Закят делится на две основные части.
1. Закят разговения (закят уль-фитр, который выплачивает каждый человек)
2. Закят с имущества (закят уль-мал,который, выплачивают люди с излишка собственности)
Первая часть закята - связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., недопустимые для постящегося, так же, как пища и питье.
Вторая часть закята - делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Условия при которых выплата закята становится обязанностью:
1) Быть мусульманином. (Кяфир не должен выплачивать закят, потому что Закят - это очищение и то, что возвышает человека).
2) Разумным (Закят с денег и имущества малолетнего и безумца не выплачивается и этого не следует требовать от их опекунов, поскольку закят является одной из форм поклонения в чистом виде, а с малолетним и безумцем об этом говорить не приходится. Обязательно взимать с имущества таких людей десятину и закят разговения, так как это имеет отношение к продуктам питания и также связано с законными правами рабов Аллаха. На слабоумного распространяется действие тех же установлений, что и на ребенка, и поэтому взимать закят с его имущества не следует).
3) Достигшим совершеннолетия (Совершеннолетним в Исламе становится дееспособный подросток, достигший половой зрелости (мальчики достигают пол. зрелости от 12 до 15 лет; девочки - от 9 до 15 лет)). Ушр (закят с урожая) выплачивается и тогда, когда хозяином поля, сада, огорода является ребёнок, раб или недееспособный.
4) Свободным (раб или человек, находящийся в частичной зависимости, не должен выплачивать закят).
5) Состоятельным (необходимо наличие имущества сверх предметов первой необходимости для собственной семьи, за вычетом долгов и в определенном количестве. Минимальное количество имущества (Нисаб), с которого надо выплачивать закят, различается. Например, с золота надо выплачивать закят, если его количество соответствует 20-ти мискалямзолота (96 гр.). С серебра надо выплачивать закят, если его количество соответствует 200-там дирхемам серебра (672 гр.). Общая стоимость 96-ти гр. золота и 672-х гр. серебра - одинакова. Так как в мазхабе Ханафи 1 гр. золота условно приравнивается к 7-ми граммам серебра. Ушр (закят с урожая) обязаны выплачивать даже должники.
Если человек обладает имуществом или деньгами, с которых следует выплачивать закят, но при этом является должником, из этого сначала следует вычесть полную сумму долга, а закят выплачивать с оставшегося в том случае, когда остаток равен облагаемому закятом минимуму или превышает его. Если же остаток будет меньше установленного минимума, то закят не выплачивается, поскольку в подобном случае человек считается бедняком. Выплата закята с имущества, количество которого не достигает нисаба, не является обязательной. Но если человек который должен был выплатить закят и в эти дни взявший в долг, то его долг не считается этот человек должен будет закят выплатить.
Если человек потерял имущество после того как закят стал обязателен, то на этот счет есть два мнения: 1. Абу Ханифа считает, что если всё имущество человека пропадает не вследствие его расточительности, необходимость в выплате закята отпадает. 2. Если имущество утрачивается в результате расточительности человека, то выплата закята с него обязательна.
Закят с того, что человеку причитается в качестве долга. Рассмотрим два случая: 1. В первом случае должник признает свой долг и намеревается выплатить его. В подобных обстоятельствах тот, кому должны вернуть долг, обязан выплатить закят с этого долга, однако он не должен делать это, пока не сможет получить деньги и рассчитаться за прошлое. 2. Если должником является человек, испытывающий материальные затруднения, или отказывающийся от уплаты или затягивающий выплату долга, то заимодавец не должен платить закят с этой суммы, так как он не в состоянии ей распоряжаться.
Если человек отложит закят для того, чтобы отдать его тем, кто имеет на него право, и весь этот закят или часть его будут утрачены, то ему необходимо заплатить утраченное снова, поскольку это является его долгом, который он должен отдать тем, кому повелел Аллах.
Если человек не выплачивал закят в течение нескольких лет, он должен выплатить всю свою задолженность независимо от того, знал он об обязательности закята или нет.
