Рациональная бюрократическая организация: теория Макса Вебера. Ее применение в деятельности современных организаций.
Легальное господство - отличительные черты. Состав бюрократического аппарата состоит. Принципы действия чиновников. Противоречия между нововведениями и интересами чиновников. Действия в условиях нестабильной и изменчивой среды.
Стратегический менеджмент
Общая схема процесса стратегического управления. Краткая характеристика этапов данного процесса.
Представить схематично процесс стратегического управления, состоящий из шести взаимосвязанных этапов:
a. выработка миссии и целей организации. На данном этапе целесообразно дать определение понятия «миссия организации», обозначить отличительные особенности миссии организации от целей организации;
b. проведение стратегического анализа. На данном этапе необходимо определить задачи и цель стратегического анализа, требования, предъявляемые к стратегическому анализу, методику его проведения и уровни стратегического анализа;
c. определение стратегических альтернатив. Здесь необходимо дать определение понятия «стратегическая альтернатива» и привести характеристику следующих классификаций стратегий:
1. по уровням иерархии (корпоративная, деловая, функциональная);
2. базовые стратегии развития организации (стратегия ограниченного роста или стабильности, стратегия роста, стратегия сокращения, комбинированная стратегия);
3. конкурентные стратегии (стратегия снижения себестоимости, стратегия дифференциации, стратегия сегментирования рынка, стратегия внедрения новшеств, стратегия немедленного реагирования на потребности рынка);
d. выбор стратегии. На данном этапе необходимо определить критерии, в соответствии с которыми происходит выбор той или иной стратегической альтернативы;
e. реализация стратегии. Характеристика методов внедрения выбранной стратегии, как то: пересмотр бюджетов, перераспределение ресурсов, обеспечение руководства, необходимого для реализации стратегии, изменение организационной структуры, изменение организационной культуры;
f. оценка и контроль стратегии. На данном этапе необходимо привести способы оценки реализуемой стратегии.
Концепция базовых стратегий организации.
Дать характеристику и провести анализ каждой из базовых стратегий организации (стратегия ограниченного роста или стабильности, стратегия роста, стратегия сокращения, комбинированная стратегия).
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Основные этапы процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, как логически упорядоченная последовательность действий по координации выполняемых работ, направленных на достижение поставленных перед организацией целей. Основные свойства процесса разработки управленческих решений. Схемы организации управленческих работ, оргрегламенты, стандарты по управлению, как формы организационных решений, регламентирующие поведение субъектов управления в пределах его компетенции, функциональных обязанностей, административных прав и ответственности.
Классификация управленческих решений. Методы принятия решений.
Принятие рационального решения проблем. Этапы формирования рационального решения. Методы анализа проблем: системный и морфологический. Метод Дельфи. Основные факторы, влияющие на процесс принятия решений: среда принятия решений, личностные характеристики руководителя, информационные и поведенческие ограничения. Взаимосвязь логических эмоциональных аспектов принятия рационального решения
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Свойства организованных систем.
Целостность как важное свойство организованных систем. Динамический гомеостаз и состояние устойчивого равновесия. Свойства эмерджентности, ингрессии, иерархичности и эквифинальности.
2. Структура организации. Определения, классификация, примеры.
Понятие «структуры организации». Механический и органический типы структур. Виды организационных структур. Примеры линейно-функциональной структуры. Примеры дивизионной структуры. Пример матричной организационной структуры.
МАРКЕТИНГ
1. Современная концепция маркетинга (понятие, сущность, функции и виды маркетинга).
Сущность маркетинга. Основные этапы становления маркетинга. Комплексные функции маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля. Рассмотрение основных принципов и концепций маркетинга.