Программа обсуждена на заседании кафедры экономики труда

Санкт-Петербург

Программа государственной итоговой аттестации составлена:

· в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;

· на основании учебного плана направления подготовки 38.03.01 «Экономика».

Составители:

д.э.н.,профессор кафедры Экономики труда Алиев Исмаил Магеррамович

к.э.н., старший преподаватель кафедры Экономики труда Акимова Елена Павловна

Программа обсуждена на заседании кафедры экономики труда

от « » ________ 2016 г., протокол № ____.

Заведующий кафедрой:

_____________

Программа рассмотрена и одобрена научно-методическим советом факультета экономики и финансов

от «____» ________ 2016 г., протокол №____.

Программа согласована:

Декан факультета

_____________ д.э.н., проф. Шубаева Вероника Георгиевна

Начальник учебно-методического управления

____________ к.э.н., доц. Буланова Татьяна Ильинична

Руководитель направления

_____________ д.э.н., проф. Миэринь Лариса Александровна

Общие положения

1.1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее ГИА), состав и функции государственных экзаменационных комиссий и апелляционных комиссий, особенности проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями регламентируется Положением о государственной итоговой аттестации выпускников ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

1.2. Ответственность и порядок действий по подготовке и проведению государственных итоговых испытаний в СПбГЭУ, а также перечень, очередность, сроки прохождения документов, необходимых для осуществления государственной итоговой аттестации, между структурными подразделениями определяет Регламент организации государственной итоговой аттестации в «Санкт-Петербургском государственном экономическом университете».

1.3. Государственная итоговая аттестация по ООП подготовки бакалавров направления 38.03.01 – Экономика траектории обучения Экономика труда включает:

· государственный (междисциплинарный) экзамен по направлению 38.03.01 «Экономика»;

· защиту выпускной квалификационной работы в виде бакалаврской работы.

1.4. Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Вариант письменного экзамена в виде билета

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Факультет: экономики и финансов Направление экономика Профиль «Экономика труда» Квалификация выпускника бакалавр


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, ее вклад в мировую экономическую науку.

2. Тестовые задания:

1. Эффективная политика компании в области труда предполагает:

а) наличие возможности нанимать дополнительный персонал;

б) обеспечение максимального выпуска продукции при минимуме затрат на труд, материальные и финансовые ресурсы;

в) минимизацию издержек на содержание персонала.

2. Производительность труда характеризует…

а) результативность полезного, конкретного труда

б) эффективность общественного труда на предприятии

3. Фонд заработной платы является составной частью:

а) валовой прибыли предприятия;

б) затрат на оплату труда в составе себестоимости продукции;

в) фонда потребления предприятия, образуемого из прибыли;

г) бюджета расходов на персонал;

4. Списочная численность – это:

а) явочная численность, умноженная на коэффициент списочного состава

б) явочная численность, деленная на коэффициент списочного состава

в) явочная численность, умноженная на коэффициент явки

5. Прямая сдельная система оплаты труда предполагает выплату заработной платы в зависимости от...

а) объема выполненных работником работ

б) отработанного времени

в) срока выполнения работ

6.Фактическая трудоёмкость может выражаться в ….

а) человеко-часах

б) тоннах

в) нормо-часах

г) рублях

7. Коэффициент списочного состава, используемый при расчете списочной численности работников, определяется как:

а) ФРВ полезный / ФРВ номинальный

б) ФРВ полезный * ФРВ номинальный

в) ФРВ номинальный / ФРВ полезный

г) ФРВ номинальный * ФРВ полезный

8. Сдельная форма оплаты труда не целесообразна при...

а) высоких требованиях к качеству работ

б) необходимости стимулирования увеличения выпуска продукции

в) возможности точного измерения количества произведенной продукции

9. Из перечисленных показателей не входят в число основных видов трудоёмкости….

а) технологическая трудоёмкость

б) плановая трудоёмкость

в) трудоёмкость обслуживания

г) нормативная трудоёмкость

д) производственная трудоёмкость

е) полная трудоёмкость

10. Прямой сдельный заработок может определяться путем:

а) умножения фактической выработки на сдельную расценку;

б) умножения фактически отработанного времени на часовую тарифную ставку;

в) умножения объема фактически выполненных работ (в рублях) на норматив заработной платы на рубль продукции.

