Исторические этапы развития услуг
Содержание
Содержание. 2
Введение. 5
Глава 1. Услуги и жизнедеятельность людей в традиционных сообществах 8
1.1. Дифференциация занятий и социальных ролей в первобытной культуре и архаических сообществах. 8
1.2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира. 10
1.3. Услуги в средневековом обществе Западной Европы.. 14
Глава 2. Услуги и сервисная деятельность в обществе современного типа 17
2.1. Влияние индустриального производства на сервисную деятельность 17
2.2. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа. 21
2.3. Сервисная деятельность в развивающихся странах. 25
Глава 3. Развитие услуг и сервисной деятельности в российском обществе 29
3.1. Объективные факторы развития хозяйствования и услуг в России. 29
3.2. Роль государственных механизмов в развитии услуг. 32
3.3. Отечественные услуги: от традиционных форм к современным. 34
3.4. Уровень жизни населения и сфера обслуживания в советский и постсоветский периоды.. 40
Контрольные вопросы и задания. 43
Литература. 44
Глава 4. Теоретический анализ сервисной деятельности. 46
4.1. Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности. 46
4.2. Подход к изучению сервисной деятельности в рамках «общества потребления» 49
4.3. Теоретические основания анализа сервисной деятельности постиндустриального общества. 52
4.4. Классификация услуг и сервисной деятельности в научном анализе. 54
Глава 4. Теоретический анализ сервисной деятельности. 61
Глава 5. Сервисная деятельность как составная часть экономики. 62
5.1. Экономическая сущность сервисной деятельности. 62
5.2. Сервисная деятельность в структуре хозяйственной практики. 66
5.3. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей 71
Глава 6. Сервисная деятельность в контексте условий жизнедеятельности людей 73
6.1. Зависимость сервисной деятельности от географических, поселенческих и демографических факторов. 73
6.2. Государственно-правовое регулирование сервисной деятельности и выполнение государством сервисных функций. 78
6.3. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений. 81
6.4. Сервисная деятельность как часть культуры.. 82
Контрольные вопросы и задания. 86
Литература. 87
Глава 7. Современный сервис: Расширение пространства взаимодействий производителей и потребителей услуг. 89
7.1. Изменение роли сервисной деятельности в экономическом и общественном развитии. 89
7.2. Интенсификация международного обмена услугами. 92
7.3. Экономические и организационные аспекты сервисной деятельности современного типа. 97
7.4. Особенности развития сервисной деятельности в современной России 106
Глава 8. Адаптационно-динамические характеристики сервисной деятельности 117
8.1. Сервисная деятельность как процесс и его связь с экономической конъюнктурой 117
8.2. Особенности процесса внедрения инноваций в сферу услуг. 120
8.3. Жизненный цикл услуги и учет его особенностей в предпринимательской деятельности. 124
8.4. Процесс обслуживания потребителей. 127
8.5. Формы обслуживания и показатель затрат времени. 131
Глава 9. Качество, безопасность услуг и культура сервисной деятельности 135
9.1. Проблемы качества и безопасности услуг в практике современного сервиса 135
9.2. Управление качеством услуг, контроль стандартов и безопасности обслуживания 141
9.3. Культура сервиса. 146
9.4. Этические основы, деловой этикет и эстетические аспекты сервисной деятельности. 149
Контрольные вопросы и задания. 153
Литература. 154
Глава 10. Развитие российского предпринимательства в сфере сервиса в переходный период. 156
10.1. Особенности предпринимательства сферы услуг и специфика его размещения на территории России. 156
10.2. Сервисный бизнес в структуре властных и имущественно-правовых отношений на местах. 162
10.3. Индивидуально-личностные и социально-корпоративные предпосылки развития сервисного бизнеса. 170
Глава 11. Процессы управления, организационная структура и производственный менеджмент сервисного предприятия. 180
11.1. Особенности общего управления сервисным предприятием. 180
11.2. Организационная структура сервисного предприятия. 185
11.3. Производственный менеджмент. 192
Глава 12. Важнейшие разновидности социального менеджмента на сервисном предприятии. 197
12.1. Использование основ социального менеджмента на сервисном предприятии 197
12.2. Менеджмент персонала. 200
12.3. Взаимодействие с потребителями услуг как управленческая задача 207
Глава 13. Маркетинг и определение эффективности работы сервисного предприятия в целом. 212
13.1. Стратегия и тактика маркетинга сервисного предприятия. 212
13.2. Определение общей эффективности работы предприятия сервиса. 218
Контрольные вопросы и задания. 221
Литература. 222
Введение
Данное учебное пособие предназначено для подготовки специалистов в области сервиса, туризма и гостеприимства, а также домоведения, курортологии. В процессе подготовки этих специалистов предмет «Сервисная деятельность» фигурирует в качестве обязательной дисциплины федерального компонента в перечне общих профессиональных дисциплин. Вместе с тем пособие может быть полезным при подготовке специалистов в области менеджмента (менеджмент организации, гостиничного дела, туризма и др.), а также тех работников высшей квалификации, труд которых так или иначе связан с обслуживанием людей.
