По практикам кафедры экономики

Костанайский филиал

Кафедра экономики

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры экономики

Протокол № 1 от «01» 09 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ

ПО ПРАКТИКАМ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИКИ

для направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

Костанай, 2016 г.

Методические рекомендации по написанию и оформлению отчетов по практикам кафедры экономики составлены:

Маланьиной А.А., канд. экон. наук, профессором _________________

Маер О.И., доктором PhD, доцентом _______________

Байковой Е.И., ст. преподавателем _______________

Методические рекомендации по написанию и оформлению отчетов по практикам кафедры экономики обсуждены на заседании методической комиссии кафедры экономики

Протокол № 1 от «01» 09 2016 г.

Председатель методической комиссии __________________ Г.В. Панина

Содержание

1 Общие требования, цель и задачи прохождения практики. 4

2 Этапы работы.. 4

3 Структура отчета по практике, требования к структурным

элементам и их оформлению.. 6

4 Порядок защиты отчета по практике. …..16

5 Приложения. 18


1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Учебная, научно – исследовательская, производственная и преддипломная практики являются составной частью процесса обучения бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Целью учебной практики является закрепление полученных теоретических знаний в области экономики, организации и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Целью научно-исследовательской практики является ознакомление с новейшими теоретическими и методическими достижениями отечественной и зарубежной науки, а также приобретение научно-исследовательских навыков для профессиональной деятельности.

Целью производственной практики является приобретение студентами профессиональных навыков, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей.

Целью проведения преддипломной практики является закрепление навыков, полученных в период производственной практики, а также сбор, анализ и обобщение материалов для написания выпускной квалификационной работы (ВКР).

В задачи, стоящие перед практикантами в период прохождения практики, включаются следующие:

1. Провести изучение организации, в которую студент направлен на практику (отраслевая принадлежность, виды деятельности, объемы работ всей организации и отдельных ее подразделений).

2. Ознакомиться с организацией экономической работы на предприятии.

3. Изучить финансовую документацию организации.

4. Собрать и провести анализ показателей, характеризующих работу организации, согласно выбранной теме ВКР.

5. Собрать материалы, необходимые для написания отчета по практике.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Процесс организации учебной, научно-исследовательской, производственной и преддипломной практики состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Подготовительный этапвключает следующие мероприятия:

1. Проведение общего собрания студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». Собрание проводится с целью ознакомления студентов с:

- целями и задачами практики;

- этапами ее проведения;

- требованиями, которые предъявляются к студентам со стороны баз практики и руководства Университета.

2. Определение и закрепление за студентами баз практики.

На этом этапе студентам предоставляется право самостоятельно найти организацию, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве базы практики организацию, в которой они работают.

С учетом распределения студентов по базам практики производится закрепление научных руководителей от кафедры «Экономика».

Основной этап включает прохождение студентами практики в течение установленного программой обучения срока.

Оперативное руководство практикой осуществляют руководители от кафедры и руководители, утвержденные по базам практики. В процессе проведения практики они осуществляют следующие виды работы.

Руководитель практики от кафедры:

1) оказывает помощь студентам в изучении методических указаний и программы прохождения практики;

2) оказывает методическую помощь в период прохождения практики, для чего на кафедре проводятся консультации;

3) дает советы по сбору и анализу информации для написания отчета по практике;

4) дает пояснения к структуре, содержанию и оформлению отчета по
практике;

5) контролирует начало и окончание практики в установленные сроки.

Руководитель практики от базы ее прохождения:

1) знакомится с будущими практикантами и определяет их рабочее место, обязанности и круг выполняемых в период практики работ;

2) обеспечивает студентов материалами для ознакомления с базой практики, ее внутренней структурой и сферами деятельности, а также документацией;

3) поручает студентам проведение работ с документацией и помогает
получить навыки экономической работы;

4) осуществляет контроль прохождения практики и работы студента;

5) по окончании практики оформляет характеристику на студентов, в которой подводятся итоги прохождения практики и содержится оценка работы студента и его деловых качеств.