11. Назовите измерители качества труда, используемого на предприятии:

а) продолжительность рабочего дня;

б) производительность труда;

в) уровень заработной платы;

г) уровень квалификации работника;

д) процент потерь от брака;

12. Расчет среднесписочной численности персонала базируется на:

а) явочной численности персонала;

б) списочной численности персонала за календарный период и количестве календарных дней;

в) сумме всех явок и неявок персонала в течение календарного периода;

г) соотношении календарного, номинального и полезного фондов рабочего времени;

13.Рабочая сила это….

а) способность человека к труду

б) трудоспособное население

в) трудоспособное население в рабочем возрасте

14. Под резервами повышения производительности труда понимается….

а) имеющиеся, но ещё не использованные возможности экономии затрат общественного труда

б) механизации производственных процессов

в) фонд рабочего времени

г) научно-технический прогресс

15.Сдельная расценка – это…..

а) размер поощрительной оплаты за труд сверх установленной нормы

б) размеры оплаты за единицу изготовленной продукции (выполненной работы

в) абсолютный размер оплаты труда за единицу времени ( час, день, месяц)

3. Комплексная задача по оценке состояния и прогнозированию рынка труда

Численность ЭАН – 2500 тыс.чел.; доля занятых в экономике – 92 %; численность самозанятых – 100 тыс. чел. Кризис привел к сокращению масштабов бизнеса и численности самозанятых: 13% самозанятых стали искать работу по найму, а 7 % решили переждать кризис без получения альтернативной занятости.

Определите уровень занятости и безработицы в период кризиса, уровень экономической активности до и в период кризиса.

Рассчитайте численность безработных, представляющих: 1) структурную 2) циклическую 3) фрикционную безработицу, если известно, что из общего числа активных безработных 22 % высвобождены в связи с автоматизацией ручного труда, 15 % уволены в результате спада производства и сокращением потребительского спроса, 15 % меняют работу с целью повышения заработной платы, 19 % сокращены в связи с несоответствием требованиям новых рабочих мест, 17 % уволились с целью улучшить условия труда, 12 % в связи с переездом на новое место жительства.

Декан_________________________________________ /______________

(подпись) ФИО

Заведующий кафедрой ___________________________ /_____________

(подпись) ФИО

Дата:

«____»__________________20 г.

3.6. Критерии выставления оценок на государственном экзамене. Ответ на каждый вопрос требует полного и точного ответа по существу вопроса и фиксируется в оценочном листе ответа на государственном экзамене.

Задание 1

Количество баллов « 26-30 » (отлично)ставится, если:

– полно раскрыто содержание материала экзаменационного билета;

– материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;

– продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;

– точно используется терминология;

– показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;

– продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;

– продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

– продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;

– допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.

Количество баллов «21-25» (хорошо)ставится, если:

– вопросы экзаменационного материала излагаются систематизированно и последовательно;

– продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;

– продемонстрировано усвоение основной литературы.

– ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа,

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов.

Количество баллов «16-20» (удовлетворительно)ставится, если:

– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

– усвоены основные категории по рассматриваемому вопросу;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии;

– при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;

– продемонстрировано усвоение основной литературы.

Количество баллов «0-15» (неудовлетворительно)ставится, если:

– не раскрыто основное содержание учебного материала;

– обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

– допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

– не сформированы компетенции, умения и навыки.

Задание 2

В тестовом задании всего 15 вопросов, каждый из которых оценивается в 2 балла.

Задание 3

В комплексной задаче всего 4 задания, каждому из которых присваивается 10 баллов.

Задание в билете Минимум Максимум
Вопрос 1 16-20
Тест 0-10
Задача

Максимальное количество баллов – 100.

Шкала баллов для определения итоговой оценки:

70-100 баллов - «5» 55-69 балла - «4» 30-54 баллов - «3» 0-29 баллов - «2»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Требования к выпускной квалификационной работе

4.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в виде бакалаврской работы.

