Распределение компонентов частей компетенций по видам работ и этапам выполнения научно-исследовательской практики
Распределение компонентов частей компетенций и форм представления результатов по этапам НИПр и видам работ устанавливает таблица 2.
Таблица 2 − Распределение заданных компонентов частей
компетенций по этапам практики
№ п/п | Наименование этапа и видов работ | Часть компетен-ции | Перечень компонентов частей компетенций | Форма представ-ления результатов | Объект контроля | |
код | формулировка | |||||
1 этап (начальный). Подготовка к проведению научного исследования: - изучение объекта исследования, методик эксперименталь-ных исследований; - подготовка информационного обеспечения эксперимента (в том числе выбор программных средств, планирование). | ПК-18.М.3.П1 Готовность проводить сбор, анализ и системати-зацию информации по теме эксперимен-тального исследова-ния. | ПК-18. М.3.П1-з1 | - знать порядок сбора информации по теме эксперимен-тального исследования; | Отчет по практике. Раздел 1. Аналитичес-кий обзор. | Информа-ционное поле; характерис-тики, свойства объекта эксперимента; методики эксперимен-тального исследования; объем информации по состоянию темы исследования; оформление аналитического отчета. | |
ПК-18. М.3.П1-з2 | - знать требования нормативных документов по подготовке отчетов о НИР; | |||||
ПК-18. М.3.П1-з3 | - знать единый формат оформления библиографи-ческих списков в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008. | |||||
ПК-18. М.3.П1-у1 | - уметь анализировать и системати-зировать информацию по теме научного исследования; | Планы, программы и методики проведения исследований; методы и данные анализа объекта эксперимента, методики выбора средств эксперимента; информа- ционные материалы по опыту строи-тельства; планы, программы научных эксперимен-тов. | ||||
ПК-18. М.3.П1-у2 | - уметь использовать методы анализа объекта; | |||||
ПК-18. М.3.П1-у3 | - уметь осуществлять выбор аппаратных и программных средств; | |||||
ПК-18. М.3.П1-у4 | - уметь формировать информационное обеспечение; | |||||
ПК-18. М.3.П1-у5 | - уметь анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт подземного и городского строительства; | |||||
ПК-18. М.3.П1-у6 | - уметь составлять планы и программы проведения научных экспериментов. | |||||
ПК-18. М.3.П1-в1 | - владеть опытом анализа объектов подземного и городского строительства, в том числе с применением ПЭВМ; | Схемы эксперимен-тальных и лабораторных установок; выводы по результатам анализа. Материалы аналити-ческого обзора. | ||||
ПК-18. М.3.П1-в2 | - владеть навыками работы с научной, учебной, методической и справочной литературой, компьютерной техникой для поиска, обработки и анализа данных. | |||||
2 этап (эксперименталь-ный). Проведение экспериментального исследования: - проведение экспериментов (изучение состояния и функционирования объекта). | ПК-17.М.3.П1 Способность готовить задания для исполнителей, организовывать проведение эксперимен-тов и испытаний, анализировать и обобщать их результаты. | ПК-17. М.3.П1-з1 | - знать содержание методик и программ проведения научных исследований; | Отчет по практике. Раздел 2. Выполнение экспери-мента. | Программы и методики проведения эксперимента. Базы данных. Программа инструктажа | |
ПК-17. М.3.П1-з2 | - знать базы данных и информационных технологий для решения научно-технических задач, относящихся к подземному и городскому строительству; | по технике безопасности на рабочем месте. Характеристики средств измерений. Методы анализа и планирования результатов | ||||
ПК-17. М.3.П1-з3 | - знать методы планирования эксперимента; | экспери-мента. | ||||
ПК-17. М.3.П1-з4 | - знать технические характеристики приборов и средств измерений. | |||||
ПК-17. М.3.П1-у1 | - уметь выполнять работы с измерительными приборами; | Критерии и методики расчета погреш-ностей измерений. Текущие планы. Методы обработки анализа экспери- ментальных данных. | ||||
ПК-17. М.3.П1-у2 | - уметь определять погрешности измерений; | |||||
ПК-17. М.3.П1-у3 | - уметь готовить планы и задания для исполнителей по проведению конкретных исследований; | |||||