В этот период студенты выполняют свои обязанности, определенные данными методическими указаниями и соответствующими инструкциями базы практики. В период прохождения практики студенты обязаны:

1. Соблюдать режим работы организации, являющейся базой их практики, а также графика, установленного для них руководителем, прикрепленным от базы практики.

2. Выполнять поручения руководителя практики по месту ее прохождения.

3. Ознакомиться с организацией - базой практики по следующим направлениям:

а) история создания организации;

б) структура организации и органы управления;

в) положение организации в отрасли.

4. Ознакомиться с видами деятельности, осуществляемыми данной организацией: основной и вспомогательной (дополнительной), выполняемой постоянно или периодически по разовым заказам и т.д.

5. Ознакомиться с организацией экономической работы предприятия.

6. Собрать необходимые материалы для написания дневника и отчета по практике и подготовить отчет к окончанию срока ее прохождения.

7. По окончании практики получить от руководства организации - базы прохождения практики характеристику, подписанную руководителем практики от предприятия или руководителем организации и заверенную печатью.

Заключительный этапзавершает практику и проводится после официального срока окончания практики.

После прохождения практики студенты представляют на кафедру отчет, дневник и характеристику с места прохождения практики.

Отчет и характеристика рассматриваются руководителем практики от кафедры. Отчет предварительно оценивается и допускается к защите после проверки его соответствия требованиям, предъявляемым данными методическими указаниями.

Защита отчета проводится на кафедре, для чего создается комиссия в составе не менее трех преподавателей, один из которых является руководителем практики от кафедры. Процесс защиты предполагает определение уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике теоретических знаний. Оценка отчета по практике выставляется комиссией по итогам защиты, с учетом, как качество представленного отчета, так и уровня подготовки студента к практической деятельности.

Сданный на кафедру отчет и результат защиты, зафиксированный в ведомости и зачетной книжке студента, служат свидетельством успешного окончания практики.

Студенты, не прошедшие практику по неуважительной причине, признаются имеющими академическую задолженность. При наличии уважительной причины проблема с возникшей задолженностью студента рассматривается руководством Университета.

СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ. ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ И ИХ ОФОРМЛЕНИЮ

Отчеты по практикам готовятся студентом в период прохождения соответствующего вида практики с использованием материалов, собранных в организации, являющейся базой практики.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Отчетная документация учебной практики:

1. Непосредственно сам отчет по прохождению практики:

1.1. Титульный лист.

1.2. Содержание.

1.3. Введение.

1.4. Основная часть.

1.5. Заключение.

1.6. Список использованной литературы.

2. Дневник прохождения практики с отметками о ежедневно выполняемом объеме работ, заверенный печатью организации.

3. Характеристика с места прохождения практики, заверенная печатью организации.

Характеристика на студента, проходившего практику (по каждому виду практики отдельно), составляется руководителем от базы практики в произвольной форме и должна содержать следующие сведения:

- полное наименование организации, являющейся базой прохождения практики;

- период, за который характеризуется практикант;

- отношение практиканта к выполняемой работе, степень выполнения поручений, степень подготовленности студента к самостоятельному
выполнению отдельных заданий;

- дисциплинированность и деловые качества, которые проявил студент во время практики;

- умение контактировать с клиентами, сотрудниками, руководством организации;

- наличие отрицательных черт, действий, проявлений, характеризующих студента с негативной стороны в период прохождения практики;

- рекомендуемая оценка прохождения практики;

- дата составления характеристики.

Образец характеристики представлен в приложении А.

Характеристика оформляется на листе формата А4, и заверяется печатью организации или на фирменном бланке организации. Характеристика подписывается руководителем организации или его подразделения и заверяется печатью.

Организация, которая выдает характеристику практиканту, должна соответствовать приказу о направлении студентов для прохождения практики. В случае несовпадения (если студент представляет характеристику и отчет не из той организации, которая закреплена как база практики по приказу), прохождение практики не засчитывается.

Дневник практики является отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики. Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать перечень выполненных работ за день. В дневнике по прохождению практики должны быть отмечены праздничные и выходные дни. Дневник ежедневно просматривает руководитель практики от предприятия, ставит отметку «выполнено» и заверяет подписью. По окончании практики дневник заверяется печатью организации, где проходил практику студент.

