Дайте определение банка. Перечислите формы создания банков. Раскройте сущность банковской тайны.
Вопросы к государственным экзаменам по предмету Основы экономики
1. Дайте определение экономического закона. Опешите механизм изменения цены на товар с точки зрения законов спроса и предложения
2. Дайте определение понятия рынка. Объясните функции выполняемые рынком. Перечислите и охарактеризуйте элементы рынка.
3.Дайте определение структуры рынка и инфраструктуры рынка. Перечислите основные системы и элементы инфраструктуры.
4. Дайте определение понятий собственность, субъект права собственности, объект права собственности. Перечислите и охарактеризуйте объекты права собственности.
5. Раскройте сущность понятий приватизация и разгосударствление, поясните, чем они различаются. Перечислите объекты государственной собственности в Республике Беларусь не подлежащие приватизации.
6. Дайте определение понятия ценная бумага. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг.
7. Дайте определение понятия основные средства и перечислите их виды.
8. Дайте определение понятиям активы, оборотные активы, внеоборотные активы. Опишите различия между ними.
9. Дайте определение понятия амортизация и амортизационный фонд. Перечислите и охарактеризуйте способы начисления амортизации.
10. Дайте определение и объясните суть понятия рынок труда. Поясните, причину зависимости цены труда от спроса на рабочую силу.
11. Дайте определение понятия безработица. Назовите причины безработицы. Поясните различия между открытой, скрытой, сезонной, региональной, фрикционной и структурной безработицей.
12. Дать определение понятия заработная плата. Назовите формы заработной платы, и поясните в чем их основное различие.
13. Перечислите и охарактеризуйте выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.
14. Дайте определение понятия качество продукции. Перечислите и охарактеризуйте показатели качества.
15. Раскройте сущность понятия сертификация.
16. Раскройте сущность понятия стандартизация.
17. Дайте определения понятий издержки производства, себестоимость продукции, структура себестоимости. Перечислите и охарактеризуйте элементы структуры себестоимости.
18. Назовите возможные пути снижения себестоимости продукции по отдельным статьям расходов.
19. Дайте определение понятий цена, тариф, ценообразование. Перечислите и опишите основные принципы ценообразования.
20. Дайте определение понятий налоги, налоговая база, налоговая ставка, налоговый вычет, объект налогообложения, субъект налогообложения. Перечислите виды вычетов и охарактеризуйте каждый из них.
21. Перечислите права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Назовите государственные органы, осуществляющие регулирование и управление в сфере налогообложения.
22. Дайте определение понятия прибыль. Опишите особенности формирования прибыли в различных отраслях (в строительных организациях, на предприятиях торговли, на промышленных предприятиях, в сельскохозяйственных организациях).
23. Дайте определение понятия предпринимательская деятельность и охарактеризуйте формы предпринимательства.
24. Объясните основные права и обязанности предпринимателей.
25. Раскройте сущность банковской системы Республики Беларусь
26. Раскройте сущность работы Национального банка Республики Беларусь. Объясните основные цели деятельности и функции Национального банка Республики Беларусь
Дайте определение банка. Перечислите формы создания банков. Раскройте сущность банковской тайны.
28. Объясните в чем заключается обеспечение экономической безопасности в Республике Беларусь. Раскройте сущность методов обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Вопросы с ответами по предмету Основы экономики для гос. экзамена
1. Дайте определение экономического закона. Опешите механизм изменения цены на товар с точки зрения законов спроса и предложения
Экономическим закономназывают не зависящие от воли людей, устойчивые взаимозависимости экономических явлений, присущие способу производства.
Различают :
< всеобщие
< специфические экономические законы.
Всеобщиминазывают те экономические законы, которые действуют независимо от способа производства.
Специфическиминазывают экономические законы, действующие только при определенном способе производства.
В качестве примера всеобщих законов приведем закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Из самого названия видно, что каждому уровню развития производительных сил соответствуют производственные отношения определенного типа. Из этого следует, что производственным отношениям феодального общества не может сопутствовать уровень развития производительных сил капиталистического общества и т. д.
В качестве примера специфических законов можно назвать основной экономический закон капитализма. Его сущность, согласно марксистской теории, состоит в стремлении капиталиста к получению максимальной прибыли на основе увеличения количества наемных работников и усиления их эксплуатации.
Среди всеобщих экономических законов следует выделить :
< закон спроса
< закон предложения.
Закон спросагласит, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар. Это значит, что при увеличении цены спрос покупателей уменьшается, и продается меньшее количество товаров; при снижении цены спрос покупателей возрастает, и продается большее количество товаров.