Условия для имущества или денег, с которых выплачивается закят:
а) достижение количества нисаба, т.е. 96 граммов золота, или 672 грамм серебра; Не отдаётся закят с денег заработанных, но ещё не полученных на руки. Если вам не выплачивали определённую сумму в течение 2-х лет или более, то после получения денег, вы выплачиваете закят за все пропущенные годы.
б) владение данным имуществом полный лунный год(354 дня); Как только мусульманин станет обладателем исходного количества имущества, достаточным для выплаты закята, он должен записать эту дату и по прошествии года выплатить закят. Пока не исполнится год с того времени, как человек владеет этим имуществом, выплата закята не обязательна. Если в течение года у него в наличии имущества станет меньше, а затем снова пополнится до необходимой суммы, то ему снова надо будет записать эту новую дату, и снова отсчитав 1 год, выплачивать закят. По истечении одного года выплата закята каждый год с имеющегося имущества становится обязательной. Закят следует выплачивать точно в установленное для него время, задерживать же выплату запрещается, если только человек не лишён возможности сделать это. В подобном случае выплату закята можно отложить до появления такой возможности. Если человек умер, не успев выплатить положенный закят со своего имущества, то закят становится необязательным, и наследники могут выплатить его только по своей воле.
в) имущество должно иметь свойство увеличиваться. Имущество с которого выплачивается закят должно быть увеличивающимся. С имущества которое не увеличивается закят выплачивать не нужно. Увеличение будет от торговли или от рождаемости животных, или деньги, собранный с земли урожай все это считается увеличивающимся имуществом. Драгоценные металлы хоть и не увеличиваются из-за того что они свою цену не теряют с них тоже выплачивается закят.
В течение года имущество будет увеличиваться, животные плодиться и цены увеличиться. Имущество (нисаб) должно быть в начале и в конце. Например: в начале года было 100 г золота, то чтобы выплачивать закят имущество должно в конце года увеличиться.
НИСАБ
Нисаб – это мера богатства, установленная религией. В соответствии с религиозным Законом, Шариатом, состоятельным является тот, кто за вычетом долгов и предметов первой необходимости обладает имуществом или деньгами в размере нисаба.
Для того чтобы отдать закят «Аль-фитр» или совершить жертвоприношение, так же необходимо как минимум обладать нисабом имущества или денег. Но для этого не требуется владеть имуществом полный год и чтобы имущество было увеличивающимся.
РАЗМЕР НИСАБА, С КОТОРОГО ВЫПЛАЧИВАЮТ ЗАКЯТ:
1. Золото: 96 г и более –1/40 часть
2. Серебро: 762 г и более – 1/40 часть
3. Деньги: по нисабу золота 96 г или более – 1/40 часть;
4. Предметы торговли: размер нисаба денег и более - 1/40 часть.
5. Нисаб овец и коз: 40 голов. Закят – одна овца или одна коза.
6. Нисаб коров и буйволов: 30 голов. Закят – 1 годовалый теленок.
7. Нисаб верблюдов: 5 голов. Закят – одна овца или одна коза.
Лошади, ослы и мулы закятом не облагается, если только их не держат для продажи. Они рассматриваются как товар для торговли, их оценивают и к каждому двухсотому дирхему выплачивают по пять дирхемов (то есть 2,5 %), или с каждой лошади по одному динару.
С кладов и рудников нужно выплатить 1/5 часть независимо от стоимости без учёта нисаба и времени последней выплаты.
С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.
При подсчете нисаба не учитываются верблюжата, не достигшие года, ягнята и телята, даже если и достигают нисаба. Если нет годовалой скотины для выплаты закята, то выплачивают взрослой скотиной и берут плату за разницу, а если выплатили молодой скотиной, то добавляют разницу.
Если золото или серебро не достигает нисаба, то разрешается соединение золота и серебра. Также к золоту и серебру или к чему-нибудь одному из них следует добавить деньги, имеющие хождение в данной стране, так как одно равноценно другому, а после этого тот, у кого в целом окажется эквивалент 672 граммов серебра или более того, должен выплатить с этого закят 1/40 часть. Причина запрет соединения золота и серебра который содержится в хадисе, касается не собирания разрозненных частей имущества, принадлежащего одному человеку и находящегося в разных местах, а соединения имущества разных людей.
