Сервисный бизнес в структуре властных и имущественно-правовых отношений на местах
Любое предпринимательство развивается в рамках конкретной территории (республики, края, области, города, района, села), в пространстве регионального хозяйства и локального менеджмента. В этих масштабах пересекаются интересы множества субъектов управления и хозяйствования. Предпринимательство сферы услуг также оказывается интегрированным во множество локальных формирований с соответствующими административно-управленческими, правовыми, экономическими структурами.
Рассмотрим те отношения, которые складываются между местной (региональной и муниципальной) властью, с одной стороны, и предпринимателями сферы услуг, с другой. Подобные отношения приобретают иной характер, нежели те, которые складывались в советское время между органами местной власти и работниками сферы услуг. Тогда они определялись в основном иерархией руководства и контроля, с одной стороны, а также подчинения и отчетности, с другой. В нынешних условиях наиболее важным оказывается то, что между местной властью и предпринимателями сферы услуг обнаруживается немало общих целей и задач. Связующим звеном их активности выступает население региона.
Перенос центра развития на региональные сообщества наделяет органы местной власти немалыми ресурсно-управленческими возможностями и вместе с тем большей ответственностью перед населением. Со своей стороны население постоянно формирует спрос на благоприятные условия жизни, рабочие места, продукты, товары и услуги, а также на возможности индивидуальной рекреации, духовного развития. В изменившихся условиях важнейшим критерием развития регионального сообщества и местной экономики становится соответствие предложений спросу населения.
Все это заставляет органы локальной власти добиваться своей основной цели - эффективного функционирования хозяйственного комплекса региона, создания рабочих мест, развития местной социальной инфраструктуры в целом. В этой ситуации власти заинтересованы в развитии регионального предпринимательства сферы услуг, нацеливая частный бизнес на удовлетворение различных запросов населения, на обеспечение их расширенного воспроизводства. При этом в некоторых сегментах социальных услуг местная власть может выступать партнером или конкурентом частного бизнеса, так как властные органы располагают собственными предприятиями сервиса и выступают в качестве предпринимателей*.
* См.: Воронин А. Г., Лапин В. А.. Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998.
В складывающихся условиях между региональной и муниципальной властью, с одной стороны, и частным предпринимательством сферы услуг, с другой, формируются равноправные, заинтересованные отношения. Значительная часть частных предприятий сферы услуг действуют в регионе в качестве юридических лиц. Это подразумевает:
♦ самостоятельную имущественную ответственность;
♦ непосредственную независимость от входящих в его состав лиц;
♦ наличие общей цели для входящих в его состав лиц;
♦ наличие целостной организационной структурой.
Вместе с тем в сфере услуг действует множество субъектов экономической деятельности, приобретающих целостную организационную структуру, юридический статус и вместе с тем обладающих разными формами собственности, включая государственную и муниципальную. Разные формы собственности предполагают неодинаковое соотношение прав на имущество участников деятельности и самой организации. По этому критерию в нашей стране сегодня выделяется несколько моделей имущественных отношений.
♦ Учредители государственных или муниципальных предприятий, учреждений остаются собственниками закрепленного за такими организациями имущества. Сами же предприятия и учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом. Данная форма собственности распространена во многих учреждениях и организациях, работающих на транспорте, в системе образования, медицины, а также на местных предприятиях бытового обслуживания, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях досуга и др.
♦ Участники (учредители) хозяйственных товариществ, обществ, кооперативов, передавая имущество организации, т.е. юридическому лицу, теряют на него право собственности. Собственником имущества становится сама организация (юридическое лицо). Вместе с тем у участников возникают права на получение дохода, дивидендов, право на участие в управлении делами, право на ликвидационную квоту. Данная - частная - форма собственности распространена в предпринимательстве во всех сегментах и направлениях сервиса в любом муниципальном хозяйстве и в регионе в целом.
♦ Учредителями выступают как государственные, так и частные структуры. При этом возникают предприятия частно-государственные и частно-муниципальные. В этом случае государственные или муниципальные органы власти владеют определенной долей их имущества (но обязательно меньше половины).
