Анализ литературных источников.
На наш взгляд корпус российской социологической литературы указывает, на такой элементарный и общий болезнетворный фактор, как разрушение социальной сплоченности людей, глубокое расслоение общества и экономическая несправедливость. Мы считаем, что это причины произошедших и происходящих гражданских войн во многих странах мира. Бывали войны по причине того, что богатые присвоили себе все богатства общества, становились жадными, и стремились увеличить своё богатство любой ценой. Создавали монополии, совершали действия, наносящие вред обществу, и преступали законы Всевышнего в распоряжении своим имуществом. Использовали бедных как рабов у себя, не отдавали им даже самые простые права и к тому же требовали с них налоги. Получалось так, что бедные платили налоги богатым, и это, конечно, приводило к восстаниям ущемленных бедных. Бывало, наоборот, когда бедные претендовали на все, что имели богатые и начинали притеснять богатых, поступать с ними несправедливо и это приводило к восстаниям ущемленных богатых. Как мы видим, в обоих случаях результат один, о котором предупредил Пророк Мухаммад, и сказал: «Берегите себя от скупости, потому что именно из-за скупости были погублены народы до вас, так как их скупость приказывала им разрывать отношения между собой».
Цель закята и его значение.
Цель, которую преследует ислам, обязывая людей выплачивать закят, состоит не столько в сборе денежных средств, оказании помощи слабым и нуждающимся, сколько в том, чтобы помочь человеку возвыситься над материальными вещами и стать их господином, перестав быть их рабом. Ввиду этого цели закята в равной степени касаются как дающего, так и берущего его, в чём и заключается отличие закята от устанавливаемых самими людьми налогов, поскольку для организаций, взимающих эти налоги, налогоплательщик является только источником доходов или пополнения их казны.
В благородном Коране цель закята, если говорить о богатых людях, с которых он взимается, выражается в двух словах, состоящих всего лишь из нескольких букв, но тем не менее включающих в себя многие его тайны и великие цели. Двумя этими словами являются слова “татхир”(очищение) и “тазкийа”(обеление). Производные об обоих этих слов есть в том благородном аяте, где говорится:
“Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их … ”(“Покаяние”, 103), и оба они охватывают собой все значения очищения как в материальном, так и в духовном смысле. Иначе говоря, это имеет отношение к духу и душе богатого человека в такой же мере, как и к его достоянию и богатству, о чём говорится ниже.
- Закят является средством очищения от скупости.
Закят, который выплачивает мусульманин, выполняя веление Аллаха и стремясь снискать Его благоволение, является средством очищения от скверны грехов в целом и от скверны скупости в частности. Аллах пожелал наделить человека совокупностью определённых внутренних побуждений или же инстинктов, подталкивающих его к приложению своих сил ради обустройства земли, и к числу этих инстинктов относятся любовь к приобретению собственности, себялюбие и инстинкт самосохранения. Одним из результатов воздействия этих инстинктов или же побуждений является проявление человеком скупости по отношению к тому, что ему принадлежит, и его стремление заполучить все материальные блага без учета интересов других людей. Аллах Всевышний сказал: “ … ибо человек (по природе своей) скуп” (“Ночное путешествие”, 100). Аллах Всевышний также сказал: “(Хотя) души и скупы (по своей природе) … ” (“Женщины”, 128). А в одном из хадисов сообщается, что пророк, , сказал: “Ни в коем случае не проявляйте скаредность, ибо, поистине, только из-за скаредности погибли жившие до вас: она повелевала им скупиться, и они скупились, и она повелевала им порывать родственные связи, и они порывали (их), и она повелевала им совершать грехи, и они совершали (их)”. (Абу Дауд; Ахмад)
Таким образом, в этом смысле закят является очищением, другими словами он очищает выплачивающего его человека от скверны губительной скупости, а степень его очищения определяется степенью его щедрости и тем, в какой мере его радует то, что он выплачивает этот закят и тратит свои средства ради Аллаха Всевышнего.
Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха, и освобождался от подчинения всему иному и являлся господином всего того, что есть в этом мире.
А какое бедствие может сравниться с тем, что хотя Аллах и сделал человека Своим наместником и господином на земле, он оказывается в рабстве у собственной души, которая владеет материальными ценностями! И какое бедствие может сравниться с тем, что стяжание богатства становится целью человека, самой большой его заботой, пределом его знания и стержнем его жизни, тогда как создан он для осуществления величайшей миссии и достижения высшей цели!