Закон предложенияутверждает, что существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара, то есть при увеличении цен на товар его предложение со стороны производителей возрастает. При уменьшении цены на товар его предложение со стороны производителей уменьшается.
Более подробно, на графическом примере, действие законов спроса и предложения рассмотрено далее.
Количество продаваемого товара зависит, во-первых, от цены за единицу, а во-вторых, от количества денег у покупателя, который хотел бы купить этот товар.
Чем больше денег у покупателя и меньше цена, тем больше единиц товара будет куплено (продано) на рынке.
Правомерным будет и другое высказывание: цена товара зависит от количества денег у покупателя, который хотел бы купить этот товар, а также количества товара, облагаемого для продажи.
Чем большее количество товаров предлагается на продажу при неизменной либо уменьшающейся сумме денег у покупателя, тем меньше цена за единицу.
2. Дайте определение понятия рынка. Объясните функции выполняемые рынком. Перечислите и охарактеризуйте элементы рынка.
Рынок — это механизм обмена.Чем совершеннее этот механизм, тем лучше он помогает людям совершать обмен излишками материальных и нематериальных благ, тем эффективнее экономика. Можно сказать, что рынок - это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров.
К основным элементам рынка относятся: товар, продавец, покупатель, сделка, цена, посредник, средства обмена.
Товар- это излишек материальных и нематериальных благ, предназначенных для обмена.
Продавец— это тот, кто обладает товаром — человек, семейное (домашнее) хозяйство, предприятие, органы власти, само государство - и желает продать его взамен на другие блага (товары).
Продавец- участник рынка, обладающий товаром и желающий продать его в обмен на деньги.
Чтобы быть продавцом, мало обладать товаром и желать его поменять на что-либо. Нужна возможность (право) это свободно сделать. Но и этого недостаточно. Для того чтобы товар был куплен, нужен покупатель.
Покупатель— это человек, семейное (домашнее) хозяйство, предприятие, органы власти, само государство, желающие приобрести товар и предлагающие взамен другие блага (товары).
Покупатель- участник рынка, обладающий деньгами и желающий в обмен на них купить товар.
Продавцов, покупателей, а также посредников часто называют участниками рынка. Если продавец и покупатель нужных друг другу товаров встречаются и договариваются об обмене, происходит сделка.
Сделка- добровольная договоренность об условиях обмена товарами между участниками рынка.
Непременным условием сделки является цена-соотношение обмена между разными товарами.
Средство обмена- это деньги либо другие товары, которые участники рынка готовы всегда принимать в обмен на имеющиеся у них товары. Эта готовность вытекает из уверенности в том, что на имеющиеся деньги всегда можно будет купить все необходимое.
Деньги- универсальное средство обмена, которое предоставляет возможность планировать по времени продажу излишнего товара и покупку нужного.
Цена- это количество денег, которое готов оплатить покупатель и принять продавец в обмен на товар.
Посредник- участник рынка, доставляющий товары от производителей к потребителям (от продавцов к покупателям).
Функции рынка:
1. Посредническая – между производителями и потребителями;
2. Ценообразующая – формирует цены на основании спроса и предложения;
3. Информирующая - цены несут информацию о состоянии экономики;
4. Регулирующая – перераспределение капитала и регулирование объемов производства;
5. Стимулирующая – стимулирование наиболее эффективных производств за счет дополнительной прибыли;
6. Оздоравливающая – освобождение от неэффективной хозяйственной деятельности.
3. Дайте определение структуры рынка и инфраструктуры рынка. Перечислите основные системы и элементы инфраструктуры.
Говоря о структуре рынка, мы будем подразумевать рынок, функционирующий в границах страны.
Структурой рынканазываются взаимосвязанные части, из которых он состоит (составные элементы).
В структуре рынка страны можно выделить несколько основных частей: рынок сырья, рынок товаров, рынок услуг, рынок труда (рабочей силы), рынок денег, рынок ценных бумаг, рынок информации.
Названные части называют иногда системой рынков.
Мы говорили о том, что рынок — это механизм обмена. Этот механизм помогает покупателям и продавцам обменивать товар на деньги и наоборот. Поэтому о каждом из названных рынков можно сказать по-другому.
Рынок сырья - это механизм обмена сырья на деньги, рынок труда - это механизм обмена труда на деньги, рынок информации - это механизм обмена информации на деньги и т. д.
Рынок всей страны и каждый из названных рынков по отдельности базируются на инфраструктуре.
