Оценка конкурентоспособности продукции предприятия
В условиях рыночных отношений объем реализации продукции во многом зависит от конкурентоспособности, а следовательно требуется постоянная оценка товара с позиции его соответствия требованиям рынка и экономической обоснованности производства. Выполнение всех требований отражается в товарной политике промышленного предприятия.
Для достоверности оценки уровня конкурентоспособности товара промышленная продукция классифицирована на группы.
Первая группа –– изделия, самостоятельно участвующие в процессе производственной эксплуатации (далее –– готовые изделия), например автомобили, тепловозы, металлорежущие станки и т.п.
Вторая группа –– изделия, изделия самостоятельно не участвующие в процессе эксплуатации и предназначенные для комплектования готовых изделий (далее –– комплектующие изделия) и для замены узлов и деталей, вышедших из строя в процессе эксплуатации готовых изделий (далее –– сменные изделия).
Третья группа –– продукция, используемая в качестве конструкционных материалов для изготовления готовых, комплектующих и сменных изделий (далее — основные материалы), например черные и цветные металлы, пластмасса и т.п.
Четвертая группа –– продукция, обеспечивающая нормальное функционирование готовых изделий (далее –– эксплуатационные материалы), например смазочные материалы и масла, топливо с различным октановым числом и т.п.
Пятая группа –– продукция, используемая для производства основных и вспомогательных материалов (далее –– сырье).
Каждая из групп промышленной продукции характеризуется определенными технико-экономическими показателями и организационно-технологическим уровнем производства.
При оценке конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:
- определение номенклатуры готовой продукции, исходя из действующих производственных мощностей и требований к товару на рынке;
- установление конкурентов –– производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру продукции действующего промышленного предприятия;
- определение технико-экономических показателей для оценки конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки;
- расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара;
- определение номенклатуры продукции с позиции интереса потребителя и производителя, а также по уровню конкурентоспособности для включения в план производства, снятия с производства и перехода на новую продукцию и разработки плана организационно-технологических мероприятий по обеспечению уровня конкурентоспособности товара.
Установленная номенклатура продукции по данным перспективного плана развития производства пересматривается, исходя из действующих производственный мощностей и требований к товару со стороны покупателя. Поскольку требования внешнего и внутреннего рынков не всегда совпадают, их устанавливают раздельно. На основе скорректированной номенклатуры продукции определяют перечень конкурентов, производящих аналогичные товары.
Товары собственного производства и конкурирующих предприятий оцениваются по уровню конкурентоспособности товара. Каждый показатель, входящий в соответствующую группу технических, экономических или организационных показателей, оценивается по уровню доверия (УД), который устанавливается в пределах от 0,7 до 0,99.
УД показателей, которые основываются на новых технических решениях, может превышать единицу, но не более чем на 50 %. В каждом конкретном случае УД устанавливается по данным экспертной оценки.
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности i-го товара определяется как произведение индивидуальных показателей доверия, входящих в соответствующую группу:
ОКСim = УДj1m УДj2m … УДjim = УДjim,
где ОКСim –– относительная конкурентоспособность i-го товара;
k –– количество показателей, включенных в соответствующую j-ю группу показателей;
УДjim –– уровень доверия j-го показателя i-го товара.
Аналогично рассчитывается относительный уровень конкурентоспособности по другим группам: экономическим, технико-экономическим и т.д.
Номенклатура товаров, включаемых в план производства определяется при следующих условиях:
- интегральный показатель конкурентоспособности i-го товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителя-конкурента, т.е. ОКСimн ³ ОКСimкн;
- номенклатура i-го товара собственного производства не должна включаться в план производства, если ОКСimн < ОКСimкн. При условии равенства уровней, т.е. ОКСimн = ОКСimкн, номенклатура i-го товара может быть включена в план производства только в случае, когда уровень конкурентоспособности производства будет выше, чем у конкурента.
Если продукция не включается в план производства, так как не соответствует указанному выше требованию, но товаропроизводитель заинтересован в ее изготовлении, проводится анализ уровня доверия. На основе результатов анализа разрабатывается план организационно-технических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара, не включенного в план.
Новый интегральный показателей рассчитывается по следующей формуле:
ОКСimн = (ОКСim / УДjim) УДjmн,
где ОКСim; ОКСimн –– относительный интегральный конкурентоспособности i-го товара соответственно до и после осуществления плана мероприятий;
m –– показатели, включенные в план организационно-технических мероприятий;
b –– показатели изменившихся уровней доверия УДjmн вследствие внедрения результатов этого плана.
Для согласования интересов производителя и потребителя необходимо произвести оценку конкурентоспособности производства в следующей последовательности.
