Что такое экономика. Ее проблемы.
Содержание
1. Экономика как наука
1.1. Что такое экономика. Ее проблемы.
1.2. Экономика и другие науки экономико-управленческого цикла.
1.3. Содержание дисциплины и задачи по ее изучению.
2. Предприятие и предпринимательство
2.1. Структура национальной экономики: ее секторы, сферы, комплексы, отрасли.
2.2. Краткая история развития российской промышленности.
2.3. Предприятие - основное звено национальной экономики. Типы организаций и предприятий в России.
2.4. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде.
2.5 Эпохи развития современного предпринимательства.
2.6. Типы предприятий. Производственная и организационная структура предприятий. Инфраструктура предприятий.
2.7. Типы производства и организация производственного процесса.
3. Товары
3.1. Понятие и классификация товаров.
3.2. Качество и конкурентоспособность. Стандарты и системы качества.
3.3. Производственная мощность предприятия.
3.4. Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа предприятия.
3.5. Абсолютные оценки продукции.
3.6. Относительные оценки продукции.
3.7. Экономическая и функциональная стратегии: их типы, факторы выбора.
3.8. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
4. Ресурсы: основные фонды
4.1. Уставный капитал и имущество предприятия.
4.2. Основной капитал, его оценка.
4.3. Классификация основных фондов предприятия.
4.4. Оценка основных средств.
4.5. Износ и амортизация основных средств.
4.6 Ремонт основных средств.
4.7. Капитальное строительство в воспроизводстве основных фондов.
4.8. Инновационная и инвестиционная политика предприятия. Подготовка нового производства.
4.9. Показатели эффективности и пути улучшения использования основных фондов.
5. Ресурсы: оборотные средства
5.1. Оборотные средства: их состав, классификация, оборачиваемость.
5.2. Кругооборот оборотных средств.
5.3. Нормирование оборотных средств.
5.4. Показатели эффективности использования оборотных средств.
5.5. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
5.6. Источники формирования оборотных средств предприятия.
5.7. Материально-техническое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Экономика как наука
Вопросы:
Что такое экономика. Ее проблемы.
Экономика и другие науки экономико-управленческого цикла.
3. Содержание дисциплины и задачи по ее изучению.
Вопрос.
Вы одержимы идеей сделать блестящую карьеру или иметь маленький, но свой бизнес. У вас прекрасное здоровье, масса знакомств, стартовый капитал. Всего этого было бы достаточно на рубеже XIX-XX вв. Когда неграмотные, но умные и честолюбивые люди создавали миллиардные состояния. На рубеже XX – XXIв.в. одним из основных условием успеха в экономической деятельности является наличие фундаментальных знаний, которые можно получить в престижном экономическом вузе, поэтому перед курсом экономики предприятия стоят 2 задачи:
1. Ввести в мир экономических задач, дать практические навыки работы и умение ориентироваться в экономических задачах на уровне предприятия.
2. Побудить стремление постоянно наращивать свой экономический потенциал, чтобы по выражению профессора Мюнхенского университета “слышать шорохи окружающего мира”.
Экономика в переводе с греческого языка означает “управление хозяйством”. Это наука о хозяйстве, способах ведением его людьми и экономических отношениях складывающихся по поводу производства, обмена и распределения товаров. Ее возникновение связано с ограничением экономических ресурсов: времени, финансовых ресурсов, природных и др.
Именно ограниченность ресурсов приводит к проблемным экономическим ситуациям, которые требуют поиска оптимального или чаще рационального решения.
В зависимости от уровня хозяйства различают:
- экономику семьи;
- экономику предприятия;
- экономику муниципального образования;
- региональную экономику (субъект РФ);
- национальную экономику (макроэкономика);
- мировую экономику.
Несмотря на большое разнообразие экономических ситуаций при их решении отвечают на три вопроса:
а) что производить?
б) как производить?
в) для кого и каким способом доводить произведенное до
потребителя?
Эти вопросы получили название классических проблем экономики.
а) Содержание первой проблемы рассмотрим на примере американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона “о пушках и масле”. Именно он помог Рейгану вывести США в лидеры. Предположим, что у общества есть некоторый ограниченный финансовый ресурс, который оно может направить на производство двух видов товаров: военного (пушек) и гражданского (масла).
В таблице представлены возможности их производства.
Возможности | Производство | |
Пушки, т. шт. | Масло, млн. фунтов | |
А B C D E F | - |
Среди шести представленных ситуаций две крайние:
1. А – ситуация войны, когда все финансовые ресурсы уходят на производство вооружений. При этом общество оказывается на грани самовыживания.