♦ В общественных, религиозных организациях, благотворительных и иных фондах, объединениях юридических лиц их учредителивообще не имеют имущественных прав - ни вещных, ни обязательственных. Однако многие субъекты общественных организаций предлагают населению результаты своей деятельности. Подобные результаты в виде материальных и духовных продуктов способны вызывать общественный спрос и конкурировать с близкими по характеру товарами коммерческого сегмента сферы услуг.
В отечественной предпринимательской практике сферы услуг в настоящее время распространены все указанные выше организационно-экономические и правовые формы собственности, но с заметной поправкой на отраслевую специфику и особенности услуг в тех или иных областях социальной практики. Так, в сфере оптовой и розничной торговли, личных услуг (парикмахерские, мастерские по ремонту и др.) распространены частные и кооперативные организации; в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства - организации с муниципальной формой собственности и т.п.
Особенно многообразными могут быть разновидности организационно-экономических и имущественно-правовых форм предпринимательской деятельности в сфере социального, научно-познавательного, информационного, культурного сервиса. В этих направлениях сервисной деятельности имеется немалый объем невещественных факторов и результатов производства. Значительный объем этих отношений включен в общественное сознание и составляет основу национальной культуры как фундаментальной исторической базы жизнедеятельности народа или регионального сообщества. В производстве такого рода услуг необходимо учитывать следующие типы общественных потребностей, групповых интересов, самодеятельных форм активности:
♦ всего общества в целом, что отображается в осуществлении социальной, научной, культурной политики государства, в наличии государственной собственности на целый ряд культурных, научных, информационных учреждений и организаций;
♦ разных этносов и народов внутри государства, а также их общественно-культурных организаций и объединений, что позволяет им осуществлять обслуживание в этой сфере на основе самодеятельной активности;
♦ разных классов и социальных групп населения (работников крупных предприятий, религиозных, общественных организаций и др.), культурных самодеятельных объединений по интересам (рыболовов, охотников, нумизматов и др.);
♦ разных региональных и муниципальных сообществ, что отражается на формах собственности властных органов разных уровней (региональная, муниципальная) и видах активности в этих сферах;
♦ коммерческих структур, стремящихся вкладывать свой капитал в указанные сферы деятельности как в бизнес.
Подобная многосторонняя заинтересованность и активность разных субъектов социально-культурной, научно-познавательной, информационной активности не позволяет генерировать в этих областях услуги преимущественно на частнокоммерческих основах. При производстве услуг здесь формируются разнообразные организационно-экономические виды предпринимательства и различные отношения собственности.
Проиллюстрируем данный вывод на примере такого сектора сферы услуг, который включается в рыночные отношения с немалыми препятствиями, - культурное обслуживание. В настоящее время в этом секторе в качестве правовых форм представлены:
1. Бюджетные учреждения (библиотеки, музеи, клубы, театрально-зрелищные предприятия и др.).
2. Унитарные государственные и муниципальные предприятия (распространены в сфере кино-, теле-, видеопроизводства и проката, в производстве оборудования для аудиовизуальной сферы, а также цирки).
3. Организации общественных и конфессиональных структур - их организационно-экономическая деятельность тяготеет к бюджетному типу, но включает в себя и полукоммерческие сегменты (конфессиональные фирмы по организации паломнического туризма, религиозные издательства, партийные издания и др.).
4. Коммерческие организации, работающие самостоятельно или в составе других объединений, компаний, холдингов (работают почти во всех сферах и секторах культуры, начиная от домов моды, эстрады, кончая музеями и выставочными залами).
В зависимости от разных форм организационно-экономической деятельности, а также от сочетания факторов внешней и внутренней среды учреждения обслуживания в сфере культуры могут строить свою деятельность на разных финансовых основах и источниках.
