Рыночная экономика и принципы ее функционирования
Рыночная экономика и принципы ее функционирования
Сегментация и емкость рынка
Для повышения эффективности реализации продукции с учетом интересов покупателей, их финансовых возможностей и потребительских свойств товара осуществляют сегментирование рынка. При сегментации рынка необходимо детально изучить всю совокупность требований покупателей к продаваемому товару, а также характеристики самих покупателей.
Установление определенных групп потребителей по признаку платежеспособности, возрастной характеристике и т.п. либо на основании интересов будущих покупателей к качественным или другим технико-экономическим характеристикам товара позволяет оценить емкость рынка и выбрать стратегию разработки товарной политики промышленной организации.
Емкость рынка –– это предполагаемая величина предложения на конкретном рынке товаров при заданных уровне цен и объеме реализации за определенный промежуток времени, т.е. произведение цены единицы i-го товара Цi на предполагаемый объем реализации i-го товара за определенный период Qi: ЦiQi. В свою очередь Qi= Qiсут Т, где Qiсут –– объем реализации i-го товара в течении суток; Тi –– продолжительность реализации i-го товара, в днях.
Сегментация –– это определение широких групп покупателей, объединенных общностью требований или интересов к определенному товару.
К основным принципам сегментации потребительских рынков можно отнести:
- географический (региональный принцип), который предполагает подразделение рынка на городских или сельских потребителей, потребителей Крайнего Севера и т.д.;
- демографический принцип, согласно которому рынок подразделяется по группам на основе таких демографических переменных, как возраст, пол, количество членов семьи, уровень доходов и т.д.
- психологический принцип, по которому покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни и характеристик личности;
- поведенческий принцип, согласно которому покупателей делят на группы в зависимости от характера использования товара и реакции на этот товар.
Способов, с помощью которых можно осуществлять сегментацию рынков, существует много. Единых методических рекомендаций по сегментации рынка нет, да вряд ли в этом есть необходимость. Каждая организация исходя из целей и задач, номенклатуры выпускаемой продукции и выполняемых услуг должна выработать индивидуальную стратегию при четкой обработке и увязке интересов товаропроизводителей и потребителей. Поэтому товаропроизводитель из большого множества способов выбирает такие, которые обеспечат производство наиболее выгодной продукции при достаточно высокой вероятности ее реализации по заданной цене и в установленных объемах. Служба маркетинга считает, что правильная оценка рыночного сегмента –– основа коммерческого успеха. Наиболее выгодной сегментацией называется такое соотношение, когда 20 % покупателей данного рынка приобретают 80 % всего объема реализации продукции соответствующей организации.
Рыночная конкуренция
Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (или соперничество) –– основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей. Различают четыре наиболее распространенных типа конкуренции: рынок чистой конкуренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок.
Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар (например, рынок телевизоров, радиоприемников и т.п.).
Покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях: не могут оказывать решающего воздействия на изменение свободных цен. Если товаропроизводитель пытается установить более высокую цену на продукцию, он может понести потери, так как покупатель имеет возможность отказаться от этой продукции с высокой ценой и приобрести аналогичный товар по более низкой цене и в любом количестве у конкурента. Если покупатель потребует снижения цены, то это может лишить его нужной продукции, которая будет распродана по установившемся на рынке свободным ценам.
Если производство определенной продукции осуществляет небольшое количество товаропроизводителей, конкуренция протекает в виде соперничества. Для устранения влияния конкурента на реализацию продукции товаропроизводители используют различные способы вплоть до реализации товара ниже себестоимости. Однако, такой серьезный экономический рычаг, как цена, еще не означает, что соперник не имеет защиты. В этом случае особая роль принадлежит службе маркетинга. Например, на региональном рынке появился новый продавец, который стал реализовывать свою продукцию по цене, сниженной на 10 %. Местные товаропроизводители также снизили цену. Тогда новый товаропроизводитель еще снизил цену, но при этом изменил объем поставок и резко увеличил интервал между поставками на рынок, т.е. превратился в оптового продавца. Этим воспользовались местные продавцы, которые перестроили свою систему сбыта. Они предложили товар в малых расфасовках и обеспечили его доставку в любой экономически оправданный для продавца район. В результате не смотря на более высокую цену на товар, розничные покупатели обеспечили достаточную величину спроса, а следовательно, и выручку, что и сохранило жизнеспособность местных товаропроизводителей.
