Франчайзинг, как форма финансирования организации. виды франчайзинга.
Франчайзинг – отношения, по которым одно лицо (франчайзер) обязуется предоставить другому лицу (франчайзи) для осуществления им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзеру, "деловой" (лицензионный) комплекс.
В состав "делового комплекса" может входить:
· охраноспособные имущественные права (товарный знак, торговая марка и т.д.);
· неохраноспособные имущественные права (know how, деловой опыт, способ производства и др.);
· другие объекты гражданского права (коммерческая информация и др.).
Виды франчайзинга:
1. По объекту договора:
1.1. производственный (право на производство);
1.2. сбытовой (право на реализацию);
1.3. сервисный (право на обслуживание).
2. По потенциалу развития:
2.1. региональный (передается однотерриториальная лицензия; возможно предоставление многотерриториальных лицензий; комиссионные вознаграждения за последующие лицензии обычно уменьшаются);
2.2. суфранчайзинг (франчайзи имеет генеральную лицензию и может предоставлять франшизы другим лицам);
2.3. развивающийся (франчайзи в течение определенного периода времени обязуется открыть ряд предприятий в соответствии с заранее установленным графиком).
Достоинства:
ü франчайзи использует деловую репутацию франчайзера;
ü экономия средств франчайзи на разработку технологий, на рекламу, на маркетинг;
ü для франчайзера - расширение доли рынка, сферы влияния, получение дополнительных доходов, освоение новых рынков.
Основное содержание договора франчайзинга:
1. цели сотрудничества сторон;
2. планирование деятельности и ее объекты. В отношении объектов учитывается то, что разные объекты имеют различную охраноспособность и способы защиты;
3. права и обязанности сторон –
(Обязанности франчайзера:
♂ передача права на пользование деловым комплексом с последующим развитием;
♂ передача права на оказание дополнительных услуг.
Обязанности франчайзи:
♂ соблюдение условий договора;
♂ соблюдение конфиденциальности;
♂ уплачивать вознаграждение – Вознаграждение может уплачиваться одним или несколькими способами:
· фиксированный разовый платеж;
· фиксированный периодический платеж (роялти);
· платеж в форме процента с оборота;
· взимание наценки на оптовую цену франчайзера;
· вознаграждение за рекламу, продвижение товаров и дополнительные услуги франчайзера.);
4. ответственность сторон (друг перед другом и перед потребителями – либо субсидиарная либо солидарная);
5. условия прекращения договора;
6. форс-мажорные обстоятельства;
7. арбитраж.
(Для общего развития)
Франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.
Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).
Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.
Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.
Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.
Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.
Отношения франчайзинга
Франчайзер (головная компания) заключает договоры не с одним, а с несколькими малыми предприятиями (операторами) и таким образом создает разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, которые находятся в зависимости от него. Эта зависимость определена договором, по которому необходимо соблюдать все правила торговли или производства, вплоть до мелочей (униформа).
Но и франчайзер обязуется оказывать комплекс услуг — поставка оборудования, сырья, передача технологии, обучение персонала, услуги по бухучету.
Одновременно франчайзи получает и права на использование торговой марки, стандартов обслуживания, фирменного дизайна и деловой репутации.
Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
При этой форме предприятие-организатор обеспечивает своим партнерам (в основном малым предприятиям) лицензию на самостоятельное ведение хозяйственной деятельности, но под маркой предприятия-организатора.
Последний предоставляет свой опыт и технологию и берет на себя осуществление рекламы, поставок и контроля (например, предприятие быстрого обслуживания «Макдональдс»). При этом лицензиат франшизы (пользователь), оставаясь самостоятельным предпринимателем, за пользование франшизой платит лицензиару определенные договором сборы.
Помимо торговой марки, технологии, рекламы лицензиар франшизы в соответствии с договором может предоставлять финансовые ресурсы (как кредит), оборудование (в основном на условиях лизинга) и оказывать другие услуги (подготовка персонала, повышение его квалификации, консультирование и т.д.).
В самом общем смысле под франчайзингом понимают способ сбыта товаров и услуг, развитие и завоевание рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса.
Различают следующие виды франчайзинга:
- франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);
- франчайзинг товаров — создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу.
Франшиза в России получила распространение в виде выдачи лицензии отечественным предпринимателям (лицензиатам) иностранными фирмами («Макдональдс», « Баски н-Робби не» и др.). Это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в Россию и метод формирования надежного партнера и предпринимателя. Использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:
- лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;
- лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;
- покупатели без перебоев получают товары и услуги гарантированного качества («Монарх», «Эконика» — торговля обувыо).
Однако франшиза не лишена недостатков: лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец, и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения (выбор поставщиков регламентирует продавец франшизы, ограничивается сфера распространения услуг по франшизе и т.д.).