В течение последнего десятилетия в нашей стране неуклонно растет спрос на специальности, связанные с сервисом. Между тем учебная литература по дисциплине «Сервисная деятельность» крайне малочисленна. Это во многом объясняется той ситуацией, которая сложилась в отечественной науке и хозяйственной практике по отношению к деятельности, связанной с обслуживанием.
В советский период оказание общественных услуг рассматривалось как разновидность непроизводительного труда, что превращало сферу услуг во второстепенный объект научно-теоретического анализа в отличие от промышленного и сельскохозяйственного производства. В структуре нашей экономики сфера услуг выступала в качестве периферийной составной части, развитие которой финансировалось по остаточному принципу. Это заметно тормозило процессы ее обновления, определяло наличие в ней ограниченного числа направлений и форм обслуживания.
Правда, в период так называемого развитого социализма (70-е и первая половина 80-х годов) официально признавалось, что перед советским обществом стоит задача умножения разного рода услуг с целью удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Однако, несмотря на высокие цели, социально-экономическое понимание услуг оставалось крайне узким, что противоречило повышению роли сервиса в мировой практике. Все же, несмотря на слабую теоретическую основу, советская экономическая мысль смогла выработать ряд адекватных представлений об общественных и индивидуальных потребностях, о способах их удовлетворения. Некоторые из этих разработок могут оказаться полезными в изучении современной сервисной деятельности.
В постсоветский период наша научная мысль, наверстывая упущенное, начинает анализировать сервисную деятельность с широких теоретических позиций. Ситуация в области научных исследований сервиса стала улучшаться. В настоящее время появляются концептуальные разработки, раскрывающие природу сервисной деятельности, а также анализирующие ее отдельные аспекты, направления и разновидности.
Как серьезное достижение в этом направлении отметим четырехтомный труд, созданный профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета сервиса под редакцией Ю. П. Свириденко «Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития» (М., 2000). Авторы исследования, опираясь на современные представления о сервисе, а также исходя из реалий его развития, анализируют различные аспекты и структурные компоненты сферы услуг за рубежом и в России. Это делает данный труд своеобразной вехой в отечественной науке о сервисной деятельности. Ниже, на страницах пособия результаты вышеупомянутой работы использованы в полной мере, что дает нам возможность выразить авторскому коллективу Московского государственного университета сервиса признательность за проделанный труд.
Освоение новых подходов к анализу сервисной деятельности происходит в нашей стране пока недостаточно результативно, что отражается на процессе создания отечественных учебных материалов по сервисной проблематике. Сегодня в российском образовательном пространстве существует несколько разновидностей учебной литературы этого рода. Первую группу составляет литература иностранных авторов, связанная с менеджментом, маркетингом, рекламой сервиса, а также с потребительским поведением населения. К этой группе примыкают учебники, написанные российскими авторами на основе мирового опыта сервиса (преимущественно на материале развитых стран), где российская практика затрагивается в общем виде.
Вторую группу учебников формируют работы, написанные российскими авторами на основе отечественного материала, но анализирующие отдельные аспекты, направления или формы сервисной деятельности, например культуру сервиса, организацию производства на предприятиях общественного питания, туристское обслуживание и др.
В последние годы появились учебные пособия, связанные с рассмотрением сервисной деятельности как целостного хозяйственного и социального феномена, в которых одинаково представлены как теория, так и практика сервиса, освещены особенности организации услуг за рубежом и в России. Такие издания появляются в разных городах страны, но из-за малотиражноеTM и трудностей распространения они остаются недоступными для основной части студентов России.