Структура дневника практики (форма титульного листа и форма дневника) представлены в Приложении Б.

Титульный лист является первой страницей отчета по практике и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист входит в общую нумерацию страниц отчета, но цифра «1» на нем не ставится. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении В.

Содержание включает порядковые номера и наименования структурных элементов и страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должно точно повторять заголовки в тексте, сокращать или давать их в другой формулировке нельзя. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка вверху страницы, и заголовок не нумеруют (Приложение Г).

Во введении необходимо указать цель и задачи прохождения практики, объект и предмет исследования, а также структуру отчета.

Отчет по учебной практике должен содержать оценку и анализ по вопросам предлагаемого примерного плана с соответствующими выводами и предложениями.

1. Характеристика предприятия:

- полное и сокращенное наименование предприятия, организационно-правовая форма хозяйствования;

- месторасположение, климатические и природные условия работы предприятия;

- краткая история развития предприятия;

- сфера и виды деятельности предприятия;

- основная номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции (услуг);

- характеристика основных потребителей и конкурентов;

- характеристика поставщиков предприятия.

2. Система управления предприятием:

- миссия, цели, перспективные и текущие задачи предприятия;

- организационная структура управления предприятием, ее характеристика;

- основные структурные подразделения, их функции;

- используемые в управлении предприятием информационные системы и технологии, которые включают программное обеспечение, информационные ресурсы, технические средства, использование интернет-технологий и др.

3. Производство и реализация продукции:

- динамика выпуска и реализации продукции за отчетный и предшествующий год, темпы роста (Таблица 1).

Таблица 1 – Динамика производства и реализации продукции

Год Объем производства Темпы роста, % Объем реализации Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
             

- выполнение плана по производству и реализации продукции за отчетный период;

- характеристика качества выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность.

4. Формирование затрат на производство и реализацию продукции:

Анализ уровня, динамики и структуры затрат на производство по элементам затрат (Таблица 2).

Таблица 2 – Затраты предприятия по экономическим элементам

Элемент затрат … г. … г. … г. Отклонение
Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Абс. Относ.
Материальные затраты                
               

5. Состояние и использование ресурсов (основных, оборотных, трудовых) предприятия:

- состав и структура основных средств предприятия в динамике за три последних года (Таблица 3).

Таблица 3 – Состав и структура основных средств

Вид основных средств … г. … г. … г. Абсолютное отклонение
Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, %
Здания и сооружения                
               

- движение и техническое состояние основных средств (Таблица 4)

Таблица 4 – Данные о движении и техническом состоянии основных средств

Показатель … г. … г. … г. Абсолютное отклонение
Коэффициент выбытия        
Коэффициент прироста        
Коэффициент износа        

- состав и структура оборотных средств предприятия в динамике за три последних года (Таблица 5).

Таблица 5 – Состав и структура оборотных средств

Вид оборотных средств … г. … г. … г. Абсолютное отклонение
Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, %
Производственные запасы                
               

- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами (Таблица 6).

Таблица 6 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

Категория работников … г. … г. … г. Абсолютное отклонение
Рабочие        
Руководители        
Специалисты        
Служащие        

- качественный состав трудовых ресурсов предприятия (Таблица 7).

Таблица 7 – Состав трудовых ресурсов предприятия

Показатель Численность рабочих, чел. Уд. вес, %
… г. … г. … г. … г. … г. … г.
По возрасту, лет До 20 20-30 30-40 … Итого            
По образованию: …            
По трудовому стажу, лет ….            

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Отчетная документация производственной практики:

1. Непосредственно сам отчет по прохождению практики:

1.1. Титульный лист.

1.2. Содержание.

1.3. Введение.

1.4. Основная часть.

1.5. Заключение.

1.6. Список использованной литературы.

2. Дневник прохождения практики с отметками о ежедневно выполняемом объеме работ, заверенный печатью организации

3. Характеристика с места прохождения практики, заверенную печатью организации.

Основная часть отчета по прохождению производственной практики должна включать в себя две части: базовую и вариативную.

