Анализ оборота реализации предприятия торговли
Задание 1. Провести анализ динамики общего объема розничной реализации, анализ товарооборота по группам товаров и периодам года на основании данных таблиц 2, 3, 4. Назвать возможные причины, оказавшие влияние на развитие оборота розничной торговли в динамике, на отклонение фактических данных отчетного года от прошлого и на структуру товарооборота. Дать оценку деятельности торгового предприятия в отчетном году.
Таблица 2- Анализ динамики оборота розничной реализации торгового предприятия
(тыс. руб.)
Год | Розничный товарооборот в действующих ценах | Индексы цен | Розничный товарооборот в сопоставимых ценах (к базисному году) | Прирост товарооборота по сравнению с базисным годом | Прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом | Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, % | ||
цепные | базисные | цепные | базисные | |||||
А | ||||||||
1-й | 9775,2 | 1,0 | 9775,2 | |||||
2-й | 14080,4 | 1,2 | 1,44 | 11733,7 | 1958,5 | 1958,5 | 120,04 | 120,04 |
3-й | 21587,5 | 1,24 | 2,21 | 17409,3 | 7634,1 | 5675,6 | 148,37 | 178,1 |
4-й | 36363,3 | 1,17 | 3,72 | 31079,7 | 21304,5 | 13670,4 | 178,52 | 317,95 |
5-й | 50872,3 | 1,12 | 5,2 | 45421,7 | 35646,5 | 146,15 | 464,66 |
В ходе анализа динамики оборота розничной торговли торгового предприятия за 5 лет, было выявлено, что объем оборота в действующих ценах и в сопоставимых ценах, постоянно растет. Так, например, во 2-ом году объем товарооборота в базисном вырос на 20,04%, в 3-ем году на 78,1%, в 4-ом на 217,95%, ну а в 5-ом году на 364,66% или же на 14342 тыс. руб. Это свидетельствует о положительной деятельности супермаркета «Альфа».
Далее проведем Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия в разрезе товарных групп (таблца3).
Таблица 3- Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия в разрезе товарных групп
(тыс. руб.)
Товарные группы | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+;-) по | Темпы роста, % | ||||||||
сумма, тыс. руб. | уд.вес, % | сумма в дейст. ценах | индекс цен | сумма в сопост. ценах | уд.вес, % | сумме в дейст. ценах | сумме в сопост. ценах | уд.весу, % | в дейст. ценах | в сопост. ценах | ||
А | ||||||||||||
Продовольственные товары, в т.ч. | 32996,1 | 90,74 | ||||||||||
Консервированная продукция | 6759,9 | 18,59 | 9528,4 | 1,04 | 9161,9 | 19,81 | 2768,5 | 2402,0 | 21,5 | 140,95 | 135,53 | |
Гастрономические товары | 7014,5 | 10113,4 | 1,18 | 8570,7 | 18,53 | 3098,9 | 1556,2 | 13,93 | 144,18 | 122,19 | ||
Кондитерские товары | 5956,3 | 16,38 | 7783,5 | 1,07 | 7274,3 | 15,73 | 1827,2 | 1318,0 | 11,8 | 130,78 | 122,13 | |
Вино-водочные изделия | 10120,0 | 27,83 | 13984,8 | 1,10 | 12713,5 | 27,49 | 3864,8 | 2593,5 | 23,22 | 138,19 | 125,62 | |
Молоко и молочные продукты | 2763,6 | 7,6 | 3601,8 | 1,15 | 3132,0 | 6,77 | 838,2 | 368,4 | 3,3 | 130,33 | 113,33 | |
Диабетические товары | 381,8 | 1,05 | 554,5 | 1,05 | 528,1 | 1,14 | 172,7 | 146,3 | 12,83 | 145,23 | 138,32 | |
Непродовольственные товары, в том числе: | 3367,2 | 9,26 | ||||||||||
Косметические товары | 3367,2 | 9,26 | 5305,9 | 1,09 | 4867,8 | 10,53 | 1938,7 | 1500,06 | 13,42 | 157,58 | 144,57 | |
Итого | 36363,3 | 50872,3 | 46247,8 | 11171,2 | 139,90 | 127,18 | ||||||
Анализ таблицы 3 показал, что товарооборот в отчетном году в действующих ценах увеличился на 14509 тыс. руб. в абсолютном выражении или на39,9% в относительном. При анализе оборота в действующих ценах в разрезе ассортиментных позиций установлено, что наибольший прирост продаж происходил по следующим группам:
1. Косметические товары (1938,7 тыс. руб., 57,58%);
2. Диабетические товары (172,70 тыс. руб., 45,23%);
3. Гастрономические товары (3098,9 тыс. руб., 44,18%);
4. Консервированные товары (2768,5 тыс. руб., 40,95%);
5. Винно-водочные изделия (3864,8 тыс. руб., 38,19%);
6. Кондитерские изделия (1827,2 тыс. руб., 30,68%);
7. Молоко и молочная продукция (838,2 тыс. руб., 30,33%).