Нехватка учебной литературы по сервису несколько смягчается тем обстоятельством, что практика сервисной деятельности частично раскрывается в учебниках по общим проблемам экономики, менеджмента, организации производственных процессов. Однако отсутствие полноценных учебников по указанной дисциплине, отвечающих государственным образовательным стандартам, становится все более ощутимым.
Пособие «Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент» ставит целью ознакомить обучающихся с основами дисциплины, проблематика и темы которой предусмотрены государственными образовательными стандартами. В пособии раскрывается теоретическое понимание природы сервисной деятельности, прослеживается ее историческая и современная практика. В понимании сущности сервисной деятельности ключевая роль принадлежит таким теоретическим понятиям, как «сервис», «услуга». Использование в русском языке понятия «сервис» (англ. service - служба; обслуживание) предполагает тот же смысл, что и в английском - «обслуживание, предоставление разного рода услуг». Вместе с тем следует учесть, что в отечественной экономической практике последних десятилетий смысл слова «сервис» приобретал более конкретное значение. В 70-80-е годы сервис в нашей стране связывается преимущественно с комплексом услуг, отвечающих современным требованиям, выполненных квалифицированными работниками, которые трудятся на предприятии, оказывающем услуги по продлению жизни технических новшеств или дорогостоящих товаров известных фирм.
Наряду с понятием «сервис» в нашей стране широко используется понятие «услуга», означающее действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку. Таким образом, ключевой момент в понимании сервисной деятельности связан с представлением о пользе, услуге. Понятия «услуга» и «сервис», приобретают в целом одинаковый смысл. Вместе с тем они могут образовывать в русском языке такое словосочетание, как «сервисная услуга», что призвано отразить современный тип обслуживания.
Теоретическое понимание сервисной деятельности приобретает глубокое содержание, отображающее многогранную природу сервиса. Практика сервисной деятельности ныне трактуется как обширное пространство хозяйственной активности, в которую вовлечены две основные стороны. Так, в ней представлены специализированные структуры, производящие услуги и предлагающие воспользоваться ими на основе рыночного обмена. Для производителей услуг сервисная деятельность выступает разновидностью профессионального труда, бизнеса, управления в сфере хозяйствования.
Вместе с тем в процессе своего труда производители услуг неизбежно сталкиваются с потребителями, которые сообщают сервисной деятельности во многом неэкономические характеристики, порождаемые их интересами, эмоциями, ценностными ориентациями. В пространстве сервисной деятельности потребители услуг выступают другой стороной, которая через рыночный обмен желает получить конкретные блага с учетом своих потребностей. Потребитель предъявляет к сервисной деятельности широкий диапазон специфических требований, усматривая в ней многообразные возможности, позволяющие реализовать свои запросы и нужды.
Такое понимание сервисной деятельности дает возможность подойти к ней как к многоплановому экономическому, социальному и культурному феномену. Она выступает одновременно хозяйственным механизмом удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, важным звеном общественного воспроизводства, распределения и потребления товаров, а также социальным инструментом повышения благосостояния людей. Со второй половины XX в. все более глубоко начинает осознаваться значение сервисной активности как источника социокультурных инноваций, способа динамизации всего общественного развития - через информационное обслуживание, расширение услуг познавательного плана и т.п. Все перечисленные аспекты и подходы к пониманию сервисной деятельности позволяют представить ее как сложный объект междисциплинарного научного анализа.
Одна из задач автора состояла в раскрытии специфики становления и развития сервисной деятельности на основных уровнях ее функционирования - как компонента мировых взаимодействий национальных экономик, как составной части социально-экономической практики конкретных стран и регионов Земли, а также как структурной единицы российского общества и хозяйствования. Отечественному сервису в пособии уделено особое внимание: раскрыта эволюция услуг в дореволюционный период, проанализированы особенности организации обслуживания в советских условиях, рассмотрены трудности становления сервисной деятельности современного типа в переходный период.