В случае, когда новые конкуренты или соперники устраняются в результате ликвидации торговых точек, конкуренция носит хаотический характер, ее главная цель –– быстрое обогащение. Для хаотической конкуренции характерны: резкое превышение предложения товара над спросом, увеличение складских запасов товара, резкое снижение цен и рост числа банкротов.
Следует отметить, что конкуренция товаропроизводителей зарождается еще на предпроизводственной стадии жизненного цикла изделия, когда товаропроизводитель с учетом основных технико-экономических параметров и технологических характеристик производства будущего изделия формирует производственные запасы и орудия труда, т.е. создает техническую и материально-сырьевую базу производства новой и модернизированной продукции по более низким ценам, с более высокими качественными характеристиками либо при одновременном сочетании высокого качества и низкой цены.
В борьбе за реализацию товаров на рынке выигрывают те товаропроизводители, которые более успешно формируют средства производства, в том числе рабочую силу для производства нового товара. Конечно, при таком обеспечении товарно-материальными ценностями производства новой продукции существует высокая степень риска, так как организация материально-технического снабжения, обеспечивающая низкие цены на сырье и материалы, нестабильна.
Стратегия товаропроизводителя, направленная на создание производства высококачественной продукции с использованием современной технологии и высококвалифицированных специалистов позволяет обеспечить высокий «имидж» и долгую жизнь на рынке, так как разработка аналогичных товаров с соответствующим уровнем качества новым товаропроизводителем связана с привлечением значительных инвестиций, возврат которых в экономически оправданный срок обусловлен значительной степенью риска.
Рынок чистой монополии –– пик конкуренции, когда организация представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий со стороны государства. В условиях чистой монополии товаропроизводитель, диктуя рост цен на рынке и не учитывая платежеспособность потребителей, может создать экономически неблагоприятные условия для собственного финансового положения, так как при завышении цен падает спрос и сокращается выручка. Следовательно, в условиях чистой монополии покупатель может влиять на уровень свободной цены. Поэтому товаропроизводитель-монополист для обеспечения соответствующих спроса и выручки должен отреагировать на поведение покупателей на рынке и снизить цену.
Однако товаропроизводитель не может полностью оказаться о монопольной власти в области цен и объема реализации. Поэтому он группирует потребителей по платежеспособности и для каждой из групп устанавливает соответствующие цены и объемы реализации. Следует отметить, что чистая монополия не всегда способствует внедрению достижений научно-технического прогресса. Несмотря на лучшие финансовые возможности по сравнению с чистой конкуренцией, товаропроизводитель-монополист не только не спешит обновить парк основного технологического оборудования, но и не стимулирует интенсивности развития научных исследований. Такой подход объясняется тем, что монополист, обладая на конкретном рынке товаров большой властью, может перераспределять товар для реализации и тем самым сократить временные потери, возникающие в результате влияние потребителя на снижение цен. Иными словами, чистый монополист создает условия для повышения выручки путем ценовой дискриминации, которая возможна только при условии группировки покупателей по платежеспособности, ценовой эластичности спроса и т.д.
Рынок монополистической конкуренции –– это такой тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы, т.е. представлены похожими, но не схожими изделиями, товарами отличающимися типом, маркой качеством и другими потребительскими характеристиками.
В отличие от чистой монополии монополистическая конкуренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов, так как монополистический рынок включает большое число организаций с небольшим основным и оборотным капиталом. Особенностью предприятий, представленных на рынке, является то, что производимая ими продукция не может иметь в ближайшей перспективе аналогов-товаров, поскольку она защищена патентами и авторскими правами. Несовершенные аналоги-товары, которые иногда появляются на монополистическом рынке, не могут повлиять на конкурентоспособность товара, его цену и спрос.
