Состояние и тенденции формирования Public Relations гостиничного бизнеса Республики Казахстан
Гостеприимство в Казахстане зародилась в древности и получило развитие с появлением Великого Шелкового Пути. Система караванных дорог, которые в древности и в средневековых пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая, служила истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути. Именно здесь были построены крупнейшие торговые центры, где останавливались туристы из разных стран. Города имели торговые постройки и караван-сараи. Размещение всех путешествующих людей в юртах стало просто невозможным и вначале появились постоялые дворы. Часто предлагались самые необходимые услуги: питание, размещение. Для организации ночлега участников караванов вдоль торговых путей затем создавались специальные пункты размещения - караван-сараи, включающие, как правило, помещения для людей и загоны для домашних животных.
Политическая ситуация определяла выбор маршрутов путешественников, купцов и дипломатов. Фактически это и было началом зарождения туризма и гостеприимства. Города славились своими базарами, и в них жили не только мусульмане, но и христиане. В начале ХХ века появилась такая форма путешествий, которая предполагала въезд в лечебные места. Рядом с минеральными месторождениями возводились объекты размещения – санатории, которые славились комфортом и разными развлечениями [72, с. 42].
Зарождение современного туризма и гостеприимства в Казахстане относится к началу ХХ века. Тогда в г. Верном было образовано отделение «Русского горного общества». В 1929 году энтузиасты горного туризма организовали несколько туристских походов по тропам Заилийского Адатау и летом этого же года провели туристский поход на озеро Иссык.
До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии и др. историческая же значимость целого ряда архитектурных, археологических памятников Казахстана фактически не рекламировались и оставались невостребованной.
Казахстан принял первых 26 зарубежных туристов в 1965 году. Становление индустриального рынка туристских услуг в республике, несомненно, началось в советский период, когда основным в СССР был внутренний массовый туризм. На советском пространстве туристская деятельность субсидировалась государством. В Казахстане в это период активно функционировало свыше 20 туристских баз, 12 спецавтопредприятий, 14 туристических гостиниц. Только в Алматинской области в 1970-1980 годах действовали две туристские гостиницы: «Медео» и «Ала-Тау», 9 турбаз и альпийских лагерей. Это был плановый туризм. Безусловно, положительным было то, что туризм, являясь по своей сути профсоюзным, был доступен каждому. Работники предприятий могли предпринимать дальние авиапутешествия с размещением в гостиницах и на турбазах чаще всего бесплатно, а если и платили за путевку, то обычно от 10 до 30 % ее фактической стоимости. Характерное для тогдашней системы экстенсивное планирование приводило к тому, что туристские гостиничные предприятия в Казахстане строились почти в каждом областном центре. Не были определены приоритетные регионы, в которые следовало вкладывать больше средств с перспективой получения большего дохода [73, с. 7].
Специально для приема для иностранных туристов были построены гостиничный комплекс «Отрар» в Алма-Ате и туркомплекс «Казахский аул» в урочище Медео. Кроме того, в городах, где находились агентства «Интуриста», гостей принимали лучшие гостиницы: «Тараз», «Казахстан», «Ишим» и «Восход». В середине 1980-х годов приемом иностранных туристов и отправкой за границу туристов занимались главным образом три организации: ВАО «Интурист», Бюро международного молодежного туризма «Спутник» и Интурбюро при Казтурсовете, которые в разгар туристского сезона принимали 300-400 человек ежедневно. В условиях рыночных отношений туризм в Казахстане не может оставаться придатком профсоюзов и финансироваться государством. Он должен развиваться самостоятельно и как отрасль хозяйственной деятельности влиться в иную экономическую систему, стать индустрией туризма в полном его смысле этого понятия [73, c. 9].
Следует подчеркнуть, что в сфере бытового обслуживания, а также другим видам услуг в Казахстане уделялось второстепенное внимание как менее приоритетным направлениям развития экономики, вследствие чего они оказались отсталыми в социально-экономическом отношении. Между тем в странах с развитой рыночной экономикой сфера услуг доминирует в хозяйственной структуре. Так, в США создана целая индустрия услуг, отличающаяся многообразием форм деятельности, высоким уровнем сервиса, имеющая солидную материальную и финансовую базу.