1. Базовая часть отчета по практике включает ту информацию об исследуемом объекте, которая должна быть освещена вне зависимости от выбранной темы выпускной квалификационной работы. В базовой части отчета необходимо раскрыть следующую информацию:

1) Общую характеристику предприятия:

- полное и сокращенное наименование организации;

- дату ее регистрации;

- организационно-правовую форму и форму собственности (государственное, акционерное общество и т.д.)

- краткую историю создания и развития;

- отраслевую принадлежность, виды деятельности;

- миссию и основные цели организации;

- система снабжения и сбыта, деловые партнеры.

2) Организационное и методическое обеспечение аналитической работы (ПРИ НАЛИЧИИ ТАКОВЫХ СВЕДЕНИЙ О ПРЕДПРИЯТИИ!!!):

- состав и структура подразделений, занимающихся экономическими расчетами;

- распределение функций и информационное взаимодействие между подразделениями;

- динамика технико-экономических показателей деятельности организации за последние три года (объем производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, фондоотдача, среднегодовая численность персонала предприятия, производительность труда, среднемесячная оплата труда).

3) Информационное обеспечение экономической работы организации:

- перечень форм экономической, финансовой и статистической отчетности;

- характеристика основных показателей деятельности организации в динамике за три года (объем продаж, себестоимость, валовая и чистая прибыль, рентабельность продаж, рентабельность производства, и т.д.)

2. Вариативная часть отчета по производственной практике предполагает анализ экономических показателей в части указанного в теме ВКР предмета исследования. Выбранная тема должна быть предварительно согласована с научным руководителем ВКР с учетом специализации научного руководителя, специфики предприятия, наличия доступа к необходимой информации.

Примерные рассматриваемые вопросы по темам (в зависимости от выбранной темы ВКР):

Анализ основных средств

- анализ структуры и динамики основных средств предприятия;

- анализ движения основных производственных фондов. Рассчитать: коэффициент поступления (ввода), коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент ликвидации, коэффициент ликвидации, коэффициент замены;

- расчет показателей, характеризующие состояние основных фондов (коэффициент годности, коэффициент износа).

- расчет показателей степени использования оборудования.

- анализ эффективности использования основного капитала (показатели: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда). Факторный анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов.

Анализ оборотных средств

- анализ состава и структуры оборотных средств;

- анализ показателей эффективности использования оборотных средств (коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота, коэффициент загрузки средств в обороте). Факторный анализ показателей эффективности использования оборотных средств. Рассчитать экономию (перерасход) оборотных средств;

- анализ обеспеченности предприятия оборотными средствами. Изучить методы нормирования запасов на предприятии. Дать оценку обеспеченности предприятия запасами в днях;

- стратегия предприятия в области финансирования оборотного капитала. Принципы выбора стратегии краткосрочного финансирования. Использует ли предприятие современные инструменты краткосрочного финансирования?

Анализ доходности

- анализ показателей рентабельности;

- факторный анализ рентабельности активов. Модель Дюпона. Факторный анализ рентабельности;

- анализ финансовых результатов (показатели структуры и динамики);

- факторный анализ прибыли от реализации;

- анализ прочих доходов и расходов.

Анализ затрат

- анализ состава и структуры затрат предприятия по элементам;

- анализ затрат предприятия на основе традиционных методик: анализ динамики и структуры себестоимости в целом и в разрезе статей, факторный анализ материальных и трудовых затрат;

- управленческий анализ затрат предприятия, расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности, силы воздействия операционного рычага.

8. Финансовое планирование на предприятии

- характеристика системы финансового планирования на предприятии: распределение полномочий и обязанностей в сфере организации финансового планирования на предприятии, виды финансового планирования, осуществляемого на предприятии, порядок составления финансовых планов, программные продукты, применяемые для организации финансового планирования;

- оценка эффективности системы финансового планирования на предприятии и предложения по ее совершенствованию.

Остальные элементы отчета по прохождению производственной практики оформляются аналогично отчету по учебной практике.

Объем отчета по производственной практике должен составлять 15-18 страниц. Список источников литературы – не менее 10.

