Основные направления совершенствования информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантина»
Как уже говорилось в первом разделе, в настоящее время ИТ развиваются очень динамично, а их применение в маркетинговой деятельности предприятия является немаловажной составляющей. Ведь в "коммуникационный" этап развития, главной задачей ИТ является помощь в поиске, хранение, анализе необходимой информации, а так же предоставление средств для организации с партнерами и потребителями нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью. Сегодня практически нет предприятий, которые не размещают информацию о товарах и услугах в интернете или не имеют специального ПО, МИС, официального сайта и т.п.
Рассматривая маркетинговую деятельность в таком ключе, стоит более подробно изучить такую неотъемлемую часть ИТ в маркетинге как МИС.
Очевидно, что нет таких МИС применение, которые было бы хорошо и продуктивно для всех предприятий, потому что каждая компания предъявляет свои уникальные требования к информации. Таким образом, МИС строится из подсистем(табл. 3.1).
МИС необходима для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений[3, с. 44]. МИС преобразует информацию, полученную с рынка и от внутренних источников в компании, в сведения, необходимые руководителям структурных подразделений предприятий и специалистам маркетинговых служб.
Для предприятия ООО «Бригантина» такие системы не представляют особой ценности, т.к. оно не имеет маркетингового отдела, но в перспективе его дальнейшего развития следует выделить основное ПО, применяемое в зависимости от поставленных задач (табл3.2).
Таблица 3.1
Классификация подсистем МИС и их характеристика[9]
Подсистемы МИС | Использование систем | Характеристика подсистем |
Разведывательная система | Анализ, внешний контроль | Определение проблем, изменений и возможностей во внешней среде маркетинга |
Система исследований | Анализ | Сбор информации, которая отражает специфические маркетинговые проблемы предприятий (т.е. изучение рынка, эффективности рекламной деятельности, цен, ассортиментной политики фирм, систем продвижения) |
Система поддержки решений | Анализ, принятие решений | Хранение и обработка всех данных, имеющих отношение к маркетингу, включая вопросы стратегии и комплекса маркетинга |
Система планирования | Анализ, планирование | Управление процессом маркетингового планирования в целом, начиная с анализа маркетинговых возможностей, и заканчивая планированием тактики маркетинга |
Системы контроля | Контроль (внутренний) | Мониторинг маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности, а также выполнение планов |
Система отчетности | Контроль (внутренний) | Составление отчетов по объему продаж, затратам, доходам и др. показателям управленческой отчетности; прогнозирование объема продаж |
Операционные системы | Сбор данных, выполнение решений | Управление системой распределения, координация деятельности по продажам, корректировка информации о покупателях, составление списков рассылки и т.д. |
Для обозначения аналитических технологий и средств в целом принято использовать термин "Business Intelligence"(BI).
По оценкам IDC рынок BI состоит из 5 сегментов:
1) OLAP-продукты. Основная идея OLAP заключается в построении многомерных таблиц, которые будут доступны для запросов пользователей. Технология OLAP используется в приложениях класса analytical CRM. Она позволяет взглянуть на данные с различных сторон, в основном, предоставляя возможность анализа агрегированных данных.
2) инструменты добычи данных;
3) средства построения хранилищ и витрин данных;
4) управленческие информационные системы и приложения;
5) инструменты конечного пользователя для выполнения запросов и построения отчетов[50].