2. F – ситуация идеального мира, когда ни единого рубля, марки и т.д. государство не тратит на военные вопросы, и все средства направляет на развитие экономики (1945 г. – ФРГ и Япония, когда по международным соглашениям эти страны не имели права иметь военные бюджеты, что позволило им добиться быстрого экономического роста).
Между ситуациями А и F есть другие, для которых характерно разное соотношение объемов производства пушек и масла, при этом решение сколько производить тех и других остается за правительством страны и это наиболее сложная проблема в экономике любого субъекта хозяйства, которая требует решения. На приведенном примере просматривается так называемый “закон убывающей доходности”. В соответствии с ним при ограниченных ресурсах выпуск каждой новой единицы продукции требует все больших жертв по свертыванию раннее выпускавшейся продукции.
б) Для ответа на второй вопрос экономики “как производить?” менеджеру или экономисту следует рассмотреть все предлагаемые конструкторско-технологическими службами варианты производства товара и выбрать среди них лучшие по критериям.
Например: подставку для настольной лампы можно изготовить по различным технологиям из различных материалов:
- литье металла;
- обточка деревянной заготовки;
- литье пластмассы под давлением;
- ковка металла;
- механическая обточка металлической заготовки.
Каждый из этих вариантов характеризуется уровнем единовременных и текущих затрат (заработная плата). При одинаковой оптовой цене на лампу выбор будет осуществляться по минимуму совокупных затрат.
в)В мировой экономике сложились две системы распределения товаров:
1. Исторически более ранняя – плановая (централизованная, командная).
Свой отчет ведет с доисторических времен, когда происходило распределение внутри рода, выращенного урожая, добытого мяса и др. Сохраняется в настоящее время в семьях, а также в государстве через систему государственных и муниципальных заказов. В развитых странах мира она используется при производстве лекарственных препаратов, вооружений, детского питания и др. (федеративный заказ), школьных обедов (муниципальный заказ), при этом у производителя основной проблемой функционирования является производство конкурентоспособного товара и победа на конкурсе по получению заказа. Вопросы “сколько производить?” и “для кого производить?” решает государство в лице правительства или местная власть в лице администрации муниципального образования.
2. Рыночная, более молодая. В ней каждый производитель на свой страх и риск выходит с товаром на свободный рынок в поисках покупателя. На рынок же устремляются и покупатели для удовлетворения собственных потребностей. Встреча продавца и покупателя происходит при условии согласования обоюдных интересов. При этом их движение друг к другу происходит по принципу “невидимой руки” (А. Смит).
А. Смит – первый писатель теоретик в области конкретной экономики. В 1776 году вышла его книга “Исследования о природе и причинах богатства народов”, в которой он описал закономерности функционирования рынка и назвал его основной двигатель – конкуренцию.
В условиях сильной государственности для нормального функционирования рынка необходимо два условия:
1) Наличие свободного предпринимательства в лице субъектов малого бизнеса (создают массу рынка и является родителями многих идей НТП)
2) Поддержка государства малого бизнеса в том числе через льготное налогообложение и антимонопольную политику.
В СССР переход к рыночной экономике начался в конце 80-х гг. с выходом в свет ряда постановлений Совета Министров СССР (правительство), в том числе о мерах по демонополизации народного хозяйства, о предприятии и предпринимательской деятельности, о кооперации.
Впервые были введены меры контроля за монополистами, т.е. предпринимателями занимавшими своей продукцией более 70% союзного или областного или республиканского рынка. В настоящее время монополист должен занимать не меньше 30% рынка. Ряд из них контролируется (естественная монополия).
Вопрос.
Вопрос
Под структурой курса понимают его содержание, рассмотренное с тех или иных позиций классификации. Заложим в основу структуры курса схему формирования и распределения прибыли предприятия.
Основные средства – все то, что служит более года.
Оборотные средства – часть имущества предприятия (сырье, материал, незавершенное производство, готовые товары на складе, деньги на расчетном счете).
Нематериальные активы – не имеет физической сущности (патенты, товарные знаки).
В соответствии с этой схемой в структуре курса выделяются следующие блоки:
1. Предприятие;
2. Товары;
3. Ресурсы;
4. Затраты;
5. Цены;
6. Финансы.
Вопрос.