В условиях монополистической конкуренции при реализации основной продукции обеспечивается достаточная выручка ЦiQi, если выполняется условие ценовой эластичности продукции, т.е. при соблюдении опережения темпов роста объема реализации по сравнению с темпами изменения цен. Однако такие экономические ситуации могут носить временный характер из-за необходимости снижения цен на основную продукцию. Стратегию товаропроизводителя основной продукции по снижению цен можно объяснить тем, что количество предприятий-конкурентов увеличивается. Предприятия-конкуренты производят близкие по внешним характеристикам, но не совершенные по качественным показателям аналоги-товары, которые реализуются по более низким ценам. Товаропроизводитель основной продукции несет временные убытки до определенного момента, пока потребитель не убедится в преимуществах основной продукции. Как правило, это происходит только в краткосрочном периоде и легко устраняется.
В долговременном периоде монополистическая конкуренция имеет тенденцию к снижению выручки от максимальной до нормальной или средней величины, а в отдельных случаях и до чистых убытков. Падение экономической стабильности на монополистическом рынке товаров объясняется тем, что возможность повышения выручки постепенно исчезает, так как появляются новые серьезные конкуренты, продукция которых является результатом внедрения новых технических решений и прогрессивных технологий, защищенных авторскими правами или патентами. Не смотря на то, что аналоги продукции еще не занимают ведущего места на рынке, товаропроизводитель основной продукции ощущает их присутствие, поскольку объем их реализации, хотя и незначительно, но сокращается.
Пошатнувшийся «имидж» заставляет товаропроизводителя основной продукции увеличить текущие издержки на рекламу, проанализировать использование действующих производственных мощностей и уровень конкурентоспособности своей продукции и товаров-аналогов т.д. На основе результатов анализа разрабатывается план организационно-технических мероприятий по обеспечению роста конкурентоспособности основной продукции, определению инвестиций, необходимых для ускорения завершения предпроектной стадии по разработке новой продукции.
В условиях монополистической конкуренции для повышения выручки предприятие должно рассмотреть три основных переменных фактора: цена, уровень конкурентоспособности продукции и рекламная деятельность. Эта триада рыночной экономики не может быть выражена простой экономико-математической зависимостью. Различная комбинация этих элементов не обеспечивает постоянную ценовую эластичность спроса, а тем более повышение прибыли.
Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, но имеет высокую чувствительность к политике ценообразования и маркетинговой политике.
Олигополистический рынок занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой –– монополистической конкуренцией. Одна из особенностей олигополистического рынка –– это получение максимальной выручки за счет повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как окружение сильных конкурентов заставляет участников олигополистического рынка снизить цены. Небольшое число товаропроизводителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жесткими условиями проникновения на рынок, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производства.
Сосредоточение большой части средств производства, квалифицированной рабочей силы и объема выпуска продукции в одном промышленном предприятии позволяет товаропроизводителю внедрять достижения научно-технического прогресса, резко снижать текущие издержки производства (себестоимость), а значит, устанавливать те цены, которые на соответствующем этапе выгодны для участников олигополистического рынка.
На тех предприятиях, где концентрация капитала невысокая, а следовательно, невозможно повысить эффективность промышленного производства в результате применения новой техники и прогрессивной технологии, текущие затраты на производство и реализацию продукции растут и могут превышать рыночные цены. Естественно, при такой экономической ситуации эти промышленные предприятия не могут выдержать жесткой, основанной на тайном сговоре конкуренции , и разоряются.
Деятельности
Слово «предприятие» происходит от слова предпринимать что-либо, вести дело. Условно можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны деятельности предприятия.
Внутренняя деятельность предприятия заключена в непосредственном производстве товаров и услуг. Ее участниками являются трудовой коллектив в лице работников и управленцев; собственник предприятия (единоличный либо коллективный); предприниматель.
В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии –– «зарабатывание прибыли». Предприниматель должен обладать особым набором качеств: инициативностью, склонностью к новому и передовому, расчетливостью и т.п. Очень часто предприниматель работает по найму, не являясь собственником предприятия.