И неудивительно, что из ниши пророчества изошёл свет, предостерегающий людей от этого бедствия, которое неизбежно постигает того, кто оказывается в рабстве не у Аллаха Всевышнего. Сообщается, что пророк (с.а.в.), сказал: “Да окажется в бедственном положении раб динара, (раб) дирхема и (раб) хамисы … ” (Аль-Бухари).
- Закят приучает к расходованию средств и проявлению щедрости.
Закят не только очищает душу от скаредности, но и готовит его к проявлению таких качеств как щедрость и готовность расходовать и дарить.
Учёные специализирующиеся в области педагогики и нравственности едины во мнении о том, что привычки оказывают глубокое воздействие на характер, поведение и ориентацию человека. Так, у мусульманина, который привыкает к расходованию своих средств и выплате закята со своих посевов каждый раз, как он собирает урожай, и со своих доходов каждый раз, как он их получает, и со своего скота, наличных денег и товаров каждый год, когда подходит срок выплат1, и который выплачивает закят разговения каждый раз, когда наступает праздник разговения, у такого мусульманина привычка дарить и расходовать становится одним из укоренившихся свойств и черт характера.
Человек, привыкший расходовать то, что ему принадлежит, и жертвовать часть своего достояния ради утешения своих братьев и участия в том, что приносит пользу его народу, более чем кто бы то ни было далёк от грабежа или воровства, так как мусульманину, отдающему что-либо из своего имущества в стремлении к снисканию благоволения Аллаха, поистине трудно взять то, что ему не принадлежит, и навлечь на себя гнев Аллаха.
- Закят является средством выражения благодарности за благодеяния Аллаха.
Признательность и благодарность за оказанное благодеяние является делом необходимым: это хорошо известно и к этому всегда побуждали разум, сама человеческая природа, нравственная этика, а также все религии и религиозные законы.
Закят пробуждает в душе выплачивающего его человека чувство благодарности по отношению к Аллаху Всевышнему, а также свидетельствует о признании Его милостей и
благодеяний, ведь, как сказал имам аль-Газали, Аллах Всевышний “оказывает Своему рабу благодеяния, которые касаются как самого раба, так и его имущества. Те виды поклонения, которые осуществляются посредством тела, являются выражением благодарности за милости, оказанные телу, а поклонение, имеющее отношение к имуществу, является выражением благодарности за дарованное имущество. Сколь же низок человек, который видит бедняка, испытывающего недостаток в средствах и нуждающегося в них, но душа его не позволяет ему расстаться с одной сороковой или одной десятой частью его достояния и тем самым выразить благодарность Аллаху Всевышнему за то, что Он избавил его от необходимости обращаться с просьбами и сделал так, что в нём нуждаются другие”.
- Лечение сердца от любви к миру этому.
С другой стороны, закят указывает сердцу на его обязанности по отношению к его Господу и к миру вечному и является средством лечения сердца от чрезмерной любви к миру этому и богатству, поскольку, по словам ар-Рази, чрезмерная любовь к этому “заставляет душу забывать о любви к Аллаху и необходимости готовиться к встрече с миром вечным. Ввиду этого шариат по мудрости своей обязывает владельца имущества отдавать часть того, что ему принадлежит, чтобы удержать его от излишней тяги к богатству, помешать душе полностью отдаться ему и указать ей на то, что человека делают счастливым не поиски богатства, а расходование богатств в стремлении снискать благоволение Аллаха Всевышнего. Таким образом, вменение в обязанность закята является подходящим средством лечения, предназначенным для удаления из сердца любви к миру этому”.
Аллах позволил мусульманину накапливать богатства, как позволил ему и пользоваться благами этого мира, однако это не значит, что Ему угодно было сделать это основной задачей и целью его жизни, поскольку человек был создан для высшей цели и для вечной обители. Мир этот создан для человека, а сам человек создан для мира вечного и поклонения Аллаху. Таким образом, мир дальний представляет собой только путь к миру
вечному, и нет ничего дурного в том, чтобы человек украшал и готовил этот путь, однако ему не следует забывать о том, что он должен только использовать его для достижения цели.