Инфраструктура (от лат. infra - ниже и structure — строение, расположение) совокупность объектов, обслуживающих элементы структуры.
Инфраструктура рынка- это совокупность базовых систем и элементов рынка, обеспечивающих его работу.
Рассмотрим главные системы и элементы, инфраструктуры рынка.
1. Денежно-кредитная и банковская система.К ней относятся банки, обеспечивающие участников рынка деньгами. Банки хранят деньги, осуществляют платежи между предприятиями и другими банками, выдают денежные кредиты. Банки оказывают огромное влияние на функционирование денежного рынка.
2. Сырьевые, товарные, фондовые, валютные биржи, ярмарки, выставки, аукционы,на которых встречаются и заключают сделки посредники, а также непосредственно собственники товаров и их покупатели.
Товарная биржа — учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы.
Различают специализированные и универсальные, публичные и частные биржи. На специализированных биржах объектом сделки выступает вид однородного товара (медь, алюминий, никель, драгоценные металлы, хлопок, шерсть, бензин, каучук, картофель и некоторые другие), на универсальных — множество товаров.
На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки заключают посредники — брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специалисты, хорошо знающие юридические правила оформления сделок, конъюнктуру рынка, так и брокерские фирмы, зарегистрированные па биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера — комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей биржи. Субъектами товарной биржи являются и дилеры участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.
Аукционы — публичная продажа на основе торгов в заранее установленное время и в заранее установленном месте определенных товаров или их образцов.
Ярмарка — региональные торги, организуемые в определенном либо сезонно, либо в какое-то определенное время (воскресенье, праздники и т.д.).
Фондовая биржа — организация торгующих предприятий и лиц
создаваемая для осуществления свободной купли-продажи ценных
бумаг по рыночным ценам. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением.
Биржа труда — организация, специализирующаяся на посреднических операциях между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству биржа оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучает спрос и предложение рабочей силы, собирает и распространяет информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. Важной функцией биржи труда является материальная поддержка работников в случае вынужденной безработицы.
3. Система информации и связи.Это участники рынка, снабжающие остальных участников различными сведениями или обеспечивающие доступ к ним. К этому элементу инфраструктуры относятся телевидение, газеты, журналы, радио, общедоступные компьютерные сети, такие как Интернет, все виды почтовой и телефонной связи и т. д. Информация играет очень важную роль в деятельности участников рынка и сохранения баланса на нем.
4. Система учреждений образования и наукиявляется одним из важнейших элементов инфраструктуры рынка. Современный рынок трудно представить без образованных людей. Чем ниже уровень образованности жителей страны, тем более отсталым является уровень развития и жизни общества. Это легко проверить, ознакомившись с основными экономическими показателями, характеризующими уровень жизни в любой африканской стране. Учреждения образования (школы, училища, колледжи, институты, университеты) занимаются передачей ученикам и студентам знаний, накопленных предыдущими поколениями. Учреждения науки (научно-исследовательские институты) ведут исследования в разных областях человеческой жизни. Делается это с целью получения новых знаний о природе и обществе.
5. Немаловажную роль для стабильной работы рыночного механизма играет правовая система (право).
Правовая среда- это закрепленная в законах совокупность общеустановленных правил поведения.
Чем лучше законы государства отражают сложившиеся на рынке правила поведения, чем лучше они соответствуют главенствующим в обществе нормам морали, тем меньше возникает конфликтов между участниками рынка, тем устойчивее рыночный механизм.
6. Отдельные рынки имеют свои, специфические объекты инфраструктуры. Например, важное значение для рынка труда имеет наличие четко работающей службы занятости(в некоторых странах - биржи труда). Эта служба помогает людям найти работу, пройти переподготовку и обучение профессиям, на которые предъявляется устойчивый спрос на рынке труда.
4. Дайте определение понятий собственность, субъект права собственности, объект права собственности. Перечислите и охарактеризуйте объекты права собственности.
Собственность- это совокупность материальных и нематериальных благ (объектов), судьбу которых имеет право определять только их собственник (субъект). Право определять судьбу означает, что собственник может свободно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами, находящимися в его собственности. Собственник может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, кроме тех, которые могут принести вред общественной пользе и безопасности, окружающей среде, историко-культурным ценностям. Владелец может отчуждать свое имущество другим лицам (продавать, дарить, отдавать в пользование), отдавать его в залог и т. д.
Субъект права собственности- это тот, кто владеет, пользуется и распоряжается объектами собственности, то есть собственник, владелец.
Объект права собственности— это то, чем владеет. пользуется и распоряжается субъект, то есть материальные и нематериальные блага.