Немалую пользу в создании данного пособия автору принесло многолетнее преподавание в московских вузах учебной дисциплины «Сервисная деятельность». Особенно большую роль сыграла работа автора на кафедре культурологии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин МГУ им. М. В. Ломоносова. В настоящее время коллектив кафедры осуществляет профессиональную переподготовку преподавателей и практических работников, желающих получить специальность, связанную с социокультурным сервисом и туризмом. Кафедра начала выпуск учебной литературы по основным предметам указанной дисциплины. Первыми изданиями в этом направлении стали: коллективный труд «Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник» (под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой), «Страхование в туризме» А. А. Гвоз-денко, «История туризма и гостеприимства» Л. П. Воронковой.
Пособие «Сервисная деятельность...» продолжает серию учебной литературы, что позволяет коллективу кафедры более эффективно решать одну из актуальных задач образовательной и экономической практики современной России - готовить специалистов в области современного сервиса.
Раздел I
И СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Литература
Античная цивилизация. М., 1973.
Балдина О. Русские народные картинки. М., 1972.
Бырышникова О. Г., Попов А. В., Шабапина Г. С. Юго-Восточная Азия: Люди и труд. М, 1999.
Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние Века. СПб., 1999.
Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988.
Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭ и МО. 1999. №2.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996.
Жуков С. В. Развивающиеся страны: Сфера услуг и экономический рост. М., 1991.
Западная Европа на пороге третьего тысячелетия: Безопасность, политика, экономика. М., 1995.
I. Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности...
Культура Древнего Египта. М., 1976.
Культура Древней Индии. М., 1975.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Лойберг М. Я. История экономики. М., 2000.
Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.
Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и
зрелища. Л., 1989. Развлекательная культура России XVIII-XIX веков: Очерки истории и
теории. СПб., 2000. Римашевская Н. М., Римашевский А. А. Равенство или справедливость. М.,
1991. Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999.
Раздел II
ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Литература
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального исследования / Пер. с англ. М., 1999.
Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.
Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Отв. ред. А. И. Неклесса. М., 2002.
Глобальное сообщество: Новая система координат / Отв. ред. А. И. Неклесса. СПб., 2000.
Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / П. В. Беспалов и др. М., 2003.
Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век / Пер. с англ. М., 1997.
Кулибанова В. В. Сервисная деятельность. СПб., 2001.
Леш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959.
Глава 6. Сервисная деятельность в контексте условий жизнедеятельности...
Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. М., 1999.
Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации: Путь разума. М., 1998.
Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М, 1999.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Издание официальное. М., 1994.
Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. М., 1985.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
Софина Т. Н. Сфера услуг: Трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.
Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: Закономерности, противоречия, приоритеты. М., 1998.
Сфера услуг в России: Стат. сб. / Пред. редкол. М. Н. Сидоров. М., 2000.
Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свири-денко:В4т. М., 2000.
Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М, 2001.
Раздел III
Культура сервиса
Под культурой сервиса понимается система эталонных трудовых норм, высоких духовных ценностей и этики поведения, принципы которой согласуются как с национальными традициями страны, так и с современными требованиями мировых стандартов, свидетельствуя о качественном обслуживании потребителей.
Говоря о культуре сервиса, можно отнести это понятие либо ко всей национальной сфере услуг страны, либо к одной отрасли (например, к сервису общественного питания), либо к предприятию, фирме. Деятельность конкретного работника также может соответствовать - полностью или частично - требованиям культуры сервиса, выработанным в рамках той разновидности услуг, где он трудится. Вместе с тем культура сервиса на всех указанных уровнях связана между собой, формируя единообразные нормы обслуживания.
Культура сервиса в отдельной отрасли или в любом коллективе не возникает на пустом месте. Корни многих особенностей этого процесса всегда связаны с национальными элементами культуры труда, с профессиональной культурой отрасли и корпоративной среды. Известно, например, что в дореволюционной России у разных ремесленных, торговых корпораций складывались устойчивые критерии культуры обслуживания. Определенные нормы мастерства, этические принципы обращения друг с другом и с клиентами были выработаны у торговцев, у персонала трактиров, бань, постоялых дворов и ресторанов.