Поистине, Аллах дарует богатство и тем, кого Он любит, и тем, кого Он не любит, мусульманам и не мусульманам, благочестивым и грешникам, ведь Аллах Всевышний сказал:
“И тех, и этих - всех наделяем Мы (благами) из даров Господа твоего, и дары Господа твоего (ни для кого) не запретны” (“Ночное путешествие”, 20).
Если человек обладает богатством, это ещё не может служить указанием на его достоинство и благо, поскольку достоинство и благо состоят лишь в том, чтобы щедро расходовать средства ради Аллаха, на пути Аллаха и в стремлении к снисканию того, что есть у Аллаха.
С точки зрения ислама богатство есть благо и благодеяние, однако это благо является для человека таким же средством испытания как и зло, ведь Аллах Всевышний сказал:
“ … и Мы подвергнем вас искушению злом и благом для испытания … ” (“Пророки”, 35). И Аллах Всевышний также сказал:
“Ваши богатства и ваши дети - не что иное, как искушение… ” (“Взаимный обман”, 15). И Аллах Всевышний также сказал:
“Что же касается человека, то, когда Господь его испытывает его, жалуя его и оказывая ему благодеяния, он (с гордостью) говорит: “Господь мой почтил меня” (“Заря”, 15).
Счастлив человек, считающий самого себя лицом, которому доверено распоряжаться какими-то средствами и который расходует их в соответствии с велениями Аллаха Всевышнего, Который сказал:
“ … и расходуйте из того, в чём Он сделал вас наследниками” (“Железо”, 7) .
- Закят способствует внутреннему возвышению человека.
Один из аспектов очищения, который осуществляется благодаря закяту, состоит в том, что он способствует внутреннему возвышению богатого человека, ведь человек, который совершает благое и одобряемое шариатом и отдает другим то, что ему принадлежит, будет оказывать помощь своим братьям по вере, тем самым выполняя свой долг перед Аллахом. При этом он будет чувствовать радость и ощущать то, что должен ощущать человек, одержавший победу над своим врагом, так как он и в самом деле одержал победу над страстями своей души собственной слабостью, эгоизмом и скупостью.
- Закят вызывает любовь.
Выплата закята вызывает любовь к богатому человеку и связывает его с обществом прочными узами, в основе которых лежат братство и взаимопомощь. Вполне естественно, что, когда люди узнают о том, что человек желает принести им пользу, старается привести их к благу и отвести от них вред, они начинают любить его, а их души неизбежно склоняются к нему, поскольку сердца людей устроены так, что они любят тех, кто делает им добро, и ненавидят делающих им зло. И когда бедные знают о том, что богатый человек расходует на них часть своего богатства и что расходует он тем больше, чем больше достаётся ему самому, они поддерживают его, обращаясь к Аллаху с горячими мольбами за такого человека, и эти мольбы становятся причиной того, что этот человек продолжает жить в благоденствии и сохраняет своё богатство, о чём говорит так: Ар-Рази
– И на это указывают слова Всевышнего:
“ … что же касается того, что приносит людям пользу, то оно останется на земле” (“Гром”, 17).
- Закят очищает богатство.
Закят способствует не только очищению души, но также очищению и увеличению достояния богатого человека. Закят является средством очищения достояния, но если на него имеет право и кто-то другой, это богатство становится нечистым, а очистить его можно только с помощью уплаты с него обязательного закята. Один из наших предшественников сказал об этом так: “Один присвоенный камень в стене дома является залогом того, что он будет разрушен”. То же самое касается даже одного дирхема, на который имеет право бедняк: этот дирхем является причиной того, что всё богатство становится нечистым, и поэтому пророк, , говорит: “Если ты выплатил закят со своего имущества, это значит, что ты удалил от себя его зло” (Аль/Хаким).
- Закят способствует увеличению богатства.
Помимо этого закят способствует увеличению богатства и тому, что оно становится благословенным. Некоторым людям это может показаться странным, поскольку внешне выплата закята, представляющая собой выделение части имущества, выглядит как его уменьшение, так как же закят может способствовать его росту и увеличению?!
Однако знающим людям известно, что эта убыль является только внешней, а на самом деле она приводит к увеличениюсобранных средств и увеличению богатства богатого человека
ввиду того, что та малая часть, которую он отдаёт, возвращается к нему многократно возросшей за счёт известных и неизвестных ему источников.