Вопрос
История современной промышленности корнями уходит в Англию
ΧVΙΙ – ΧVΙΙΙ вв. В России развитие промышленности началось в ΧVΙΙ в., но быстрое развитие получило лишь в ΧVΙΙΙ в. при Петре Ι. Основной идеей его политики было усиление государственности, а это требовало обороны страны. В противовес Англии, где крупные предприятия формировались в текстильной отрасли, в России первые заводы были военного профиля (Сестрорецкий оружейный завод, Ижорский сталелитейный завод, Тульский оружейный завод (1712 г.)). В середине ΧVΙΙΙ в. крупная промышленность развивается на Урале. Но, тем не менее, и к концу ΧΧ в. Россия в промышленном отношении оставалась слаборазвитой страной. Владельцами большей части промышленного капитала были иностранцы. К концу ΧΧ в. Россия была представлена большим количеством узкоспециализированных предприятий в отличие от многопрофильных транснациональных корпораций (ТНК) Запада.
Характерными чертами ТНК являются:
1. Широкая номенклатура (перечень) выпускаемых товаров. Например, Дженерал Моторс выпускает не только автомобили, но и детские коляски, резиновые коврики, автомобильную косметику и ряд другой продукции. Это даёт возможность переливать оборотный капитал в те сферы производства, которые в данное время дают большую отдачу.
2. Разбросанность производства по миру (пространственная десегрегация). Сборочные заводы располагаются ближе к потребителю, что даёт возможность экономить на транспортных издержках.
3. Колоссальная численность персонала (до нескольких десятков тысяч человек).
Советский Союз вышел из Гражданской войны (1923 г.) с полностью разрушенной экономикой, безработицей и голодом. Руководство страны взяло курс на новую экономическую политику (НЭП), позволившую быстро развить предпринимательство. К концу 1926 года оживился рынок, вырос платёжеспособный спрос населения, безработица упала до минимума. Но руководство страны во главе с И.В. Сталиным был выбран курс на построение централизованной государственной экономики. Поэтому в конце 20-х годов была активизирована национализация предприятий. Был разработан первый пятилетний план развития народного хозяйства.
Концентрация экономики в руках государства позволила:
- превратить страну к 1940 г в крупнейшую промышленную державу мира (по объёму производства СССР занимал 2-е место в мире после США и 1-е место в Европе);
- победить во Второй мировой войне;
- быстро восстановить разрушенную войной европейскую часть страны.
Но развитие промышленности требовало рабочих рук. Поэтому был организован отток кадров из села, который, в конечном итоге, привёл к вымиранию деревень. Не было и серьёзной государственной поддержки сельских товаропроизводителей.
Управлять огромной экономической системой из единого центра становилось всё сложнее. Поэтому в начале 60-х годов впервые встала необходимость проведения экономических реформ. Всего их было 3 (Н.С. Хрущёв, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв). Каждая из них расширяла права предприятий в плане использования части прибыли.
С середины 80-х годов ΧΧ в. в экономике стали нарастать устойчивые тенденции снижения основных макроэкономических показателей. В это время успешно зарекомендовал себя переход крыночной экономике в Чили, Южной Корее, Индонезии. Поэтому руководством страны был взят курс на рыночные преобразования экономики.
За прошедшее время страна пережила разрыв кооперационных связей с бывшим союзными республиками, этапы гиперинфляции, падение производства, потерю мировых рынков сбыта, дефолты, стагнации. Но после 2000 г. начался экономический подъём, который был приостановлен мировым финансовым кризисом. Чтобы занять достойное место в мировой экономике, руководство РФ взяло курс на развитие прорывных технологий и внедрение их в производство и в быт людей.
Вопрос.
В соответствии с гражданским кодексом РФ принятым Государственной Думой России 21 октября 1994 года основными субъектами экономики являются:
1) юридические лица;
2) предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Юридические лица - в соответствии с гражданским кодексом – это организации, которые имеют в собственности в оперативном управлении или хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут продавать, покупать, осуществлять иные имущественные и др. права, быть истцом и ответчиком в суде. Действуют юридические лица на основании устава и учредительных документов.
Характерными признаками юридических лиц являются:
1. Документ об учреждении;
2. Документ о регистрации;
3. Печать;
4. Самостоятельный баланс;
5. Расчетный счет в банке или в банках.
6. Предприниматели без образования юридического лица получают статус самостоятельных субъектов экономики с момента их регистрации. Обязательным документом для них является книга учета доходов и расходов. Многие из них имеют счет в банках, печать.
Коммерческие организации целью своей деятельности, провозглашенной в учредительных документах, имеют извлечение прибылей.
