить занимаемую им часть подъезда для возможности пользования всеми жителями многоквартирного дома. Батурин не согласился с требованиями Некрасова, поясняя, что установленная им перегородка не мешает проходу в квартиру Некрасова и была установлена до его появления. Батурин обратился в суд.

1. Как должен решить суд данное дело и почему?

2. К какой категории имущества относятся помещения подъезда многоквартирного дома?

3. Каковы пределы владения и пользования таким имуществом?

ЗАДАЧА № 6

Имея в собственности двухкомнатную квартиру в многоэтажном многоквартирном доме, гражданин Воронов производил ремонт в данной квартире, демонтировал стену, объединив туалет с ванной, и перенес сантехническое оборудование, руководствуясь тем, что так будет просторней и повысится комфортность проживания в квартире. На вопросы соседей о соответствующем разрешении на переустройство и перепланировку, он ответил, что все производил по проекту, выполненному специализированной организацией, и что этого вполне достаточно. Однако соседи были обеспокоены сохранением прочности конструкции здания и сообщили об этом в муниципальные органы.

1. Каков порядок переустройства и перепланировки жилых помещений?

2. Каковы возможные правовые последствия действий гражданина Воронова?

3. Как бы разрешалась данная ситуация, если бы гражданин Воронов был не собственником, а нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма?

ЗАДАЧА № 7

Гражданин Захаревич, работая в муниципальном учреждении мэрии г. Новосибирска, получил служебное жилое помещение и поселился с семъей. По прошествии некоторого времени Захаревич уволился из муниципального учреждения по собственному желанию, но предоставленное жилое помещение покинуть отказался. Мэрия г. Новосибирска обратилась в суд о прекращении договора найма служебного жилого помещения и выселении гражданина Захаревича, указав в иске, что основанием является прекращение трудовых отношений.

1. Какое решение примет суд, почему?

2. Каковы условия и порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений?

3. Каковы условия и порядок выселения граждан из служебных жилых помещений?

ЗАДАЧА № 8

Семье Толстолобовых – двум пожилым супругам и совершеннолетнему сыну, была предоставлена двухкомнатная квартира по договору социального найма. Однако вот уже на протяжении около года Толстолобовыми не вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, на что супруги Толстолобовы поясняют, что у них не достаточно для этого средств, а их совершеннолетний сын – что часто находится в длительных командировках и не является нанимателем по договору, а только членом семьи нанимателя (отца). Наймодатель для разрешения сложившейся ситуации вынужден был обратиться в суд.

1. С какими требованиями в суд может обратиться наймодатель в данной ситуации, и каковы тогда могут быть правовые последствия для семьи Толстолобовых?

2. Каковы обязанности дееспособных членов семьи нанимателя по обязательствам, вытекающим из договора социального найма?

3. В каком порядке могут быть предоставлены субсидии и произведены компенсации гражданам на оплату жилого помещения и коммунал

Наши рекомендации