Таблица 3.2
Классификация программных продуктов в области маркетинга[23]
Группа | Назначение | Пример |
Учетные программы и crm-программы | анализ и хранение информации о продажах, продуктах и клиентах; | 1С Предприятие, Парус, Microsoft Excel, Access; |
Программы для анализа продаж и продуктов | предназначены для бренд-менеджеров и маркетологов, решающих ассортиментные задачи. | Парус-Аналитика, Галактика Business Intelligence; |
Программы для мониторинга внешней маркетинговой среды | сбор и хранение информации о микро- и макросреде предприятия, накопление и структурированная выдача информации о конкурентах и ценах на их продукцию; | КонСи - Конкурентный бенчмаркинг и конкурентная разведка; |
Программы для проведения маркетинговых исследований | подготовка исследовательского инструментария, проведение опросов, анализ результатов опросов; | Bellview, Ulter Systems Pulsar, VORTEX, Кон-Си – Anketter; |
Программы для работы с текстовыми массивами | исследовать рынок, контролировать деятельность предприятий -конкурентов, мониторинг СМИ, отслеживать PR-акции конкурентов, формировать дайджест. | Галактика, ZOOM, TextAnalyst; |
Информационно-аналитические онлайн-системы | поисковые системы, работающие через web-интерфейс, со своим языком запросов;. | системы «Медиалогия», «Интегрум», Public.ru, Park.ru; |
Статистические программы | решать бизнес- и исследовательские задачи, используя статистические методы; | SPSS, Stat Soft Statistica, Да-Система; |
Геоинформационные системы | совокупность средств сбора, обработки, хранения и анализа больших объемов разнородных данных, привязанных к местности; | ESRI Arc GIS, MapInfo, КонСи - Региональный маркетинг; |
Программы для поддержки рекламной деятельности | программ для медиапланирования и анализа; | Ulter Systems, ТРИЗ-ШАН, Galileo, Super Nova, Polar; |
Программы для стратегического и тактического планирования | сегментирование рынка, позиционирование бренда и продукта; | Касатка, БЭСТ-маркетинг, Маркетинг-Микс 3, КонСи - SWOT-анализ, |
Маркетинговые пакеты «полного цикла» | обеспечивает автоматизацию всех маркетинговых функций предприятия; | Marketing Analytic. |
Основным фактором повышения эффективности маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Бригантина» является возможность её интегрирования в общий механизм организационного управления. В иностранной практике наблюдается тенденция уменьшения размеров формальных, традиционных отделов маркетинга. Маркетинг как бы уходит из маркетинговых служб и распространяется по всему предприятию. Возможная классификация интегрированных систем поддержки маркетинговой информации представлена в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Классификация интегрированных систем поддержки маркетинговой информации[23]
Параметры | Локальные функциональные системы | Малые интегрированные системы | Средние интегрированные системы | Крупные интегрированные системы |
Название систем | Marketing Analytic, Expert Choice, Супер-менеджер. | Concord XAL, Exact, Парус,Галактика, Эталон+, Expert Office | JD Edwards, MFG-Pro, SyteLine | Sap R/3, Baan, BPCS, Oracle |
Выполняемые функции | Маркетинговые системы по направлениям | Комплексное управление по функциям | Комплексное управление | Комплексное управление |
Стоимость, тыс. дол. | 5 – 50 | 50-150 | 150-300 | Свыше 300 |
Сроки внедрения | До 4 –х месяцев | Более 4-х месяцев | Более 6-9 месяцев | Более 9-12 месяцев |
Экономически-целесообразным для улучшения маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантана» будет использования таких ИТ, как интернет-маркетинг. Результаты последних исследований показали, что использование интернет - технологий в маркетинге может позволить экономить ресурсы и повысить прибыль[50, 51, 54]. Это связано с большими выгодами и удобствами, которые получают как потребители, так и предприятия. В пришедший век глобальной компьютеризации, наступление которой продолжает расти, роль маркетинга в интернет сильно возросла.
Интернет является в своем роде исключительной системой коммуникации, которая используется для осуществления не только одной цели. Данная сеть является очень эффективным средством маркетинговой рекламы. Интернет практически полностью заменил телефон, почту и другие коммуникационные средства.
Применение ИТ стало одной из самых актуальных задач в туристической индустрии[6, с. 34]. Создание культурно-оздоровительного и экскурсионного обслуживания, создание крупных компьютерных систем бронирования, информации о доступности или наличии тех и иных желаемых туров по регионам и странам. Совокупность данных вопросов становится актуальной для организации будущей деятельности предприятия ООО «Бригантина».
Покупатель услуг и товаров становится более подкованным и разборчивым в вопросах ИТ. Он начинает предъявлять большее количество запросов продавцу. Для того, что бы принять решение о покупке товара или посещение того или иного места, всё чаще используются независимые альтернативные источники информации в сети интернет.
Главные направления услуг интернета, которые могут быть использованы предприятием ООО «Бригантина» в маркетинге являются:
1) поддержка деловых связей;
2) детальное изучение рынка;
3) продажа и покупка при помощи интернета;
4) продвижение товаров и услуг в сети интернет[17, с. 81].
Поддержка деловых связей. Для успехов в маркетинговой деятельности очень важное значение имеет эффективная тесная связь с покупателями (потенциальными и фактическими), агентами, дистрибьюторами и поставщиками. Интернет может обеспечить разные средства для обеспечения и улучшения связи с партнерами в сетях фирмы, включая в себя так же электронную почту, видеоконференции, диалог с участием нескольких пользователей.
Для поддержки деловых связей предприятие ООО «Бригантина» может применить следующие услуги интернета:
1) рассылки;
2) групповые дискуссии;
3) услуги, связанные с комплектованием разных материалов прессы;
4) услуги рекламы, находящиеся на досках объявлений;
5) услуги, позволяющие создать групповые сообщения[17 с.82].