Так, было в ходу крепкое купеческое слово, надежность строительных работ, аккуратность и долговечность выполненных заказов мастера-сапожника, портного, эстетические качества столярной работы, уважительное обращение с посетителями трактиров и ресторанов, желание угодить индивидуальным привычкам клиента и др. Подрыв частнопредпринимательских традиций в производстве услуг разрушительно сказался на многих аспектах культуры обслуживания. Однако определенная часть конструктивных элементов обслуживания прошлых времен, тесно связанная с психологией, чертами национального характера россиян, сохраняется вплоть до наших дней. Потребители зачастую не подозревают об этом, замечая в основном недостатки отечественного сервиса. В наши дни идет возрождение многих конструктивных традиций, связанных с культурой сервиса.
В целом перед современным российским сервисом стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры. Множество новых аспектов культуры сервиса приобретают в наши дни всеобщий, интернациональный характер. В этой связи в первую очередь следует указать на рациональные требования к культуре труда, связанные с технической и технологической стороной сервиса, с качеством и динамикой его развития, с психологией и эстетикой обслуживания.
В любой стране предприниматели и менеджеры сервиса готовы использовать национальные традиции обслуживания, если они не противоречат современным требованиям и повышают эффективность сервисной деятельности в целом. Менеджмент сервиса исходит из того, что культурно, т.е. качественно, с высокой степенью совершенства обслуживать потребителей выгодно, прежде всего, для самих работников. Напротив, отсутствие культуры сервиса заметно отражается на снижении доходов предприятия, фирмы.
Поэтому в развитых странах мира менеджмент разрабатывает комплекс единых требований к культуре обслуживания, внедряет его в практику своих фирм и контролирует выполнение. Стратегия менеджмента при этом выстраивается таким образом, чтобы сделать сотрудников единомышленниками администрации, а не навязать персоналу культуру обслуживания (исключительно) приказными методами. С этой целью с работниками проводят специальные занятия, разбирают ошибки и сбои в овладении этикой и эстетикой обслуживания. Если кто-то не стремится соответствовать необходимым требованиям, то после ряда серьезных нарушений с таким сотрудником расстаются.
Подобный гибкий и одновременно жесткий подход не мог быть развит в советской сфере услуг, хотя тогда культуре обслуживания уделялось немало внимания со стороны всех уровней отраслевого руководства. Вышестоящие органы обязывали хозяйственных руководителей бороться в коллективах за культуру обслуживания клиентов. Соответствующие требования записывались в должностные обязанности, вывешивались на видном месте в помещении приема посетителей. За нарушение соответствующих пунктов социалистических обязательств, связанных с культурой обслуживания, по отношению к работнику могли быть приняты административные или экономические санкции.
Однако работник сферы услуг того периода, во-первых, был не заинтересован в эффективной работе - качество и возрастающий объем труда почти не отражались на вознаграждении, во-вторых, некачественное обслуживание было распространено повсеместно и не влекло серьезных последствий для нерадивого работника. Поэтому грубость и невнимательность к потребителю не были редкостью.
Сегодня в практике отечественного сервиса очевидны положительные сдвиги в следующих направлениях:
♦ производители услуг осознают значение потребителей в развитии бизнеса и конкуренции; за потребителя идет борьба;
♦ трансформируются в лучшую сторону многие организационно-технологические стороны обслуживания: исчезли очереди в магазинах, множество операций производятся посредством автоматизации и с помощью компьютерной техники и др.;
♦ больше внимания уделяется эстетическим сторонам обслуживания. Привлекательный вид приобретают витрины, выкладка товаров, интерьеры приемных помещений и контактных зон сервисного предприятия.
Однако многие аспекты культуры обслуживания пока остаются прежними. В связи с этим более детально рассмотрим те требования, которые предъявляются к современной культуре сервиса.
Говоря о культуре сервиса, мы, прежде всего, подразумеваем тот ее аспект, который связан с овладением менеджерами, квалифицированными специалистами, рядовыми сотрудниками фирмы профессиональными основами своей деятельности. Культура труда работника сервисного предприятия или фирмы предполагает наличие следующих профессиональных характеристик их работы:
♦ профессиональной подготовки;
♦ высокого уровня профессионализма (дисциплины, ответственности, владения профессиональными навыками, мастерства, широких знаний);
♦ организационно-технологического совершенствования труда.
Перед менеджментом сервиса стоит задача углубления профессионально-трудовой подготовки работников, повышения их квалификационного уровня, планирования карьерного роста наиболее перспективных среди них.
