Франчайзинг как форма предпринимательства

Профиль «Экономика предприятия и организации»

Деятельность предприятия на финансовом рынке.

Финансовые ресурсы или капитал являются таким же производственным фактором как сырье или основные фонды. Для достижения своей основной цели – увеличения богатства владельцев – предприятию постоянно приходится выискивать новые возможности доходного вложения своих активов. Очень часто приняты предприятием инвестиционные проекты требуют привлечения дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов (чистой прибыли и амортизации) предприятие может приобрести отсутствующий ему капитал на финансовом рынке. Ценой привлекаемого капитала будет доход, выплачиваемый предприятием инвестору (банковский процент, купонная ставка по облигациям, дивиденды по акциям и т.п.). Предприятие может выступать на финансовом рынке не только как покупатель, но и как продавец.

В случае, если у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и отсутствуют инвестиционные возможности, способные принести ему приемлемую ставку дохода, предприятие может осуществить финансовые вложения – приобрести ценные или бумаги разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым оно попробует хотя бы частично возместить альтернативные расходы владения средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал. Его ценой в этом случае снова-таки выступает ставка дохода, выплачиваемая по финансовым вложениям, которые добываются.

Финансовые рынки осуществляют практически все те же функции, что и их товарно-сырьевые аналоги – они обеспечивают участников всей необходимой информацией о спросе и предложении на ресурсы и формируют рыночные цены этих ресурсов.

В результате большой разнообразности видов и форм разных финансовых инструментов, а также способов торговли ими, существуют разные финансовые рынки. Их можно классифицировать по нескольким признакам. В зависимости от длительности предоставленных ресурсов различают рынки долгосрочного и краткосрочного капиталов. В последнем случае обычно говорят о денежных рынках, на них заключаются соглашения сроком до 1 года. Денежные рынки подразделяются на кредитные и валютные рынки. На кредитных рынках предприятия и банки могут получить краткосрочные займы. Предприятия обычно кредитуются в коммерческих банках. Сами банки привлекают краткосрочный капитал на рынке межбанковского кредита.

К денежным рынкам могут быть отнесены также операции по покупке и продаже краткосрочных финансовых инструментов – векселей, казначейских обязательств и облигаций и подобных им ценных бумаг. Как правило таким способом привлекают капитал правительства и большие банки, для предприятий они служат инструментом краткосрочных финансовых вложений.

На валютных рынках осуществляется покупка-продажа больших партий иностранной валюты. Непосредственными участниками таких рынков являются в основном банки, которые имеют соответствующую лицензию ЦБ. При этом они могут выполнять поручение своих клиентов (предприятий) по продаже или покупке валюты в связи с выполнением предприятиями внешнеэкономических контрактов. С другой стороны, банки-участники валютного рынка могут осуществлять от своего имени большие спекулятивные операции с иностранной валютой с целью получения дохода.

Рынки долгосрочного капитала можно разделить на банковский и фондовый. На банковском рынке предприятие может получить долгосрочный кредит. Рядом с основными финансовыми инструментами (акциями и облигациями) на фондовом рынке обращается большое число производных и гибридных ценных бумаг. Производные (дериват) финансовые активы выпускаются как правило не с целью приобретения дополнительного капитала, а для того, чтобы застраховать (хеджевать) риск возможных потерь от владения основными финансовыми активами. Наиболее известными производными инструментами является фьючерси и опционы.

Франчайзинг как форма предпринимательства.

Франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

Фактически, франчайзинг — это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

- с соблюдением определенных качественных характеристик;

- с применением обусловленных технологий;

- по разработанной схеме;

- в четко установленном месте;

- под определенным товарным знаком.

Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.

Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона — франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона — франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе. Условия взаимоотношений сторон определяются договором франчайзинга, который параллельно является «руководством к действию» франчайзи. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

Обязанности франчайзера:

- передача прав на использование торговой марки;

- разработка единой документации и передача пакетов документов, включая описания ноу-хау, технологий ведения бизнеса, производственных стандартов и секретов;

- обеспечение постоянной поддержки на этапе открытия бизнеса (поиск места расположения, осуществления маркетинговых исследований, покупка и аренда земельных участков, строительство и аренда зданий, оснащение помещений, разработка концепции и архитектурного решения, консультация по оформлению франшизной точки, проведение промо-акций, помощь в подборе персонала и его обучении и т.д.);

- обеспечение постоянной поддержки. Франчайзер должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении, проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию франчайзера;

- заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. Франчайзер, как правило, имеет возможность вести переговоры с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования на более выгодных условиях. Полученные таким образом скидки позволяют франчайзи значительно уменьшить свои затраты;

- проведение регулярного контроля качества работы франчайзи.

Обязанности франчайзи:

- выплата первоначального и регулярных взносов;

- соблюдение стандартов и технологий франчайзера;

- приобретение или аренда оборудования, соответствующего стандартам ведения бизнеса франчайзера;

- обеспечение соответствия качества производимых на основании соглашения товаров, выполняемых работ или услуг уровню качества, предоставляемого непосредственно самим франчайзером или стандартам качества, определенным им;

- предоставление клиентам всех дополнительных услуг, на которые они могли бы рассчитывать со стороны непосредственно франчайзера;

- информирование клиентов наиболее очевидным способом об использовании фирменного наименования и товарного знака или других способов индивидуализации компании-франчайзера в рамках франчайзингового соглашения;

- неразглашение секретов производства франчайзера и другой полученной от него информации конфиденциального характера;

- предоставление субфранчайзинга, если это предусматривается по франчайзинговому соглашению;

- выполнение разработанных франчайзером программ развития бизнеса.

Выделяют следующие виды франчайзинга:

1) Производственный франчайзинг - в этом случае речь идет о производстве товаров, и соответственно в основе отношений будут лежать патенты, технические ноу-хау и торговые марки.

2) Товарный франчайзинг - данный вид франчайзинга касается непосредственно продажи товаров. Первый вариант предполагает собой продажу товаров производителя и маркированных его товарным знаком. Второй вариант предполагает продажу товаров организацией, не занимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать ассортимент и управлять им.

3) Деловой франчайзинг - при этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

Наши рекомендации