Вычисление абсолютных оценок привлекательности
Хозяйствующих субъектов
Предложенный в предыдущем пункте метод определения нормировочных коэффициентов оценочной линейной формы на основании максимальных значений показателей рассматриваемых хозяйствующих субъектов дает возможность получить абсолютные оценки качества этих субъектов (как отдельных предприятий, так и целых хозяйствующих комплексов – холдингов, ассоциаций, произвольных выделенных фрагментов организационных сетей).
Идея получения абсолютных оценок предприятий выделенной отрасли заключается в следующем. Прежде всего, модифицируем рассматриваемые нами оценочные формы. Без ограничения общности, будем считать далее, что всякая оценочная форма , имеет вид
, (4.1)
тоесть исходная форма поделена на количество слагаемых в ней. Договоримся формы такого вида называть нормированными.
Каждое слагаемое нормированной формы есть величина, принимающая значения от нуля до , так как слагаемые , в силу определения нормировочных коэффициентов по максимальным значениям экономических показателей, являются величинами, лежащими в промежутке . Ясно, что значения оценок предприятий , вычисленные по новой нормированной оценочной форме ,лежат в промежутке .
Для получения верхней и нижней границ абсолютных оценок группы предприятий в рассматриваемой отрасли и последующего их ранжирования, предлагается сформировать два гипотетических абстрактных объекта – «наилучшее, идеальное» и «наихудшее» предприятия [1,2].
Гипотетическое «идеальное» предприятие , соответствующее предприятиям , формируется как предприятие с максимальными среди предприятий группы оценочными показателями:
,
где через обозначен набор реальных оценочных показателей предприятия .
Очевидно, что при таком определении экономических показателей абстрактного предприятия , оно получит с помощью нормированной оценочной формы оценку равную единице , поскольку нормировочные коэффициенты оценочной формы как раз являются величинами, обратными к максимальным значениям соответствующих показателей. Если же оценочная линейная форма не является нормированной, то указанная оценка абстрактного идеального предприятия просто является максимальной среди оценок предприятий группы и не обязана быть равной единице.
Введение в рассмотрение абстрактного предприятия с набором показателей, являющихся наилучшими из существующих реальных экономических показателей (пусть даже взятых от разных реальных предприятий), является естественным практическим способом установления идеальных стандартов в данной отрасли. Предприятие устанавливает «воображаемый» ориентир, точку отсчета, по которой можно оценивать остальные предприятия .
Отметим, что при получении оценки идеального предприятия , не требуется знать трудно определяемые оптимальные экономические параметрырассматриваемой отрасли (например, оптимального уровня рентабельности в данной отрасли) – его итоговая оценка вовсе не зависит от этих параметров. Это объясняется тем, что в нормированной линейной форме , в слагаемом , соответствующем фактору рентабельности, стоит вспомогательная функция , учитывающая лишь отклонение рентабельности предприятия от оптимального уровня , а у идеального предприятия такое отклонение, разумеется, равно нулю. Уровень рентабельности оптимален по определению. Следовательно, соответствующее слагаемое в оценочной форме для идеального предприятия максимально по определению, т.е. просто равно .
Абстрактное «наихудшее» предприятие для группы предприятий формируется аналогичным образом с той лишь разницей, что значения его оценочных показателей, по определению, являются минимальными экономическими показателями, выбранными из совокупности показателей всех предприятий группы :
,
где через обозначен набор реальных оценочных показателей предприятия .
Наихудшее абстрактное предприятие фиксирует нижнюю границу привлекательности в рассматриваемой группе предприятий . При вычислении с помощью нормированной оценочной формы , абстрактное наихудшее предприятие получит некоторую минимальную оценку , а все остальные реальные предприятия группы получат оценки , лежащие в интервале от до .
Сожмем интервал всех возможных оценок предприятий в интервал по формуле:
. (4.2)
Отметим, что формула (3.2) осуществляет линейное (аффинное) сжатие интервала в интервал , то есть сохраняет равномерность числовой шкалы оценок, не группируя и не «сгущая» оценки в каком-либо месте интервала (рис. 4.2):
Рис. 4.2. Аффинное сжатие интервала возможных оценок |
При таком пересчёте оценок предприятий, наихудшее абстрактное предприятие получит оценку , наилучшее абстрактное предприятие получит оценку , а оценки остальных предприятий группы распределятся в интервале пропорционально их доле (по выбранным экономическим параметрам) от «идеального» абстрактного предприятия .
Полученный коэффициент естественно называть абсолютнойоценкой привлекательности реального предприятия , поскольку он показывает насколько близко лежит его реальная оценка к оценке идеального предприятия . Для удобства, коэффициент можно записывать и в процентном формате, поскольку он представляет собой долю оценки предприятия от оценки «идеального» возможного абстрактного предприятия при современном состоянии развития отрасли.
Формула (2) позволяет вычислить абсолютную оценку каждого предприятия и получить список их абсолютных оценок . Отметим, что в случае, когда ни одна из полученных абсолютных оценок предприятий не равна единице, то идеальное предприятие рассматриваемой отрасли существует лишь абстрактно, и ни одно из реальных предприятий не дает максимально возможных экономических показателей.
Если же абсолютная оценка некоторого предприятия оказалась равна единице , то это означает, что предприятие является передовым, задающим стандарты в своей группе (отрасли) . В этом случае, значения оценочных показателей передового предприятия максимальны по отрасли и, фактически, предприятие совпадает с абстрактным идеальным предприятием отрасли .
Продемонстрируем идею вычисления абсолютной оценки на следующем примере. Пусть имеются два предприятия и , их оценка производится по двум показателям и , исходные значения которых представлены в таблице 4.4.
Таблица 4.4
Показатели предприятий , , ,
В четвертом столбце таблицы приведены показатели абстрактного «идеального» предприятия , являющиеся максимальными значениями соответствующих показателей в целом по группе . В шестом столбце таблицы приведены значения нормировочных коэффициентов оценочной линейной формы, определенные на основании максимальных значений показателей, тоесть на основании показателей «идеального» предприятия , определяющего стандарты предприятий.
Вычислим значения нормированной оценочной формы для предприятий . Ясно, что идеальное предприятие получит оценку единица:
.
Вычислимоценку для реальных предприятий :
;
.
Наконец, вычислим оценку абстрактного наихудшего предприятия :
Таким образом, и предприятие более привлекательно, что довольно трудно определить просто «на глазок», по значениям оценочных показателей в таблице 4.4.
Далее вычислим абсолютные оценки всех четырёх предприятий:
; ;
;
.
Из полученных абсолютных оценок видно, что второе предприятие , на 62,5% соответствует идеальным стандартам своей отрасли, в то время как первое предприятие соответствует лишь на 37,5%. При этом, ни одно предприятие из группы полностью не соответствует идеальным стандартам в отрасли, состоящей всего из двух предприятий .
Таким образом, предложенная методика оценки предприятий линейными нормированными формами дает уникальную возможность оценить однопрофильные предприятия с учетом задаваемых этими же самыми предприятиями идеальных стандартов взаимодействия. Получаемые с помощью предложенной методики количественные показатели оценки предприятий являются абсолютными оценками привлекательности и могут быть использованы хозяйственным субъектом для выстраивания с ними производственных взаимоотношений.