Внешняя сторона деятельности предприятия обусловлена отношением с поставщиками, потребителями продукции предприятия, партнерами и соперниками (конкурентами), кредиторами, государственными органами. Предприятие не существует вне окружающей экономической среды.
Предприятие –– обособленная целостная система технологических, социальных, и экономических отношений, выступающая в качестве хозяйственной единицы –– производителя продаваемых потребителям продуктов и услуг.
Из вышеприведенных определений вытекает, что предприятие есть:
- комплекс средств производства, обладающих технологическим единством, приспособленный для изготовления определенного продукта или оказания услуг;
- коллектив людей, связанный определенными социально-экономическими отношениями и интересами;
- целостная микроэкономическая система с завершенным воспроизводственным процессом на основе обособления ресурсов при их полном самостоятельном обороте.
Важнейшей характеристикой предприятия, предопределяющей форму его экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельность).
Полная экономическая свобода (самостоятельность), на базе частной собственности проявляется в следующем:
1) полная самостоятельность предприятия: в распоряжении выпускаемой продукцией, полученной прибылью, установлении цен на продукцию, заработной платы, выборе партнеров и т.д.;
2) полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства;
3) наличие, наряда с общей целью –– максимализацией прибыли, локальных целей производства: обеспечение выживаемости, завоевание рынка и т.п., т.е. свобода целеполагания.
Относительная экономическая свобода, на базе государственной и муниципальной собственности, проявляется в следующем:
1) ограниченная самостоятельность предприятия, регламентируемая курирующим ведомством и правительством;
2) ограниченная ответственность предприятия, выражающаяся в государственной поддержке в форме дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т.п.
3) подчинении цели производства экономическим целям (интересам государства).
Все предприятия (как частного, так и государственного сектора экономики) в процессе функционирования действуют в рамках определенных законов, правовых форм, т.е. в системе правовых отношений. Поэтому предприятие является не только хозяйственным субъектом экономики, но одновременно выступает юридическим лицом –– элементом права.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридически лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Виды предприятий
Предприятия могут быть сгруппированы по различным критериям (признакам):
- по видам производимых товаров и услуг;
- по приоритетным направлениям деятельности;
- степени эффективности производства;
- степени специализации;
- региональной принадлежности;
- по организационно-правовым различиям и т.д.
Рассмотрим более подробно классификацию предприятий по институциональным (организационно-правовым) различиям, связанную в первую очередь с юридическими принципами закрепления собственности (см. рис. 2.1).
Самая многочисленная группа предприятий –– хозяйственные товарищества и общества.
Хозяйственные товарищества и общества –– коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.
Основные права участников хозяйственного товарищества или общества:
- участвовать в управлении хозяйственного товарищества или общества;
- получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомится с его бухгалтерскими книгами и иной документацией;
- принимать участие в распределении прибыли;
- получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимость.
Основные обязанности участников хозяйственного товарищества или общества:
- вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные учредительными документами;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества;
- другие обязанности, предусмотренные учредительными документами.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме: полного товарищества или товарищества на вере.
Полное товарищество –– товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Рис. 2.1 Классификация предприятий по организационно-правовым различиям |
В учредительном договоре полного товарищества необходимо отразить:
- общие сведения, в том числе наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица;
- условия о размере и составе складочного капитала товарищества;
- порядок изменения долей участников в складочном капитале и др.
Управление полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, если иное не предусмотрено в учредительном договоре, например, по большинству голосов. Каждый участник имеет один голос, если иное не оговорено в учредительном договоре.
Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.
Ликвидация полного товарищества осуществляется: по решению учредителей (участников); по решению суда; в случае, когда в товариществе остается единственный участник (такой участник вправе в течении 6-ти месяцев преобразовать товарищество в хозяйственное общество).
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) –– товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.
Фирменное наименование товарищества на вере должно состоять либо из имен всех полных товарищей и слова «товарищество на вере», либо из имени одного из полных товарищей с добавлением слов «и компания».
Учредительный договор, управление и ликвидация товарищества на вере, практически аналогичны тому, что относится к полному товариществу.
