Тема 3: Определение системы рейтинговой оценки транспортного предприятия
Разработка системы рейтинговой оценки предприятия является одной из важнейших проблем при формировании рыночных отношений между предприятиями. В зарубежных странах эта система разработана и уже давно применяется для оценки деятельности различных структур. Система экономического рейтинга корпораций и других компаний содержит определенный набор финансовых доку-
ментов и экономических показателей, которые обязательно заверяются экспертами-аудиторами по результатам работы за год. Такая информация используется банками, инвесторами, другими фирмами и корпорациями.
Для проведения оценки деятельности государственных и других предприятий необходимо рассмотреть наиболее характерные экономические показатели, привести их в определенную систему и объективно определить рейтинг предприятия.
При определении рейтинга предприятия необходимо располагать большим объемом реальной информации о нем. Для анализа информации применяются различные методы: метод жюри, метод совокупного мнения, метод ожидания потребителя и метод экспертных оценок.
Наиболее распространенным методом определения рейтинга предприятия является метод экспертных оценок. Он представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию.
В курсовой работе требуется дать анализ методов определения рейтинга предприятия, отметить факторы, влияющие на рейтинг предприятия, разработать систему рейтинговой оценки предприятия.
Исходные данные
1. Нормативно-справочная информация о деятельности предприятия.
2. Показатели научно-технического развития предприятия.
3. Финансовые показатели предприятия.
4. Показатели экономического развития предприятия.
План работы
1. Введение.
2. Экспертиза и оценка хозяйственных решений.
3. Анализ методов прогнозирования развития предприятия.
4. Поиск альтернативных решений и ранжирование.
5. Анализ системы рейтинговых оценок.
6. Показатели рейтинговой оценки предприятия.
6.1. Финансовые показатели рейтинга предприятия;
6.2. Общеэкономические показатели;
6.3. Показатели научно-технического уровня развития предприятия.
7. Определение рейтинга предприятия.
8. Заключение.
Графическая часть
1. Структура показателей рейтинга предприятия.
2. Таблицы показателей рейтинговой оценки.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Определение системы рейтинговой оценки предприятия следует начинать с изучения особенностей экспертизы финансовых результатов и прибыли.
Экономические показатели - это основные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому рейтинг предприятия должен отражать прежде всего его экономическую стабильность. Для определения системы рейтинговой оценки требуется руководствоваться показателями производственного учета, отражающими реальное положение предприятия.
В теоретической части работы следует рассмотреть известные методы экспертных оценок.
При проведении анализа деятельности предприятия по важнейшим показателям целесообразно остановиться на поиске альтернативных решений, позволяющих повысить рейтинг предприятия.
В результате предварительного анализа технико-экономических показателей устанавливается система рейтинговых оценок предприятия, которая отражает учет денежных средств и расчетно-кредитных операций. Прежде всего, это показатели кредитов банков, показатели расчетов с экспедиторами и заказчиками транспортных услуг, показатели расчетов с госбюджетом и т.д.
При определении системы рейтинговой оценки предприятия могут быть учтены отдельные особенности сферы деятельности предприятия, т.е. на отдельных предприятиях преобладают показатели международных перевозок грузов, пассажиров, на других же большой удельный вес имеют внутриреспубликанские автомобильные перевозки.
В результате изучения показателей составляется таблица показателей финансового состояния предприятия, в которую включаются:
- коэффициент финансовой устойчивости;
- коэффициент покрытия баланса;
- коэффициент участия собственных и долгосрочных заемных
средств в материальных запасах и затратах;
- коэффициент ликвидности баланса;
- доля общей задолженности в источниках средств;
- доля дебиторской задолженности в активах предприятия и т.д.
Оценка производится на определенную дату и сравнивается с
аналогичным значением показателя в прошлом году.
Основная задача установления системы рейтинговой оценки предприятия заключается в определении реального финансово-экономического положения предприятия.
Литература к теме 3
1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент - М: Изд-во МГУ, 1995.
2. Кудашов, В. И. Научно-технические нововведения - Мн.: Выш. школа, 1993.
3. Кузнецов, Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента. -СП,б.: Изд-во СПб. университета, 1994.
4. Котлер, Филипп. Основы маркетинга - СП,б : Изд-во СП,б. университета, 1992.
5. Эффективный менеджер. - М : Линк. - Кн. 1: Управление собой, 1990.-Кн. 11: Подведение итогов, 1992.