♦ бюджетные организации строят свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с бюджетным кодексом РФ (музеи, историко-ландшафтные заповедники и другие культурные ценности, отнесенные к объектам национального достояния);
♦ бюджетные учреждения, имеющие собственные доходы, могут сочетать принципы бюджетного хозяйства и коммерческого расчета (к ним тяготеют региональные, а также ведомственные учреждения культуры - театры, библиотеки, музеи и др.). Уровень доходов некоторых из них позволяет осуществлять деятельность в режиме полной самостоятельности;
♦ организации культуры, работающие в соответствии с задачами, поставленными общественными, религиозными и другими объединениями, фондами; как правило, финансируются за счет этих организаций, фондов, а также имеют некоторый доход от своей деятельности;
♦ организационные структуры, работающие в сфере культуры при поддержке коммерческих структур, преследующих чисто коммерческие цели путем эксплуатации результатов культурной деятельности (демонстрация деятельности художественно-творческих коллективов, реклама товаров, прокат фильмов и др.);
♦ коммерческие организации культуры, работающие непосредственно на рынок и получающие доходы исключительно от реализации созданных ими культурных благ и услуг (частные театральные труппы, «вахтовые» театры, временные концертные коллективы и др.)*.
Если говорить о предприятиях сферы услуг в целом, то особо следует сказать о действии на территории Российской Федерации сервисных предприятий с иностранным капиталом и иностранными инвестициями. Они действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ, товариществ, предусмотренных законодательством РФ. Имеются следующие их виды:
♦ предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
* См.: Иванов Г. П., Шустрое М. Э. Экономика культуры. М., 2001; Морозова Е. Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб., 2002.
♦ предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
♦ филиалы иностранных юридических лиц.
Особо укажем на предприятия сервиса, работающие в российских регионах с иностранными инвестициями. Подобные предприятия могут осуществлять в нашей стране различные виды сервисной деятельности, хотя в некоторых случаях необходимо выполнение ими ряда условий. Так, для ведения страховой или посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка России. Правительство РФ оставляет за собой право определять иные виды деятельности, связанные с сервисом, которые осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями только на основании специального разрешения (лицензии).
Подробнее стоит остановиться на тех отношениях, которые складываются между представителями муниципальной власти и предпринимательской активности в конкретном населенном пункте или на определенной поселенческой территории. Муниципальные образования в нашей стране являются либо поселенческими (города, поселки, сельские населенные пункты), либо территориально-поселенческими (сельские районы, сельские округа), либо территориальными (районы Крайнего Севера, малоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока). На властные органы любого типа муниципального образования возлагаются функции, связанные с осуществлением связей между государством и населением конкретной территории, а также между государством и мелким собственником.
Представители муниципальной власти являются выборными, т.е. они представляют интересы местного населения, развивая механизм местного самоуправления. Решения органов самоуправления обязательны для населения конкретного муниципального образования.
Вместе с тем самоуправление, в отличие от государственной власти, - процесс подзаконный, действующий в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти. Государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но и возлагает на них исполнение ряда собственных функций, которые сводятся к реализации интересов и потребностей местного населения.
С одной стороны, органы управления муниципальным хозяйством являются своеобразным подрядчиком, исполняющим государственные функции, - они ведут учет движения населения и собственности, организуют контакты с населением по ряду общегосударственных функций (например, по социальному обеспечению) и др. С другой стороны, местное самоуправление регулирует проблемы развития местного территориального сообщества и особенно развитие муниципального хозяйства.
Муниципальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на данной территории хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных потребностей его населения. Это хозяйство выступает на рынке как самостоятельный субъект, являясь, тем самым, своеобразным акционерным обществом, участниками которого являются все жители муниципального образования. В этом случае «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг.
Выступая одновременно и в качестве власти, и в качестве собственника, органы местного самоуправления наделены правом регулировать важнейшие виды и формы хозяйственной деятельности на своей территории. В этой связи приобретает особую важность то место и роль, которую выполняют хозяйствующие субъекты с разными формами собственности в реализации потребностей населения данной территории. На любой территории есть те хозяйствующие субъекты (независимо от форм собственности), деятельность которых прямо и полностью подчинена интересам населения данной территории, а также иные хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с этими интересами лишь частично.
Муниципальная власть заинтересована в благополучном развитии и тех и других производств. Но особенно много внимания она вынуждена уделять муниципальным предприятиям, ибо они реализуют населению товары, услуги как первой необходимости, так и долгосрочные. Прибыль, которую получают такие предприятия в результате своей деятельности, является собственностью местного сообщества. Поэтому хорошо работающие муниципальные предприятия всегда выгодны местному сообществу. Но добиться этой цели в нынешних условиях муниципальная власть сможет лишь в том случае, если она будет бережно относиться к местному предпринимательству, включая и предпринимательство сферы услуг.