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Отчетная документация преддипломной практики:

1. Непосредственно сам отчет по прохождению практики:

1.1. Титульный лист.

1.2. Содержание.

1.3. Введение.

1.4. Основная часть.

1.5. Заключение.

1.6. Список использованной литературы.

2. Дневник прохождения практики с отметками о ежедневно выполняемом объеме работ, заверенный печатью организации

3. Характеристика с места прохождения практики, заверенную печатью организации.

Основная часть отчета по прохождению преддипломной практики должна отражать проблематику выбранной темы ВКР и теоретические направления ее совершенствования. Допускается использование в качестве основных возможных вариантов совершенствования деятельности предприятия зарубежного опыта в той или иной области, применительно к теме ВКР.

Полученные студентом результата исследования преддипломной практики должны найти отражение в соответствующих таблицах и рисунках, например:

Таблица 11 – Направления совершенствования ….

Требуемая область улучшения Рекомендации теоретического характера Варианты нахождения резервов улучшения на предприятии
1.    
2.    

Таблица 12 – Применение зарубежного опыта совершенствования ….

Проблемная область на предприятии Предложения результатов отечественного опыта Применение результатов зарубежного опыта ( с указанием страны)
1.    
2.    

Остальные элементы отчета по прохождению преддипломной практики оформляются аналогично отчету по учебной практике.

Объем отчета по преддипломной практике должен составлять 10-15 страниц. Список литературы должен составлять 10-15 источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Образец оформления характеристики на студента, проходившего практику

ХАРАКТЕРИСТИКА

выдана студенту __ курса

Направления подготовки 38.03.01 Экономика

Профиль подготовки Экономика предприятий и организаций

Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

Иванову Александру Петровичу

Иванов А.П. проходил _____________________________ практику в

указать вид практики

ТОО «Мечта-98 с ______________ по ___________.

указать даты практики

Текст…

Результаты работы студента Иванова А.П. в рамках ___________ практики заслуживают оценки «_________».

Директор ТОО «Мечта-98» __________________ Петров К.Т

Подпись

Печать предприятия 14.04.2017

Дата выдачи характеристики

Приложение Б

Образец оформления титульного листа дневника прохождения учебной практики

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Костанайский филиал

Кафедра экономики

Костанайский филиал

Кафедра экономики

Костанайский филиал

Кафедра экономики

Костанайский филиал

Кафедра экономики

Костанайский филиал

Кафедра экономики

О Т Ч Е Т

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

(МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ)

Выполнил:

студент (ка) группы _______________­­__________ / Фамилия, имя, отчество

Руководитель по месту

прохождения практики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Руководитель

от кафедры экономики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Костанай, 20__

Продолжение приложения В

Образец оформления титульного листа отчета по научно-исследовательской работе

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Костанайский филиал

Кафедра экономики

О Т Ч Е Т

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

(МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ)

Выполнил:

студент (ка) группы ________________/ Фамилия, имя, отчество

Руководитель по месту

прохождения практики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Руководитель

от кафедры экономики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Содержание отчета соответствует

тематике ВКР

Руководитель ВКР ________________________ / Фамилия, имя, отчество

Костанай, 20__

Продолжение приложения В

Образец оформления титульного листа отчета по производственной практике

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Костанайский филиал

Кафедра экономики

О Т Ч Е Т

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

(МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ)

Выполнил:

студент (ка) группы _________________________/ Фамилия, имя, отчество

Руководитель по месту

прохождения практики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Руководитель

от кафедры экономики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Содержание отчета соответствует

тематике ВКР

Руководитель ВКР ________________________ / Фамилия, имя, отчество

Костанай, 20__

Продолжение приложения В

Образец оформления титульного листа отчета по преддипломной практике

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Костанайский филиал

Кафедра экономики

О Т Ч Е Т

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

(МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ)

Выполнил:

студент (ка) группы _________________________/ Фамилия, имя, отчество

Руководитель по месту

прохождения практики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Руководитель

от кафедры экономики _____________________/ Фамилия, имя, отчество

Содержание отчета соответствует

тематике ВКР

Руководитель ВКР ________________________ / Фамилия, имя, отчество

Костанай, 20__

Приложение Г

Образец оформления содержания отчета

по практикам кафедры экономики - student2.ru по практикам кафедры экономики - student2.ru Содержание

 
  по практикам кафедры экономики - student2.ru


Введение…………………………………………………………………………..
Название основной части…………………….…………………………… …..
Заключение……………………………………………………………….……….
Список использованной литературы ……………...………………….……….
Приложения………………………………………………………….……………

[1] Примечание: расписывается работа выполняемая ежедневно. Каждый день в отдельной строке.