В условиях плановой экономики гостиничные предприятия обладали целостной и замкнутой системой функционирования, определяемой нормативами централизованного государственного планирования их загрузки. Такой подход не подход не требовал от этих предприятий усилий в области решения проблем заполняемости и поиска потребителя. Руководители гостиниц в советский период времени никогда не занимались проблемой заполняемости номеров, улучшения качества обслуживания. Для привлечения клиентов приходилось реконструировать помещения, улучшать их дизайн, обучать персонал. Менеджмент и маркетинг гостиниц не использовался в полном объеме, особенно в регионах страны [73, с. 11].
В настоящее время гостиничный комплекс «Отрар» не только остается в ряде развивающихся гостиниц, но и во многом расширил спектр услуг. В наиболее живописных местах республики построены туристские базы. Между тем с каждым годом число мест в дополнительных видах средств размещения начинает возрастать быстрее, чем число мест в гостиницах и мотелях. Появляются новые виды дополнительных средств размещения. Зачастую было сложно разграничить основные и дополнительные виды средств размещения, даже в сдаваемых в аренду частных квартирах владельцы, предоставляют отдыхающим те же услуги, что и в гостиницах.
Гостиничный рынок переживает инвестиционный период с начала 1990-х годов. За эти годы построено огромное количество гостиничных предприятий. Многие из них являются совместными предприятиями и входят в различные международные гостиничные сети. Позже, в середине 1990-х годов появился ряд отелей, отвечающих требованиям международных стандартов. Их инвесторами выступили отечественные бизнесмены. Параллельно с приходом инвестиций в гостиничную индустрию увеличилось число обанкротивших гостиниц, тех, которые не соответствовали требованиям рынка [74, c. 14].
В Казахстане гостиничный бизнес по многим причинам не достиг такого уровня, как в индустриально развитых странах, и основными причинами закрытия гостиничных предприятий явились их убыточность из-за резкого роста цен на рекреационные услуги и, как следствие, снижение спроса на них. Современные гостиничные предприятия функционируют в условиях самостоятельного поиска клиентов. Развитие рыночных отношений в экономике республики повлекло за собой рост цен на энергоносители, продукты питания, промышленные товары, транспортные тарифы и вместе с тем увеличение стоимости услуг в гостиничных предприятиях.
Потребность в гостиничных услугах теперь должна выдержать сильную конкуренцию с другими потребностями. Неполная загрузка гостиничных предприятий страны в осенне-зимний период, а иногда и в летний приводит к недополучению планируемой прибыли, что тормозит повышение качества оказываемых услуг. Гостиничный бизнес имеет свои особенности и сложности, которые были рассмотрены выше и которые влияют на маркетинг этой сферы деятельности. Изучение зарубежного опыта, который необходимо было адаптировать в Казахстане, показывает нехватку высококвалифицированных кадров по связям с общественностью и требует дальнейшей их подготовки.
В настоящее время в Республике Казахстан большинство гостиниц – гостиницы с иностранным участием, которые представлены международными гостиничными цепями, такими, как Royal Tulip, Marriott, Rixos, Holiday Inn, Ritz-Carlton и др. Казахстан представлен разнообразием отелей и их услуг. От тридцати долларов в сутки за номер и до 2000 долларов США за люксы, в которых обычно останавливаются прибывающие с визитами президенты, бизнесмены. Все пятизвездочные отели республики принадлежат международным сетям. В г. Алматы расположены Rixos, Inter Continental Almaty, Rixos Astana President Hotel находятся в Астане, в Актау и Атырау первый отель сети Marriot International Ренессанс. По данным Агентства РК по статистике на 1 января 2016 года в Казахстане действует 2370 единиц, которыми было обслужено 4217782 человек. Средняя заполняемость составила 23,8 %. Ежегодный прирост рынка данного вида услуг составляет в среднем 15 %. Многие из объектов размещения имеют давние традиции и хорошую репутацию. Время требует появления новых отелей, создания новых рабочих мест, что очень важно и с социальной, и с экономической точек зрения. Крупные гостиницы Казахстана расположены в основном в юной столице, но вместе с тем развернулась сеть современных отелей в Астане, Актау, Атырау [75].
Отличительной чертой отечественной гостиничной индустрии является ее размытость в классификации. В этом отношении специалисты ориентируются на российский вариант. В Казахстане, как и в России, применяется французская национальная классификация, в соответствии с которой все отели в зависимости от комфортабельности делятся на категории, условно обозначаемые звездами. Такая система, с одной стороны, дает потенциальному клиенту-постояльцу представление об уровне сервиса, а с другой – обязывает администрацию гостиниц выполнять требования, предъявляемые к определенной «звездной» категории. В процессе присвоения категории, по утверждению специалистов, не бывает мелочей: оценивается все, от эстетичности прилегающей территории до качества питания. Так, в одно- и двухзвездной гостиницах в одно-двухместных номерах должны проживать 60-80 % гостей, а в отелях категорий выше трех звезд в таких номерах должны размещать абсолютно всех постояльцев [76, с. 56].