В этом ей способен помочь мировой опыт работы с местным предпринимательством, особенно в сфере малого бизнеса.
Муниципальная власть способна стимулировать развитие малого бизнеса в сфере услуг, создавая для этого организационно-правовые предпосылки. Речь идет о финансовой поддержке, о налоговых льготах, о создании информационной и образовательной базы для предпринимательских структур и др. В особенно сложной ситуации оказываются в российских регионах те представители малого бизнеса, которые работают без регистрации юридического статуса. Эти предприниматели работают либо одни, либо с помощниками из родственников или близких лиц. Чаще всего они ведут свой бизнес посредством личных проб и ошибок, без финансовой поддержки извне (субсидий, банковских кредитов, правового консультирования по проблемам финансов), на слабой информационной базе.
Законодательная база Российской Федерации предусматривает возможность оказания малому предпринимательству как государственной, так и муниципальной поддержки. Эта поддержка может включать в себя следующие направления:
♦ формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
♦ создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
♦ установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
♦ поддержка внешнеэкономической деятельности;
♦ организация подготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
(См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ № 35 от 28 августа 1995 г.; Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ; Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления / Под общ. ред. А. Г. Воронина. М.: Фонд развития местного самоуправления, 1995 и др.)
В регионах страны поддержка малого предпринимательства осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Например, при правительстве Москвы действует Департамент по развитию и поддержке малого предпринимательства. В городе функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства, который является некоммерческой организацией. В столице преимущественное право на поддержку имеют субъекты малого предпринимательства, деятельность которых соответствует одному из приоритетных видов деятельности, устанавливаемых правительством города и утверждаемых городской Думой.
Аналогичные меры властей и виды помощи малому предпринимательству оказываются в других городах и регионах страны. При этом финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета (отдельной строкой бюджета), бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и других источников.
К формам льготного предпринимательства следует отнести такие структуры, деятельность которых нацелена на облегчение и оптимизацию предпринимательской активности: ассоциации предприятий малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, технопарки и бизнес-парки, а также предпринимательские сети на основе системы франчайзинга.
Ассоциации предприятий малого бизнеса (AMБ) - это совокупность юридически независимых малых фирм, объединенных для осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории (в области, районе). Они создаются при помощи местных властей. Местная власть, а также местное банковское сообщество координируют деятельность малых предпринимательских структур, оказывая им различную поддержку.
Основными вспомогательными формами АМБ выступают:
♦ привлечение финансовых ресурсов в сферу малого бизнеса с использованием льготных инвестиционных кредитов по схеме залогового депозита;
♦ создание консалтинговой, юридической и аудиторской фирм в рамках ассоциации для обеспечения правовой защиты и оказания методической помощи малым фирмам;
♦ организация информационного центра по направлениям бизнеса фирм - членов АМБ;
♦ содействие фирмам - членам АМБ при проведении маркетинговых исследований рынка по направлениям бизнеса;
♦ оказание образовательных услуг;
♦ обеспечение развития малого бизнеса по приоритетным направлениям на данной территории.
Бизнес-инкубаторы предоставляют более серьезную помощь малым предприятиям, так как они располагают возможностью предоставить профессионально-технологические услуги. К тому же они, как правило, поддерживаются правительственными или международными организациями.
К профессиональным услугам бизнес-инкубаторов относятся: предоставление коммуникаций, компьютерных сетей, информационно-поисковых систем, ксерокопирование, расходные материалы для офиса, почтовые и рекламные услуги, обучение и консультации, охрана помещений и обеспечение безопасности сотрудников, деловая библиотека, аудио- и видеооборудование, автостоянки, камеры хранения, энергообеспечение и др.
Одна из форм участия бизнес-инкубаторов - лизинговый кредит. Клиенты получают возможность использовать лизинг для приобретения оборудования. За пользование лизинговым имуществом фирма ежемесячно перечисляет платежи по льготным процентам.