Если стоимость денежных средств, ценных бумаг и акций эквивалентна стоимости установленного минимума в 672 граммов серебра и более, то с них необходимо выплатить закят 1/40 часть. Если мусульманин владеет акциями какой-либо торговой или промышленной компании, закят с этих акций по истечении каждого года владения ими ему следует выплачивать исходя из их реальной стоимости в размере 1/40 части, как и с наличных денег.
Если стоимость женских украшений эквивалентна стоимости установленного минимума в 672 граммов серебра и более, то с них необходимо выплатить закят 1/40 часть.
Если свадебный дар принят женщиной и он достигает установленного минимума, то необходимо выплатить закят 1/40 часть.
Если кроме свадебного подарка у женщины есть другое имущество, с которого положено выплачивать закят, то ей следует присоединить к своему имуществу любую полученную ей часть свадебного подарка и если их стоимость эквивалентна стоимости установленного минимума в 672 граммов серебра и более, то выплачивать 1/40 часть.
Если стоимость используемых золотых исеребряных сосудов, эквивалентна стоимости установленного минимума в 672 граммов серебра и более, то с них необходимо выплатить закят 1/40 часть.
Человек, сдающий в аренду дом, автомобиль и тому подобных вещей должен уплатить закят со средств, полученных в качестве арендной платы, только по прошествии года со времени получения им этой платы, если она не меньше установленного минимума. Закят с любых видов взимаемой арендной платы составляет 1/40 часть от полученной суммы.
ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ЗАКЯТ НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ.
Это имущество и предметы первой необходимости необходимые для повседневного пользования. Оно состоит из 3-х частей: а) Продукты питания, б) Одежда, в) Домашнее имущество. К домашнему имуществу относятся дом, квартира, сад, садовый участок, мастерская, магазин, огород, отель и т.д. и т.п. Такое имущество не облагается закятом. Однако, урожай с участков и доходы с мастерской, магазина или гостиницы, облагаются закятом.
Убранство дома, мебель, ковры и проч. не облагаются закятом. Закят не выплачивается также и с автомобиля, других транспортных средств, домашних животных, книг, с инструментов ремесленника и других вещей, используемых в личном хозяйстве и которые не предназначаются для продажи.
На что расходуется закят.
Закят даётся лишь представителям семи классов мусульман, перечисленных ниже.
В Священном Коране сказано:
«Милостыня (закят) предназначена лишь бедным; неимущим; тем, кто занимается (сбором и раздачей); чьи сердца хотят завоевать (муалляфату кулюб); на выкуп (для освобождения) рабов; (несостоятельным) должникам; находящимся на пути Аллаха; путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах – Знающий, Мудрый». («Ат-Тауба», 9/60).
Восьмым классом ранее были представители «Муаллафат-ул-кулуб». То есть класс воинствующих неверующих. На первом этапе распространения Ислама было предписано давать им закят, с целью нейтрализовать их враждебность. При первом Праведном Халифе Абу Бакре, да будет доволен им Аллах, необходимость в этом отпала.
Ханафиты говорят, что распределяющий закят может по своему выбору отдать его представителям любой из категорий людей, имеющих на это право, и он может отдать его даже какому-нибудь одному человеку из них, так как цель распределения закята состоит в восполнении пробела и предпочтении нуждающихся, тогда как в вышеупомянутом аяте они перечисляются только для того, чтобы указать на тех, кто имеет право на получение средств из собранного закята, а не для того, чтобы раздавать средства им всем. Сообщается, что об этом говорили Хузайфа и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, а также аль-Хасан аль-Басри и Ата бин Абу Рабах.
1) Бедным: В эту группу входят мусульмане, достаток которых не достиг уровня, с которого необходимо выплачивать закят. Какова бы ни была зарплата мусульманина любой профессии, но, если он испытывает затруднения в содержании своей семьи (самым необходимым), то имеет право на получение закята и, одновременно, освобождается от дачи милостыни Фитр и совершения жертвоприношения в праздник «Курбан».