В Советском Союзе существовало «Положение об отнесении гостиниц к разрядам и номеров гостиниц к категориям». Это был нормативный документ (его другое название - К-05 прейскурант), на основании которого всем гостиницам Советского Союза присваивались разряды: люкс, высший класс А, высший класс Б, первый, второй, третий. Вторая часть этого документа касалась номеров: им могла быть присвоена высшая, первая, вторая, третья или четвертая категория. Этот документ датируется 1984 годом. Однако еще до того, как он вышел, существовала другая классификация номеров: люкс, полулюкс и т.д. [77, c. 16].
Система классификации по пяти звездам принята во всем цивилизованном мире. «Звезды» присваиваются не за уровень обслуживания - обязательно высокий, а за количество предлагаемых услуг. в пятизвездочных отелях несколько классов апартаментов, включая двухэтажные, которые называются президентскими.
По принятым на 2016 год казахстанским стандартная на гостиничном рынке сложилась следующая картина: 20 гостиниц сертифицированы по категории «пять звезд», 85 - «четыре звезд» и больше всего гостиниц имеют категорию «три звезды» - 138 (Диаграмма 2). 20 гостиниц проходят по категории «две звезды», а 15 - «одна звезда», уменьшилось число гостиниц категории «одна звезда».
Диаграмма 2 - Количество объектов размещения по категории с 2013 по 2016 гг. [78]
Из диаграммы 2 видно, что по сравнению с 2013 г. число пятизвездных отелей в 2016 г. возросло на 3 единицы, четырехзвездных - на 135. Следует заметить, что в 2016 году на 1 единицу уменьшились гостиницы категории двух звезд.
Неопределенность отражается также на ценовой политике отелей и услугах. Например, некоторые трехзвездные идут по категории четырехзвездных, а иногда цены трехзвездного превышают стоимость четырехзвездного отеля. Но, как считают специалисты «определение категории - внешнее определение. Уровень сервиса - самое главное определение звездности». А его оценивают клиенты. Главное место в гостинице занимает номера, точнее, их совокупность – номерной фонд.
Таблица 12 - Показатели работы объектов размещения за 2016 год по областям [78]
Регион | Число всех номеров, единиц | Единовремен- ная вместимость, койко-мест | Предос-тавлено койко-мест | Заполняемость % |
Республика Казахстан | 23,8 | |||
Акмолинская | 17,3 | |||
Актюбинская | 24,3 | |||
Алматинская | 22,5 | |||
Атырауская | 27,5 | |||
Восточно-Казахстанская | 29,5 | |||
Жамбылская | 15,6 | |||
Западно- Казахстанская | 22,1 | |||
Карагандинская | 23,3 | |||
Костанайская | 18,8 | |||
Кызылординская | 21,9 | |||
Мангыстауская | 21,3 | |||
Павлодарская | 18,9 | |||
Северо- Казахстанская | 21,7 | |||
Южно- Казахстанская | 25,8 | |||
г. Астана | 27,6 | |||
г. Алматы | 28,2 |
По результатам таблицы 12, в 2016 году в республике насчитывалось 60427 номеров, наибольшее их количество имеют гостиницы г. Алматы, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Мангыстауской областях и в г. Астане. В разрезе регионов лидерами по коэффициенту заполняемости выступают Актюбинская, Мангыстауская, Северо-Казахстанская области, г. Алматы и г. Астана. Международный опыт показывает, что в наиболее известных отелях мира коэффициент заполняемости превышает 85 %. Например, уровень заполняемости гостиниц Ritz-Carlton составляет 70 %, что на 9 % выше среднего уровня в отрасли. В Европе коэффициент заполняемости колеблется от 62,3 % в отелях экономического класса до 68,9 % в отелях класса люкс [88].
На рынке гостиничных услуг по-прежнему большую долю занимают гостиницы с ресторанами.
Продуктовая политика гостиниц Казахстана включает следующие пункты: организацию питания, бытовое, культурно-массовое обслуживание и т.д. для всех гостиничных предприятий обычно характерен одинаковый набор услуг.
