Анализ динамики и структуры муниципального имущества
ГО г. Уфа РБ
Анализ динамики и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста (уменьшения) всего имущества предприятия и отдельных его видов. Динамика изменения количества договоров аренды и арендуемых площадей земельных участков за период 2013 – 2015 годы представлена в диаграмме (см. рис. 2.2).
Рисунок 2.2- Количество и площадь действующих договоров аренды земельных участков в разрезе трех последних лет
Общее количество действующих договоров аренды в разрезе последних лет варьируется в пределах 16-19 тысяч договоров.
Арендаторам, не оформившим договорные отношения в соответствии с выданными Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан распорядительными актами, направлены уведомления о необходимости заключения договоров аренды земельных участков.[32]
Фактическое поступление денежных средств в 2015 году в бюджет города от арендной платы за земли города – 1 979 635,0 тыс. руб. [33]
Рисунок 2.3-Динамика поступления арендной платы за земельные участки, млн. руб.
На снижение темпа прироста доходов по указанной статье значительное влияние оказало оспаривание кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке, новые экономические условия и изменение законодательства в сфере земельных отношений.
Снижение поступлений денежных средств в 2014 году было обусловлено отсутствием продаж земельных участков под коммерческое использование, реализовывались только участки под ИЖС. Например, в 2013 году от продажи только 5 лотов под коммерческое использование поступило в бюджет 242 млн. руб.
Рисунок 2.4-Динамика поступления средств от продажи земельных участков, млн. руб.
По всем направлениям работы по осуществлению муниципального земельного контроля на 01.01.2016 года выявлено 258 фактов нарушения земельного законодательства, допущенных физическими и юридическими лицами, осуществляющими землепользование на территории г. Уфы.
Рисунок 2.5- Динамика штрафов за 2013г.-2015г.
По материалам о выявленных нарушениях земельного законодательства Росреестром РФ по РБ совместно с Прокуратурой г.Уфы наложено штрафов на общую сумму 2,8 млн. рублей.[34]
Наличие достоверных сведений о фактическом использовании земельного участка на момент подготовки правоустанавливающих документов на землю, позволяет не допустить необоснованных отказов, а также избежать потерь бюджета при установлении размера арендной или выкупной платы в сравнении с установленным при постановке на кадастровый учет видом разрешенного использования земельного участка, а также способствует выявлению нарушений действующего земельного законодательства.[35]
По состоянию на 31 декабря 2015 года с учётом 11 дополнений в Прогнозный план приватизации на 2015 год включено 264 объекта муниципального имущества общей площадью 42 тыс. кв. м. и объекты недвижимого и движимого имущества электросетевого хозяйства.
Рисунок 2.6- Поступления от приватизации
Кроме доходов от приватизации, одним из важнейших источников поступлений являются доходы от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда.
К началу 2016 года общая площадь нежилого фонда города Уфы, переданная в пользование, составила 2,3 млн. кв. м., из них 270,2 тыс. кв. м. или 11,7% переданы в аренду, действует 1423 договора аренды.
Рисунок 2.7- Площади, переданные в пользование в процентах
Таким образом, фактически только 11,7 процентов площадей, переданных в пользование, приносят стабильный доход в бюджет города, которые в 2015 году составили 473,7 млн. руб.
В состав казны на 31.12.2015 года входит имущество 53 муниципальных унитарных предприятий и 565 муниципальных учреждений.
Соотношение муниципальных учреждений по типам сложилось следующее: всего МУ – 565 ед. (100%), из них МБУ – 412 ед. (или 73% от общего количества МУ); МАУ – 116 ед. (20,5%) и МКУ – 37 ед. (6,5%).
Таблица 2.4- Распределение муниципальных учреждений ГО г. Уфа РБ по сферам деятельности на 01.01.2016г. | ||
№ п/п | Сфера деятельности | Количество |
Образование | ||
Культура | ||
Молодежная политика | ||
Спорт | ||
Опека и попечительство | ||
Социальная политика | ||
ЖКХ | ||
Прочие | ||
ВСЕГО |
В целях снижения финансовой нагрузки на бюджет города, осуществляется оптимизация количества муниципальных унитарных предприятий за счет снятия с учета нефункционирующих предприятий, проведения реорганизационных и ликвидационных мероприятий.
Количество МУП в Уфе было значительным, при этом основная деятельность части из них не соответствовала положениям Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также не реализовывала социально значимые функции в интересах населения города.[36]