Собственность - категория гражданских правоотношений, которые строятся главным образом на основе Конституции Республики Беларусь и Гражданского кодекса.
Элементы налоговой системы
Налоговая база – объект налогообложения
Объект налога - доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности
Субъект налога- - доход, из которого выплачивается налог
Ставка налога- величина налога с единицы объекта налога
Налоговая льгота- полное или частичное освобождение плательщика от налога, возмещение суммы уплаченного налога
Налоговые вычеты
Налоговые вычеты - разновидность льгот при налогообложении доходов граждан, т.к. они позволяют уменьшить налоговую базу.
Вычеты предоставляются только по основному месту работы
Рассмотрим следующие виды вычетов:
- Стандартные
- Социальные
- Имущественные
Стандартные налоговые вычеты - представляют собой необлагаемый минимум дохода
- если доход не превышает 3 350 000 рублей, предоставляется вычет в размере 550 000р;
- если у плательщика имеется ребенок до 18 лет, то ему предоставляется вычет в размере 155 000р. (мать находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, также является иждивенкой);
- если лицо имеет 2-х и более несовершеннолетних детей, то ему предоставляется вычет в размере 310 000 на каждого из детей.
Социальные налоговые вычеты – предоставляются в том случае если близкие родственники или вы учитесь:
Если учащийся учится на платной основе, ему также предоставляется вычет, составляющий 13% от стоимости обучения, при наличии платежных документов, а также при условии, что он получает первое высшее, первое среднее, первое среднее специальное образование.
Имущественные налоговые вычеты - предоставляются налогоплательщику при реализации и приобретении им имущества, также вычет предоставляется на риелторские услуги, при условии, что плательщик стоял на очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Вычет предоставляется при наличии у документов, подтверждающих право собственника на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру и платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств и составляет 12% от уплаченной суммы.
21. Перечислите права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Назовите государственные органы, осуществляющие регулирование и управление в сфере налогообложения.
Главной задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Государственные органы осуществляющие регулирование в сфере налогообложения: Министерство по налогам и сборам, Налоговые инспекции.
Формы предпринимательства
В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
-частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
-коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.
24. Объясните основные права и обязанности предпринимателей.
Права предпринимателя.
1. Заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законом.
2. Создавать любые предприятия, организация которых не противоречит закону.
3. Привлекать на договорных началах имущество, денежные средства граждан и предприятий.
4. Участвовать своим имуществом в деятельности других хозяйствующих объектов.
5. Самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законом.
6. Открывать все виды расчетов.
7. Выбирать поставщиков и потребителей, своей продукции и т.д.
Предприниматель обязан.
· Выполнять все обязательства, вытекающие из законодательства и заключенных договоров.
· Заключать договоры и контракты с гражданами, нанимаемыми по найму.
· Предусматривать в трудовых договорах оплату труда работников не ниже установленного максимального уровня.
· Вносить средства в фонд социальной защиты населения.
· Осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охране труда, технике безопасности, производственной гигиены и санитарии.
· Производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы независимо от своего финансового положения.
· Соблюдать права и интересы потребителей.
25. Раскройте сущность и функции банковской системы Республики Беларусь
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, посреднические сделки, управление имуществом и множество других операций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Банк - это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Продуктом банка является прежде всего формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря банки - это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные виды банковских операций и услуг.
Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.
В создании для Беларуси новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись деловому человеку.
26. Раскройте сущность работы Национального банка Республики Беларусь. Объясните основные цели деятельности и функции Национального банка Республики Беларусь
Банковская тайна
Сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению. Национальный банк и банки гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Служащие Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну, а также тайну об иных сведениях, устанавливаемых Национальным банком и банками, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.
Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
· установления недостоверности сведений, на основании которых она выдана;
· неосуществления банковских операций, указанных в лицензии, в течение одного года со дня ее выдачи;
· установления фактов недостоверности отчетных данных, приведших к нарушению интересов вкладчиков и кредиторов банка;
· осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в лицензии, выданной Национальным банком;
· невыполнения требований банковского законодательства, если в течение одного года к банку неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Банковским Кодексом;
· неудовлетворительного финансового положения банка, неисполнения им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами;
· наличия иных оснований для признания банка экономически несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· реорганизации банка, если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
· принятия решения о ликвидации банка.
Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковских операций и установить банку срок для устранения соответствующих нарушений. В случае, если в указанный срок нарушения не были устранены, Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций.