В претендующих на высокую категорию гостиницах должны быть бизнес-центр, банкетный зал и достаточно вместительный конференц-зал с оборудованием для синхронного перевода, аудио-, видеоаппаратурой, спортивно-оздоровительный комплекс, бассейн с сауной или просто сауна и, наконец, бар и ресторан. Отдельной строкой в стандарте оговаривается вышколенность персонала. Все служащие в многозвездных отелях должны свободно владеть как минимум одним иностранным языком, а служба ресепшен - обеспечить перевод с двух-трех языков.
Таблица 13 - Объем предоставленных услуг предприятиями размещения за 2016 год [78]
Услуги | Показатели (в тенге) |
Гостиницы и прочие места для краткосрочного проживания | |
В том числе: | |
– гостиницы с ресторанами | |
– гостиницы без ресторанов | |
– молодежные туристские лагеря и горные туристские базы | |
– кемпинги | |
– прочие места для проживания |
Статус Алматы как евразийского центра растет, и в городе периодически проводятся саммиты, международные конференции, семинары, выставки, способствуют развитию так называемого конгрессного и делового туризма. Встав на рыночный путь развития, Казахстан приобрел множество иностранных партнеров, а так как в Алматы сконцентрировано наибольшее число совместных предприятий и иностранных представительств, соответственно и гостиничная жизнь города несколько меняется. Появляются новые гостиницы, реконструируются старые. Следует отметить, что хотя престижные отели Алматы и соответствуют «звездным» стандартам, в одной категории могут оказаться, к примеру, санаторий «Коктем» и гостиница «Казахстан», не сравнимые ни по местоположению, ни по инфраструктуре и качеству предоставляемых услуг, в том числе и тех, что входят в стоимость проживания. Проживание в четырехзвездочных отелях возможно лишь состоятельному командированному. Многие из гостей бывшей столицы предпочитают снимать квартиры в районах города, также можно заметить, что на бизнесменов в большинстве и рассчитаны практически все многозвездные отели города. Почти во всех из них имеются бизнес-центры и конференц-залы, способные вместить от 50 до 400 человек. Между тем в перечне гостиничных услуг отсутствуют детские площадки и в некоторых услуги няни. Поэтому семьи с детьми по-прежнему предпочитают снимать квартиры. В предложениях на которые недостатка нет. Состоятельные же гости города, как и семье некоторых горожан, в последние годы арендуют на лето загородные коттеджи, которые совсем не обязательно должны быть частными. Не везде решается и вопрос времяпровождения детей, редко, когда на территории для них предусмотрены детские площадки, специальные неглубокие бассейны. Остро стоит вопрос я нянями, которые за отдельную плату могли бы присматривать за детьми во время отсутствия родителей. Гостю приходится самому звонить по объявлениям.
В южной столице около 5 четырехзвездочных гостиниц, имеющих большой опыт с перестроечных времен такие как «Казахстан», «Отрар», Ambassador и несколько молодых гостиниц. Стоимость номеров некоторых гостиниц г. Алматы приведена в таблице 14.
Таблица 14 - Сравнительная стоимость номеров в гостиницах города Алматы различной категорией звездности за 2016 год [78]
Характерис-тика номеров | Интер-отель Астана | Отрар | Премьер Алатау | Холидей Инн Алматы | Амбас-садор | Казахстан |
Одноместный стандартный | 54 USD | 150 USD | 54 USD | 88 USD | 80 USD | 65 USD |
Двухместный стандартный | 65 USD | 155/163 USD | 65 USD | 110 USD | 90 USD | 78 USD |
Delux | 166/178 USD | 110/130 USD | 80/95 USD | |||
Полулюкс одноместный | 70 USD | 250 USD | 75 USD | 40 USD | 100 USD | 110 USD |
Продолжение таблицы 14
Полулюкс двухместный | 74 USD | 270 USD | 75 USD | 144USD | 110 USD | 120 USD |
Люкс одноместный Люкс двухместный | 80 USD | 338/372 USD | 83 USD | 133/154 USD | 120 USD | 120/160 USD |
Президент-ский люкс | 830/860 USD |
По таблице 14, цены в долларах США по курсу 320 тенге за 1 доллар. Некоторые тарифы включают стоимость завтра и НДС, принимаются карточки. На процессе ценообразования в гостиничной отрасли влияют такие факторы, как месторасположение, бренд, класс. Что касается пятизвездочных гостиниц, то отелей мировых сетей Rixos, Ritz-Carlton, Royal Tulip по мнению профессионалов гостиничного бизнеса, вполне достаточно для того, чтобы обслужить туристов, готовых платить за одноместный номер около 500-600 долларов в сутки (плюс НДС).