Если дать этому психологическую оценку, то мы увидим, что динар уплатившего закят человека, которого любят сердца других людей, за которого возносятся мольбы и которого оберегают другие люди, обладает большей силой и эффективностью, чем несколько динаров, принадлежащих кому-нибудь другому. Возможно, что экономическое объяснение причин увеличения богатства благодаря выплате закята является частью того, на что указывают аяты Корана.
Так, например, Аллах Всевышний сказал: “ … а что бы вы ни потратили, Он возместит вам, ведь Он - лучший из дарующих пропитание” (“Саба”, 39).
Аллах Всевышний также сказал: “Шайтан обещает вам бедность и велит вам (творить) непотребное (имеется в виду все греховное), Аллах же обещает вам прощение от Него и милость, а Аллах – Всеобъемлющий, Знающий” (“аль-Бакара”, 268).
Аллах Всевышний также сказал: “ … а то, что вы отдали в качестве закята ради Аллаха, - таким приумножится (отданное)” (“Румы”, 39). Аллах Всевышний также сказал: “Аллах уничтожит рост и увеличит милостыню “ (“аль-Бакара”, 276).
Однако здесь не следует забывать также и о промысле Аллаха в том, что касается возмещения и увеличения отданного человеком в качестве закята и о причинах чего мы не ведаем, ведь Аллах дарует, что желает и кому желает по милости Своей, “и Аллах Обладатель великой милости”(“ Железо”, 21).
Далее, та часть имущества мусульманина, которая взимается с него ежегодно, становится для него стимулом к самостоятельному или совместному с кем-нибудь ещё использованию и приумножению своего богатства, чтобы закят и в самом деле не уменьшил его достояния, а это использование в соответствии с установлением Аллаха приносит хозяину денег в несколько раз больше того, что было у него взято.
Если говорить о том, кто имеет право на получение собранных в качестве закята средств, то закят является средством избавления человека от того, что унижает его достоинство, а также средством оказания ему практической и психологической поддержки в его борьбе с превратностями жизни.
- Закят избавляет от нужды тех, кто его получает.
Ислам хочет, чтобы люди жили хорошо и безбедно, пользовались дарами небес и земли и наслаждались счастьем, во всём ощущая благодеяния Аллаха.
Эта религия объявляет удовлетворение материальных запросов важным элементом обретения человеком счастья. Сообщается, что посланник Аллаха (с.а.в.), сказал: “…(приносит) счастье: жена, вид которой тебе нравится и которую ты (можешь) покинуть, оставаясь спокойным как за неё, так и за своё имущество, и послушное верховое животное, которое быстро доставит тебя к твоим друзьям, и дом, который является просторным и удобным…” (Аль-Хаким). В другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (с.а.в.), сказал: “Четыре вещи делают человека счастливым: праведная жена, просторное жилище, праведный сосед и хорошее верховое животное, а четыре (других являются признаками) злополучия: плохой сосед, плохая жена, тесное жилище, и плохое верховое животное” (Ибн Хиббан).
Эти слова представляют собой прекрасное замечание пророка (с.а.в.), касающееся воздействия семейной жизни, средств передвижения, жилища и соседей на счастье или злополучие человека, и правильность сказанного им полностью подтверждается самой жизнью.
Да, одна из целей ислама состоит в том, чтобы богатство приносило людям счастье, и эта религия выступает против того, чтобы они страдали от бедности, и отрицательное отношение к ней ислама становится ещё более резко выраженным, если причиной бедности являются недостатки в системе распределения, а также несправедливости и притеснения, которым подвергают друг друга члены общества.
Разница между исламской системой и материалистическими системами, которые ограничиваются одними только материальными интересами, преуспеванием и достатком, заключается в конечной цели таких систем, стремящихся к созданию рая на земле, тогда как иного рая для них не существует.
Если же говорить об исламской системе, то богатство и зажиточная жизнь рассматривается в ней только как средство для того, чтобы помогать душам людей возвышаться к их Господу и чтобы заботы о хлебе насущном и борьба за существование не отвлекали их от познания Аллаха, поддержания должной связи с Ним и стремления к жизни вечной, которая лучше и надёжнее.