При анализе товарооборота в сопоставимых ценах в разрезе ассортиментных позиций выявлено, что наибольший прирост продаж происходил по следующим группам:
1. Диабетические товары (146,3 тыс. руб., 38,32%);
2. Консервированные товары (2402 тыс. руб., 35,53%);
3. Косметические товары (1500,06 тыс. руб., 27,18%);
4. Винно-водочные изделия (2593,5 тыс. руб., 25,62%);
5. Гастрономические товары (1556,2 тыс. руб., 22,19%);
6. Кондитерские изделия (1318 тыс. руб., 22,13%);
7. Молоко и молочная продукция (368,4 тыс. руб., 13,33%).
То есть позиции 1-5 как в действующих ценах, так и в сопоставимых ценах поменяли свое местоположение, так как в сопоставимых ценах товарооборот по этим позициям снизился по сравнению с товарооборотом в действующих ценах. Это может объясняться тем, что рост товарооборота в действующих ценах по данным группам произошел за счет роста цен, а не физического объема продаж, что нельзя назвать положительной тенденцией.
Значительных колебаний по удельному весу товарных групп в общем объеме товарооборота не наблюдается, что можно отнести к положительным моментам.
Таблица 4- Анализ оборота розничной реализации торгового предприятия в отчетном году по периодам года (индекс цен 10%)
(тыс. руб.)
Кварталы | Годы | В % к прошлому году | Удельный вес к итогу, % | ||||
прошлый | отчетный | в действ.ценах | в сопост. ценах | прошлый год | отчетный год | ||
в действ.ценах | в сопост. ценах | ||||||
А | |||||||
I | 5418,1 | 6359,0 | 5780,91 | 117,37 | 106,7 | 14,9 | 12,5 |
II | 8581,7 | 12107,6 | 11006,91 | 141,09 | 128,26 | 23,6 | 23,8 |
III | 10690,8 | 15312,6 | 13920,55 | 143,23 | 130,21 | 29,4 | 30,1 |
IV | 11672,7 | 17093,1 | 15539,18 | 146,44 | 133,12 | 32,1 | 33,6 |
Итого | 36363,3 | 50872,3 | 46247,55 | 139,9 | 127,18 |
При анализе показателей по товарообороту торгового предприятия по кварталам прошлого и отчетного периода, наблюдается рост товарооборота во всех четырех кварталах, как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Например, во 2-ом квартале в действующих ценах ТО вырос на 41,09%, а в сопоставимых на 28,26; в 3-ем квартале в действующих ценах на 43,23%, а в сопоставимых на 30,21%.
Задание 2. Построить диаграммы развития оборота розничной реализации торгового предприятия в динамике, по кварталам и в ассортиментном разрезе (в действующих и в сопоставимых ценах).
Рис.1 Диаграмма развития оборота розничной реализации торгового предприятия в динамике, по кварталам
Наблюдается отрицательная динамика в сопоставимых ценах по сравнению с действующими ценами, точно так и, ТО в сопоставимых ценах значительно меньше, чем в действующих. Например, в первом квартале ТО в сопоставимых ценах по сравнению с действующими ценами, уменьшился на 578,09 тыс. руб. или на 9,09%. Это можно объяснить тем, что увеличение продаж в отчетном периоде происходило за счет роста цен, что нельзя отнести к положительному моменту.
Задание 4. Рассчитать влияние изменения цен и физического объема реализации на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия в отчетном году (табл. 5). Определить методом абсолютных разниц или методом цепных подстановок влияние трудовых ресурсов на изменение оборота розничной реализации по данным таблицы 6. Сделать соответствующие выводы.
Таблица 5- Анализ влияния цен и фактического объема продаж на изменение оборота розничной реализации в отчетном году
(тыс. руб.)
Годы | Оборот розничной реализации | Абсолютный прирост (снижение) за год | Темп роста, % | |||||
в действ.ценах | индекс цен | в сопост. ценах | всего | в т.ч. за счет изменения | в действ.ценах | в сопост. ценах | ||
физического объема товарооборота | роста цен | |||||||
А | ||||||||
Прошлый | 1,12 | - | - | - | - | - | - | |
Отчетный | 50872,3 | 1,12 | 45421,7 | 9058,4 | 5450,6 | 139,9 | 124,9 |
В результате анализа влияния цен и фактического объема продаж на изменение розничной реализации в отчетном году, можно сделать выводы, что ТО увеличился на 14509 тыс. руб., за счет изменения роста цен на 5450,6 тыс. руб. и физического объема ТО на 9058,4 тыс. руб. При этом темпы роста в действующих ценах на 39,9%, но с учетом корректировки ТО в сопоставимых ценах на 24,9%.