2) Нищим: К этому разряду относятся мусульмане, которые не имеют ничего, кроме однодневного пропитания. Некоторые реформаторы ошибочно толкуют состав этой группы, считая, что сюда входят все соотечественники, включая и неверующих. Это неверный, чисто реформаторский подход. А, стало быть, недозволительное нововведение в Исламе. По предписанию Всевышнего Аллаха, Закят предназначен только для мусульман.
В хадисе, передаваемом со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк (с. а. в.), сказал:“ … закят следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным из их числа”. (Аль-Бухари; Муслим). Тот, с кого взимается закят, является не нуждающимся человеком, обладающим определённым минимумом всего необходимого для жизни, а его противоположностью является бедняк, у которого нет того, чем обладает не нуждающийся. С точки зрения степени нужды разницы между бедными и неимущими нет, и они в равной степени имеют право на получение средств из закята. Если же говорить о способе объединения этих понятий в одном аяте, подразумевающем наличие между ними каких-то различий, то это не противоречит сказанному нами, так как неимущие составляют собой часть бедных и отличаются некоторыми особенностями, что и определяет собой различия. В одном из хадисов есть указания на то, что под неимущими подразумеваются те бедняки, которые стесняются просить у других, тогда как люди не догадываются о том, что они нуждаются. Об этих людях и говорится в данном аяте, поскольку, возможно, никто не считает, что они нуждаются из-за их способности терпеть. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с. а. в.), сказал:«Не тот беден, кто обходит людей, довольствуясь одним-двумя финиками или куском-другим (еды), – (истинно) беден тот, кто воздерживается (от просьб). Прочтите, если пожелаете:…они не просят людей, приставая (к ним (Аль-Бухари; Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха (с. а. в.), сказал: “Не тот беден, кто обходит людей, довольствуясь куском-другим (еды) или одним-двумя финиками, - (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), о чём другие не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям” (Аль-Бухари; Муслим).
Одна из целей выплаты закята состоит в том, чтобы обеспечить бедняка всем необходимым и удовлетворить его потребности, а поэтому бедному дают из закята столько, чтобы избавить его от бедности и необходимости в обращениях к другим и привести его от нужды к постоянному обладанию тем, чего ему будет достаточно. Конкретно же размер помощи зависит от обстоятельств и того, кому оказывается помощь. Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда даёте, то (давайте столько, чтобы) избавить человека от необходимости обращаться за помощью к другим”, имея в виду закят. В вышеупомянутом сообщении имеются указания на то, что бедному разрешается обращаться с просьбами, чтобы получить то, что позволит ему существовать и избавит его от нужды на всю жизнь. Сообщается, что Кабиса бин Мухарик аль-Хиляли, да будет доволен им Аллах, сказал:(В своё время) я взял на себя обязательства по выплате выкупа, а (потом) пришёл к посланнику Аллаха (с. а. в.), с просьбой (помочь мне выплатить его). Он сказал: “Поживи (здесь), пока нам не доставят садаку, и тогда мы велим (выдать) тебе (то, о чём ты просишь)”, а потом он сказал (мне): “О Кабиса, поистине, лишь троим позволено обращаться с (подобными) просьбами, а именно: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, – такому можно просить, чтобы (уплатить долг), после чего он (должен будет) воздержаться; человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, – такому можно просить, чтобы получить средства к жизни; и, наконец, человеку, который впадёт в (такую) бедность, что трое разумных (людей) из числа его соплеменников скажут: “Такой-то обеднел (до крайности)! – такому можно просить, чтобы получить средства к жизни, что же касается всех остальных просьб, то они запретны, а получивший, что-нибудь в результате обращений с такими просьбами получил нечто запретное!” (Муслим).