Общество с ограниченной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которого разделен на доли, определенными учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которого разделен на доли, определенными учредительными документами; участники такого общества несут солидарную субсидированную ответственность по его обязательством своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
При банкротстве одного из участников –– его ответственность по обязательствам общества разделяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иное не предусмотрено учредительными документами общества.
Акционерное общество –– общество, уставный капитал которого распределен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Законом предусмотрены закрытые и открытые акционерные общества.
Открытое акционерное общество –– акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Открытое акционерное общество ежегодно публикует для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.
Закрытое акционерное общество –– акционерное общество, акции которого распределяются только среди его участников (учредителей) или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Учредители акционерных обществ заключают меду собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения и др. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25 %.
Дочернее хозяйственное общество –– это такое общество, если другое общество (основное) или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Зависимое хозяйственное общество признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 25 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Производственный кооператив (артель) –– добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка сбыт промышленной или сельскохозяйственной продукции, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных, паевых взносов. Учредительный документ производственного кооператива –– устав.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности по решению Правительства РФ (федеральное казенное предприятие). Российская Федерация несет субсидированную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности имущества.
Виды продукции предприятия
Законодательством РФ для всех организационно-правовых форм предприятий гарантируются равные права и возможности. Любое предприятие в условиях рынка самостоятельно определяет вид и количество производимой конкурентно способной продукции (товаров, услуг), выбирает поставщиков и потребителей, определяет цены на продукцию, выбирает методы распространения и продвижения товаров на рынке.
Каждое предприятие самостоятельно формирует свою производственную программу, то есть определяет номенклатуру, ассортимент, количество, уровень качества и сроки изготовления намеченной к изготовлению и реализации продукции. Производственная программа определяется на основе выявленной потребности рынка, имеющихся заказов потребителей, расчетов производственной мощности предприятия.
Номенклатура – перечень наименований отдельных видов выпускаемой продукции или выполняемых работ, оказываемых услуг.
В составе номенклатуры выделяют следующие структурные группы:
1. Готовые изделия,
2. Детали и узлы, выпускаемые как запасные части,
3. Детали и узлы, предназначенные к поставке по кооперации (комплектующие изделия),
4. Продукция вспомогательных цехов (изготовление нестандартного оборудования, спецприспособлений, выработка собственной тепловой и электрической энергии),
5. Разные работы и услуги производственного характера, капитальный и средний ремонты, модернизация оборудования, транспортных средств и т.п., выполненные персоналом данного предприятия.
Ассортимент – это расширенный по сравнению с номенклатурой набор разновидностей продукции определенного наименования, отличающийся конкретными технико-экономическими показателями (типом, размерами, производительностью, мощностью и т.п.).
Формирование товарной политики предприятия включает в себя прежде всего определение объема выпускаемой продукции в натуральных и стоимостных показателях.
Планирование объема продукции в натуральном выражении включает в себя:
- разработка номенклатуры,
- разработка ассортимента продукции,
- выбор единиц измерения,
- определение количества каждого вида продукции, которая будет изготовлена и реализована в плановом периоде,
- разработка плана поставок продукции предприятия по каждому наименованию ассортимента.
На основе плана производства продукции в натуральном выражении разрабатывается план производства и реализации продукции в стоимостном выражении по показателям:
- товарной продукции (ТП),
- валовой продукции (ВП),
- реализованной продукции (РП),
- чистой продукции (ЧП),
- нормативной чистой продукции (НЧП),
- условно-чистой продукции (УЧП).
Показатель товарной продукции характеризует общий объем производства предприятия по полностью законченным и подлежащим реализации товарам, изделиям, услугам. Важнейший признак ТП – завершенность ее изготовления в данном плановом периоде, независимо от того, когда был начат процесс изготовления.
Валовая продукция характеризует объем производства предприятия независимо от степени готовности изделий, работ и услуг. Кроме товарной продукции в нее входит прирост (убль) стоимости полуфабрикатов и незавершенного производства (если длительность производственного цикла подавляющей части изделий превышает 2 месяца).
Полуфабрикат представляет собой полупродукт, но технологический процесс изготовления которого закончен в определенном подразделении (цехе).