Рост оборота по реализации товаров и услуг во много зависит от обеспеченности предприятия необходимой численностью работников и уровня их производительности труда.
Степень влияния на объем ТО численность работников и Пт рассчитываем способом абсолютных разниц и способом цепных постановок. Для расчета используем данные по предприятию в динамике (таблица 6).
Таблица 6-Влияния трудовых ресурсов торгового предприятия на изменение объема оборота розничной реализации в действующих ценах в отчетном году
Наименование трудовых факторов | Прошлый года действ.ценах | Отчетный года сопост. ценах | Изменения | |||
Абсолютное (+ -) | Относительное (%) | величина влияния, тыс. руб. | доля влияния, % | |||
А | ||||||
Оборот розничной торговли без НДС, тыс. руб. | 36363,3 | 45421,7 | 9058,4 | 124.9 | 9058,4 | 100,0 |
Численность работников, всего, чел | 103,3 | 1212,11 | 13,4 | |||
Производительность труда одного работника, тыс. руб./чел. | 606,055 | 732,608 | 126,553 | 120,8 | 7846,29 | 86,6 |
Расчет влияния факторов методом абсолютных разниц:
∆ТО(Ч)= ∆Ч*Пт0=2*606,55=1212,11 тыс. руб.
∆ТО(Пт)=Ч1*∆Пт=62*126,553=7846,286 тыс. руб.
∆ТО=∆То(Ч) + ∆ТО(Пт)=1212,11 + 7846,286 тыс. руб.
∆ТО=∆ТО(Ч) + ∆ТО(Пт) = 1212,11,7846,29=9058,4 тыс. руб
Расчет влияния факторов способом цепных постановок:
ТО0=Ч0*Пт0
ТО1,0=Ч1*Пт0
ТО1=Ч1*Пт1
∆ТО(Ч)=ТО1,0-ТО0=Ч1Пт0/Ч0Пт0
∆ТО(Пт)=ТО1-ТО1,0=Ч1Пт1-Ч1Пт0
ТО0=60*606,055/36363,3
ТО1,0=62*606,055=37575,41
То0=62*732,608=45421,696
∆ТО(Ч)=37575,41-36363,3=1212,11
∆ТО(Пт)=45421,696-37575,41=7846,286
Вывод: Факторный анализ влияния Пт и численности работников на объем ТО показал, что основная сумма прироста получено за счет увеличения Пт работников супермаркета «Альфа» на 7846,29 тыс. руб. или на 86,6%
Увеличение численности работников составил 2 человека или 3,4%, что позволило получить 1212,11 тыс. руб. дополнительного ТО или 13,4% от общего объема прироста ТО.
Задание 5. Рассчитать показатели эффективности использования товарных запасов торгового предприятия в отчетном году (табл. 10).
Таблица 10-Анализ эффективности использования товарных запасов торгового предприятия в отчетном году
Показатели | Ед.изм. | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+;-) | Темп изменения, % |
А | Б | ||||
Оборот розничной торговли, без НДС | тыс. руб. | 36363,3 | 50872,3 | 139,9 | |
Однодневный оборот розничной реализации | тыс. руб. | 101,01 | 141,31 | 40,3 | 139,9 |
Фактические товарные запасы на 01.01 | тыс. руб. | - | - | - | |
01.04. | тыс. руб. | 123,3 | |||
01.07. | тыс. руб. | 118,1 | |||
01.10. | тыс. руб. | 114,9 | |||
31.12. | тыс. руб. | 119,3 | |||
Средние товарные запасы | тыс. руб. | 4318,3 | 5225,5 | 907,2 | |
Время товарного обращения | дни | 42,7 | 36,9 | -5,8 | 86,4 |
Скорость товарного обращения | оборотов | 8,4 | 9,7 | 1,3 | 115,4 |
При анализе эффективности использования ТЗ торгового предприятия необходимо рассмотреть следующие показатели:
Время товарного обращения показывает продолжительность пребывания товара в сфере обращения. В отчетном году время товарного обращения снизилось по сравнению с прошлым годом на 5,8 дней, что является положительным моментом, так как в результате ускорения оборачиваемости происходит относительное высвобождение средств из оборота.
Скорость товарного обращения показывает, сколько оборотов совершает средний запас за определенный период времени для получения объема продаж. В отчетном году скорость товарного обращения увеличилось на 1,3 оборота, что также является положительным для предприятия.