4.2. В рамках проведения защиты бакалаврской работы проверяется степень освоения выпускников следующих компетенций:

ПК-1 способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-2 способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-3 способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

ПК-4 способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

ПК-5 способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности пред-приятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

ПК-6 способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

ПК-7 способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

ПК – 8 способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

4.3. Бакалаврские работы выполняются по темам, разрабатываемым и ежегодно обновляемым выпускающими кафедрами университета. Выбор темы студентами осуществляется самостоятельно при обязательном согласовании с научным руководителем. Студент имеет право сформулировать тему, не предусмотренную перечнем при условии необходимого обоснования целесообразности ее разработки.

Примерный перечень тем бакалаврских работ:

Траектория обучения «Экономика труда»

1. Стратегическое управление человеческими ресурсами как необходимый инструмент эффективности деятельности современной организации

2. Организация и оплата труда на предприятии энергетической отрасли

3. Анализ эффективности труда

4. Оплата и стимулирование труда в строительном секторе в условиях экономического кризиса

5. Повышение эффективности молодежной занятости в регионе (на примере республики Тыва)

6. Молодежь на рынке труда: проблемы и пути их решения

7. Формирование трудового потенциала организации в условиях нестабильной экономики (на примере ОАО "ЛОМО")

8. Оплата и стимулирование труда в страховой компании

9. Посредники на рынке труда: сравнительный анализ государственных и негосударственных институтов содействия занятости населения

4.4. Задачи, которые студент должен решить в процессе выполнения бакалаврской работы, этапы ее выполнения, условия допуска студента к процедуре защиты, требования к структуре, объему, содержанию и оформлению, а также перечень обязательных и рекомендуемых документов, представляемых к защите указаны в Методических указаниях по выполнению и защите выпускной квалификационной работы на степень бакалавра для студентов всех форм обучения по направлению 38.03.01 – Экономика, утвержденных в установленном порядке.

4.5. Критерии выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям стандарта) на основе выполнения и защиты ВКР представлены далее в оценочном листе.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Защиты ВКР

Тема выпускной квалификационной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент/ка)____________________________ ____________________________

Факультет/ Институт________________________________________________

Кафедра_______________________________Группа_________________

Направление_______________________________________

Профиль______________________________________________________

Член ГЭК_______________________________________________________

(Фамилия Имя Отчество, место работы, должность, ученое звание, степень)

Санкт-Петербург

Программа государственной итоговой аттестации составлена:

· в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;

· на основании учебного плана направления подготовки 38.03.01 «Экономика».

Составители:

д.э.н.,профессор кафедры Экономики труда Алиев Исмаил Магеррамович

к.э.н., старший преподаватель кафедры Экономики труда Акимова Елена Павловна

Программа обсуждена на заседании кафедры экономики труда

от « » ________ 2016 г., протокол № ____.

Заведующий кафедрой:

_____________

Программа рассмотрена и одобрена научно-методическим советом факультета экономики и финансов

от «____» ________ 2016 г., протокол №____.

Программа согласована:

Декан факультета

_____________ д.э.н., проф. Шубаева Вероника Георгиевна

Начальник учебно-методического управления

____________ к.э.н., доц. Буланова Татьяна Ильинична

Руководитель направления

_____________ д.э.н., проф. Миэринь Лариса Александровна

Общие положения

1.1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее ГИА), состав и функции государственных экзаменационных комиссий и апелляционных комиссий, особенности проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями регламентируется Положением о государственной итоговой аттестации выпускников ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

1.2. Ответственность и порядок действий по подготовке и проведению государственных итоговых испытаний в СПбГЭУ, а также перечень, очередность, сроки прохождения документов, необходимых для осуществления государственной итоговой аттестации, между структурными подразделениями определяет Регламент организации государственной итоговой аттестации в «Санкт-Петербургском государственном экономическом университете».

1.3. Государственная итоговая аттестация по ООП подготовки бакалавров направления 38.03.01 – Экономика траектории обучения Экономика труда включает:

· государственный (междисциплинарный) экзамен по направлению 38.03.01 «Экономика»;

· защиту выпускной квалификационной работы в виде бакалаврской работы.

1.4. Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Наши рекомендации