Факторы устойчивости и стабильности элементов
Организационных сетей
В настоящем пункте рассмотрим методику формирования одного из важнейших составляющих количественных показателей сил взаимодействия между хозяйствующими субъектами – сравнительного коэффициента устойчивости kуст, понимаемого нами как индекс-коэффициент надежности и устойчивости [12] связи между рассматриваемыми элементами организационной сети.
Общее представление организационных структур и моделей взаимодействия их элементов в виде мультиоператорных сетей [1, п.1.2.1] позволяет дать удобную математическую формализацию интуитивного понятия устойчивости (стабильности) хозяйствующего предприятия, то есть отдельного предприятия , являющегося непосредственным (или возможным, предполагаемым) партнером крупного узла сети (например, железной дороги).
Говоря об устойчивости данного предприятия , необходимо иметь в ввиду не только и не столько степень вероятности его выхода из строя, а количественную интегрированную характеристику стабильности его работы, поскольку при определении коэффициента устойчивости предприятия-смежника или предприятия-поставщика, учитываем не только статистику сбоев его производственного процесса (например, срывов поставок сырья), но и множество других показателей – случаи частичного неисполнения его договорных обязательств, недопоставки продукции, частичность финансирования, сбои в ритмичности поставок, различные сигнальные факторы, востребованность продукции предприятия на внешнем рынке, квалификацию его персонала и т.д.
Наиболее приемлемое определение устойчивости для решения стоящей задачи изложено в [13]: «Под устойчивостью корпоративной сети «Российские железные дороги», существующей в форме планетарной структуры, будем понимать предсказуемость поведения ее обособленного единства элементов, которая (предсказуемость) позволяет вырабатывать управленческие воздействия, направленные на поддержание системы в заданном функциональном режиме путем создания компенсаторских механизмов (например, резервов мощностей и запасов) или ухода от возмущающих факторов».
Под неустойчивостью отдельного узла или целого фрагмента организационной сети, будем понимать вероятность возникновения ситуации, при которой для выполнения производственной задачи, поставленной перед узлом (предприятием, подразделением), требуется дополнительное целенаправленное воздействие (либо со стороны распорядителя самого узла, либо внешнего распорядителя) и/или привлечение дополнительных резервов (как внутренних, так и внешних) [14].
Таким образом, под неустойчивостью узла (или группы узлов) понимается не вероятность срыва в их работе и невыполнения поставленных задач в полном объеме, а вероятность возникновения дополнительных управленческих воздействий у руководителя предприятия (распорядителя узла) по обеспечению выполнения производственных задач, вероятность возникновения потребности в дополнительных ресурсах (информационных, сырьевых, финансовых и т.п.). Устойчивость элемента сети, таким образом, есть дополнительная вероятность к неустойчивости и трактуется как вероятность стабильной работы элементов сети по решению своих производственных задач без привлечения дополнительных усилий и затрат, которые не предусмотрены в плане работы и производственном процессе.
В дальнейшем будем характеризовать устойчивость отдельного узла (предприятия или группы предприятий) с номером j на сетевой диаграмме G=(N, A) величиной и называть ее коэффициентом устойчивости узла j. Дополнительную величину естественно называть коэффициентом неустойчивости узла j.
Исходя из широкого опыта хозяйственной и управленческой деятельности, представляется естественным выделить следующие основные группы факторов, оказывающих решающее значение и обуславливающих стабильность, надежность и устойчивость предприятия , являющегося узлом в структуре непосредственного экономического окружения железной дороги [15]:
1) Неустойчивость узлов, смежных с узлом на диаграмме радиально-планетарной модели G=(N, A), и осуществляющих поставки в сторону узла необходимого сырья, ресурсов, продукции и т.п.
2) Внешняя ситуация на рынке, величина спроса на продукцию предприятия , равномерность, стабильность и устойчивость заказов на эту продукцию со стороны участников рынка, конкурентоспособность продукции, производимой предприятием .
3) Внутренняя неустойчивость самого рассматриваемого узла , обусловленная организацией производства на самом предприятии , технологическими процессами, квалификацией руководителей предприятия, подготовленностью кадров и т.п.,
Именно эти группы факторов представляется целесообразным учитывать в первую очередь при практическом вычислении коэффициентов устойчивости элементов сети – предприятий, хозяйствующих комплексов.