Одной из наиболее продвинутых форм льготного предпринимательства выступает технопарк. Технопарк - это совокупность научно-технических малых фирм, объединенных в единую организационную систему и занимающихся инновационным бизнесом. При этом каждая фирма сохраняет свою самостоятельность.
Особенность технопарка состоит в том, что на его основе действует централизованная система дорогостоящих технических средств, которая планомерно используется входящими в технопарк фирмами. Как правило, в структуру технопарка входят:
♦ отдел технического обслуживания;
♦ отдел трансфера (передачи) технологий;
♦ международный отдел;
♦ дизайн-центр (конструкторское бюро);
♦ центр консалтинга и экспертизы;
♦ учебный центр;
♦ инновационный центр;
♦ инновационный фонд;
♦ лицензионно-патентное агентство;
♦ отдел информационных услуг.
Администрация технопарка обычно бывает небольшой по численности - 10-12 человек. Но она обеспечивает огромный объем работы, связанный с формированием инфраструктуры фирм. В ее функции обычно входит следующее:
♦ сдача в аренду помещений для офисов, лабораторий, мастерских;
♦ предоставление доступа к средствам телекоммуникации и связи, а также к оргтехнике коллективного пользования;
♦ сдача в аренду технических средств и вычислительной техники;
♦ оказание содействия фирмам по участию в выставках высоких технологий;
♦ реализация проектов по обучению персонала малых предприятий менеджменту, маркетингу, финансовой деятельности и т.п.
Обобщая разные виды помощи и различные стратегии выживания малого предпринимательства на местах, можно сделать вывод, что все они способны оказать значительное воздействие на создание инфраструктуры малого бизнеса, профессионально подготовить российских предпринимателей для самостоятельного ведения дела как на своих территориях, так и на территориях других российских регионов.д
10.3. Индивидуально-личностныеи социально-корпоративные предпосылки развития сервисного бизнеса
В развитии сервисного бизнеса на местах многое зависит не только от объективных экономических, правовых и административно-организационных условий, но и от профессионально-деловых, личных качеств граждан, готовых заняться этим делом. В России предпринимателем сферы услуг (как и любой другой области производства) может стать любой гражданин страны, не ограниченный в законном порядке в своей деятельности, а также гражданин иностранного государства. Статус предпринимателя человек или группа лиц приобретают после регистрации предприятия в установленном законом порядке (без регистрации предпринимательская деятельность запрещается).
В последнее десятилетие для значительной части начинающих предпринимателей отечественного сервиса бизнес оказался новым видом деятельности. В этой ситуации весьма ответственными становились не только первые этапы их предпринимательской активности, но и предшествующий период жизни, мотивы, которые заставляли их заняться этим делом, а также общие представления о сервисной сфере. В этом случае было особенно важно, чтобы начинающий предприниматель понимал сущность деятельности, учитывал множество обстоятельств, связанных с характером труда в сервисной сфере. Так, он должен знать, что:
♦ здесь предпринимательство одновременно имеет дело и с производством и с обслуживанием, что требует от бизнесмена профессионального опыта, особого склада характера, умения ладить с самыми разными людьми;
♦ многие сектора сферы обслуживания своей кажущейся простотой и высокими доходами привлекают лиц, стремящихся быстро заработать капитал любой ценой. Такие бизнесмены повышают уровень риска, создают предпринимательству в сфере услуг дурную славу в общественном мнении;
♦ обслуживание - это всегда прямое контактирование с разными людьми, учет их интересов, забот, эмоциональных состояний. Посредством своей деятельности работники сферы сервиса нередко оказываются причастными к решению жизненно важных проблем множества семей, конкретных личностей;
♦ выступая заказчиком и оплачивая услугу, человек становится особенно пристрастным, придирчивым к качеству работы. Зачастую его оценка усилий производителя услуги может быть несправедлива и обидна для последнего;
♦ множество операций в сфере сервиса комбинированы, большинство их производится одновременно, что требует высокого уровня координации в весьма сжатые сроки со стороны всего персонала и в первую очередь менеджмента;
♦ многие виды работ сферы услуг связаны с круглосуточным функционированием предприятий, с дежурствами, работой в праздничные и выходные дни, персонал часто вынужден работать во внеурочное время;
♦ в ряде направлений сервиса сезонные колебания, а также непредсказуемые всплески и падения спроса делают предпринимательскую активность крайне неритмичной, трудно прогнозируемой;
♦ многие предприятия сервиса нуждаются в немалом объеме труда неквалифицированного или низко квалифицированного;
♦ многие виды работ в сфере услуг мало оплачиваемы;
♦ здесь велика доля молодежного, женского и почасового труда, а также трудится немало работников из других стран;
♦ в этой сфере распространена текучесть кадров внутри отдельных фирм, в отрасли, между отраслями.