Незавершенное производство – полупродукт, технологический процесс изготовления которого не завершен.
Реализованная продукция, в отличие от предыдущих показателей, отражает взаимосвязь производства и потребления. РП – это продукция, предназначенная к реализации. Сюда включается продукция, отгруженная потребителям, но не оплаченная, и готовая продукция на складе.
У всех трех указанных показателей (ВП, ТП, РП) имеется один общий недостаток, который заключается в том, что они в своей стоимостной структуре учитывают не только вновь созданную стоимость, но и затраты прошлого труда, то есть включают повторными счет одних и тех же результатов.
ВП (ТП)
100%
Затраты прошлого труда 70% (материальные затраты [МЗ], амортизация [А]) | Вновь созданная стоимость 30% (зарплата, прибыль) |
Показатель чистой продукции (ЧП) исключает затраты прошлого труда, то есть этих 70%.
ЧП=ТП –МЗ-А
Этот показатель не пригоден для планирования деятельности предприятия вследствие своей не оперативности и сложности расчета.
Нормативная чистая продукция (НЧП) определяется сложением элементов чистой продукции (зарплата, прибыль), исчисленных по нормативам.
Условно-чистая продукция УЧП=РП-МЗ-А-Зк.р., где
РП – объем реализованной продукции в текущих ценах,
МЗ – материальные затраты, в текущих ценах,
А – затраты на амортизацию оборудования,
Зк.р. –затраты на капитальный ремонт в текущих ценах.
Рост показателя УЧП свидетельствует об успешной работе предприятия, независимо от масштабов и темпов инфляции.
Таким образом, для планирования производства и реализации продукции на предприятии идеального показателя не существует. Нужно использовать систему показателей и выбирать из нее те показатели, которые лучше всего отражают специфику работы данного предприятия.
Жизненный цикл изделия
Для определения продолжительности жизни изделия и времени начала предпроизводственной стадии по разработке нового изделия, а также времени начала сокращения спроса и перехода на новую продукцию используются результаты анализа жизненного цикла изделия (рис. 3.1.).
На рис. 3.1. изображены две кривые, характеризующие временные этапы, или периоды выполнения соответствующих функций на протяжении жизненного цикла изделий А и Б.
Жизненный цикл изделия включает два этапа: предпроизводственный и процесс производства и реализации продукции.
Не первом (предпроизводственном) этапе ведутся научно-исследовательские работы (НИР) A(t0t1) и Б(t6t7) по созданию новой конкурентоспособной продукции (технологического процесса) для замены продукции, устаревшей или не пользующейся спросом. На этой стадии определяются результаты материализации НИР, масштабы распространения новой продукции (рынки и их емкость), направление работы на последующих стадиях.
В этот же этап входят опытно-конструкторские работы (ОКР) A(t1t2) и Б(t7t8) с определенным объемом экспериментальных исследований, которые завершаются техническими проектами и составлением рабочей конструкторской документации.
Сюда же включена технологическая подготовка производства (ТПП) A(t2t3) и Б(t8t9), которая является продолжением конструкторской стадии. Ее цель –– разработка методов изготовления спроектированной продукции. Качество технологической подготовки предопределяется минимализацией трудовых и материальных затрат на осуществление технологических процессов, изготовление и сборку изделия при рациональном использовании производственных фондов.
Первые две стадии могут быть объединены в комплексную стадию НИОКР (t0t3 и t6t9). Основная функция НИОКР –– производство новой продукции в определенный период, объем которой позволяет обеспечить необходимую прибыль. В целом предпроизводственный этап –– это этап зарождения идеи и разработки нового товара на рынке.
Второй этап процесс производства и реализации продукции –– включает четыре стадии. На первой стадии –– внедрение (t3t4 и t9t10) –– продукция производится в небольшом объеме при резко возрастающих затратах на рекламу и сервис. В отдельных случаях затраты могут превышать оптовые цены промышленного предприятия. При отсутствии на рынке конкуренции, т.е. если продукция представлена единственным производителем, цена может быть искусственно, т.е. монополизирована на какой-то промежуток времени, что позволяет обеспечить пр