Когда у людей есть всё необходимое для них самих и для тех, кто находится на их иждивении, они получают возможность вести спокойную жизнь, смиренно поклоняясь своему Господу, Который избавил их от голода и страха.
Наиболее веским доказательством отрицательного отношения ислама к бедности и его любви к богатству и хорошей жизни является то, что Аллах Всевышний даровал богатство Своему посланнику (с.а.в.). Аллах Всевышний сказал: “… и нашёл он тебя нуждающимся и избавил от нужды” (“ад-Духа”, 8 аят). Аллах даровал богатство мусульманам после переселения в Медину, и Аллах Всевышний сказал: “ … а Он дал вам пристанище, и поддержал вас Своей помощью, и наделил вас из благ (Своих), чтобы вы были благодарными” (“Добыча”, 26).
Сообщается, что посланник Аллаха (с.а.в.), обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержанности и богатстве”. Аллахумма, инни ас‘алюкяль худа, ваттука, валь‘афафа вальгына (Муслим). И посланник Аллаха (с.а.в.), указывал, что у благодарного богача есть преимущество над терпеливым бедняком, поскольку в одном из хадисов сообщается, что его сподвижники однажды сказали ему: “ … обладающим богатством достанутся все награды … ” (Аль-Бухари; Муслим).
Исходя из всего этого, Аллах и вменил в обязанность закят, сделав его одной из основ исламской религии. Закят следует брать у богатых и отдавать бедным, чтобы благодаря этому бедный человек мог удовлетворять свои материальные потребности в еде, питье, одежде и жилище, а также такие свои насущные потребности как заключение брака, что признаётся улемами одной из необходимых вещей, и потребности духовные, например, обеспечение книгами обладающих знанием и стремящихся к нему.
Благодаря всему этому бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. И благодаря этому бедный человек ощущает себя активным членом общества, а не потерянной вещью, на которую никто не обращает внимания. И он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его, проявляет о нём заботу и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его, человек же принимает эту помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженным, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.
- Закят очищает от зависти и ненависти.
Помимо всего вышеупомянутого закят является средством избавления от недуга зависти и неприязни для человека, который его берёт. Если человек, задавленный бедностью и нуждой, видит вокруг себя, наслаждающихся благосостоянием и живущих в полном достатке людей, которые не протягивают ему руку помощи, а оставляют его один на один с его бедностью, сердце его не сможет остаться свободным от ненависти и злобы по отношению к обществу, бросившему его на произвол судьбы, ведь скупость и эгоизм порождают только ненависть и зависть по отношению к любому преуспевающему человеку. Ислам строит взаимоотношения между людьми на основе объединяющего их братства, а это братство, в свою очередь, основывается на том, что все они являются людьми и все они придерживаются общего вероучения, в связи с чем пророк (с.а.в.), сказал: “Будьте братьями, о рабы Аллаха … ” (Муслим) И пророк (с.а.в.), сказал: “Мусульманин мусульманину брат” (Аль-Бухари; Муслим).
Однако подобное братство никогда не сможет ни возникнуть, ни упрочиться, если кто-то из братьев будет сытым, а других оставит голодать, видя это, но ничем им не помогая. Подобное отношение приводит к разрыву связей между братьями и разжиганию пламени чувств неприязни и он будет испытывать по отношению к богатому, чему и противодействует ислам, не допуская подобного. Зависть и неприязнь являются недугами в равной степени как физическими, так и психологическими, и они приводят к возникновению такой опасной болезни как язва желудка и повышению кровяного давления. Кроме того, подобные чувства оказывают вредное воздействие на производительность и экономическое положение общества, так как человек, испытывающий их, является либо плохим производителем, либо вообще ничего не может произвести, ведь вместо того, чтобы хорошо работать, он тратит свою энергию на ненависть и зависть, и неудивительно, что пророк (с.а.в.), назвал это бедствие “болезнью общин”. И он предостерёг свою общину об опасности, которая может подползти к ней подобно скорпионам и прочим ядовитым насекомым: “(Может) подкрасться к вам болезнь (других) общин (существовавших) до вас: зависть и ненависть. Эта ненависть (подобна) бритве, и я не говорю, что она сбривает волосы (ибо эта бритва) искореняет религию” (Ат-Тирмизи).