Некоммерческие организации не имеют своей целью извлечение прибыли. Цель деятельности формируется например так: «содействие развитию культурно-исторического наследия Тулы» или «оказание помощи семьям погибших военнослужащих»
Получаемая некоммерческими организациями прибыль направляется на социальные расходы, на расширение капитала, на благотворительную помощь, но не на выплату доходов учредителям. Во всем мире некоммерческие организации пользуются поддержкой государства по 2-м причинам:
1. Гуманистическая идея деятельности;
2. Непрямая поддержка развития малого бизнеса за счет льготного налогообложения некоммерческих организаций и возможности трансформации их в коммерческой организации.
Вкладом в имущество юридических лиц могут быть:
1. Денежные средства;
2. Ценные бумаги;
3. Вещи;
4. Имущественные и иные права, имеющие денежную оценку (нематериальные активы - интеллектуальная собственность.)
Хозяйственные товарищества и общества – это организации, в которых уставной (складной) капитал учредителей (участников) разделен на паи (вклады); имущество, созданное за счет вкладов принадлежит учредителям на праве собственности. Распределение доходов происходит пропорционально размеру вкладов.
Самой первой организационно-правовой формой их являются полные товарищества. Организуются индивидуальными лицами, внося свои паи и отвечая по обязательствам товарищества своим имуществом.
Полное товарищество гарантирует партнерам большую обеспеченность в расчетах, нежели заявлено в учредительных документах, обеспечивает доверие к статусу товарищества. Участники полного товарищества называются полные товарищи.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – наиболее распространенная организационно-правовая форма в малом предпринимательстве (бизнесе), заменила собой существовавшие до 1994 года частные предприятия (ЧП). Организуется одним или несколькими лицами. При этом уставной капитал разделен на определенные доли, принадлежащие участникам. Ответственность каждый участник несет только в пределах этой доли.
Акционерное общество. Отличается от вышеперечисленных организационно-правовых форм тем, что их уставной капитал поделен не на доли, а на акции. Акции распространяются:
1) между ограниченным кругом лиц в закрытых акционерных обществах;
2) по свободной подписке в открытых акционерных обществах (ОАО).
У каждого АО есть свои достоинства и недостатки. У закрытого акционерного общества (ЗАО) – это концентрация капитала под присмотром высшего менеджмента и возможность контроля за ним. У ОАО этого нет. В ОАО такой контроль осуществлен быть не может, но зато ОАО имеют возможность при необходимости привлекать инвестиции за счет дополнительной эмиссии акций. Для контроля за деятельностью ОАО предусмотрено публиковать в открытой печати: во-первых: баланс; во-вторых: счет прибылей и убытков; в-третьих: итоги проверки ревизионной комиссии.
Производственный кооператив (ПК).Создается за счет вкладов учредителей и имеет две особенности, отличающие его от предыдущих организационно-правовых форм:
1) Все члены правового кооператива должны участвовать в работе личным трудом.
2) Распределение дохода по итогам работы происходит не пропорционально долям в уставном капитале, а по решению собрания трудового коллектива.
Унитарное предприятие («уни» - государство) – не обладают правом собственности на имущество предприятия, имущество передается им в пользование собственником в лице:
а) государства – предприятии гос. унитарные.
В качестве государства могут быть:
- на федеральном уровне (правительство РФ);
- на региональном уровне (администрация субъекта РФ), например, государственное унитарное предприятие-завод «Штамп».
б) муниципального образования – муниципалитета; например: муниципальная аптека, муниципальное предприятие (Тулгорэлектросеть), муниципальная общеобразовательная школа №…
В зависимости от механизма передачи собственности в управление унитарные предприятия могут функционировать:
1) на праве хозяйственного ведения. Означает, что трудовой коллектив по согласованию с собственником участвует в распределении прибыли;
2) на праве оперативного управления, когда собственник распоряжается прибылью. В этом случае некоторые предприятия могут получать статус казенных заводов.
Для обеспечения первоначальной финансовой устойчивости предприятий введены ограничения на величину уставного капитала при регистрации предприятий. Эти ограничения устанавливаются правительством РФ и систематически пересматриваются.
Все субъекты экономики в зависимости от размера оборота и численности работающих делятся на пять групп:
1. Предприятия крупного бизнеса. Численность работающих свыше 250 чел., годовая выручка от реализации свыше 1 млрд. руб.
2. Предприятия среднего бизнеса. Численность работающих от 101 до 250 чел., годовая выручка от реализации свыше 400 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно.
