Определение целей организации
Целеполагание – это следующий после стратегического анализа этап формирования стратегического плана предприятии.
Процесс целепологания условно разбивается на два крупных этапа:
1. Определение миссии предприятия.
2. Процесс определения целей развития первичного хозяйственного звена.
Миссия предприятия представляет собой основную ее цель. Ясно изложенная миссия предприятия содействует улучшению качества стратегических решений. Миссия предприятия имеет в своем составе ряд элементов.
Первый элемент миссии – базовые направления –выключает в себя :
1. Направление «показатели / рынок» ( коньюктура рынка –что «надо»?)
2. Направление «продукт/услуга» (устремленность предприятия – что «хочу»?)
3. Направление технологических целей (возможности предприятия – что «могу»?)
Второй элемент миссии – рост и прибыльность – обеспечивают укрепление позиций на рынке и устойчивое развитие предприятия в будущем.
Третий элемент миссии – уровень и структура предпринимательства ,-определяются владельцами предприятия и его высшим руководством.
Под уровнем предпринимательства понимается состояние экономической и производственной деятельности предприятия на рассматриваемый промежуток времени.
В любой момент времени предприятие может находиться в одном из трех состояний:
1. Стадия роста.
2. Состояние стабилизации.
3. Необходимость выживания ( защита своих интересов перед внешней окружающей средой).
Структура предпринимательства на предприятии может принимать одну из следующих форм :
1. Простой бизнес – однопродуктовый ( одноотраслевой ).
2. Доминантный бизнес – диверсифицированное производство с упором на какой – то один продукт ( отрасль).
3. Относительный бизнес – диверсифицированное производство , где старый доминантный продукт ( отрасль) вытесняется новым.
4. Безотносительный бизнес – равноправное отношение всех продуктов ( отраслей) в диверсифицированном производстве.
Четвертый элемент миссии – социальная ответственность.
Различают следующие сферы социальной ответственности:
1. Повышение уровня жизни населения.
2. Социальная защищенность работников предприятия.
3. Самоконтроль своих действий на рынке.
Данное направление включает в себя контроль качества выпускаемой продукции , продуманную ( с точки зрения социальной ориентации) политику ценообразования , цивилизованную борьбу с конкурентами за рынки сбыта.
Каждая структурная единица предприятия , например цех , участок, отдел,
отдельные работники обладает своей конкретной целью. В связи с этим успешность стратегического плана предприятия в целом достается балансом между целями предприятия в целом и его структурных подразделений. В ряде случаев цели предприятия , его подразделений и отдельных работников являются противоречивыми.
Важной задачей целеполагания является недопущение антагонизма между целями работников , подразделений и организации в целом , что должно приводить к нахождению компромиссных решений.
В завершении сформулируем основные требования к целеполаганию:
1. Ориентированность на тенденции внешней деловой окружающей среды.
2. Скоординированность целей между собой ( их непротиворечивость).
3. Обеспечение возможности разработки конкретных планов действии , а также контроля над их реализацией
Цели стратегического управления можно определить как желаемые результаты деятельности. Эффективное управление и планирование основано обычно на установлении системы целей, которые могут быть достигнуты в результате выполнения плана. В качестве основополагающих выделяют цели удовлетворения трех групп участников деятельности фирмы: потребителей, собственников, работников, причем как показывает практика ведущих фирм эти цели должны быть сбалансированы. Недостаточное внимание к одной из них неминуемо сказывается на результате деятельности фирмы в целом, поскольку эти три группы целей тесно взаиможействуют между собой.
Кроме целей участников деятельности фирмы выделяют основные (общесистемные) цели, которые связаны с предыдущими и одновременно отражают желаемые результаты деятельности.
Питер Фракер выделяет 7 важнейших области общесистемного целеполагиания ??? :
1. Рентабельность
2. Производительность
3. Ответственность
4. Нововведение
5. Положение на рынке
6. Материальные и финансовые ресурсы
7. Установки и результативность руководства
Далее общесистемные цели могут быть разукрупнены и выражены в конкретных показателях объема продаж или выручки от реализации; темпов роста прибыли; в том числе общего размера валовой прибыли и прибыли от реализации; норма прибыли; показателях производительности труда; оборачиваемости капитала; отдача основного капитала; в показателях доли рынка, конкурентоспособности; в показателях эффективности управления, др.
Основные цели организуют фундамент для установления целей по ключевым функциональным подсистемам фирмы, таким как: маркетинг, производство, персонал, НИОКР, финансы.
Таким образом фирма в долгосрочной, текущей перспективе устанавливает не одну, а множество целей которые имеют определенную иерархию и которую в процессе стратегического управления необходимо некоторым образом упорядочить, классифицировать, ранжировать.