ПК-17. М.3.П1-у4 | - уметь обрабатывать,анализировать и интерпретир-вать результаты экспериментов и испытаний. | |||||
ПК-17. М.3.П1-в1 | - владеть опытом организации проведения научных экспериментов; | Организация экспери-ментов. Планы экспери-ментов. Выводы и обобщение результатов экспери-ментов. | ||||
ПК-17. М.3.П1-в2 | - владеть опытом анализа и обобщения их результатов. | |||||
ОК-5. М.3.П1 Способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации. | ОК-5. М.3.П1-з1 | - знать принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, технологии выполнения простых и комплексных строительных процессов, включая обычные и экстремальные условия строительного производства. | Постановка проблемной задачи. | |||
ОК-5. М.3.П1-у1 | - уметь выделять важные экологические проблемы новой или реконструи-руемой городской застройки; | Описание алгоритма действий в условиях проблемной ситуации. Описание решений. | ||||
ОК-5. М.3.П1-у2 | - уметь принимать обоснованные в правовом, градостроитель-ном и инженерном отношениях соответствующие решения; | |||||
ОК-5. М.3.П1-у3 | - уметь принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации. | |||||
ОК-5. М.3.П1-в1 | - владеть приемами проведения мозгового штурма при решении нестандартных задач в проблемных ситуациях. | Рекомен-дации по принятию решений в конкретной проблемной ситуации. | ||||
3 этап (итоговый). Обработка и анализ полученных результатов: - обработка результатов экспериментов, формулирование выводов; - подведение итогов выполнения НИПр; - подготовка отчета. | ПК-12.М.3.П1 Способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы. | ПК-12. М.3.П1-з1 | - знать требования нормативных документов по подготовке отчетов о НИР; | (Отчет по практике. Раздел 3. Обобщение и система-тизация результатов экспери- ментов, формиро-вание выводов.) | Отчетные материалы, библиогра-фические списки. | |
ПК-12. М.3.П1-з2 | - знать единый формат оформления библиографических списков. | |||||
ПК-12. М.3.П1-у1 | - уметь оформлять результаты научных исследований с использованием современных информационно-компьютерных технологий на основе ГОСТ Р 7.05-2008; | Графические зависимости, таблицы, диаграммы, содержащие результаты экспери- ментов; зависимость результатов от внешних и внутренних факторов. Выводы и рекомендации по результатам работы. | ||||
ПК-12. М.3.П1-у2 | - уметь выделять наиболее важные результаты научных исследований; | |||||
ПК-12. М.3.П1-у3 | - уметь подводить итоги проделанной работы. | |||||
ПК-12. М.3.П1-в1 | - владеть навыками пользования справочной литературой, ИТ-технологиями, обработки и оформления результатов исследования; | Оценка результатов экспери-ментов. Отчет о выполнении эксперимен-тальных исследований. | ||||
ПК-12. М.3.П1-в2 | - владеть навыками подготовки отчетов, рефератов и научных статей. | |||||
ОК-8.М.3.П1 Способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска. | ОК-8. М.3.П1-з1 | - знать основы эксплуатации и мониторинга зданий на подрабаты-ваемых и карстоопасных территориях. | Результаты мониторинга зданий на подрабаты-ваемых и карстоопасных территориях. | |||
ОК-8. М.3.П1-у1 | - уметь анализировать базовую информацию; | Анализ результатов исследований в ситуациях риска; факторы, характеризующие состояние риска; оценки факторов риска; описание правоприменительных ситуаций. | ||||
ОК-8. М.3.П1-у2 | - уметь выделять факторы риска применения энергоэффектив-ных конструкций при строительстве зданий и сооружений с учетом их работы как грунтовых теплообменников, так и конструктивных элементов; | |||||
ОК-8. М.3.П1-у3 | - уметь применять в практической деятельности градостроитель-ный кодекс РФ. | |||||
ОК- 8. М.3.П1-в1 | - владеть методами и приемами работы с градостроитель-ными нормами и правилами; | Практичес-кая реализация норм и правил на предприя-тиях | ||||
ОК- 8. М.3.П1-в2 | - владеть методами определения экономической эффективности капитальных и инвестиционных вложений; | строитель-ной отрасли; мероприятия контроля качества строительных работ. | ||||