3. Предприятия малого бизнеса. Численность работающих не более 100 чел., годовая выручка от реализации до 400 млн. руб.
4. Микропредприятия. Численность работающих не более 100 чел., годовая выручка от реализации не более 60 млн. руб.
5. Индивидуальные предприниматели. Годовая выручка от реализации до 60 млн. руб.
Для предприятий Западной Европы средняя годовая выручка от реализации должен быть свыше 200 тыс. евро (у малого), у предприятий крупного бизнеса свыше 215 млн. евро. Субъекты малого бизнеса образуют особую сферу экономики и во всех странах находятся под опекой государства, т.к. во-первых: формируют конкурентную сферу бизнеса; во-вторых: создают дополнительные рабочие места (в России около 10% всех официально зарегистрированных рабочих).
Опека государства имеет 3 направления:
- свободная регистрация;
- льготное налогообложение;
- возможность бесплатных консультаций, переподготовки, обучения через систему бизнес - инкубаторов, а для новаторов - через технопарки.
Вопрос.
Место предприятия во внешней среде можно отобразить следующей схемой:
Если бы предприятие находилось вне государства с его институтами, то его взаимосвязь с внешней средой отражалась бы простой цепочкой: предприятие – потребители - продажа товаров, предприятие – поставщики – закупка сырья.
Наличие государства вызывает к жизни массу других субъектов внешней среды.
1. Органы государственного управления в лице:
1.1. Президента РФ, который издает указы, которые регулируют те или иные аспекты экономической деятельности государства.
1.2. Законодательной власти - Федерального собрания, которое принимает законы, регламентирующие порядок протекания социально-экономической жизни в стране.
1.3. Исполнительной власти - в лице правительства РФ, которое своими постановлениями разъясняет действия указов и законов.
1.4. Судебной власти, которая разрешает конфликтные ситуации между предприятиями, предприятием и трудовым коллективом, предприятием и государством.
2. Финансовые институты. Это прежде всего Центробанк РФ, коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании и т.д.
3. Общественные движения. Могут оказывать на предприятия давление или поддержку в решении вопросов экологии, занятости населения, размещения производств и т.д.
4. Органы муниципальной власти. Решают совместно с предприятием вопросы благоустройства территории муниципального образования, занятости населения, экологии, благотворительности.
5. На рынке труда предприятие находит рабочую силу необходимой квалификации в том или ином объеме.
6. На рынке капитала оборудование, транспорт, сырье и т.д.
7. На финансовом рынке оно осуществляет операции с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями).
Вывод: Поэтому в экономической политике предприятия приходится учитывать возможные действия всех перечисленных субъектов внешней среды.
Вопрос.
Несмотря на то, что каждый из владельцев малого предприятия в работе по найму мог бы получить зачастую гораздо больший доход, чем от предпринимательства, ежедневно в эту сферу устремляются тысячи искатели денег. Причины:
1. Надежда сделать бизнес;
2. Работать самостоятельно без давления работодателя.
Однако, по статистике, каждый 3-й, идущий в малый бизнес, разоряется. Порогом безубыточности малого предприятия является ежедневный оборот в 100-150 $. Именно с предпринимательства два десятка тысячелетий тому назад начал формироваться бизнес. Однако отсчет его современного состояния начинается со второй половины XIX века, когда стала зарождаться современная техническая база промышленности. За прошедшие 150 лет предпринимательство прошло 5 эпох.
Эпохи | I | II | III | IV | V |
Название | Эпоха создания современной технической базы | Эпоха массового производства (Генри Форд) | Эпоха массового спроса | Эпоха без закономерностей | Эпоха инноваций |
Период эпохи | Конец XIXв. – начало XXв. | 1914г. – 30-х годов XXв. | Начало 40-х – 60-х годов XXв. | 70-е – 90-е годы XXв. | 90-е годы XXв. - ? |
Характерные черты | Происходило формирование организационных структур предприятий (цехов, служб, их взаимосвязи), которое сохранилось до настоящего времени. | Введение Г. Фордом напринадлежащих ему автомобильных заводов конвейеризации сборки автомобиля, которая позволила сбросить цену на спортивный автомобиль Мустанг – Т с 2500$ до 285$ и дало возможность любому среднему американцу построить дом, купить автомобиль иметь курицу в кастрюле. | Товары производились массовым образом, но имели массу модификаций комплектаций. | Вложение средств в бизнес в наиболее эффективные точки расположенные в любой точке мира – ТНК | Осуществляется вложение значительных средств в рискованные, но новые идеи, например в биотехнологии, в генную инженерию, в космическую технологию и т.д. |
Многие проблемы перехода России к рыночной экономике связаны с тем, что она вошла в мировую экономику с 5-й стадии развития, находясь только на 2-й стадии массового производства. Сейчас (за 20 лет) страна прошла 3-ю стадию и вошла в 4-ю и частично в области медицинских и космических технологий в пятую.