Хотя первоначально заявленная цена, которая в мировой практике называется от «стойки», очень часто бывает неокончательной, и номера сдаются со скидками. Они предоставляются, например, корпоративным клиентам или туроператорам, которые сотрудничают с отелем.
Основная прибыль гостиницами зарабатывается весной и осенью, т.е. в сезон деловых мероприятий. Финансово-экономические результаты деятельности гостиниц динамичны, а их абсолютные показатели в рыночных
условиях являются предметом коммерческой тайны. Вследствие этого анализ экономических показателей имеет ограниченный характер.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности гостиничных предприятий имеют две противоположные стороны – доходы и расходы, причем от преобладания одной из них зависит их прибыльность или убыточность. Статьями доходов являются доходы от основной деятельности гостиниц, т.е. предоставления мест для проживания, сдачи в аренду гостиничных помещений и дополнительных платных услуг. Доходную статью также предоставляет бронирование гостиничных мест. Основные статьи расходов гостиничных предприятий – расходы по заработной плате, на основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и т.д. Большинство гостиничных предприятий имеют высокие показатели дебиторской и кредиторской задолженности, которые снижают реальный доход. Дебиторская задолженность возникает по причине реализации услуг в кредит предприятиям. Возмещение этой задолженности является важной задачей гостиничных предприятий.
Для улучшения показателей работы и финансового состояния гостиниц можно предложить следующие мероприятия:
– организация эффективной системы оперативного и статистического учета и контроля за деятельностью гостиниц и отдельных их подразделений;
– своевременное выявление и взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности;
– разработка и внедрение эффективной системы экономического (морального и материального) стимулирования за экономию материальных ресурсов.
Анализ современного состояния гостиничного хозяйства в Казахстане позволяет проследить основные тенденции его развития:
– Достижения гостиничной индустрии Казахстана являются вполне существенными на фоне общемировой тенденции неуклонного роста, процветания и развития данной сферы деятельности. Однако гостиничный фонд страны пока не соответствует международным стандартам. Исключением являются вновь построенные или модернизированные гостиницы с участием иностранных компаний в городах Алматы, Астане, Атырау.
– Введение в эксплуатацию высококомфортабельных гостиниц с участием иностранных компаний в Алматы, Астане, Актау позволило существенно сократить дефицит отелей высокого класса для богатой клиентуры (главным образом направления делового туризма). Стоимость размещения в этих отелях сравнима со стоимостью размещения в крупнейших столицах мира, а иногда даже превосходит.
– Подавляющая часть новых и модернизированных гостиниц входит в транснациональные гостиничные цепи и управляется профессиональными компаниями.
– Отсутствие организационных знаний в области гостиничного маркетинга.
– Не хватает квалифицированного персонала и менеджеров, способных грамотно организовать работу отелей по привлечению клиентов и их обслуживанию (PR-специалисты).
– Несоответствие международным стандартам качества обслуживания при мировом уровне цен на услуги.
Вместе с тем необходимо отметить наличие следующих положительных тенденций:
– Постепенное развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя.
– Персонификация обслуживания и усиление концентрации внимания на запросах и потребностях клиентов.
– Распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей и объединение данных сфер в один гостиничный комплекс (организация питания, досуга, развлечений и др.).
– Широкое использование в последние годы сети Интернет в целях продвижения гостиничных продуктов и услуг.
– Прослеживается тенденция к повышению конкурентоспособности гостиниц, прежде всего за счет их укрупнения при увеличении среднего числа номеров и одновременной вместимости.
Причинами неполной загрузки гостиничных предприятий в настоящее время, по нашему мнению, являются:
– отсутствие платежеспособного спроса на качественные услуги;
– низкий уровень знаний применения элементов маркетинга в гостиничном бизнесе;
– привычки к некачественному, но дешевому сервису;
– малоемкий рынок сервисных услуг гостиниц высокого европейского уровня.
Таким образом, за последние несколько лет отечественный гостиничный бизнес сделал огромный скачок в отношении приближения своих стандартов к мировым классификациям. Увеличился рост числа гостиничных предприятий, а также обновляются и улучшаются условия проживания в уже имеющихся гостиницах.
АНАЛИЗ PR УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЛЯ «HOLIDAY INN ALMATY»