3) Тем, кто занят сбором и раздачей закята; К этой группе относятся 2 типа сборщиков: Саъи и Ашир. А) Саъи – это сборщики закята с мусульман, обязанных выплачивать налог с определённого количества животных, а также с тех, кто обязан выплатить Ушр с урожая садов и полей. Б) Ашир - сборщики закята с торговцев, занимающихся коммерцией за пределами города. Эти сборщики имеют право получать закят, даже если находятся в разряде богатых мусульман. К их числу относятся также пастухи, присматривающие за скотом, собранным в качестве закята, и писцы, составляющие списки собранных средств и имущества. Эти люди должны быть мусульманами и не относиться к числу тех, кому запрещено пользоваться средствами из закята. Другими словами, они не должны принадлежать к членам семейства посланника Аллаха, а именно – к родам бану хашим и бану мутталиб. Передают со слов Абд аль-Мутталиба бин Раби‘а бин аль-Хариса, что однажды он с аль-Фадлем бин Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, отправился к посланнику Аллаха, Абд аль-Мутталиб сказал: “Потом один из нас заговорил и сказал: “О посланник Аллаха, мы пришли к тебе, чтобы ты назначил нас сборщиками этого закята, и мы получили бы такую же пользу, как и остальные люди, и отдавали тебе то, что отдают люди”, – он же сказал: “Поистине, садака не дозволена (членам) семейства Мухаммада” (Муслим). Сборщик закята может быть из числа не нуждающихся людей, указанием на что служит хадис Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк (с. а. в.), сказал: “Не разрешается богатому (получать средства из собранного) закята, если не считать пяти (случаев): когда он собирает закят, или следует путём Аллаха, или когда речь идёт о богатом, купившем собранное на свои деньги, или (в том случае, когда) бедный, которому дадут что-нибудь из закята, подарит это богатому, или когда дело касается того, кто понёс убытки” (Абу Дауд, Ибн Маджа). Средства, получаемые человеком из закята, должны соответствовать мере необходимости.
(Собранные средства, поступают в казну - Бейт-ул-мал и далее распределяются среди указанных здесь 7-и групп мусульман).
4) Вновь принявшим ислам, для увеличения их любви к религии Аллаха;К их числу относятся те, кого хотят склонить к исламу, или укрепить в исламе ввиду того, что ислам их слаб, или те, от кого хотят добиться, чтобы они перестали причинять зло мусульманам, или стали приносить пользу исламу и мусульманам. Факихи подразделяли тех, чьи сердца были приведены к согласию на мусульман и немусульман. Если говорить о мусульманах, то они подразделяются на четыре категории.
- Знатные мусульмане и их руководители, которые занимают высокое положение среди людей. К выплате им средств из закята прибегал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
- Те мусульманские руководители, вера которых слаба и которым подчиняются другие. Выплата средств из закята этой категории людей производится в надежде на то, что это укрепит их веру. Примером здесь может послужить тот случай, когда пророк (с. а. в.), сделал богатые подарки таким людям из военной добычи, захваченной мусульманами у племени хавазин.
- Люди из числа мусульман, живущие в приграничных районах и на границах страны, которым средства из закята выплачиваются в надежде на то, что они будут защищать находящихся за ними мусульман.
- Те мусульмане, в помощи которых нуждаются сборщики закята, старающиеся получить закят с тех, кто не хочет его платить, когда остаётся либо использовать влияние этих людей, либо сражаться с теми, кто не желает платить. Цель привлечения на помощь таких мусульман состоит в том, чтобы выбрать из двух зол наименьшее и постараться сделать то, что вскоре принесёт пользу. К их числу относятся те люди, сердца которых хотят привести к согласию, или укрепить их в исламе, или добиться того, чтобы они перестали причинять зло мусульманам или стали приносить пользу исламу и мусульманам.
Немусульмане из числа таких людей подразделяются на две категории:
- Те люди, которых благодаря приведению к согласию надеются привести к вере. Примером здесь может служить Сафван бин Умайа, которому пророк, , подарил множество верблюдов, захваченных в качестве военной добычи в битве при Хунайне и находившихся в вади. После этого Сафван сказал: “Это – дар того, кто не боится бедности”. И он также сказал: “Клянусь Аллахом, пророк (с. а. в.), сделал мне подарок, когда был самым ненавистным для меня человеком, и он продолжал одаривать меня, пока не стал для меня самым любимым из людей”.