Вопрос
На основе преобладающих сложных процессов изготовления товаров строится производственная структура предприятия. Под ней понимается совокупность его подразделений, взятая во взаимосвязи производственных потоков.
Схема производственной структуры на машиностроительном
предприятии (с указанием его производственных потоков).
шихтование металлы
топливо и формовочные лес и полуфабрикаты
материалы химикаты
Склады
ТЭЦ газо- литейный тары инструмен- кузнечно-
генера-тальный прессовой
торная
станция
Цеха
котельная
ремонтно-
механический
механический
термический
механо-
сборочный
сборочный
склад
готовых
товаров
В различных сферах экономики характер материальных потоков может быть различным, но тем не менее к настоящему времени сложилась определенная классификация производственных структур в зависимости от типа производства и специализации предприятия.
Так на предприятиях с единичным и мелкосерийным типами производства должны присутствовать все элементы производственной структуры, отвечающие за изготовление абсолютно всех составляющих товара.
Пример: ремонтно-строительная фирма должна иметь в своем составе – офис для приема клиентов;
ремонтные бригады;
склад для инвентаря и инструментов;
развитую снабженческую службу;
службу маркетинга;
транспорт.
При этом фирма должна весь цикл ремонта брать на себя или договариваться по определенным его элементам с субподрядчиками.
В массовом производстве структуры (как правило) не развиты, так как сам производственный процесс имеет по отношению к готовому товару частичный характер.
Пример: производство подшипников или сборка бытовой техники, привязанная к рынкам сбыта.
Поэтому, различают следующие виды специализации предприятий:
1. Предприятия с полным технологическим циклом. Включают:
* обрабатывающие;
* заготовительные; ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
* сборочные
со всеми обслуживающими производствами.
2. Предприятия с частичным технологическим циклом, когда часть операций по изготовлению товара передается специализированным предприятиям.
3. Предприятия подетальной специализации, производящие отдельные группы деталей и оказывающие один вид услуг.
Пример: городской пассажирский транспорт.
Вообще понятие законченности технологического процесса является довольно условным. Важными являются характер технологии и законченность товара с точки зрения удовлетворения потребностей реальных, конкретных его потребителей. Эти нюансы должны быть четко зафиксированы во всех договорных отношениях предприятия с потребителями (прежде всего) и с поставщиками.
В настоящее время производственная структура современного предприятия носит самый разнообразный характер. При этом большое распространение получает пространственнаядезагрегация производства.
Рассмотрим его характер для крупных предприятий на примере АК “Москвич” (см. рисунок на следующей странице).
АЛЕКО-ТОРГ – торговая марка “Москвича”, которая осуществляет все продажи.
АЗЛК – сборка автомобилей (Москва).
Сухиничи – Сухинический завод по изготовлению пластмассовых деталей.
Лихославль – радиаторный завод.
Кинешма – завод автоагрегатов, металлургическое производство литья и упаковок.
Соболевка – завод уплотнительных деталей.
Красноармейск – механосборочный завод по пос производственных потоков.
Полнота реализации указанных принципов зависит не только от умения менеджера осмыслить их достоинства, но и от его фактической возможности реализовать эти принципы в реальном производстве.
Практика более чем 200-летней работы различных предприятий показала, что основная разница между ними заключается не в том, что одно производит сталь, другое – ремонтирует автомобили, а третье выпекает хлеб. Разница в том, что имеет место разная повторяемость однотипных товаров в течение года, заключающаяся в разных объемах производства и в разных интервалах повторяемости, что в конечном итоге приводит к разной степени загрузки предприятия изготовлением этих товаров.
Наряду с внешней средой, в которой функционирует предприятие, оно обладает своей внутренней средой, которая формируется под влиянием назначения производимых товаров, технологий их изготовления, типа производства и других факторов. Наиболее емко содержание внутренней среды предприятия отражается в понятии « инфраструктура предприятия».
Ее можно охарактеризовать как совокупность различных подразделений предприятия, призванных обеспечивать нормальные условия для производства и сбыта товаров, а также для жизнедеятельности персонала предприятия. В инфраструктуру включают управляющие, производственные, научные сбытовые и иные подр