Это позволит предприятию ООО «Бригантина» более детально изучить рынок. Приобрести разного рода отчеты о состояние рынка может быть очень дорогостоящим занятием. Много информации бесплатно и без издержек можно получить из сети.
Использовать интернет для получения различной информации о рынке - может быть одним из главных способов развития внутренних и международных рынков предприятиями[28 с. 64].
Продажа и покупка при помощи интернета. Можно отметить два направления классификации операций, если рассматривать интернет, как инструмент для продаж:
1) business to business- операция, связанная с торговлей бизнес - услугами и товарами между предприятиями;
2) business to consumer- операция, связанная с различными розничными продажами товаров потребителя собственно к конечному потребителю.
Специалисты оценивают потенциал первой операции гораздо выше, но тем не менее для предприятия ООО «Бригантина» в сфере продаж товаров и услуг следует более эффективно и интенсивно развивать второе направление классификации.
Продвижение товаров и услуг в сети интернет. В интернете можно найти огромное количество инструментов для того, что бы воздействовать на потребителя и покупателя. Здесь можно отметить: баннерные сети, продвижение при помощи каталогов и поисковых систем, контекстная и таргетированная реклама, всевозможные рейтинги, программы спонсоров, а так же размещение разной рекламы на обще информационных и тематических сайтах[36].
Так как бюджет предприятия ООО «Бригантина» невысок, и нужно выбрать наиболее выгодный вариант, то можно воспользоваться следующими услугами интернета:
1) услуги специализированных и общих сайтов;
2) услуги баннеров;
3) услуги площадок таргетированной и контекстной рекламы;
4) услуги для создания различных сайтов, а так же регистрация по месту ;
5) наличие сайта в определенном рейтинге;
6) SEO – оптимизация сайта;
Так же стоит развивать направления связанные с консультацией клиентов по электронной почте, информацией о новостях на сайтах и т.п[36].
Направления интернет-услуг, которые были рассмотрены, свидетельствуют о том, что функциональные индивидуальные маркетинговые системы предприятия ООО «Бригантина» обязаны учитывать разного рода изменения в личностных взаимосвязях и в информационных технологиях. Если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то и все поставщики услуг интернета должны предоставлять различные проекты, которые бы находились не только в сети интернет, но и использовались предприятием в своей деятельности. Можно сказать, что предприятию ООО «Бригантина» следует рассматривать операции в интернете, как нечто неотъемлемое в стратегии своей маркетинговой деятельности.
Главной задачей применения новых ИТ на предприятии ООО «Бригантина» считается удовлетворение информационных запросов представителей всей туристкой отрасли, начиная от потребителей товаров и услуг и заканчивая министерством туризма.
Точность, актуальность, надежность, высокая скорость нахождения, передачи и обработки информации во многом определяют успешное функционирование предприятия и туристической отрасли в целом.
Развитие информационного обеспечения и интернет технологий способствует не только продвижению туристических услуг на рынке и экономию времени, затраченного на поиск необходимой информации, но и росту популярности и востребованности предприятия ООО «Бигантина».
В настоящее время ведущими специалистами в сфере туризма создается международная единая информационно-туристская сеть, и в дальнейшем будет формироваться база данных по туристическим предприятиям, транспортному обеспечению, маршрутам, местам размещения и т.д[3, с. 43].
Полноценная и своевременная информационная наполненность и работа такой базы данных будет способствовать привлечению большего количества туристов и разрастанию туристской сети.
Еще одним направлением использования информационно-коммуникационных технологий для улучшения маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантана» является сравнение фактических и плановых показателей. Расчет этих показателей можно провести из подробных прогнозов продаж:
1) по территориям;
2) продуктам;
3) покупателям
4) турагентствам.
В прогнозах устанавливается норма объема продаж, с которой потом сравниваются фактические результаты. Анализ продаж - один из самых дешевых и самых важных источников маркетинговой информации.
К внешним источникам информации относятся:
1) официально опубликованные внутренние отчеты фирм по показателям продаж и ценам (прайс-листы);
2) издания государственных органов по туризму;
3) книги и периодические издания;
4) официальные статистические материалы, предоставляющие демографических, экономических, социальных и других данные;
5) рекламные материалы об услугах коммерческих предприятий[3, с. 26].
Основными индикаторами использования информации считаются полнота, достоверность, цена продукта, скорость нахождения и поиска и, без сомнения и конфиденциальность.
Таким образом, можно сказать, что самым перспективным направлением совершенствования ИТ для улучшения маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантана» являются интернет – технологии. При этом следует отметить разнообразие МИС, которые в перспективе могут помочь данному предприятию более эффективно проводить свою маркетинговую политику.