К потенциально возможной номенклатуре товаров собственного производства добавляется перечень альтернативной продукции, производимой у конкурентов. Затем группируются показатели, включенные в перечень для оценки конкурентоспособности производства:
- группа показателей технологичности продукции –– это совокупность частных показателей, отражающих уровень технологического процесса изготовления единицы продукции, трудоемкость, затраты на материалы, ремонт и техническое обслуживание в расчете на единицы ремонтной сложности, время и затраты на технологическую подготовку производства в расчете на единицу продукции;
- группа показателей организации производства –– это совокупность требований, которые обеспечивают планомерное осуществление производственного процесса и оцениваются:
· уровнем специализации, т.е. долей постоянной номенклатуры изготавливаемой продукции. Рост специализации позволяет сократить долю оригинальных узлов, деталей и повысить удельный вес специального и специализированного оборудования (УДсп; УДоб);
· уровнем параллельности, т.е. долей одновременного выполнения составляющих элементов изделия (УДпр). Рост доли означает одновременное увеличение количества деталей, из которых собирается готовое изделие;
· уровнем непрерывности, т.е. долей времени непосредственного изготовления продукции (трудоемкость) в общем времени изготовления единицы продукции начиная с момента получения сырья и материалов и до момента отгрузки готовой продукции (УДнепр) и т.п.;
- группа экономических показателей, включающая цену единицы продукции, ее прибыль, объем производства (в шт.)
Далее конкурентоспособность оценивается по групповым показателям:
по технологичности
УКСтехi = (УД техqi Kвq ),
где УКСтехi –– интегральный показатель уровня конкурентоспособности технологии производства i-го изделия;
УД техqi –– уровень q-й составляющей; частный показатель изготовления единицы i-й продукции, который определяется как отношение минимально возможного результата к физическим затратам. Например, при минимальной расчетной трудоемкости 1200 ч, фактической 1500 ч УД техi равен 0,8 (1200/1500);
α –– количество составляющих (q = 1, 2, 3 … α);
Kвq –– коэффициент влияния составляющей q на выполнение технологической операции (от 0,1 до 0,9);
по организации производства
УКСоргi = УД qi ,
где УДqi –– уровень q-й составляющей для производства единицы i-й номенклатуры продукции, который определяется как отношение фактических затрат времени к расчетным;
t –– количество составляющих (q = 1, 2, 3 … t);
по экономичности
УКСэкi = УДэцi УДэпрi УДэрi = УД эqi ,
где УДэцi –– уровень цены i-й номенклатуры продукции, который определяется как отношение физической цены к максимально возможной (верхний предел)*;
УДэпрi –– уровень прибыли i-й номенклатуры продукции, который определяется как отношение физической прибыли к плановой;
УДэрi –– уровень объема реализации i-й номенклатуры продукции, который определяется как отношение фактического объема к плановому.
Достижения максимального, или верхнего, предела цены при прочих равных условиях обеспечивает максимальный размер прибыли на единицу продукции. По мере изменения разницы между фактической и максимальной ценами изменяется величина прибыли на единицу продукции. Такой подход был выгоден промышленным предприятиям, которые не учитывают особенностей реализации продукции в условиях рыночной экономики. В своей торговой политике они предусматривают конкурентоспособность продукции и тем самым допускают серьезную ошибку. Рыночной экономике свойственна определенная закономерность между уровнем цены и объемом реализации, которая проявляется в эластичности спроса, обусловленной опережающими темпами роста объема реализации по сравнению с темпами снижения цены. Следовательно, при росте цен без учета конкурентоспособности товара и спроса на него может возникнуть такая ситуация, когда прирост цен не обеспечит покрытия тех потерь, которые возникнут при сокращении объема реализации. Таким образом, прибыль от реализации товара по старым ценам может оказаться выше прибыли от реализации этого товара по новой цене, если она рассчитывается без учета конкурентоспособности товара и спроса на него.
Уровень конкурентоспособности производства i-й номенклатуры продукции определяется по формуле:
УКСкрi = УКСтехi УКСоргi УКСэi ,
где УКСтехi, УКСоргi, УКСэi –– уровень конкурентоспособности i-й номенклатуры продукции по групповым показателям, т.е. по показателям технологичности, организации производства и экономичности.
Оценка проводится по всей номенклатуре продукции, включенной в план производства, в том числе и оп аналогичной продукции конкурентов.
В план производства включаются те номенклатуры продукции, которые по уровню конкурентоспособности их производства превышают уровень конкурентоспособности аналогичного товара, произведенного конкурентами, т.е. .
Основные фонды предприятия