[2] Примечание: расписывается работа выполняемая ежедневно. Каждый день в отдельной строке.

[3] Примечание: расписывается работа выполняемая ежедневно. Каждый день в отдельной строке.

[4] Примечание: расписывается работа выполняемая ежедневно. Каждый день в отдельной строке.

Костанайский филиал

Кафедра экономики

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры экономики

Протокол № 1 от «01» 09 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ

ПО ПРАКТИКАМ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИКИ

для направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

Костанай, 2016 г.

Методические рекомендации по написанию и оформлению отчетов по практикам кафедры экономики составлены:

Маланьиной А.А., канд. экон. наук, профессором _________________

Маер О.И., доктором PhD, доцентом _______________

Байковой Е.И., ст. преподавателем _______________

Методические рекомендации по написанию и оформлению отчетов по практикам кафедры экономики обсуждены на заседании методической комиссии кафедры экономики

Протокол № 1 от «01» 09 2016 г.

Председатель методической комиссии __________________ Г.В. Панина

Содержание

1 Общие требования, цель и задачи прохождения практики. 4

2 Этапы работы.. 4

3 Структура отчета по практике, требования к структурным

элементам и их оформлению.. 6

4 Порядок защиты отчета по практике. …..16

5 Приложения. 18


1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Учебная, научно – исследовательская, производственная и преддипломная практики являются составной частью процесса обучения бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Целью учебной практики является закрепление полученных теоретических знаний в области экономики, организации и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Целью научно-исследовательской практики является ознакомление с новейшими теоретическими и методическими достижениями отечественной и зарубежной науки, а также приобретение научно-исследовательских навыков для профессиональной деятельности.

Целью производственной практики является приобретение студентами профессиональных навыков, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей.

Целью проведения преддипломной практики является закрепление навыков, полученных в период производственной практики, а также сбор, анализ и обобщение материалов для написания выпускной квалификационной работы (ВКР).

В задачи, стоящие перед практикантами в период прохождения практики, включаются следующие:

1. Провести изучение организации, в которую студент направлен на практику (отраслевая принадлежность, виды деятельности, объемы работ всей организации и отдельных ее подразделений).

2. Ознакомиться с организацией экономической работы на предприятии.

3. Изучить финансовую документацию организации.

4. Собрать и провести анализ показателей, характеризующих работу организации, согласно выбранной теме ВКР.

5. Собрать материалы, необходимые для написания отчета по практике.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Процесс организации учебной, научно-исследовательской, производственной и преддипломной практики состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Подготовительный этапвключает следующие мероприятия:

1. Проведение общего собрания студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». Собрание проводится с целью ознакомления студентов с:

- целями и задачами практики;

- этапами ее проведения;

- требованиями, которые предъявляются к студентам со стороны баз практики и руководства Университета.

2. Определение и закрепление за студентами баз практики.

На этом этапе студентам предоставляется право самостоятельно найти организацию, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве базы практики организацию, в которой они работают.

С учетом распределения студентов по базам практики производится закрепление научных руководителей от кафедры «Экономика».

Основной этап включает прохождение студентами практики в течение установленного программой обучения срока.

Оперативное руководство практикой осуществляют руководители от кафедры и руководители, утвержденные по базам практики. В процессе проведения практики они осуществляют следующие виды работы.

Руководитель практики от кафедры:

1) оказывает помощь студентам в изучении методических указаний и программы прохождения практики;

2) оказывает методическую помощь в период прохождения практики, для чего на кафедре проводятся консультации;

Наши рекомендации