- Те люди, от которых можно ожидать дурного и зло которых надеются устранить с помощью подарков, на что указывают шафииты. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Поистине, люди приходили к пророку (с. а. в.), и если он давал им что-то, они хвалили ислам и говорили: “Это – хорошая религия”, а если отказывал им, то они порицали и осуждали ислам”. Ханафиты считали, что после того, как Аллах сделал Свою религию сильной, установление о выплате денег из собранного закята тем, кого надеются привести к согласию, утратили свою силу, о чём говорил Умар и с чем соглашался Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими.
5) Невольникам для выкупа себя из рабства (Невольник, подлежащий освобождению при уплате долга своему хозяину. В наше время этой категории уже не существует);Здесь речь идёт о рабах, которые заключили со своими хозяевами договоры о самовыкупе. Таким людям оказывается помощь за счёт средств из собранного закята, о необходимости чего говорили ханафиты. Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: “Один человек пришёл к пророку (с.а.в.) и попросил: “Укажи мне на такое дело, которое приблизит меня к раю и удалит от огня”, и (пророк (с. а. в.),) сказал: “Отпускай на волю людей и освобождай рабов”. (Этот человек) спросил: “О посланник Аллаха, разве это не одно и то же?” (Пророк (с.а.в.),) сказал: “Нет, ибо, поистине, отпуская на волю человека, ты освобождаешь его сам, а помогая освобождать рабов, ты становишься соучастником этого дела. Если ты не сможешь делать этого, то корми голодного, пои жаждущего, побуждай (людей) к одобряемому (шариатом) и удерживай от порицаемого, а если не сможешь и этого, то удерживай свой язык от (любых слов), кроме благих”. (Ахмад).
6) Должникам. Должник - Мусульманин, задолжавший кому-либо, но не имеющий возможности рассчитаться с этим долгом.Есть несколько категорий таких людей. К их числу относятся те, кто должен заплатить выкуп, или же выступившие в качестве гаранта долга, которым необходимо отдавать его, или люди, которые были вынуждены брать в долг, или взявшие в долг для оплаты искупительных действий. Все эти люди могут взять из закята то, чего хватит для оплаты их долгов. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, (с. а. в.), сказал: “Поистине, не разрешается обращаться с просьбами никому, кроме троих, (к числу которых относится) тот, кто должен выплачивать выкуп за кровь, ибо он поручился за это своей жизнью, или тот, у кого есть большой долг, или тот, кого постигла унижающая бедность” (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: “При жизни пророка (с. а. в.), один человек лишился фиников, которые он купил, и должен был уплатить большой долг и пророк (с. а. в.), сказал: “Подайте ему”. Люди стали подавать ему милостыню, но этого не хватило для уплаты долга, и тогда пророк (с. а. в.), сказал его заимодавцам: “Возьмите то, что здесь есть, а больше ничего вам не будет” (Муслим). Для того чтобы получить средства из закята, необязательно, чтобы собственных средств человека не хватало для полной уплаты долга. Он может получить эти средства, даже если у него хватает своих.
7) Находящимся на пути Аллаха (Мусульмане, оказавшиеся без средств при
совершении Хаджа или Джихада). По мнению некоторых факихов закят можно выплачивать беднякам желающим совершить хадж (фард) и тем, кто находится на пути приобретения знаний.Путём Аллаха является путь приобретения знания, действий или призыва к исламу, приводящий к снисканию благоволения Аллаха. Выплаты из закята для следующих путём Аллаха производятся людям, добровольно делающим то, что необходимо исламу, и не получающим денег от государства, а также защитникам ислама и мусульман. Таким людям средства из закята выплачиваются независимо от того, богатыми они являются или бедными.
В книге «Дурр-уль-мухтар» имама Алауд-дина Хаскафи (М. бин Али; 1021-1088/1677) говорится: "Мусульмане, передающие религиозные знания и находящиеся на обучении религиозным знаниям, имеют право на получение закята, даже если не состоят в разряде бедных, так как не имеют времени для заработка средств". Имам Ибни Абидин (Саййид М. Амин бин Умар бин Абдулазиз; р. в Сирии в 1198/1784 г. и умер в 1252/1836 г.) в своих комментариях к этой книге пишет: "В хадисе, приведённом в книге «Джами-уль-фетава» говорится: "Разрешается давать закят обучающемуся, даже если он обеспечен на 40 лет вперёд".