ОК- 8. М.3.П1-в3 | - владеть опытом осуществления контроля качества выполнения строительных работ. |
Содержание научно-исследовательской практики
Магистр по направлению подготовки 270800 - Строительство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в сфере научно-исследовательской деятельности:
− изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности;
− постановка научно-технической задачи, выбор методических способов и средств ее решения, подготовка данных для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций;
− постановка и проведение экспериментов, метрологическое обеспечение, сбор, обработка и анализ результатов, идентификация теории и эксперимента;
− разработка и использование баз данных и информационных технологий для решения научно-технических и технико-экономических задач по профилю деятельности;
− представление результатов выполненных работ, организация внедрения результатов исследований и практических разработок.
Темы НИПр должны соответствовать следующим требованиям:
1. Соответствовать содержанию тематики выпускных квалификационных работ магистров (магистерских диссертаций) в части выполнения экспериментов, подтверждающих научные результаты, полученные в ходе выполнения НИРс.
2. Иметь практическую целесообразность и инновационную направленность.
3. Обуславливать творческий характер задач экспериментальных исследований.
4. Использовать современные информационные технологии.
Темы НИПр должны обеспечивать следующие свойства выполняемой практики:
− актуальность;
− междисциплинарность;
− практикоориентированность;
− инновационность;
− наличие экспериментальных исследований.
Тематика НИПр разрабатывается руководителем практики от кафедры, согласуется с научным руководителем магистрантов, с руководителем практики от предприятия, учреждения или организации (далее − руководитель практики от принимающей организации), а также непосредственно с обучающимися и утверждается заведующим выпускающей кафедрой.
Примерные темы экспериментальных исследований магистрантов:
1. Тема: «Исследование противокарстовых мероприятий для Пермского края. Определение зависимости осадки грунта, содержащего карстовые полости, от заданных параметров».
2. Тема: «Подбор оптимальных удерживающих устройств на примере склоновых участков долины реки Егошиха в г. Перми».
3. Тема: «Исследование грунтов по использованию параметров механических свойств аргиллитов и песчаников при проектировании оснований зданий и сооружений в г. Перми».
4. Тема: «Применение грунтовых свай в оболочке из геосинтетических материалов в геологических условиях г. Перми».
5. Тема: «Анализ гидростатических факторов, влияющих на выбор технологии возведения и устройства гидроизоляции подземных сооружений».
6. Тема: «Оценка влияния технологий устройства глубокого котлована на дополнительную осадку окружающей застройки».
7. Тема: «Определение прочности на разрыв геосинтетических материалов для оптимального проектирования армированных оснований».
Образовательные технологии
Образовательные технологии – это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. Понятие «технология обучения» связано с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей формирования заданных компетенций. При организации научно-исследовательской работы магистрантов как вида учебной деятельности в основном используются практико-ориентированные технологии обучения, развивающие навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества и включающие в себя:
– ситуационно-ориентированные технологии (проведение ситуационных ролевых игр, тренингов и т.п.);
– личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие индивидуализацию содержания и форм выполняемых работ;
– технологии, основанные на проектном подходе, ориентированном на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность магистрантов;
– деятельностно-ориентированные технологии (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности);
– технологии, основанные на проведении групповых дискуссий;
– технологии, реализуемые с использованием анализа и решения ситуационных задач и т.д.