Прекращение деятельности банка осуществляется путем его ликвидации в соответствии с законодательством Республики Беларусь и с учетом требований, установленных Банковским Кодексом. Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда и Национального банка в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. При ликвидации банка по инициативе его учредителей (участников) в Национальный банк представляются заявление, а также решение учредителей (участников) банка о его ликвидации. Решение о ликвидации банка может быть принято только после того, как банк исполнит все имеющиеся обязательства перед вкладчиками и кредиторами банка.
Процедура банкротства банка осуществляется хозяйственным судом в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сообщение об аннулировании записи о государственной регистрации банка подлежит опубликованию Национальным банком в официальном издании Национального банка в тридцатидневный срок со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В целях обеспечения финансовой надежности банк обязан осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию рисков, угрожающих его финансовой надежности. Для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате деятельности банка, он обязан формировать резервы (фонды), размеры и порядок использования которых устанавливаются Национальным банком. Банк обязан постоянно осуществлять классификацию активов по степени их надежности, определяя к погашению сомнительные и безнадежные активы, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков по ним с отнесением этих убытков на расходы до налогообложения в порядке, устанавливаемом Национальным банком. Банк обязан соблюдать устанавливаемые в соответствии с Банковским Кодексом экономические нормативы, запреты и ограничения, обеспечивающие его безопасную и надежную деятельность. Банк обязан организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и объемам проводимых банковских операций.
29. Объясните в чем заключается обеспечение экономической безопасности в Республике Беларусь. Раскройте сущность методов обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Проблемы экономической безопасности государства приобрели особую актуальность в последние десятилетия в связи с ускоренными процессами глобализации мировых экономических отношений и интеграции многих государств в различных сферах деятельности. При рассмотрении проблем экономической безопасности следует исходить из того, что безопасность - это такое состояние общественной системы, которое характеризуется максимально полной реализацией и защищенностью жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз общества в целом и отдельных его членов и обеспечивается через достижение сбалансированности интересов каждого из субъектов отношений социально-экономической системы (индивидами, экономическими субъектами, государственными институтами и обществом) как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности.
Обеспечение безопасности рассматривается как процесс создания условий для стабильного, бескризисного развития личности, общества и государства в соответствии с целями и задачами развития и укрепления прав и свобод личности, суверенитета государства; устранения и предупреждения угроз, условий и других факторов, могущих оказать негативное, дестабилизирующее воздействие на развитие нации и государства; устранения противоречий между интересами отдельных социальных групп, общества и индивида.
В этом случае экономическая безопасность, являясь одной из основных сфер национальной безопасности, должна раскрываться через определения, отражающие ее структуру, состояние и процесс обеспечения.
Экономическая безопасность в структурном плане рассматривается как система, состоящая из субъекта управления (регулятора), объекта управления, используемых ресурсов и ограничений. Выходные параметры объекта управления поступают на вход регулятора после сравнения их текущих значений с заданными (пороговыми) значениями. В системе выделяются основные факторы (внутренние и внешние угрозы), влияющие на достижение заданных (прогнозных, плановых) показателей социально-экономического развития.
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.
На Западе широко распространен подход, в рамках которого экономическая безопасность рассматривается как живучесть национальной экономики в условиях экономических кризисов, а также способность экономики в целом и ее ведущих отраслей к обеспечению конкурентоспособности на мировой экономической арене. Согласно такому подходу конкурентоспособность страны является главным показателем уровня ее комплексного развития.
Все эти формулировки, дополняя друг друга, определяют сущность экономической безопасности и ее место в системе национальной безопасности.
Решение проблем экономической безопасности страны носит комплексный характер и должно рассматриваться в следующей системе: концепция национальной безопасности - национальные интересы в сфере экономики - внешние и внутренние угрозы в сфере экономики - индикаторы экономической безопасности - пороговые значения индикаторов экономической безопасности - организация экономической безопасности - правовое обеспечение экономической безопасности.
Экономические интересы - интересы, выражающие совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование, эффективное функционирование и возможности развития экономики государства.
Угрозы экономической безопасности - реальные и потенциальные негативные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами) либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов государства.
Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, в том числе экономические (извлечение наибольшей прибыли), политические (получение власти) и др.
К внешним угрозам можно отнести в основном деятельность иностранных государств, их правительств, спецслужб, фирм и корпораций, направленную на подрыв экономической безопасности государства, а также:
- потерю отдельных традиционных рынков сбыта продукции;
зависимость государства от импорта ТЭР, многих видов сырья, а также комплектующих изделий для машиностроения;
- дискриминационные меры иных стран, их сообществ во вн