Формирование прибыли предприятия в бюджет
Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы и является одним из основных элементов налогообложения.
Существует несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода.
Основная ставка налога на прибыль с 01.01.2017 не изменилась и составляет 20%. Однако распределение прибыли на федеральную и региональную части на 2014-2020 годы поменялось (см. Рис. 1.3.):
· 3% налога зачисляются в федеральный бюджет;
· 17% налога зачисляются в бюджет субъекта РФ.
Налог на прибыль с 01.01.2017г. |
Федеральный бюджет (3%) |
Региональный бюджет (17%) |
Рис. 1.3. Распределение между бюджетами с 01.01.2017г.
До 01.01.2017 распределение между бюджетами было 2% и 18% соответственно (см. Рис. 1.4.).
Налог на прибыль до 01.01.2017г. |
Федеральный бюджет (2%) |
Региональный бюджет (18%) |
Рис. 1.4. Распределение между бюджетами до 01.01.2017г.
Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. Обособленно в составе доходов федерального бюджета учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы
Федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, а также порядок зачисления их в бюджет) - это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ.
К налоговым доходам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) налог на доходы физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможенные пошлины государственная пошлина, федеральные регистрационные и лицензионные сборы полностью поступают в федеральный бюджет и являются собственными его доходами.
Для отдельных категорий организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, законами субъектов РФ может быть снижена (см. Табл. 1.1.).
Таблица 1.1.Иные ставки налога на прибыль.
Величина ставки | Кем применяется |
0% | · Организации, которые ведут образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам) и с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ; · Организации социального обслуживания (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам) и с учетом особенностей, установленных ст. 284.5 НК РФ; · Организации по доходам от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций с учетом особенностей, установленных ст. 284.2 НК РФ; · Организации по доходам в виде дивидендов, если не менее 50% вклада (доли) организация-получатель дивидендов владеет непрерывно в течение не менее 365 календарных дней, и при определенных условиях; |
13% | Российские организации по доходам, полученным в виде дивидендов (кроме случаев, когда дивиденды облагаются по ставке 0%), а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками; |
15% | Иностранные организации по доходам в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме с учетом особенностей, установленных ст. 275 НК РФ. |
Сумма налога на прибыль определяется налогоплательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно, в соответствии с законом.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное специально не предусмотрено НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. При этом сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае сумма авансовых платежей определяется налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. Система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
Но некоторые организации по-прежнему будут иметь право производить уплату только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода. К их числу относятся:
· организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации, определяемая в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышала в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал;
· бюджетные учреждения;
· иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;
· некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);
· участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах;
· инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;
· выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим обложению налогом на прибыль, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:
· если источником доходов налогоплательщика является российская организация, то обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов. В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;
· если по государственным и муниципальным ценным бумагам не представляется возможным определить у источника доходов сумму дохода, подлежащего налогообложению, то налогоплательщик – получатель дохода – самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога в виде авансовых платежей с полученных доходов.
Информация о видах ценных бумаг, к которым применяется такой порядок, доводится до налогоплательщиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на это Правительством РФ.
Глава 25 НК РФ не предусматривает льгот по налогу на прибыль организаций, но содержит существенные изменения в налогообложении прибыли организаций, из которых можно выделить следующие.
Значительно снижена ставка налога на прибыль организаций (с 24% до 20%). Также предусмотрена возможность понижения ставки налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В рамках новой амортизационной политики предусмотрены новые принципы формирования норм амортизационных отчислений, которые теперь устанавливаются исходя из сроков полезного использования с учетом морального и физического износа амортизируемого имущества. Увеличены нормы амортизационных отчислений по сравнению с действовавшими, а также предусмотрена возможность выбора налогоплательщиком способа начисления амортизации (линейный или нелинейный способы).
Указаны «открытые» перечни доходов и расходов, учитываемых приопределении налоговой базы, а также отменены ограничения по ряду расходов, ранее относившихся на себестоимость в пределах установленных норм и нормативов. Предусмотрена возможность переноса полученного налогоплательщиком убытка в течение десяти лет вместо пяти лет по прежнему налоговому законодательству.
Все перечисленные изменения, направленные на снижение уровня налоговых изъятий у налогоплательщиков, стали возможны при условии отмены налоговых льгот. Значительноеснижение ставки налога на прибыль позволит налогоплательщикам иметь в своем распоряжении большеприбыли, которую они могут направить на проведение инвестиционных мероприятий, техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию производства.