Перечисленные выше факторы и обстоятельства предпринимательской деятельности в сфере услуг формируют ряд требований к индивидуальным качествам людей, которые посвящают себя этому бизнесу. Заранее невозможно сказать, кто имеет наибольшие шансы стать хорошим предпринимателем в условиях современной конкурентной среды. Это становится очевидным только на практике.
Но практика одновременно свидетельствует о том, что предприниматель это чаще всего энергичный, изобретательный человек, у которого есть вкус к новаторской деятельности. Он уважает общепризнанные нормы бизнеса, и его нелегко сбить со своих позиций. Успех предпринимателя во многом зависит от того, каковы его знания в избранной области сервиса, от уровня профессиональной подготовки, от того насколько он может развиваться сам и стимулировать развитие компаньонов, ближайших сотрудников. Здесь особенно важно владение знаниями в области экономики, сервисной деятельности, менеджмента. Не последнюю роль играет умение рисковать и просчитывать рискованные ситуации.
В современных книгах по бизнесу доказывается, что талантливыми и удачными предпринимателями может быть лишь небольшая часть населения (в среднем 6-7%), представителям которой свойственны врожденные качества. Действительно, это объективная тенденция, характерная для населения разных стран мира. Поэтому, прежде чем начать предпринимательскую активность, необходимо предварительно оценить перспективы дела и свои возможности развивать его в рамках сферы услуг. С этой целью важно:
♦ выбрать основное направление деятельности в области сервиса. При этом необходимо учесть как собственный опыт, так и экономическую конъюнктуру в масштабах определенной территории, наличие предпринимательской ренты или возможностей роста прибылей;
♦ определить деловую зону своей активности, оценить коммерческие возможности и уровень конкуренции в ней;
♦ просчитать финансовые возможности - определить необходимый уровень затрат, величину оборотных средств для начала бизнес-цикла, размер уставного капитала и возможные источники финансирования;
♦ оценить возможности получения квалифицированной консультации по правовым проблемам, спорным ситуациям, форс-мажорным обстоятельствам и т.п.;
♦ продумать состав коллектива - исполнителей, помощников или компаньонов.
Вместе с тем указанный выше вывод о малом удельном весе талантливых бизнесменов среди населения не следует воспринимать догматически, так как он может стать препятствием в той или иной ситуации, по отношению к конкретным группам людей. Во многих странах в сервисный бизнес уходят из-за возможности начать небольшое самостоятельное дело, преодолеть то отчуждение работника от труда, которое испытывает человек на любом крупном производстве. В современной России помимо этих мотивов дополнительно действуют такие факторы, как необходимость выживания в условиях экономического спада и безработицы. В подобных условиях те, кто решает заняться бизнесом, далеко не всегда ставят задачу быстро стать лидером продаж в своем регионе или непременно добиться богатства. Нередко люди начинают заниматься сервисным бизнесом с целью:
♦ быть самому себе хозяином;
♦ помочь выжить семье;
♦ преодолеть трудный период жизни;
♦ из-за отсутствия каких-либо других вариантов выхода из сложной ситуации.
Важно видеть и другое: обращаясь к бизнесу в результате безвыходности, многие начинают совершенствоваться в этом деле. Со временем они могут приобрести необходимые предпринимательские качества характера и даже почувствовать жизненное призвание к бизнесу.