Сказанное означает, что для количественного определения устойчивости каждого узла-предприятия радиально-планетарной модели необходимо использовать консолидированный сравнительный показатель устойчивости kуст [15], который является интегральным и зависит от трех показателей (факторов):
– коэффициент внешней устойчивости элемента от поставок сырья, потребляемой или обрабатываемой им продукции. Будем считать, что ;
– коэффициент устойчивости заказа у элемента заказчиками производимой или продаваемой им продукции. Будем считать, что ;
– коэффициент собственной (внутренней) устойчивости предприятия . Будем считать, что ;
Коэффициент внешней устойчивости элемента характеризует вероятность безотказных поставок продукции заказчикам, без отклонения от намеченного плана и зависит от коэффициентов устойчивости и влияния поставщиков (смежников) узла в структуре организационной сети, при условии, что заказы осуществляются непрерывно (контракты на поставку не срываются). Таким образом, коэффициент внешней устойчивости характеризует работу поставщиков данного предприятия, безотказность и предсказуемость поступления продукции от них.
Коэффициент устойчивости поступления заказов характеризует вероятность безупречного поступления заказов на продукцию предприятия (контракты не срываются), при условии, что поставщики работают безупречно.
Коэффициент собственной (внутренней) устойчивости данного предприятия характеризует вероятность безотказной работы самого предприятия, при условии, что и поставщики и заказчики взаимодействуют с ним по плану и характеризует как технологическое состояние самого узла-предприятия, так и внутриорганизационную определенность.
Коэффициент собственной устойчивости характеризует рассматриваемый узел сети изнутри: учитывает организационную структуру, финансовое положение предприятия, его размер, кадровый состав. Показатель зависит от множества параметров и учитывает возможные внутренние и внешние воздействия. Все параметры, которые участвуют в формировании показателя собственной устойчивости предприятия , выстраиваются в иерархическую структуру – дерево факторов внутренней устойчивости узла. Дерево факторов внутренней устойчивости представлено на рис. 3.5. Факторы делятся на три основных группы: показатели, учитывающие реакцию на внешние изменения, показатели финансовой устойчивости, показатели производственной мощности предприятия.
Рис. 4.5. Дерево показателей устойчивости
Консолидированный сравнительный показатель kуст устойчивости предприятия является, таким образом, некоторым функционалом от перечисленных показателей:
.
Конкретный вид этого функционала зависит от рассматриваемой производственной ситуации и желаемого направления оценки предприятия . Можно, например, полагать все рассмотренные факторы, участвующие в определении устойчивости узла, равнозначными и считать, соответственно, что
– среднее арифметическое рассматриваемых величин (частный случай линейной оценочной формы). В общем случае, для формирования функционала оценки устойчивости следует воспользоваться аппаратом линейных оценочных форм (см. п.3.1.5) и положить коэффициента значение устойчивости равным некоторой нормированной линейной форме:
,
где – соответствующие весовые коэффициенты, подчиненные условиям и . Очевидно, что при таких условиях на весовые коэффициенты и интервалы значений показателей факторов устойчивости , всегда выполнено:
.
Если же условимся считать консолидированный показатель устойчивости узла-предприятия не выше составляющих его факторов, то, очевидно, следует положить:
.
Очевидно, что в этом случае, также .
Таким образом, сравнительный коэффициент устойчивости можно трактовать как сравнительную характеристику для группы однотипных предприятий. Эта характеристика отражает степень устойчивости предприятия – чем больше сравнительный коэффициент устойчивости , тем стабильнее и надежней функционирует рассматриваемый узел , тем надежнее представляется его внутренняя организация производственного процесса, устойчивость к внешним возмущающим воздействиям (срывам поставок сырья, несвоевременному информационному и финансовому обеспечению, негативному директивному и юридическому воздействию и т.д.).
Вводимое понятие сравнительного коэффициента устойчивости узла организационной сети, который является непосредственным партнером железной дороги, трактуется в настоящей работе также и как степень уверенности в том, что предприятие «не подведет» в процессе взаимодействия железную дорогу.
Основываясь на знании сравнительных коэффициентов устойчивости смежных узлов в сетевой организационной структуре, железная дорога может ранжировать своих партнеров, ориентироваться в их выборе, оценивать их запас прочности по отношению к различного рода негативным воздействиям и надлежащим образом выстраивать свою контрактно-договорную политику, наилучшим способом организовывать производственный процесс в плане реализации процессов взаимодействия со своим экономическим окружением.