При этом важно, чтобы все сотрудники понимали значение совершенствования профессионального мастерства, как для индивидуального развития, так и для эффективной работы фирмы. Профессионализм в работе формирует позитивный имидж фирмы в представлении клиентов, что сопровождается растущими доходами, хорошей репутацией в профессиональной среде.
В сервисной деятельности немалое значение приобретают психологические особенности процесса обслуживания потребителей. В этом направлении руководители и работники фирмы должны обращать внимание на следующие стороны своей работы:
♦ культивировать конструктивные индивидуально-психологические качества работников, которые контактируют с клиентами;
♦ направлять в позитивное психологическое русло целостную обстановку обслуживания;
♦ создавать условия для проявления позитивных психологических свойств потребителей.
В первом случае важно осуществлять тщательный подбор работников, которые трудятся в пределах контактной зоны, соприкасаясь с потребителями. Бывает нелегко добиться того, чтобы психологические особенности каждого работника гармонично соответствовали бы тем операциям и характеру труда, которые вменяются в должностные обязанности. В этом случае следует избегать, по меньшей мере, резкого несоответствия между психологией работника и характером труда, например, не поручать работу, связанную с быстрой реакцией, сотруднику с замедленным типом психики.
Сотруднику контактной зоны важно обладать умением входить в контакт с потребителем, способностью ненавязчиво выяснить его запросы и предложить нужный товар или услугу. Например, показывая вещь, образец изделия или объясняя преимущества производимой услуги, работник должен понять психологический настрой клиента. Демонстрируя образец, следует акцентировать внимание на его достоинствах и точных характеристиках. Следует указать и на ограничения. При этом важно не навязывать свою оценку, но и не отказываться от совета в тех случаях, когда клиент его ожидает.
Сам работник должен оставаться доброжелательным и сдержанным в течение всего периода контакта с клиентом. Даже если тот не решается на приобретение товара или услуги, нельзя показывать нетерпения, тем более высказывать неудовольствие. Если клиент не сделал покупку, сотрудники фирмы должны отнестись к нему как к потенциальному покупателю, пригласив заходить в будущем.
Литература
Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: Перевозки. М.; СПб.,
2001. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сб. нормативных документов.
Ростов н/Д., 2003. Ефремова М. В., Чкалова О. В. Сертификация услуг розничной торговли.
М., 2000. Кулибанова В. В. Маркетинг: Сервисная деятельность. СПб., 2001. Курс экономической теории / Рук. авт. коллектива А. В. Сидорович. М.,
2001. Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства.
М., 1999. Лощинский В. М. Сервировка и этикет стола. Минск, 1999. Малые и средние предприятия: Управление и организация / Общ. ред.
Й. Ханне Пихлер и др. М., 2002. Менеджмент системы качества. М., 1997. Новицкий Н. И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции. Минск,
2001. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Издание
официальное. М., 1994. Огвоздин В. Е. Управление качеством: Основы теории и практики. М., 1999. Окрепилов В. В. Управление качеством и конкурентоспособностью. СПб.,
1997. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб., 2000. Сосунова Л. А. Услуги в логистике. СПб., 1998. Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Сви-
риденко: В 4 т. М., 2000. Сфера услуг в России: Стат. сб. / Пред. редкол. М. Н. Сидоров. М., 2000. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях
общественного питания. М., 2002. Уткин Э. А. Этика бизнеса. М., 2000. Федцов В. Г. Культура сервиса. М., 2001.
Раздел IV
И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ
Производственный менеджмент
Современное предприятие сервиса, как и любая иная хозяйственная рационально регулируемая структура, является определенной системной целостностью, представляющей собой синтез организационно-управленческой, производственно-технологической и социально-экономической подсистем. Ко многим подразделам сервисного предприятия применимы такие понятия, как «производство», «производственные участки». Однако в силу различий труда в сфере услуг, а также из-за исторических традиций во многих случаях по отношению к сервисным процессам используются другие термины. Так, не принято говорить об учреждении образования как о производстве - в этом случае отмечают, что здесь осуществляется «учебный процесс». Также особые термины применяются по отношению к лечению людей в больнице, к посещению зрителями театра, к процессам обслуживания клиентов работниками нотариальной конторы и др.
Вместе с тем во всех областях сервисной практики всегда имеется центральное звено, которое составляет процесс обслужива-
* См.: Мун Е. А. Экономика предприятий сферы услуг// Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко: В 4 т. М., 2001. Т. 2.
