Методы стратегического анализа внешней среды организации.
Характеристика и цели анализа внешней среды предприятия
Цели внешнего анализа:
Основное назначение анализа внешней среды – выявить и уяснить О и Т, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия.
Внешний анализ является частью SWOT-анализа.
Под «О» понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привезти к повышению объема производства и прибыли. Таким «О» для предприятия является, например: рост дохода населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т.д.
«Т» – это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия ослабить его конкурентный статус. К числу «Т» можно отнести: снижение покупательской способности населения, неблагоприятные демографические изменения, и т.д.
Внешний анализ направлен на выявление реальных О и Т связанных с изменением внешней среды предприятия.
Факторы внешней среды.
Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию.
По степени воздействия на процессы протекающие в рамках компании выделяют 2 группы внешних факторов:
- Макросреда – группа факторов «отдаленного» водействия и включает в себя «общие» факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность компании, но могут влиять на ее долгосрочные решения.
К факторам макросреды относят:
- Политические факторы: государственный строй, государственное устройство, партии и их влияние, государственное законодательство и право и т.д.
- Экономические факторы: экономическая система, состояние экономики и конъюнктуры рынка, экономическое и налоговое законодательство, государственная политика во внешней торговле и т.д.
- Демографические факторы: численность, состав и структура населения, тенденции изменения демографической структуры населения, социальный состав населения, средний уровень доходов, доходы отдельных социальных групп
- Научно-технические факторы: научно-технические открытия, изменения технологии производства, внедрение новых видов продукции и материалов и т.д.
- Культурно-исторические факторы: установки, жизненные ценности и традиции, наличие малых культурных и национальных групп и т.д.
- Природно-экологические факторы: климат, обеспеченность природными ресурсами, экологическая безопасность, экологические нормы и правила.
- Микросреда, к которой относятся факторы непосредственного влияния (ближнего окружения) или отраслевые факторы:
!!!СХЕМА!!!
К микросреде относятся факторы прямого воздействия, т.е. факторы непосредственно влияющие на деятельность предприятия.
К этим факторам следует отнести: поставщиков всех видов ресурсов, потребителей, посредников с обоих сторон, конкурентов и контактные аудитории (финансовые институты, СМИ, общественность, органы местной власти, гос. управления и др. т.е. все те с кем фирма контактирует в процессе своей текущей деятельности)
Внешняя среда характеризуется 3-мя аспектами:
- Сложностью;
- Подвижностью;
- Неопределенностью.
Под сложностью внешней среды понимают число факторов, на которые организация обязана реагировать, а так уровень вариативности каждого фактора.
Чем больше количество и вариативность факторов, тем более сложными являются условия внешней среды.
Подвижность среды это скорость с которой происходят изменения в окружении фирмы. Подвижность среды различна для различных фирм, а так же у подразделений одной и той же фирмы.
Наиболее подвижна внешняя среда для фирм занятых в электронной промышленности, информатике и технологиях, производстве компьютеров и др.
Внутри фирмы с высокой подвижностью среды сталкиваются подразделения связанные с разработкой новой продукции, маркетингом и сбытом.
Неопределенность внешней среды – определяют количеством и точностью информации, которой располагает предприятие.
Чем неопределенней внешнее окружение, тем сложней принимать эффективные решения.