С самого начала в этом деле необходимо сделать верные шаги, чтобы безболезненно вписаться в организационно-правовые, экономические и социальные отношения, характерные для конкретной территории и поселенческой структуры. Так, человек, уже знакомый с каким-либо видом сервиса в силу предыдущего опыта работы, будет иметь в бизнесе немало преимуществ перед новичками. В целом для начального этапа предпринимательской деятельности характерны следующие стадии и общие черты.
1. Обоснование предпринимательской идеи, которая позволяет удачно совместить индивидуальные навыки и профессиональные возможности предпринимателя с потребностями сервисного рынка конкретной территории.
2. Планирование деятельности по важнейшим направлениям: финансовое обеспечение, организационные стороны предприятия, процесс производства услуг, маркетинг, персонал и др.
3. Определение потребностей в ресурсах (как в материально-технических, так и в финансовых), в поставщиках, в продвижении услуг.
4. Начало исполнения проекта - практическая подготовка технических, финансовых, организационных и кадровых предпосылок деятельности.
5. Реализация запланированной деятельности по всем направлениям.
6. Управление делом (фирмой).
Организовав свое дело в сфере сервиса, предприниматель должен видеть его перспективы, активизируя его и повышая надежность. С этой целью необходимо:
♦ развивать формы льготного предпринимательства (особенно на начальной стадии бизнеса);
♦ освоить эффективную форму налогообложения;
♦ снижать степень неопределенности и неоправданных рисков (методы снижения риска и уменьшения потерь - страхование, прогнозирование развития рынка, распределение риска между партнерами, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов и противостояние форс-мажорным обстоятельствам);
♦ повышать надежность защитных механизмов своего дела (от недобросовестных конкурентов, криминальных структур и др.);
♦ повышать выгодность предпринимательства.
К качествам успешного предпринимателя следует отнести следующие:
♦ умение оценить выгодность и перспективность дела;
♦ готовность идти на оправданный риск в определенных ситуациях;
♦ способность быстро реагировать на конъюнктуру и запросы рынка;
♦ умение находить инвесторов, дополнительные источники финансирования, а также надежных партнеров, смежников, поставщиков;
♦ умение видеть цель и работать на результат;
♦ активность, предприимчивость, требовательность по отношению к себе и компаньонам;
♦ умение использовать любую возможность создания конструктивной известности своей фирме, не пренебрегать собственным имиджем;
♦ умение тщательно подбирать ближайших помощников и работать над их профессиональным развитием;
♦ адекватная реакция на конструктивную критику;
♦ способность не создавать ситуации, позволяющей конкурентам обходить фирму.
На продвинутых стадиях предпринимательской деятельности бизнесмен должен обладать способностью предвидеть и просчитывать разные ситуации в области потребительского поведения, человеческих привычек, новых запросов клиентов, что связано с опытом, интуицией, с умением видеть выгоду там, где, казалось, ее невозможно получить.
Раскроем важность предпринимательского расчета и интуиции на примере того, как удачно выбрать место в крупном городе для закусочной или кофейни. В отечественном бизнесе справедливо связывают высокую рентабельность небольших пунктов питания с выгодным местом их расположения. Но что считать выгодным? Наибольшим успехом у предпринимателей пользуются центральные места города, а также транспортные узлы, оживленные улицы и др. - в таких закусочных и кафе, на первый взгляд, неограниченное число посетителей. О выходе бизнеса в так называемые спальные районы предприниматели не желают разговаривать - нерентабельно. Здесь пункт питания жестко привязан к числу жителей района, основная часть которых днем находится на работе.
Однако у центральных мест есть немало уязвимых, с точки зрения бизнеса, сторон: пункты питания здесь заметно пустеют в выходные дни; потоки прохожих неритмичны в разное время дня; период отпусков и плохая погода также могут стать причиной слабой посещаемости.
В последние годы предприимчивые владельцы небольших кофеен успешнсувыходят со своим бизнесом в спальные районы городов, включая окраиЪные. Кофейня или закусочная на окраине требуют меньшего/стартового капитала, чем в центре, а окупаются они быстрее. Однако в этом случае особое внимание следует обратить на проблему их заполняемости в любое время дня. Недостатки территории способны обернуться достоинствами. Устойчивые характеристики населения связаны с предсказуемостью объемов пр