ния, приобретающее многие черты производственного цикла. С целью рассмотрения особенностей руководства производственно-сервисными процессами выделим их основные производственные структуры. Это позволит говорить об основных направлениях производственного менеджмента, стимулирующих текущие процессы сервисной деятельности (рис. 10).
На рис. 10 представлен комплекс основных звеньев и структур, связанных с управлением разными производственными подсистемами предприятия, а также с менеджментом на среднем и низовом уровнях организации. В некоторых малых и средних фирмах сервиса низовой уровень управления совмещен со средним, что определяется объемами работ и числом работников.
Менеджмент указанных уровней сервисного производства сосредоточен на текущем (до месяца, полугода, года) и оперативном (повседневном) управлении и планировании деятельных оперативно-хозяйственных подразделений (участков, цехов, смен, бригад).
Рассмотрим управление подсистемой основного производственного процесса обслуживания. Данная подсистема включает в себя:
♦ процесс предоставления услуг либо в присутствии потребителя, либо в его отсутствие, либо с выездом работника на место обслуживания вне предприятия;
♦ продукцию в виде вещей, товаров, которые ремонтируются, продаются, изготавливаются, а также сопутствующих товаров;
♦ оборудование, инструмент, вспомогательные материалы и др.;
♦ материалы, энергию, сырье.
Перед руководителями производственной сферы стоит задача оптимизировать процесс эффективного осуществления услуг, используя такие целесообразные действия и операции по отношению к персоналу, как организация, распоряжения, координация действий рядовых работников, предвидение, контроль.
Осуществляя оперативное управление, руководитель упорядочивает все звенья производственного цикла:
♦ регулирует процессы обслуживания, а также организацию учета и контроля его результатов;
♦ организует труд работников, следит за состоянием их рабочих мест. Последнее особенно важно, если рабочее место находится в контактной зоне и приобретает большое функциональное значение для всего процесса обслуживания;
♦ стимулирует качественное выполнение работниками своих обязанностей;
♦ поддерживает эффективные коммуникации между работниками внутри одного подразделения и между работниками разных подразделений;
♦ осуществляет контроль деятельности работников, добиваясь качественного обслуживания.
В практике современного сервиса имеется несколько способов повысить производительность труда без снижения качества обслуживания. Укажем наиболее распространенные среди них:
♦ разделение процесса обслуживания на фазы и сегменты в зависимости от степени контакта с потребителями. Те фазы и сегменты, которые выводятся за пределы общения с потребителями, усовершенствуются за счет рационализации, автоматизации и т.д.;
♦ конвейерный способ обслуживания. Происходит сходное разбиение обслуживания на фазы - потребитель постепенно сам проходит разные фазы. Такой прием целесообразен в тех ситуациях, когда это сокращает время обслуживания без утраты качества услуги;
♦ повышение степени участия клиента в процессе обслуживания - возможно в тех случаях, когда услуги не теряют своей сущности, а клиент позитивно воспринимает свою активность как способ сделать услугу лучше;
♦ установление равновесия спроса и предложения. Особое внимание обращается на возможности снижения пикового спроса (например, очереди в магазинных кассах в конце рабочего дня, повышение спроса на путевки в сезон отдыха и др.). Для этого может быть использовано дифференцированное ценообразование, привлечение дополнительной рабочей силы и др.
В центре оперативного управления находится основное звено обслуживания - взаимодействие с потребителем. При этом персонал нацеливается на отношения с потребителем по принципу «лицом к лицу», «здесь и сейчас». В этом направлении осуществляется контроль за процессами взаимодействия, которые разворачиваются между конкретными работниками (мастерами, специалистами и др.) и клиентами. В задачи управленческого персонала входят функции контроля за соблюдением нормативов обслуживания, стимулирование высокого качества обслуживания, недопущение конфликтов между производителем и потребителем услуги, а также разбор жалоб со стороны клиентов.
На ряде сервисных предприятий существует специфическое звено оперативного управления - организация работ в отсутствие заказчика - ремонт, изготовление, пошив, уборка помещения и др. В данном случае руководитель имеет возможность проконтролировать качество проведенных работ.
Особая разновидность работ - выез